prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 13 14
Содержание


Введение

Глава 1. Теоретические основы логопсихологии

§ 1. Понятия, цели, задачи логопсихология

Характеристика речи

Речевые нарушения, их причины

§ 2. История развития логопсихологии

Формирование типологии

Речевое и психическое развитие

§ 3. Связь логопсихологии с другими науками

§ 4. Классификация речевых расстройств

Клинико-педагогическая классификация

Психолого-педагогическая классификация

§ 5. Структура отклоняющегося развития речи

Умственно отсталые дети

Дети с ЗПР

Дети с нарушениями слуха

Дети с нарушениями зрения

Дети с тяжелыми речевыми нарушениями

Дети с ДЦП

§ 6. Психопрофилактика речевых нарушений

Вторичная профилактика

§ 7. Специальные (коррекционные) учреждения для детей с нарушениями речи

Критерии отбора в специальные учреждения

Специальные школы

Глава 2. Психическое развитие детей с нарушениями речи

§ 1. Развитие личности и эмоционально волевой сферы

Речь и общение

Психодиагностические методики

§ 2. Восприятие как психическая характеристика

Основные понятия

Особенности восприятия при речевых нарушениях

Диагностика нарушений восприятия

Коррекция нарушений восприятия

§ 3. Слуховое восприятие

Основные понятия

Виды слуховых агнозий

диагностика слуховых агнозий

§ 4. Зрительное восприятие

Виды зрительных агнозий

диагностика зрительных агнозий

§ 5. Осязательное (тактильное) восприятие

Виды тактильных агнозий

диагностика тактильных агнозий

§ 6. Внимание как психическая характеристика

Основные понятия

Особенности внимания при речевых нарушениях


диагностика нарушений внимания

§ 7. Память как психическая характеристика

Основные понятия

Особенности памяти при речевых нарушениях

Диагностика нарушений памяти

§ 8. Мышление как психическая характеристика

Основные понятия

Особенности мышления при речевых нарушениях

§ 9. Воображение как психическая характеристика

Основные понятия

Развитие воображения

Особенности воображения при речевых нарушениях

диагностика нарушений воображения

§ 10. Моторика

Особенности моторики при речевых нарушениях

диагностика нарушений моторики

Коррекция нарушений моторики

Глава З. Развитие речи в норме и патологии

§ 1. Роль речи в развитии ребенка

Периоды развития речи

Психическое развитие при речевых нарушениях

диагностика речевых нарушений

Коррекция речевых нарушений

§ 2. Дословесный период развития речи

Исследование дословесного периода развития речи

Стадии дословесного периода развития речи

Механизмы порождения высказывания у детей

Развитие языковых функций

§ 3. Кризис первого года

Проявления и структура

диагностика и коррекция речевых нарушений

§ 4. Ранний возраст

§ 5. Кризис трех лет

1 Общая характеристика речи

диагностика речевого развития

§ 6. Пятилетний возраст

Психологическая характеристика

Исследование слухового восприятия

§ 7. Особенности дошкольников с речевыми нарушениями

Игровая деятельность

Изобразительная деятельность

Восприятие

Внимание

Память

Мышление и воображение

Личностная и эмоционально-волевая сфера

Речь и общение

Педагогическое обследование


§ 8. Школьный возраст

Нарушения восприятия, внимания и памяти

Нарушения мышления и саморегуляции

Нарушения воображения и коммуникативных способностей

Эмоционально-личностные особенности

Особенности учебной деятельности

Коррекции речевых нарушений

Трудовая деятельность

§ 9. Взаимовлияние возрастных и речевых кризисов

Кризис новорожденности

Кризис первого года жизни

Кризис трех лет

Кризис семи лет

Кризис тринадцати лет

Кризис юношеского возраста

Глава 4. Коммуникативная сфера детей с речевыми нарушениями

§ 1. Личностные особенности человека

Основные понятия

Типы личности при речевых нарушениях

Мотивация общения

§ 2. Особенности коммуникации у детей с речевыми нарушениями

Общая характеристика

Особенности коммуникации при речевых нарушениях

Коммуникативные нарушения у младших школьников

§ 3. Социально-психологические проблемы

Влияние социальных факторов на развитие речи ребенка

§ 4. Коммуникативная дезадаптация детей с ЗПР в раннем возрасте

Особенности стиля общения

§ 5. Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями

Заключение

Список рекомендуемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Активное развитие процесса обмена информации в обществе обусловливает необходимость дальнейшего изучения психологических механизмов коммуникации. Системный анализ (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Куницына и др.) позволяет оценить целостность и многообразие ее проявлений на разных уровнях организации коммуникативных систем (микро уровень — индивидуально-психологические- мезоуровень — межличностные; макроуровень — крупные социально-психологические). Это обусловило создание информационно-коммуникативной концепции (О.В. Трошин), объясняющей универсальные механизмы психологических процессов приема переработки и передач и коммуникативной информации.


