prosdo.ru 1
Вопрос 16


Теории поведения потребителя и производителя (предприятия), излишки потребителя и производителя


Теории поведения потребителя и производителя (предприятия), излишки потребителя и производителя

Целью потребителя является максимизация удовлетворения от потребляемых благ (максимизация совокупной полезности) при ограниченном уровне дохода. Теория поведения потребителя выражает его способность выбрать из общего набора товаров те, в которых действительно нуждается и которые готов приобрести на данный момент времени. При своем выборе покупатель ориентируется на рыночную ситуацию и действует под влиянием таких факторов, как:

1) предпочтение – потребитель всегда действует в соответствии со своими желаниями и потребностями;

2) рациональность выбора – покупатель стремится максимизировать полезность приобретаемого им товара, получить наибольшее удовлетворение от его потребления;

3) бюджетные ограничения – каждый потребитель имеет свой уровень дохода и осуществляет покупки в пределах этой суммы. Другими словами, количество средств ограничено, и покупатель вынужден ограничивать свои желания и потребности;

4) относительность цен – на рынке совершенной конкуренции устанавливаются цены на товары и услуги. Это непременное условие получения предпринимателем его прибыли. Цены регулируют спрос на рынке и определяют выбор потребителя. При одинаковом качестве товара он выберет более дешевый, при одинаковой цене более качественный.

При определении поведения потребителя применяется правило максимизации полезности. Это означает, что последний рубль, затраченный на мясо, должен представлять ту же ценность, что и рубль, затраченный на хлеб или другой продукт. Это правило вытекает из закона убывающей предельной полезности (первый закон Госсена): при непрерывном потреблении полезность каждой последующей единицы потребляемого блага убывает.


ОБЩАЯ МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

В процессе жизнедеятельности каждый человек сталкивается с проблемой обеспеченности, т. е. возможности приобрести необходимые ему товары. Потребители имеют систему предпочтений и вкусов, которые и определяют состав потребительской корзины. Таким образом, поведение потребителя – это довольно сложный процесс систематизации возможных потребностей и привычек, формирующих спрос на рынке товаров и услуг. Заметим, что потребитель осуществляет свой выбор рационально и ориентируется на уровень относительных цен. Это означает, что он стремится к минимальным затратам при полном удовлетворении потребностей, т. е. между товарами одинакового качества выбирает более дешевый.

Ограниченность дохода при практически неограниченных потребностях (первый экономический закон) – это основной фактор, определяющий возможность покупателя приобрести тот или иной товар. Кроме того, количество потребляемых благ формируется с учетом их полезности.

Потребительское поведение определено рядом факторов, на основании чего мы можем составить его общую модель:

1) действия потребителя носят рациональный характер, т. е. он ставит перед собой цель и для ее достижения руководствуется принципом максимизации удовольствия;

2) каждый экономический субъект осуществляет свой выбор, руководствуясь собственными предпочтениями и желаниями;

3) существует наличие бюджетных ограничений. Покупатель приобретает товары и услуги в пределах имеющихся у него в наличии денежных средств, величина которых препятствует беспорядочному потреблению и ограничивает потребительские возможности;

4) при осуществлении покупки потребитель ориентируется на стоимость нужных ему товаров. Стремление минимизации затрат заставляет его выбирать дешевые (но не низкого качества) товары;

5) покупательные операции основаны на действии закона убывающей предельной полезности, т. е. потребитель расширяет объем закупок до тех пор, пока их общая полезность и полезность каждой отдельной единицы будут приносить ему удовлетворение.


Теории поведения потребителя и производителя это теоретические концепции, характеризующие реакцию потребителей и производителей на изменение конъюнктуры рынка.

Рынок - совокупность экономических отношений, отражающих взаимодействие спроса и предложения, потребителей и производителей.

Конъюнктура рынка определяется степенью сбалансированности спроса и предложения, которые формируются под воздействием поведения потребителей и производителей.

Следовательно, поведение потребителя является одним из важнейших факторов спроса, а поведение производителя - одним из важнейших факторов предложения.

