prosdo.ru
добавить свой файл
1
Учебные занятия № 18,19


Тема 2.2 Статистика продукции (работ, услуг)

1.Задачи статистики продукции (работ, услуг).

2.Виды продукции (работ, услуг)

3.Методы измерения продукции. Учет продукции

4.Система стоимостных показателей и способы их исчисления

5.Статистический учет продукции. Виды цен, применяемые для статистического учета

6.Статистический учет продукции : отчетность о производстве продукции, выполненных работах ( услугах), ее показатели, источники данных для заполнения, сроки представления

7.Анализ статистических данных по объему продукции (работ, услуг), номенклатуре, ассортименту.

8.Учет выполнения договорных обязательств

9.Качество продукции и качество производства организации.

10.Понятие и показатели уровня качества

11.Статистическое изучение ритмичности выпуска продукции, выполнения работ, услуг

Учебное занятие № 18

1.Задачи статистики продукции (работ, услуг)

Показатели продукции занимают центральное место в системе статистических показателей любой организации, поскольку с объёмом производства товаров и услуг связан общий размер выручки от их реализации, сумма прибыли, скорость обращения оборотных средств, а также рентабельность предприятия.

Основными задачами статистики продукции являются:

– определение объёма произведённой продукции;

–оценка выполнения плана по продукции;

– оценка выполнения договорных обязательств;

– оценка равномерности и ритмичности производства;

– оценка качества продукции;

–изучение динамики объёма производства продукции.
2.Виды продукции (работ, услуг)

Продукция промышленности представляет собой прямой полезный результат промышленно-производственной деятельности организации (предприятия), выраженный в форме товаров или услуг.

Продукция является результатом деятельности предприятия, поэтому перепроданные без предварительной обработки покупные полуфабрикаты, сырьё не включаются в состав продукции предприятия.


В частности, к промышленной продукции не относятся:

–стоимость услуг всех видов транспорта;

–стоимость продукции подсобного сельскохозяйственного производства, столовых и кухонь;

– выручка магазинов, доходы клубов, домов отдыха;

–доходы от эксплуатации жилых зданий, бань, парикмахерских, прокатных пунктов и других непромышленных подразделений.

Продукция есть прямой результат деятельности, тот продукт, на который был направлен труд. Это означает, что различные возникающие в процессе производства отходы (опилки, стружка, обрезки), даже и реализованные, не являются продукцией предприятия. Однако если из отходов изготовлены продукты (например, древесноволокнистые плиты), то стоимость этих отходов должна быть включена в стоимость продукции.

При этом от отходов производства следует отличать побочную или сопряжённую продукцию, производство которой является необходимым и неизбежным следствием технологического процесса. Это, например, шерсть и щетина, получаемые на кожевенных заводах при обработке кож; сыворотка и пахта, образующиеся при производстве молочных продуктов; отруби и жмых, образующиеся при переработке зерна. Такая продукция планируется и учитывается наравне с основной.

Продукция — это полезный результат деятельности, т. е. бракованные изделия, не соответствующие стандартам или техническим условиям, не включаются в объём производства продукции. Изделия пониженных сортов, но отвечающие установленным стандартам качества, учитываются как годная продукция.

В случае, когда предприятие реализовало отходы или бракованные изделия (например, через магазин «Умелые руки»), их стоимость также не включается в объём производства продукции, а полученная при этом выручка будет учтена как выручка от прочей реализации. Если перед продажей отходы или бракованные изделия подвергались какой-либо доработке (мойке, сортировке, упаковке и т. п.), то в объём производства продукции предприятия должна быть включена только стоимость этой доработки.


Продукция может быть представлена товарами или услугами.

Товары — это изделия, имеющие материально-вещественную форму.

Услуги или работы — это результат таких видов деятельности, которые не создают новые продукты, но добавляют определённую величину к стоимости товаров, произведённых на других предприятиях, поскольку либо придают изделию новые потребительские свойства, либо восстанавливают утраченные.

К работам и услугам промышленного характера, в частности, относятся:

–ремонт и модернизация оборудования, транспортных средств, других промышленных изделий;

– резка досок на стандартные размеры, расфасовка и розлив продукции, полировка, шлифовка, оцинковка, вышивка и другая обработка изделий;

–пуск и наладка оборудования.

