prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 13 14

Vk.com/gia_ege -Бесплатная подготовка к ЕГЭ


Тема 1 Обществознание

Обществознаниеэто сводный учебный курс, содержащий основные выводы современных наук об обществе, о законах его развития, о человеке.

Система наук об обществе:


Социальная философия

Частные социальные науки

Исторические науки

Изучают общество как целостную систему, общие законы его развития и функционирования.

Изучают отдельные стороны жизни общества:

- социология;

- этика;

- психология;

- экономика;

- этнология;

- политология;

- эстетика;

- культурологи;

- педагогика;

- юриспруденция.

Изучаю историю развития общества:

- всеобщая история;

- история культуры;

- история права;

- история науки;

- история экономики;

- другие.


Тема 2 Общество и его типы
Что такое общество?

Узкое значение:

Этап исторического развития человечества (тип социальной системы)

Страна, государство (отдельный социальный организм)

Объединение людей по интересам и целям

Группа людей, объёдинённых происхождением, ценностями

Древневосточное общество, буржуазное общество


Всероссийское общество, американское общество

Спортивное общество, общество защиты животным

Крестьянское общество, дворянское общество



Широкое значение:

Общество – это часть материального мира, выделившаяся из природы (т. е. естественных условий существования человека), но тесно связанная с ней.


По способу социальной дифференциации (или расслоению)

Простые: нет руководителей и подчинённых, нет богатых и бедных (это догосударственные образования)

Сложные: несколько уровней управления, несколько социальных слоёв населения


Общественно-экономические формации:

Первобытность

Рабовладение

Феодализм

Капитализм

Коммунизм

Все равны

Рабы и рабовладельцы

Феодал и зависимые крестьяне

Капиталист и пролетариат

Первая фаза социализм


Модернизация (способ производства):

Доаграрное


Аграрное (традиционное)

Индустриальное

Постиндустриальное (информационное)

Общество охотников и собирателей

Скотоводство и земледелие

Промышленность

Информация и сфера услуг


Тема 3 Сфера общественной жизни
Элементы (подсистемы) общества – это сферы общественной жизни, которые взаимодействуют друг с другом.

Экономическая

Социальная

Политическая

Духовная

Производственная деятельность и отношения в процессе производства

Внутреннее устройство общества и взаимодействие социальных групп

Деятельность государства, политических и общественных организаций

Развитие и взаимодействие общественного сознания, науки, искусства, образования


Общественные отношения – это разнообразные связи между социальными группами, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Отношения:

  • Межнациональные отношения;

  • Общественные отношения;

  • Межличностные отношения.


Тема 4 Развитие общества. Прогресс

Прогресс – это развитие, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.


Области прогресса:


  • Экономический прогресс;

  • Социальный (общественный) прогресс;

  • Научно-технический прогресс (НТП)



Модели развития общества

Социальная статистика

Социальная динамика

Нет движения, нет развития

Циклическая (цикличность)

Линейная (линсарная)

Спираль (нелинеарная)

Развитие по кругу (ночь день, зима лето)

Прогресс Регресс

Соединение цикличности и линейного прогресса

Движение Движение

Вперёд Назад


Формы социального прогресса:

Реформа (социальная эволюция), т. е. постепенно;

Революция, т. е. скачкообразный.
Учёные о критериях прогресса (критерий это мерило, показатель):

Ж. Кондорсе

Развитие человеческого разума

Вольтер

Торжество разума и просвещения

Ш. Монтескье

Улучшение законодательства

Ж. Ламеттри, Д. Дидро


Счастье и «разумный порядок»

Ф. Шеллинг

Правовое устройство

Г. Гегель

Сознание свободы

А. И. Герцен

Развитие знаний, распространений просвещения

К. Маркс

Овладение природой, развитие производства


Критерий должен быть универсальным, т. е. работать вне зависимости от стран, идей, уровня развития.

Исторический процесс – это путь человечества с древнейших времён до настоящего времени, это реальная общественная жизнь людей, их совместная деятельность, проявляющаяся во взаимосвязанных конкретных событиях.

Основа ИП – это события, т. е. те или иные прошедшие явления, факты общественной жизни.