Спрос - экономическая категория, характеризующая объем товаров, который потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене в течение определенного периода времени на определенном рынке. Спрос это, иначе говоря, платежеспособная потребность. Величина спроса зависит от множества факторов. Основными факторами, оказывающими влияние на спрос, являются:

1) цена предлагаемого товара;

2) качественные характеристики товара;

3) уровень доходов покупателей;

4) потребительские предпочтения;

5) потребительские ожидания;

6) цены на сопряженные товары;

7) насыщенность рынка;

8) общеэкономические показатели:

а) ставка рефинансирования;

б) проценты ставки по вкладам (депозитам) населения;

9) политические факторы;

10) демографическая ситуация;

11) социально-культурные и др.

Предложение - количество товаров, представленных на рынке в определенный момент времени по определенной цене.

Предложение формируется под воздействием множества различных причин - факторов предложения.

Факторы предложения делятся на две большие группы.

1. Внешние - факторы, влияние которых не зависит от деятельности предприятия.

К числу внешних факторов относятся:

1) социально-экономические, такие как:


а) платежеспособность потребителей;

б) уровень процентных ставок по вкладам населения;

в ) демографическая ситуация, определяемая численностью населения и возрастной структурой потребностей;

2) культурные;

3) этнические;

4) политические.

2. Внутренние - факторы, влияние которых может контролироваться со стороны администрации предприятия.

К числу внутренних факторов относятся:

1) степень объективности и детализации прогноза спроса на продукцию, составленного службой маркетинга;

2) уровень конкурентоспособности продукции;

3) уровень организации процесса сбыта и продвижения продукции на рынок;

4) ценовая политика предприятия на товарных рынках.

Излишки потребителя и излишки производителя. Излишки производителя и потребителя

Излишек потребителя - разница между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и его реальной стоимостью.

Цена - денежное выражение стоимости товара, определяемое затратами на его производство и соотношением спроса и предложения на рынке.

Стоимость - овеществленный в товаре общественный труд, величина которого определяется количеством общественно необходимого рабочего времени. Возникновение потребительского излишка обусловлено следующими обстоятельствами.

1. Потребитель приобретает какой-либо товар в количестве, обеспечивающем тождественность предельной полезности последней единицы приобретаемого продукта, которая выражена в денежной форме, и цены товара.

Предельная полезность - полезность, связанная с потреблением каждой дополнительной единицы блага, удовлетворяющего определенную потребность.

При этом следует помнить о действии закона убывающей предельной полезности.

Закон убывающей предельной полезности гласит: степень удовлетворения одним и тем же продуктом, если им непрерывно продолжают пользоваться, постепенно уменьшается, так что наконец наступает насыщение.


2. Цена спроса для некоторого объема совпадает с предельной полезностью последней покупаемой единицы. Однако, не всегда возможно точное совпадение цены спроса и предельной полезности. Здесь возможны два варианта:

1) продукт является дискретным.

Дискретная - величина, которая не является бесконечно делимой. Объем дискретного продукта выражается целым числом.

В данном случае может не представиться возможности

найти такой объем продукта, при котором предельная полезность последней покупаемой единицы данного продукта тождественно равна его цене, при этом предельная полезность последней приобретаемой единицы товара, как правило, больше или равна его цене;

2) продукт является бесконечно делимым.

Объем бесконечно делимого продукта может быть выражен как целым, так и дробным числом.

Излишки потребителей определяют излишки (выигрыши)

производителей.

Излишек производителя - экономическая категория, характеризующая величину выигрыша производителя продукта, полученного в процессе его реализации.

Излишек производителя называют также выигрышем производителя.

На излишек производителя оказывают влияние различные факторы, определяющее значение из которых имеет изменение цен на продукцию.

В свою очередь излишек (выигрыш) производителя определяет сумму его прибыли, получаемую от основного вида деятельности (реализации изготовляемого продукта).


Вопрос 23

Равновесие фирмы и отрасли в краткосрочном периоде.

Нам уже известно, что рынок совершенной конкуренции определяет рыночную цену, которую каждая из присутствующих на этом рынке фирм воспринимает как заданную. К новым рыночным условиям, отражаемым ценой, фирма может приспособиться, только изменяя объем выпускаемой продукции. В краткосрочном периоде фирма обладает некоторым количеством постоянных и переменных факторов производства. Она может менять объем продукции, только варьируя объем переменных факторов.