Деление продукции на работы и услуги имеет важное практическое значение, поскольку в стоимость услуг не включается стоимость продукта, на который направлена данная услуга. Например, в стоимость капитального ремонта оборудования будет включена стоимость запасных частей и материалов, использованных при его проведении, зарплата производственных рабочих и другие затраты, но не стоимость самого оборудования, подвергавшегося ремонту.

В любой момент времени в процессе производства имеются изделия, находящиеся в различной степени готовности.

Готовая продукция — это изделия, не требующие никакой дальнейшей обработки (или сборки) на данном предприятии и предназначенные для продажи. Они должны соответствовать установленным нормам, требованиям ГОСТ или технических условий, быть снабжены документом, удостоверяющим их качество, и сданы на склад готовой продукции.

Если на предприятии отсутствует склад, то моментом готовности продукции считается её отгрузка или же отпуск потребителю на месте производства. К готовой продукции относятся также работы и услуги, принятые заказчиком по акту приёмки.

Полуфабрикаты — это те изделия, которые полностью прошли обработку и получили документальное подтверждение о готовности в пределах данного цеха, но могут подлежать обработке в других цехах предприятия. Например, чугун, из которого на том же металлургическом комбинате производится сталь. Часть полуфабрикатов может быть реализована другим предприятиям. По своему экономическому назначению такие полуфабрикаты ничем не отличаются от готовой продукции.


Незавершённое производство — изделия, находящиеся в обработке, но ещё не получившие законченного вида. К незавершённому производству относятся, например, не сошедшие с конвейера машины, обрабатываемые на станке детали и т. д.

Поскольку изделия признаются готовыми только после оформления документов, удостоверяющих их качество и приём для сбыта, то продукты, полностью прошедшие все стадии технологического процесса, но ещё не получившие документального оформления, также относятся к незавершённому производству.

Новой считается продукция, производство которой впервые освоено на данном предприятии. Она должна существенно отличаться от продукции, производившейся ранее (не только цветом или фасоном, например), иметь новое название и соответствовать новым техническим условиям.

По показателю «новая продукция» отражаются изделия производственно-технического назначения в течение трёх лет с момента начала серийного или единичного производства, а потребительские товары — в течение двух лет.

Научно-техническая продукция представляет собой зафиксированные на любом носителе новые знания или решения, а также образцы и макеты новых изделий.

Продукция, которая является результатом длительного цикла производства, в соответствии с договором с заказчиком может приниматься и оплачиваться по отдельным этапам изготовления. Это создаёт для предприятия возможность своевременно возобновлять запасы сырья и материалов, иметь средства для выплаты заработной платы и производить другие расчёты. Такая продукция включается в показатель объёма производства по отдельным этапам, а в данные о производстве продукции в натуральном выражении — только по окончанию процесса производства и полном соответствии требованиям готовности изделий.

Объём произведённой продукции исчисляется без стоимости внутризаводского оборота.

Внутризаводским оборотом считается стоимость той части произведённой предприятием продукции, которая используется на собственные нужды основного производства.


Предприятия определяют также объём отгруженной продукции. Под ним понимается стоимость продукции собственного производства, фактически отгруженной (реализованной) в отчётном периоде потребителям (включая продукцию, сданную заказчику на месте).

Продукция, за которую поступили деньги в порядке предоплаты, но ещё не переданная заказчику в отчётном периоде, в составе отгруженной продукции не учитывается. Исключение составляет продукция, оставленная у производителя на ответственное хранение по не зависящим от него причинам.

Моментом отгрузки считается дата сдачи продукции транспортной организации, или дата приёмки продукции заказчиком на месте, или дата подписания покупателем приёмного акта, подтверждающего выполнение работ.
3.Методы измерения продукции. Учет продукции

Натуральный учёт ведётся в физических единицах измерения — штуках, метрах, килограммах и т. д. Некоторые виды изделий имеют несколько единиц измерения, например, ткани учитываются в метрах погонных и квадратных, тракторы — в штуках и по мощности.