Известно, что через процесс общения развиваются все психические свойства, функции человека. Поэтому особо значение имеет психология коммуникации (Г.Ф. Андреева А.А. Леонтьев, Т.Н. Ушакова и др.). Как отмечает И.А. Зимняя, многие науки объединяют свои усилия в изучению речевых процессов: лингвистика, психолингвистика, психосемантика, нейролингвистика, психофизиология психолог поэтому возникла необходимость обосновать междисциплинарный подход, представленный синтологической психологией коммуникации, которая изучает особенности психологической организации единой коммуникативной мета Системы интегрирующей многоуровневую структуру языковых средств, речевой деятельности и способностей, процессе общения через коммуникативное взаимодействие.

Перед психологией коммуникации стоят следующие за дачи:

— исследование психологических особенностей системы языка, речи, общения;

— разработка дифференцированного понятийного аппарата лингвистического, фазического, интерактивного уровней организации процесса коммуникации;

— изучение интетративной структуры коммуникативной метасистемы, ее компонентов, блоков, принципов функционирования;

— анализ психологического содержания трех разделов психологии коммуникации: общего, частного и специального;

— обоснование особенностей синтологической психолингвистики, психосемантики;

— оценка современных принципов и содержания логопсихологии, ее частных направлений;

— создание и внедрение новых методов психодиагностики, психокоррекции, психотерапии.

Психология коммуникации как дисциплина имеет следующую структуру:

Общая психология коммуникации

Психология языка

Психология речи

Психология речевой деятельности

Психология речемыслительных процессов

Психология речевых способностей Психология общения

Частная психология коммуникации

Синтологическая психолингвистика


Синтологическая психосемантика

Психоинформатика

Специальная психология коммуникации

Логонейропсихология

Логонсихология (общая)

Логопатопсихология

Логодиагностика

Логотерапия

Существует два методологических подхода к анализу процесса коммуникации.

1. Коммуникация как интегративный процесс (Р.С. Немов, 1996). С этой точки зрения коммуникация рассматривается как единая система, которая включает контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом.

2. Коммуникация как частный аспект общения (А.В. Петровский, 1995). С этой точки зрения общение оценивается как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместно деятельности. Оно включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который рассматривается как коммуникативная сторона общения. Кроме это го также выделяются перцептивный (взаимовосприятия)и интерактивный (взаимодействие) аспекты.

В современном обществе продолжается увеличение число детей с отклонениями в развитии, в связи с чем важную роль играет внедрение в практическую педагогику и психологию достижений такого раздела психологии коммуникации, как логопсихология.

Логопсихология только начинает складываться как самостоятельная область научных знаний. Сохраняется ее зависимость от лингвистики и психолингвистики, отсутствует дифференциация от логопедии. Не сформировалась и практическая система, нет методологической основы для работы речевыми нарушениями на психологическом уровне.

Поэтому логопсихология до сих пор часто преподается в вузах с позиции логопедии. Но логопедия - это наука нарушениях речи, методах их предупреждения, выявлению и устранения средствами специального обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Нарушениями речи занимаются физиологи, невропатологи, психологи, лингвисты и др. При этом каждый специалист рассматривает их под определенным углом зрения г соответствии с целями, задачами и средствами своей на уки. ‚ дошкольная, школьная и занимающаяся подростками и взрослыми логопедия.


При этом не учитывается, что, по Л.С. Выготскому речь — это прежде всего основная высшая психическая функция, через которую опосредовано формирование все остальных функций. В связи с этим речевую деятельность надо рассматривать не как физиологический механизм артикуляции звуков, слогов и слов, а как психический процесс коммуникации, И расстройство речи с точки зрения коммуникативной теории это нарушение вербально коммуникации.

Данное пособие отражает основные аспекты новой учебной дисциплины педагогических вузов «Логопсихология». Оно подготовлено в соответствии с ГОС—2000 Учебными программами, рекомендованными Минобразования РФ.

При изложении материала авторы придерживались единого плана анализа роли психологических систем в формировании речевых нарушений: общая характеристика психических процессов; их особенности при речевой патологии; организация психодиагностики; методики психокоррекции. Каждая тема завершается выводами, контрольными вопросами для проверки знаний, тестовыми заданиями на усвоение учебного материала и списками литературы для самостоятельной работы студентов.