Как только цена изменяется, фирма меняет и объем производства. Она достигает такого уровня производства, который обеспечивает ей максимум прибыли. Такой объем производства называется оптимальным и достигается тогда, когда Р=МС (но при условии, что Р показывает АVС). Как только фирма максимизирует прибыль, у нее пропадают стимулы менять объем производства. Такое состояние называется состоянием равновесия фирмы, поскольку до тех пор, пока рыночная цена и издержки не меняются, фирме нет смысла менять и количество выпускаемой продукции: она действует максимально эффективно при заданных внешних условиях.

Цена на рынке совершенной конкуренции определяется в результате взаимодействия рыночного спроса на данный товар и краткосрочного предложения данного товара. Хотя никакая отдельная фирма не может повлиять на цену, коллективные действия всех фирм (рыночная кривая предложения), а также коллективные действия потребителей данного товара (рыночная кривая спроса) – могут. Пересечение рыночной кривой предложения и рыночной кривой спроса определяет и равновесную рыночную цену. При равновесной цене каждая фирма производит ровно тот объем продукции, при котором ее предельные издержки равны цене. Ни одной из фирм, действующих на рынке, нет смысла менять свой объем производства. Поскольку общий объем спроса равен общему объему предложения, равновесная рыночная цена в течение короткого периода остается неизменной. А это означает, что как рынок в целом, та и каждая отдельная фирма – его участник, находятся в состоянии краткосрочного равновесия.

Хотя мы знаем, что в состоянии краткосрочного равновесия отрасли каждая фирма в ней максимизирует прибыль, нам не известны размеры этой прибыли. Иначе говоря, одно дело – знать, что фирма старается достичь наилучших результатов в заданных обстоятельствах, и совсем другое – понять, насколько хороши эти обстоятельства.

В принципе возможны три состояния краткосрочного равновесия отдельной фирмы (рис. 5). Первое – при котором фирма несет убытки (МС=Р, но Р<АТС), однако фирма не уходит с рынка до тех пор, пока Р>AVC. В этом случае правильнее бы было говорить не о максимизации прибыли, а о минимизации потерь. Второе – при котором фирма лишь покрывает свои издержки (МС=Р, а Р=АТС). Третье – при котором фирма действительно работает с прибылью (МС=Р и Р>АТС).


http://www.managment.aaanet.ru/management/images/5592.jpg

Во всех трех случаях фирмы действуют максимально эффективно при заданной цене и издержках производства.

Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде не все из перечисленных вариантов равновесия фирмы возможны. Ключевым элементом для понимания особенностей долгосрочного равновесия в условиях совершенной конкуренции является легкость вхождения новых фирм на рынок и ухода старых фирм. Кроме того, все факторы производства в длительной перспективе становятся переменными, и появляется возможность выбирать предприятия разных размеров.

Прибыль в конкурентной отрасли является сигналом для вступления нового капитала и расширения отрасли. Новые участники рынка сдвигают кривую предложения вправо, что при прежней кривой спроса означает лишь понижение равновесной рыночной цены. Как новые, так и старые фирмы должны будут к этому приспособиться, изменяя объем выпускаемой продукции. Проникновение на рынок новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока цена не снизится настолько, что будет в состоянии лишь покрыть средние совокупные издержки фирмы.

Если фирмы в конкурентной отрасли, напротив, несут убытки, это является сигналом для ухода капитала из отрасли, что приведет к повышению цены до уровня, позволяющего оставшимся фирмам лишь покрывать свои издержки.

Наконец, если фирмы лишь покрывают свои издержки, то, учитывая, что издержки включают в себя и среднюю норму прибыли на вложенный капитал, старым фирмам нет никакого смысла покидать данную отрасль, а новым фирмам нет никакого смысла вступать в нее, поскольку новый капитал может заработать в ней то, что и других областях экономики. Таким образом, достигается равновесие, т. е. состояние, при котором никому из агентов рынка нет смысла менять свое экономическое поведение.