Объект ИП – это вся историческая действительность, общественная жизнь и деятельность.

Субъект ИП – это все участники ИП: индивиды, их организаций, великие личности, социальные общности.

Результат исторической деятельности – история.

Историческая личность – это человек, деятельность которого оказывает влияние на ход и исход крупных исторических событий.

Культ личности – это слепое преклонение перед исторической личностью, наделение её сверхчеловеческой способностью творить историю по своему собственному произволу. Вред культа личности состоит в принижении роли народа как творца истории (народ превращается в массу).

«Личность может творить историю по своему усмотрению» (В. Гюго);

«Личность творит историю только вместе с народом» (П. Прудон);

«Только народ творит историю, т. е. личность не влияет на объективный ИП» (Марксисты).

Тема 5 Глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы – это результат объективного процесса развития общества.

Глобальные (общепланетарные) проблемы современности – это проблемы, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизаций.

Признаки:


  • Угрожает всему человечеству;

  • Носит планетарный, общечеловеческий характер;

  • Нуждается в неотложных мерах по их устранению;

  • Решение возможно в рамках всего человечества.

Сущность глобальных проблем:

Предотвращение ядерной войны

Исключение войны как способа решения международных проблем, несущего в себе массовые разрушения и гибель людей, порождающего агрессию, стремление к насилию

Энергетическая

Растущий разрыв между высокими темпами развития энергоемких производств и ограниченностью запасов органического топлива (уголь, нефть, газ)

Экологическая

Хозяйственная деятельность человека ведёт к возрастанию нагрузки на природу: обеднений запасов сырья, загрязнение почвы, воды, воздуха, изменения климата, воздействие на животный и растительный мир

Демографическая

Рост населения (урбанизация) увеличивает потребность в продовольствии и промышленных товарах, всё это приводит к ещё одной проблеме – нехватка продовольствия

Здравоохранение

Эпидемии малярии, гриппа, венерических болезней, СПИДа.

Преодоление отсталости слаборазвитыми странами


Отставание экономик, отсутствие из-за этого нормальных условий жизни у населения

Терроризм

Борьба с международным терроризмом одна из острых проблем современности, терроризм проявляется из-за экономических, политических и религиозных отношений

Девиантное поведение

Алкоголизм, курение, наркотики, суицид


Глобализация – это общепланетарные процессы (глобальная ситуация, глобальное развитие), охватывающие всю природу, науку, человечество, отражающие взаимосвязь стран, народов и не зависящих от человека вечных явлений природы.

Интернационализация – это сближение наций и народов мира во всех сферах общественной жизни.
Тема 6 Свобода
Статья 3 Всеобщая декларация прав человека: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность».

Личная неприкосновенность – это первая предпосылка (условие) свободы.


Свобода

Естественное право человека

Высшая ценность человеческой жизни

Идеал (основная идея) либералов

Одна из основных составляющих мирового стандарта демократии

Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств

Объект свободы является критерием социального прогресса

Свобода – это способность человека действовать соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Условия существования свободы:


  • Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за использование ею;

  • Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной.




Свобода в деятельности человека

Относительная свобода во внешних условиях жизни

Абсолютная свобода во внутренней жизни

Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности

В деятельности человека отсутствует внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями


«В учении о предопределении: свободы нет, т. к. все предопределено Богом» (М. Лютер)

«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер)

«Свобода есть право делать всё, что дозволено законами» (Ш. Монтескье)

«Свобода есть познанная необходимость» (Г. Гегель, К. Маркс)

«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» (В. И. Ленин)

«Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Маркс, Энгельс)

«Нельзя нарушить свободу одного, не нарушая свободы другого» (М. Бакунин)

«Свобода нужна образованному, неграмотному – жратва» (Б. Пастернак)


«Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой» (И. Гете)

«Хочешь быть свободным, стань рабом закона»

События истории, устанавливающие свободу:


  • Первая Конституция (США 1787г.);

  • Декларация прав человека (Франция 1789г.);

  • Всеобщая декларация прав человека и гражданина (ООН 1948г.);

  • Конституция РФ (референдум 12 декабря 1993г.).




следующая страница >>