Данная работа интегрирует материалы ведущих учебных пособий в области логопедии и логопсихологии: Основы специальной психологии 1/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002; Лубовский ВИ. Развитие словесной регуляции действий у детей. М., 1978; Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М., 1995.

Предпринята попытка синтеза этих исследований и материалов кафедры специальной психологии НГПУ на основе системно-коммуникативной концепции.

В заключение хотелось бы выразить глубокую признательность главному редактору издания В.В. Дремовой, по инициативе и при поддержке которой осуществлялось издание книги, а также рецензентам пособия: проф. О.Н. Усановой, проф. А.Г. Андрееву, канд. пед. наук Г.С. Гуменной за высказанные добрые пожелания при подготовке работы; канд. психол. наук Е.Ю. Медведевой и С.А. Клюжевой; ассистентам Ю.В. Серо вой, Е.М. Шопиной и всем сотрудникам кафедры специальной психологии, курса «логопедии и логопсихологии» НГПУ, активно и заинтересованно участвовавшим в ее подготовке.


Слова искренней благодарности авторы выражают руководству НГПУ и лично ректору университета, д-ру филос. наук, проф. В.А. Глуздову за всестороннюю поддержку нашей кафедры; д-ру психол. наук, проф., за служенному деятелю наук РФ У.В. Ульенковой, поло жившей начало специальной психологии в Нижегородском регионе, возглавляющей психологическую научную школу НГПУ.

Отдельно хотелось бы сердечно поблагодарить членов наших семей, дорогих родителей за душевную теплоту и понимание, за тот позитивный психологический климат, который способствовал продуктивному проведению исследования.

Самые добрые пожелания всем читателям, интересующимся проблемами психологии детей с отклонениями в развитии. Рекомендации и замечания по содержанию пособия, предложения по поводу сотрудничества просьба высылать в издательство.

Глава 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ

Психические процессы человека являются

сложными функциональными системами.

А.Р. Лурия

§ 1. ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

ЛОГОПСИХОЛОГИИ

Логопсихология — это отрасль специальной психологии, которая изучает психику людей, имеющих первичный речевой дефект, и принципы психокоррекционной работы с ними с учетом смежных наук (общей и специальной психологии, педагогики, медицины, нейропсихолингвистики, патопсихологии и др.). При нарушениях речи отмечаются разнообразные особенности психических процессов, состояний и свойств личности, которые необходимо учитывать в коррекционно-воспитательной работе.

Являясь одной из составных частей специальной психологии, логопсихология интегрирует современные достижения логопедии и психологии отклоняющегося речевою раз вития (В.И. Лубовский, О.Н. Усанова, Л.В. Кузнецова).

Переход логопсихологии на коммуникативную концепцию позволит проводить более углубленное исследование паралингвистических средств речевой деятельность (интонация, темп, модуляция, фонация и др.), невербального компонента общения (мимика, жесты, позы прямые сенсорные и физические контакты), а также подробное рассмотрение различных форм процесса коммуникации (контакты, общение, обмен информацией, взаимодействие между людьми). Этот анализ вместо лингвистического уровня распространяется на психологически и социально-психологический уровни взаимодействия между людьми, что более оправдано, когда дело касается человека вообще и тем более в рамках современной гуманизации научных знаний.


Можно выделить несколько принципов системно-коммуникативной концепции.

1. Парадигма полисистемной коммуникации.

2. Динамичность психологических доминант коммуникативной метасистемы.

З. Полифункциональная теория коммуникативного взаимодействия.

4. Комплексность, системность психологического исследования процесса коммуникации.

5. Закономерности многоуровневой иерархической структуры метасистемы.

6. Динамическая системная организация коммуникативных функций.

7. Полисиндромная диагностика коммуникативных дезадаптаций.

Системный подход к коммуникации (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, БФ. Ломов), в том числе с позиции логопсихологии (О.В. Трошин), основан:

— на теории функционирования коммуникативных систем (и форм коммуникативной дезадаптации);

— теории многоуровневого анализа коммуникативной деятельности (и ее нарушений);

— системно-генетической теории развития коммуникативных способностей (и онтогенеза ЗРР).