Как мы видим, во всех трех случаях прибыль регулирует размещение ресурсов между отраслями экономики.

Имеется три основных условия, при выполнении которых можно утверждать, что конкурентная отрасль достигла долгосрочного равновесия.

Во-первых, существующие фирмы ведут себя максимально эффективно при имеющихся у них предприятиях и технологии. Это значит, что МС=Р и отдельная фирма не будет изменять объем выпускаемой продукции.

Во-вторых, не существует стимулов для новых фирм вступать на данный рынок. Это означает, что старые фирмы не получают никакой экономической прибыли на имеющихся у них предприятиях, которая могла бы привлечь их конкурентов: Р=АТС. Предложение на рынке не меняется.

В-третьих, существующие фирмы не в состоянии увеличивать прибыль, строя новые предприятия других размеров. Это означает, что действующие фирмы находятся в точке минимума долгосрочной кривой издержек: Р=LRАТС. Допустим, что фирма не находится в точке минимума долгосрочной кривой средних валовых издержек. Это указывает на то, что фирма не использовала экономию на масштабах производства. Построив предприятие, скажем, большего размера, фирма может снизить АТС, что приведет к росту прибыли и переливу капитала в отрасль: т. е. равновесие не достигнуто.

Таким образом, фирма в условиях совершенной конкуренции может достичь долгосрочного равновесия, только производя такой объем продукции, при котором достигается минимум средних валовых издержек.

Такой уровень выпуска называется минимальным эффективным размером фирмы.

 В состоянии долгосрочного равновесия фирма несет минимально возможные при заданном уровне развития технологии и цен на производственные факторы.

 

 Когда все фирмы функционируют в точке минимума своих долгосрочных кривых средних издержек и при этом цена лишь покрывает эти издержки (рис. 6), вся отрасль находится в состоянии долгосрочного равновесия.


http://www.managment.aaanet.ru/management/images/5593.jpg

Почему же происходит именно так?

Во-первых, поскольку МС=Р, отдельным фирмам нет смысла менять объем продукции.

Во-вторых, поскольку цена лишь покрывает минимальные средние издержки, экономическая прибыль отсутствует, и предложение не может увеличиться вследствие притока нового капитала. Следовательно, совокупное предложение и рыночная цена остаются неизменными, и никому из участников рынка нет смысла менять свое поведение.

Для иллюстрации вышесказанного вернемся к нашему примеру с зерновой отраслью США в 70-е годы. Мы уже знаем, что максимальная прибыль, которую получала средняя зерновая ферма в тот период, равнялась 18000 долларов. Поскольку валовые издержки включают в себя ожидаемый нормальный доход на капитал фермы, 18000 долларов, это – чистая (сверх нормального уровня) прибыль данного вида бизнеса. Она отражала ту благоприятную экономическую ситуацию, в которой фермеры находились в конце 70-х годов. Однако теперь мы понимаем, что такое положение не могло продолжаться долго.

В условиях совершенной конкуренции, при которых доступ новых производителей в отрасль достаточно легок, любое превышение отраслевой прибыли нормального уровня привлекает новые фирмы. Увеличение предложения, в свою очередь, заставляет цену на продукцию снижаться. Рис. 7 иллюстрирует то, как менялся рынок зерна в 70 – 80-е годы.

http://www.managment.aaanet.ru/management/images/5594.jpg

Когда предложение зерна находилось на уровне кривой S1 и спрос на уровне D, равновесная цена была равна 5 долларам за единицу продукции. Именно при такой цене фермеры получали довесок к нормальной прибыли – экономическую прибыль. Затем предложение зерна выросло до S2.


Равновесие на рынке было достигнуто при более низкой цене – 4,3 доллара за единицу продукции. Данная цена позволила лишь покрыть издержки фермеров, которые, однако, включали в себя нормальную прибыль на вложенный капитал.

