prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 6 7
  1. Термин «средние века» его происхождение и содержание.



Термин «средние века» возник в Италии в XV—XVI вв. в кругах гуманистов. На разных этапах развития исторической науки в понятие «сред­ние века» вкладывали различное содержание. Историки XVII— XVIII вв., закрепившие деление истории на древнюю, среднюю и новую, считали средние века периодом глубокого культурного упадка в противовес высокому взлету культуры в античном мире и в новое время. В дальнейшем буржуазные историки не смогли выдвинуть какого-либо единого научного определения понятия «средние века». В современной немарксистской историографии преобладает мнение, что термины «средние века», «древний мир», «новое время» лишены определенного содержания и приняты лишь как традиционные деления исторического материала.

Марксистско-ленинская историческая наука вкладывает в эту традиционную периодизацию совершенно иное содержание. Рас­сматривая исторический процесс как закономерную смену общест­венно-экономических формаций, историки-марксисты понимают средние века прежде всего как время возникновения, господства и упадка феодальной общественно-экономической формации, сме­нившей рабовладельческий или первобытнообщинный строй, а затем в новое время уступившей историческую арену капитализму. Тем не менее понятия «средние века» и «феодализм» не вполне тождественны. С одной стороны, в период средневековья с фео­дализмом сосуществовали и иные общественно-экономические ук­лады (патриархальный, рабовладельческий, затем капиталистиче­ский). Более того, долгое время в раннее средневековье в ряде регионов Европы (особенно в Византии, Скандинавских странах) феодальный способ производства не был господствующим. С дру­гой стороны, феодальный уклад сохранялся в экономике многих стран столетиями спустя после средневековой эпохи. Поэтому лишь, рассматривая формацию в диалектике всех этапов ее развития, можно говорить о том, что по своей сущности средневековая эпоха была феодальной.

Почти все народы, ныне населяющие Европу и Азию, а также многие народы Африки и Латинской Америки прошли в своем развитии стадию феодальной формации и, следовательно, пере­жили свое средневековье. Поэтому в советской исторической науке понятие «средние века» относится не только к истории европейских народов. Ему придается всемирно-историческое зна­чение.



  1. Понятие феодализм в историографии.


В 18 в. термин «феодализм» широко применяется. С 18 в. он обозначал условное земельное содержание, полученное вассалом от сеньора на условии выполнения какой-либо (обычно военной) службы. Историки эпохи Просвещения впервые стали рассматривать феодализм как строй господствовавший в средневековой Европе и только как политическую и правовую систему. Главными чертами считали политическую раздробленность – господство папской теократии, другие считали как систему феодов и феодальной иерархии. В 19 в. историки недалеко ушли от историков Просвещения, Тоже нашли феодализм как систему политической раздробленности или господства вассальных отношений. Основные черты феодализма:

  1. Условный характер земельной собственности.

  2. Соединение земельной собственности с верховной властью.

  3. Иерархическая структура класса феодальных землевладельцев.

Историки подчеркивали эксплуатационный характер по отношению к крестьянству.

К. Маркс и Ф. Энгельс впервые выдвинули материалистическое понимание феодализма как особой социально-экономической формации, существовавшей столетиями у многих народов мира. Значительную, но не определяющую роль политического фактора (связь крупных землевладельцев с политической властью). Во второй половине 19 в. Мауер, Вайц, Рот впервые показали, что политическо-правовые признаки феодализма имеют своим основанием крупную земельную собственность.

Позитивисты считали, что на развитие общества наряду с духовными и политическо-правовыми факторами влияли еще и материальные: географическая среда, экономические отношения, движение народонаселения.

Феодализм в трактовке «классической вотчинной теории» – экономический фундамент феодального строя состоит из крупной вотчины с натуральным хозяйством. Тем самым они характеризовали феодализм не только политическо-юридическими, но и социално-экономическими признаками.


В 20 в. в немарксистской историографии нет единого понимания феодализма – придерживались традиционной политико-юридической трактовки этого термина.

