prosdo.ru
добавить свой файл
1
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА


Конфликт ценностей и его отражение в праве

Нам нужны ценности, не обязательно противоречащие друг другу, но и не обязательно согласующиеся

Реймон Клод Фердинанд Арон

Ценности пронизывают все стороны жизни как индивида, так общества в целом. Выражая интересы отдельных индивидов, ориентацию, предпочтения всего общества, они связаны с познавательной, творческой и практической деятельностью, опосредованной волевыми решениями. Конфликт ценностей нельзя рассматривать абстрактно: ценности всегда связаны с развитием общества. Под ценностями можно определить все то, что вызывает к себе положительное отношение, рассматривается как польза, благо, должное, добро. Они представляют собой цели, к которым стремиться человек, и связаны с удовлетворением потребностей людей.

Очевидно, что анализ рассматриваемой темы требует уточнения содержания понятия «ценность». Феномен ценности представляет собой сложное многогранное явление. Исторический опыт порождает ценности и одним из важных доказательств их убедительности, служит общественное признание.

Не смотря на то, что в философии изучение проблемы ценностей имеет давние традиции, до сих пор не существует единого определения «ценности».

Ценности имеют не только мировоззренческое и критическое значение, они напрямую связаны с действующим правом, без них не обойтись при толковании и применении права, в частности в случае пробелов или коллизий правовых норм.

Ценности права представляют собой важнейшие и глубинные принципы, определяющие отношения человека к праву. Анализ ценностей права может достоверно определить изменения, происходящие в правоведении в результате исторических, политических, экономических, социальных и иных преобразований. В сознании личности ценности права представлены в виде понятий, способных стимулировать проявление разнообразных чувств, оценок и отношений, побуждений к деятельности.


В юридической литературе выделяют ценности права и ценности в праве. Под ценностями в праве понимаются те ценности, которые правом интегрированы. Право в данном случае соединяет этические, политические, экономические, мировоззренческие и иные элементы социальной культуры. Ценности права – это ценности, «олицетворенные правом полностью или частично». К таким ценностям относятся свобода, справедливость, равенство, взаимопомощь. Данные ценности ориентируют человеческое поведение на достижение определённых целей, стандартов, образцов поведения. Эти ценности не были изначально «правовыми», присущими только праву как социальному регулятору, это ценности той культуры, в которой возникало право. Эти ценности «пронизывают» правосознание общества, играют роль высоких идеалов и таким образом становятся основными ценностями права.

Правовые ценности и оценки в сфере правосознания имеют регулирующее значение. Правовые же нормы, в свою очередь, приобретают значение ценностей и становятся объектом оценок. Более того, сознательно-волевое поведение человека всегда исходит в той или иной степени из действия усвоенных и оцененных им социальных норм. В юридической литературе возникла странная тенденция объявлять универсальные ценности правовыми по своей природе, подразумевается, что нравственные ценности дарованы человечеству правом, только право справедливо, равенства и свободы вне права нет.

В праве и государстве не применяются всеобщие ценности философско-этического порядка, а, наоборот, создаются собственные ценности, которые затем признаются и применяются в разных областях жизни. Например, справедливость можно рассматривать как категорию и характеристику правовую, а не внеправовую (моральную, нравственную, религиозную и т.д.).

Ценности не равнозначны. Между ними часто возникают конфликты. Конфликт - это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.

Конфликт ценностей - наиболее яркий и острый из всех типов конфликтов. Например, Ж.-Л. Бержель говорит о «неизбежном диалектическом споре между идеями безопасности, справедливости, социального прогресса». Такой же спор возможен и между другими ценностями, что непременно отражается в праве.


Идеальное решение конфликта ценностей представляет синтез. Например, применительно к конфликту между индивидуализмом и коллективизмом. В то же время наряду с попыткой синтеза при решении конфликтов трудно обойтись и без признания определенной иерархии между ценностями.

На высшую ступень в этой иерархии может претендовать лишь всеобъемлющий принцип справедливости, тесно связанный с общим благом. Все другие ценности соизмеряются с ним и признаются лишь в той мере, в какой они справедливы.

Конфликт ценностей является следствием обострения борьбы за господство тех или иных ценностей социума и/или претензий на определенный статус или ресурсы отдельных социальных групп или индивидов. От успеха либо поражения в попытках создать баланс между силами столкновения и консенсуса зависит роль рассматриваемого конфликта в развитии общества в целом, в том числе и в правовом его аспекте. В силу вышесказанного конфликт ценностей либо становится источником ускорения правового развития общества, либо порождает правовой и социальный хаос.