Новая кривая валового дохода фермы отражает более низкую цену, сложившуюся на рынке (рис. 8).

http://www.managment.aaanet.ru/management/images/5595.jpg

При такой цене, да и то только при определенном уровне производства, который обеспечивает минимум затрат на единицу продукции, доход лишь равняется валовым издержкам фермы. Отсутствие экономической прибыли не стимулирует приток новых фермеров на рынок, но получают лишь нормальную прибыль на вложенный капитал. Если какие-то фирмы ранее функционировали при более высоких издержках, то они обанкротились и покинули рынок. Отрасль остается в состоянии долгосрочного равновесия до тех пор, пока не изменяется спрос, технология или цены производственных факторов.

Теория совершенной конкуренции показывает, что ни одна фирма и ни один потребитель не имеют власти над рынком. Они могут только приспосабливаться к тем сигналам, которые посылает рынок. И вместе с тем безличный рыночный механизм («невидимая рука») осуществляет распределение ресурсов между отраслями и эффективное их использование.

Вывод: Максимизация прибыли фирмами в условиях совершенной конкуренции выгодна для всего общества, так как обеспечивает потребителей необходимыми товарами при минимально возможных издержках.

Вопрос 24

7.3. Прибыль, его сущность и структура. Норма прибыли Сущность прибыли и ее структура. Нормы прибыли. 7.3.1 Сущность прибыли и ее структура. Предпринимательская деятельность хозяйствующих субъектов направлена ​​на получение прибыли. Именно наличие прибыли или возможность его получения побуждает их входить в определенную сферу деятельности, а при отсутствии прибыли или даже угрозы его отсутствии - покидать определенный сегмент рынка. Что такое прибыль? Каково его происхождение? Какая структура? От чего он зависит? Это лишь малая часть вопросов, возникающих при столкновении с категорией прибыли. На первый взгляд, сущность категории прибыли понятна каждому работающему на предприятии менеджеру или рабочему. Однако это далеко не так. Именно поэтому существуют десятки определений прибыли, что свидетельствует о различное значение и толкование слова «прибыль» разными учеными. И это неудивительно, потому что представление о прибыли связано с понятиями издержек производства, процента и т.д. и факторами, которые формируют. Чаще прибыль определяется просто как валовая выручка минус валовые расходы. После того как фирма оплатила все расходы, остался прибыль или чистая выручка. Еще проще количественно определить прибыль как разницу между суммой, полученной с продажи и себестоимостью продукции. Но перед тем как согласиться с таким вычислением размера прибыли, надо выяснить, что следует считать расходами. Не случайно, что бухгалтеры и экономисты по-разному подходят к пониманию прибыли. А законодательные органы различных стран или той или иной страны в разное время по-разному подходят к элементам формирования затрат или себестоимости согласно определению объемов прибыли, системы и механизма налогообложения. Бухгалтерская прибыль представляет собой общую выручку фирмы за вычетом внешних издержек или затрат на привлечение ресурсов. Экономическая прибыль - это общая выручка за вычетом валовых издержек (внешних и внутренних, включая в последние и нормальную прибыль предпринимателя) по привлечению ресурсов с учетом их альтернативной стоимости. Если сумма денежных поступлений превышает экономические издержки фирмы, то любой остаток накапливается в руках хозяйствующего субъекта. Этот остаток и является экономическим, или чистым, прибылью, которая может быть либо положительным, либо отрицательным. Возникают вопросы, когда и при каких условиях появляется этот остаток и кто и почему его присваивает? Неоклассическая экономическая школа утверждает, что экономическая прибыль принадлежит предпринимателю. Предприниматель и только он является единственным претендентом на этот избыток. Этот избыток отсутствует в статической экономике. Статическая экономика - такая, в которой все основные данные - предложение ресурсов, их технические характеристики, вкусы потребителей - постоянны и неизменны. Постоянными также показатели расходов, данные о предложении ресурсов, с одной стороны, и данные о спросе и доход - с другой. В этих условиях действия всех контрагентов экономической деятельности могут быть предусмотрены, а потому отсутствует экономический риск. Если и возникнет в некоторой области чистую прибыль, то в условиях чистой конкуренции он исчезнет в долгосрочном периоде в результате увеличения или уменьшения предприятий в данной сфере. Все издержки производства будут полностью возмещаться, не оставляя никакого остатка в виде чистой прибыли. По мнению экономистов-неоклассиков, экономическая прибыль присущ динамичной экономике. Он связан с инновационной деятельностью и вознаграждением за риск, за возможные потери в условиях рыночной неопределенности. Он может возникнуть также в результате монополизации экономической власти и создание соответствующих условий в свою пользу по предсказанию экономической ситуации. В результате инновационной деятельности создаются необходимые условия для снижения издержек производства и, соответственно, получения прибыли. Для этого необходимы нововведения во всех видах деятельности предприятия: производственной, коммерческой, управленческой и т. д. Только в этом случае можно снизить расходы и обеспечить излишки сверх расходов. А это возможно, когда фирма осуществит ряд мероприятий, направленных на повышение производительности труда. Согласно марксистской теории прибыль является превращенной формой существования прибавочной стоимости, которая создается дополнительно работой в сфере производственной деятельности и существует в различных формах как результат распределения и перераспределения прибавочной стоимости между соответствующими сферами функционирования капитала. Прибыль здесь выступает как экономическая форма реализации права собственности на капитал в различных сферах его применения. В традиционном и элементарном понимании прибыль является наиболее значимым и практически единственным показателем успеха предприятия и хорошего управления им. Прибыль - это знак желаемого успеха, а надежда на его получение служит стимулом деятельности. Величина прибыли, его обоснованность и механизм распределения могут существенно изменяться в зависимости от предприятия, сложившейся экономической системы. Но важно не то, как определяется прибыль, а то предприятие может возникнуть и успешно функционировать только тогда, когда ожидается некое вознаграждение. При отсутствии других стимулов и других подходов такой наградой для предприятия в настоящее время является категория прибыли. 