Разновидностью натурального учета является учет продукции в условных натуральных единицах измерения.

Для определения объема продукции в условных натуральных единицах измерения (Qусл.натур) следует объем продукции в натуральных единицах измерения (qнат..) умножить на коэффициент пересчета (Кпересч. )

Qусл.натур. = ΣqнатКпересч., ( 1 )

где коэффициент пересчета определяется отношением


Сущность учета продукции в трудовом выражении заключается в том, что объем выработанной продукции измеряется в нормативных человеко-часах, т.е. количеством труда, которое необходимо затратить на выработку данной продукции по действующим нормам. Для этого количество продукции каждого вида в натуральном выражении умножают на нормативную трудоемкость единицы и произведения суммируют.


Полученный показатель правильнее называть показателем объема производственной работы, а не объема продукции. Этот метод используется для контроля за работой цехов, участков, бригад.

Аналогично условно-натуральным показателям, объем продукции (производственной работы) может быть рассчитан в условно-трудовых показателях. В данном случае так же количество разнообразных видов продукции при помощи коэффициентов перевода выражают в условных единицах. Коэффициенты перевода определяют на основе соотношения трудоемкости различных видов продукции.

На промышленных предприятиях ведётся сплошной учёт готовой продукции в натуральном выражении не только по видам, но и по сортам, артикулам и т. д. Но в масштабе отрасли учёт всех без исключения видов продукции нецелесообразен.

Поэтому в статистической отчётности по продукции предприятия показывают в натуральном выражении только те её виды, которые указаны в номенклатуре, установленной органами государственной статистики. Единицы измерения в отчёте также проставляются согласно номенклатуре. Это обеспечивает возможность получения сводных данных о производстве важнейших видов продукции в натуральном выражении в целом по стране.

Учёт продукции в натуральном выражении имеет некоторые ограничения в применении. Он не позволяет получать сводные итоги деятельности экономики в целом, её отраслей и даже отдельных предприятий, производящих однородную продукцию, поскольку не даёт возможности учесть изделия, находящиеся в различной стадии готовности, а также работы и услуги промышленного характера.

Получить показатели объёма производства любой степени обобщения возможно с помощью стоимостного учёта. Он позволяет, кроме того, учесть изменения в качестве продукции. Основой стоимостного учёта являются цены. Они могут быть различных видов в зависимости от состава затрат, которые в них включаются, и от периода действия. Цены могут включать (или не включать) налог на добавленную стоимость, торговые и транспортные наценки, основываться на плановых или фактических расчётах, быть лимитируемыми государством или устанавливаться по договорённости с покупателем.

4.Система стоимостных показателей и способы их исчисления

Объем продукции в стоимостном выражении определяется показателями:

- произведенная продукция - это стоимость продукции, предназначенной для реализации (готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера);

- валовая продукция - это сумма стоимости всех видов продукции, выработанной предприятием и кроме элементов, входящих в состав произведенной продукции, включает изменение остатков незавершенного производства на протяжении расчетного периода, стоимость сырья и материалов заказчика и некоторые другие элементы;

- чистая продукция характеризует вновь созданную стоимость в результате промышленно-производственной деятельности предприятия за определенный период. Она определяется вычитанием из объема валовой продукции материальных затрат и суммы амортизационных отчислений;

- реализованная продукция - это стоимость отпущенной на сторону продукции и оплаченной покупателем в отчетном периоде.
5.Статистический учет продукции. Виды цен, применяемые для статистического учета

В статистическом отчёте по продукции (форма 1-П) предприятия показывают объём производства продукции (работ, услуг) в фактических и сопоставимых отпускных ценах, которые различаются по периоду действия.

Фактические — это цены, по которым предприятия реализовывают или могут реализовать свою продукцию. Оценка продукции в фактических ценах позволяет связать показатели объёма производства и выручки от реализации, определять размер прибыли и уровень рентабельности.

В то же время оценка продукции в фактических ценах не позволяет следить за динамикой производства продукции, так как изменение общего объёма продукции в стоимостном выражении зависит не только от изменения количества товаров, но и от изменения цен. Поэтому для анализа динамики физического объёма производства продукции используются сопоставимые, или постоянные, цены.