Данные теории базируются на следующих принципах:

— системной организации коммуникативного поведения, социально-психологической адаптации процесса общения, успешности коммуникации (внутрисистемных взаимодействий);

— структурной многоуровневости коммуникативной деятельности, функциональной целостности речемыслительных процессов, межсистемного взаимодействия в процессе коммуникации;

— развития коммуникативных систем, системного генеза коммуникативных способностей, возрастной дифференциации индивидуальных стилей общения

Применительно к логопсихологии это обусловливает необходимость создания:

— психодиагностических систем для многоуровневого исследования речевых нарушений;

— психокоррекционных технологий для своевременной реабилитации речевых отклонений, развития эмоциональной, речевой экспрессии, коммуникабельности, социальной адаптации процесса общения;

— психолого-педагогической системы непрерывного со провождения на разных возрастных этапах развития детей с ЗРР, последовательной компенсации нарушений, профилактики вторичных отклонений с по следующей социальной интеграцией.


Задачи логопсихологии:

— определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эффективных средств их воспитания и образования;

— разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слуховой функции, задержки психического развития, сложны недостатков развития);

— унификация категориального аппарата;

— углубленное изучение механизмов и методов коррекции нарушений психических процессов, возникших вследствие первичного речевого дефекта;

— изучение онтогенеза психических процессов при различных формах речевых расстройств;

— ранняя профилактика, выявление и устранение на рушений психических процессов у детей с речевыми нарушениями;

— творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в специальных детски садах и школах;

— последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции нарушений психических процессов, вследствие первичной речевой патологии

— разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в диагностический и коррекционный процессы компьютерной техники;

— анализ достижений в теории и практике отечественной и зарубежной логопсихологии.

Характеристика речи

Речь представляет собой сложную психическую деятель НОСТЬ, имеющую различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь.

Экспрессивная речь (воспроизводимая) — это высказывание с помощью языка, направленное вовне и проходящее несколько этапов: замысел — внутренняя речь — внешнее высказывание.

Импрессивная речь (воспринимаемая) — это процесс понимания речи (устной или письменной) окружающих, который также проходит несколько этапов: восприятие речевого сообщения — выделение информационных моментов — формирование во внутренней речи общей смысловой схемы воспринятого сообщения.


Выделяют четыре самостоятельные формы речевой деятельности, из которых к экспрессивной речи относятся устная и письменная речь (собственно письмо), а к импрессивной — понимание устной и письменной речи (чтение).

Устная речь — сложный, многогранный процесс, включающий в себя следующие стороны:

— фонетическую (смыслоразличительные звуки);

— лексико-грамматическую (слова, фразы, сообщения);

— мелодико-интонационную (интонация, голос, окраска);

— темпо-ритмическую (темп и ритм).

Устная речь может быть диалогической и монологической. На основе устной речи строится и развивается письменная речь, которая может быть самостоятельной или поддиктовку, и чтение.

Речевые нарушения, их причины

Речевые нарушения в детском возрасте могут быть физиологического (связаны со сроками созревания периферических центральных структур головного мозга) и натологического (болезненного) характера.

Патологические нарушения речи в зависимости от локализации подразделяются на центральные (дизартрия, алалия, афазия, дисграфия, дислексия) и периферические (дислалия, ринолалия, ринофония, дисфония), а в зависимости от характера нарушения — на органические и функциональные.

При повреждении периферических отделов слухового анализатора страдает восприятие устной речи, что служит причиной сенсорной афазии (или алалии), при этом нарушается фонематический слух. Повреждение различных отделов зрительного анализатора сопровождается нарушением восприятия письменной речи. Нарушение функционирования моторных зон двигательного анализатора приводит к недостаткам произношения, так как страдают подвижные (язык, губы, мягкое нёбо) и статический (твердое нёбо) органы артикуляции, а также органы голосообразования и дыхания (голосовые связки, гортань, легкие бронхи, трахея, диафрагма) — периферический отдел речедвигательного анализатора.

Среди причин, вызывающих недоразвитие мозга и приводящих к тяжелым нарушениям речи, наиболее распространены инфекции и интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактор (резус-конфликт) или по групповой принадлежности крови, заболевания ЦНС (нейроинфекции — менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты) и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.


Особое место в этиологии занимает перинатальная энцефалопатия — поражение мозга, возникшее в период родов. В связи с этим выделяют: локальный речевой дефект (недостаточность речевых зон коры головного мозга), при котором нарушения познавательной сферы вторичны, в сочетанный психоречевой дефект — нарушения как познавательной сферы, так и речи.

Вопросы и задания

1. Раскройте основные задачи логопсихологии.

2. Назовите принципы системно-коммуникативной концепции.

3. Проведите сравнительный анализ экспрессивной и импрессивной речи.

4. Каковы основные причины нарушений речи?




следующая страница >>