Вопрос 7. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ


Благо представляет собой средство, которое способно удовлетворить различные потребности человека.

Удовлетворение как проявляющаяся способность предмета должно быть осознано людьми. Школа неоклассиков главным образом выделяет блага экономические и неэкономические, т. е. рассматривает редко встречающееся разграничение.

Редко существующее благо признается экономическим благом, а благо, имеющееся в количестве, которое неограниченно, – неэкономическим благом.

С точки зрения преемника австрийской школы К. Менгера, формирование экономических и неэкономических благ осуществляется соотношением между количеством благ, которые являются весьма доступными для полного удовлетворения потребностей человека, и конкретными его потребностями.

По мнению сторонников неоклассической школы, товар представляет собой благо экономическое, которое необходимо для обменных процессов. Однако в данном определении не указывается, что товар должен быть в форме продукта труда. Вследствие этого на данное обстоятельство особое внимание обращает К. Менгер. Он сформулировал характеристику категории товара с научной точки зрения. Данное объяснение заключалось в том, что товар представляет собой благо экономическое, которое непосредственно создано с целью осуществления обмена.

Первостепенной основой определения экономических благ служит стоимость этих благ, или их ценность. К. Маркс в своей теории рассматривает экономическую природу создаваемых благ. По его мнению, трудовые затраты, которые общественно необходимы, или труд, который действует при нормальных средних условиях общественного производства, а также средней трудовой интенсивности, являются определением экономических благ.

Неоклассическая школа дает широкое представление об основе образования благ, их стоимости, зависящей от редкости, а также от интенсивности потребления людьми и объема благ, которые могут удовлетворить данную потребность.


Представителями этой школы предполагалось, что не одним, а несколькими благами может быть удовлетворена любая потребность, а также различное экономическое благо может быть применено с целью удовлетворения различных потребностей людей.

Цена совокупного комплекта благ, которая способна удовлетворять потребности, выглядит следующим образом:

Σpigi,

где g1, g2,…,gп – общая совокупность объемов отдельно каждого из n благ; p1,p2,…,pn– стоимость благ, или цена совокупного комплекта благ, которые способны удовлетворить потребности: i = 1,…, n. Существует определенная классификация экономических благ,представленная таким благами, как:

1) недолговременные, иначе говоря, это блага, которые являются разовыми в потреблении, например продукты питания;

2) долговременные блага, которые применяются и используются многократно, т. е. это товары, пригодные для пользования в течение длительного периода времени;

3) настоящие блага, т. е. имеющиеся на данный момент времени;

4) будущие, или ожидаемые, блага в дальнейшем периоде;

5) прямые, т. е. блага, предназначенные для потребления;

6) косвенные блага, созданные с производственной целью;

5) взаимозаменяемые, т. е. блага, которые представлены не только потребительскими товарами, но также и ресурсами, использующимися в производстве;

6) взаимодополняемые блага.