Сопоставимыми называются цены одного, взятого за базу сравнения периода. В настоящее время в промышленности в качестве сопоставимых приняты цены января отчётного года, сложившиеся после их первого изменения. Если в январе отчётного года цена на изделие не менялась, то в качестве сопоставимой принимается цена, фактически действовавшая на конец предыдущего года.
Учебное занятие № 19

6. Статистический учет продукции: отчетность о производстве продукции, выполненных работах (услугах), ее показатели, источники данных для заполнения, сроки представления

Промышленные предприятия представляют в органы статистики следующие основные формы статистической отчётности:

–1-П (месячная) «Отчёт о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера», представляется на 2-й рабочий день после отчётного периода;

– 1-П (натура) (годовая) «Отчёт о производстве продукции в натуральном выражении», представляется 20 марта.

Первичными источниками данных для заполнения форм статистической отчётности по продукции являются:

– ведомости выпуска готовой продукции;

–приемо-сдаточные накладные;

– платёжные требования;

–счёта-фактуры, акты выполненных работ;

– и другие документы первичного учёта.

В показатель «объём производства промышленной продукции» отчёта по продукции включаются:

– готовые изделия, произведённые за отчётный период и предназначенные к реализации другим организациям, населению или своим непромышленным подразделениям (своему капитальному строительству и т. п.), то есть за пределы основного производства;

–стоимость работ, услуг промышленного характера, выполненных по заказам со стороны;

– полуфабрикаты своей выработки и продукция вспомогательных и подсобных производств, отпущенные за пределы основного производства;

– стоимость оборудования, инструментов и приспособлений, изготовленных для собственных нужд за счёт средств предприятия (по моменту зачисления в основные средства);


–стоимость новой и научно-технической продукции, изготовленной по заказам со стороны.
7.Анализ статистических данных по объему продукции (работ, услуг), номенклатуре, ассортименту.

Номенклатура продукции – это перечень различных изделий, а ассортимент – это соотношение продукции внутри отдельных наименований, т.е. состав одноименной продукции по видам, типоразмерам. Следовательно, номенклатура и ассортимент продукции количественно измеряются числом ее наименований.

Например, в станкостроении изготавливают токарные, фрезерные, шлифовальные, строгальные и другие станки (это номенклатура). В свою очередь, группа токарных станков подразделяется на токарно-винторезные, токарно-револьверные и другие (это ассортимент).

Важной задачей статистики является анализ выполнения плановых или прогнозных показателей по объему производства продукции. При этом определяется:

а) процент выполнения плана по производству отдельных видов продукции:

= ( 2 )

где qфакт и qплан – фактический и плановый объемы производства конкретных видов продукции;

б) процент выполнения плана по общему объему производства продукции в стоимостном выражении:

( 3 )

где Рплан. – цены на продукцию, принятые в плане.

При изучении выполнения производственной программы нельзя ограничиться определением процента выполнения плана по всему объему продукции и ее отдельным видам (по номенклатуре).

Необходимо также проанализировать выполнение плана по ассортименту выпускаемой продукции. Для этого все готовые изделия оцениваются в единых ценах. Затем стоимость выпуска по всем ассортиментным позициям суммируется и сравнивается с планом; при этом фактический объем производства учитывается в объеме, не превышающем планового задания. Производство продукции по отдельным видам сверх задания в расчет не принимается, чтобы оно не компенсировало недопроизводство по другим ее видам.


Процент выполнения задания по ассортименту рассчитывается как отношение стоимости продукции, зачтенной при определении процента выполнения задания по ассортименту, к производству продукции, соответствующей заданию.

8.Учет выполнения договорных обязательств

Для предприятия важен также анализ выполнения договорных обязательств. С этой целью определяется доля отгруженной в соответствии с договорами продукции за минусом стоимости невыполненных заказов к общему объему продукции, которая должна быть поставлена заказчикам в соответствии с договорами. Например, при общем объеме заказов, равном 800 млн. руб., одному из потребителей не отгружено продукции на 5 млн. руб. Тогда общее выполнение договорных обязательств составит 99,4 %

9.Качество продукции и качество производства организации.

Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Показатель качества продукции представляет собой количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество и рассматриваемую применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.

В различных отраслях промышленности для характеристики качества используются различные показатели.

В машиностроении применяются следующие показатели для оценки качества продукции:

1) показатели назначения продукции, которые подразделяются на:

а) классификационные (грузоподъемность, скороходность, производительность, мощность);

б) конструктивные (удобство управления, размещения, обзора);

в) эксплуатационные (простота и доступность обслуживания, эффективность работы);

2) показатели надежности (безотказность, ремонтнопригодность, сохраняемость и долговечность);


3) технологичность конструкций (простота собираемости, рациональность схемы, их соединения, материалоемкость изделия и др.);

4) показатели стандартизации и унификации (коэффициент нового уникального конструирования, коэффициент повторяемости, коэффициент применяемости, коэффициент серийности и коэффициент экономической эффективности стандартизации);

5) эргономические показатели, которые можно разделить на:

а) гигиенические (температура, влажность, давление, освещенность);

б) антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам тела человека и его отдельных частей и др.);

в) физиологические и психофизиологические (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизическим особенностям человека);

6) эстетические показатели включают гармоничность, выразительность, целостность, оригинальность внешнего вида, соответствие окружающей среде, соответствие стилю и др.;

7) патентно-правовые показатели характеризуют патентную чистоту продукции, ее конкурентноспособность на мировом рынке;

8) показатели экономичности изделия определяют размеры затрат, необходимых для проведения мероприятий, повышающих его качество.

Для определения качества производства выпускаемой на предприятии продукции применяют систему общих показателей, в которую входят:

- доля принципиально новых (прогрессивных) изделий в общем их объеме;

- коэффициент обновления ассортимента продукции;

- доля изготовленной продукции, на которую получены сертификаты;

- доля производственного брака;

- относительный объем сезонных товаров, реализованных по сниженным ценам и др.

Рассмотрим методы обеспечения качества производства организации и политику в области качества, применяемые на передовых промышленных предприятиях.

Основной целью работы таких предприятий является увеличение выпуска и расширение ассортимента безопасной продукции стабильного качества, отвечающей самым высоким требованиям и ожиданиям потребителей. Внедрение современных технологий и системы обеспечения безопасности позволяет проследить весь технологический цикл производимой продукции, начиная от контроля входного сырья и вспомогательных материалов и заканчивая хранением готовой продукции. Это позволяет выявить несоответствия на ранних стадиях, оперативно принять корректирующие меры, следовательно снизить затраты производства на переработку брака, и гарантировать высокое качество и безопасность продукции.


Для достижения поставленной цели придерживаются основных принципов:

–Качество не проверяют, качество – создают. Только постоянное совершенствование и повышение качества обеспечит долговременный успех предприятия.

–Качество продукции начинается с поставщиков. Важной составляющей качества и гарантированной безопасности выпускаемой продукции является получение сырья, соответствующего гигиеническим требованиям и стабильного по своим качественным характеристикам. Каждая партия поступающего сырья и вспомогательных материалов проходит тщательный контроль в производственной лаборатории, которая оснащена современным оборудованием, позволяющим оперативно получать достоверную и актуальную информацию.

–Постоянное совершенствование технологии производства, оборудования. Для обеспечения безопасности и гарантированного качества продукции работы производятся только на самом современном оборудовании, с полным компьютерным программированием. Каждая единица оборудования связана с центральным компьютером для постоянного контроля и получения данных о состоянии производства на каждом отдельном участке.

–Люди - ключ к успеху любого дела. Каждый работник предприятия, от рабочего до генерального директора, отвечает за безопасность и качество продукции в рамках своей компетенции. Сотрудники предприятия постоянно повышают свою квалификацию на зарубежных семинарах, в научно-исследовательских институтах Профессионализм персонала, четкое знание своих обязанностей - залог производства безопасной, качественной продукции.

–Чистота - залог безопасности продукта. Важнейшим условием выпуска безопасного доброкачественного продукта является неукоснительное выполнение установленных санитарных правил и норм.

– Ориентация на потребителя. Постоянно расширяя ассортимент продукции, создавая новые продукты высокого качества.