Для того чтобы создать экономические блага, надо включить ресурсы в производственный процесс. Общая совокупность природных, материальных, трудовых, финансовых средств, которые используются в производственном процессе по созданию благ, называется ресурсами.

Ресурсы, которые вовлечены в процесс производства, представляют собой факторы производства.

ПОЛНЫЕ И ЧАСТИЧНЫЕ ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ И ВЗАИМОЗАМЕЩЕНИЕ БЛАГ


Одним из определяющих факторов изменения спроса потребителя на рынке являются в экономической теории фактическое присутствие или отсутствие взаимодополняемых и взаимозамещаемых благ.

Взаимодополняемость представляет собой определенное свойство благ, способное удовлетворять потребности только в общей совокупности друг с другом. Такое определение взаимодополняемости благ присуще не только потребительским товарам, но и ресурсам, использующимся в производстве, т. е. земля, труд, капитал и т. д. В экономической теории принято называть взаимодополняемые блага комплементами, или комплементарными товарами.

Различают следующую взаимодополняемость:

1) полную:

а) абсолютную;

б) жесткую;

в) совершенную;

2) частичную, включающую относительную взаимодополняемость.

Полные комплементарные товары – это постоянно используемые в потреблении товары в определенном соотношении. Иначе говоря, данные товары дополняют друг друга (например, пара носков).

Выполнение функции полезности для комплементарных товаров имеет следующий вид:

U (X,Y) = min {aX, bY},

где а и b – числа положительные, которые отражают соотношения пропорции потребления товаров. Снижение стоимости аналогичных товаров, а именно одного из пары в результате приводит к тому, что спрос на него возрастает. Иначе говоря, сокращение стоимости одного из благ комплементарных товаров способствует увеличению спроса и росту цен на другой товар, и наоборот. Таким образом, наблюдается обратная связь между спросом на любой другой товар и стоимостью одного из взаимодополняемых благ. Уровень чувствительного реагирования спроса на одно благо при условии изменения стоимости любого другого товара характеризует коэффициент перекрестной эластичности.

Взаимозаменяемость представляет собой определенную способность благ удовлетворять потребности людей путем использования других различных благ. Данное определение присуще как потребительским товарам и услугам, так и производственным ресурсам. В экономической теории принято называть взаимозаменяемые блага товарами—субститутами.


Виды взаимозаменяемости благ могут быть такими же как виды взаимодополняемости товаров. При полных товарах—субститутах каждый человек может произвести в постоянном соотношении заменяемость благ.

Выполнение функции полезности для совершенных товаров—субститутов на основании вышеприведенных обозначений представлено следующим видом:

(X,Y) = aX bY.

На практике в основном занимает место частичная взаимозамещаемость товаров, т. к. приобретенное определенное благо, возможно, будет замещено в какой—либо степени другим благом. Увеличение стоимости на один из товаров—субститутов приводит к снижению спроса на него. Следовательно, наблюдается существование прямой связи между изменением спроса и стоимостью одного товара—субститута.

Коэффициент перекрестной эластичности, его значение для данных благ положителен. Существует особенность этого коэффициента, проявляющаяся в том, что он может только оценить взаимозамещае—мость и взаимодополняемость лишь при малых стоимостных изменениях, т. к. основные изменения стоимости приводят к увеличению или уменьшению спроса на все блага (товары) посредством действия эффекта обратной взаимосвязи.

Точное значение дополняемости или заменяемости товаров можно определить по оценке перекрестной эластичности путем исключения эффекта дохода, который образует асимметрию перекрестного эффекта стоимости, а также по отсутствию взаимосвязанной с ней определенности включения благ в полные субституты товаров или полные комплементарные товары.