3. Феодальное общество, его социальная основа и политическая организация.
Историки немарксисты определяют феодализм по его второстепенным политическим и юридическим признакам. Одни считают главной отличительной чертой политическую раздробленность, другие феодальную иерархию, третьи – соединение политической власти с землевладением, некоторые – господство личных связей. Историки марксисты видят сущность феодализма не во вторичных признаках, а в присущих ему производственных отношениях, для которых характерно:


  1. Господство крупной земельной собственности.

  2. Сочетание крупной земельной собственности с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей (крестьян).

Сущность производственных отношений – земля разделена между крестьянами-помещиками, которые наделяли землей крестьян чтобы эксплуатировать. Земля была натуральной заработной платой – давала необходимые продукты. Эти отношения собственности порождали необходимость экономического принуждения – формы самые различные – личная и поземельная зависимость, судебное подчинение власти феодала, сословное неполноправие крестьян. Все перечисленные черты порождали специфические особенности социальной структуры, политическо-правовой и идеологической надстройки феодальной социально-экономической формации. Феодальная иерархия играла важную роль в организации военных сил общества, а также в эксплуатации крестьянства и подавлении его сопротивления. Эксплуатация крестьянства происходила в рамках феодальной вотчины. Вотчина была организацией для взимания феодальной ренты. Рента имеет 3 формы – отработочная рента (барщина), продуктовая (натуральный оброк), денежная (денежный оброк). Государство, право, церковь и официальная религия стояли на страже интересов феодала и были враждебны массам народа. Феодальное государство в разные периоды выступало в разных формах: в ранний период в форме крупных, но не прочных государственных объединений. В 10-13 в.в. в виде мелких политических образований (княжества, герцогства, графства). В 13-15 в.в. идет процесс централизации государства (форма сословной монархии), позднее средневековье – абсолютная монархия.


Феодальное право зафиксировано либо обычаем, либо королевским законодательством. Закрепляло и освящало монополию земельной собственности феодалов, их права на личность крестьян и на судейскую и политическую власть над ними. Важную роль играла церковь – в Зап. И Вост. Европе – католическая, а в Византии – православная. Церковь влияла на духовную жизнь общества, развитие культуры – письменность, литературу, архитектуру.
4. Синтезный путь развития феодальных отношений.

6. Безсинтезный путь развития феодальных отношений.
Наиболее активно феодальный синтез протекал там, где античное и варварское начала были достаточно уравновешены. Классическим примером такого варианта развития являются северо-восточная Галия, где феодализм утвердился рано (уже в 8-9 в.в.) и был относительно слабо отягощен дофеодальными пережитками в виде различных модификаций первобытнообщинного и рабовладельческого уклонов и их надстроенных проявлений. Степень активности феодального синтеза в том или ином регионе зависела от многих факторов:


  1. Численное соотношение варваров и римлян, оказавшихся на одной территории (в сев.-вост. Галии соотношение 1:10). Наиболее успешно феодализм развивался именно здесь. Влияние германцев как господствовавшего этноса было намного больше их доли в населении.

  2. Сам характер расселения варваров на территории империи (территории варваров, которые соприкасались с владениями римлян способствовали хозяйственному взаимодействованию и появлению общих дел и интересов).

  3. Сравнительный культурный уровень пришедшего и местного населения. Провинции были освоены римлянами далеко не равномерно. Скорость процесса еще зависела от религиозных и правовых факторов. Природно-географические и внешнеполитические условия – тоже оказывали заметное влияние (почвы, ландшафт).

5. Слабосинтезный путь развития феодальных отношений.

Пример Византии. Поселение варваров на территории империи создало лишь предпосылки феодального синтеза (автоматически качественного скачка не произошло). Для того, чтобы произошло взаимодействие двух систем (позднеантичного и варварского обществ) потребовалось минимум полтора-два столетия. В первые же десятилетия феодализация проходила у каждого из двух народов по своему продолжая прежнюю линию развития, но уже в принципиально новых условиях. В начале эволюция к феодализму проявилась больше в римском обществе (с 4 в.) резкое ослабление государственного вмешательства привело к росту частной власти, продолжается трансформация социально-экономической структуры и права классической древности, изменяется статус раба (уже как обладатель имущества). Римское поместье превращается в феодальную вотчину. Еще больше испытывают влияние новой среды варвары – они знакомятся с римской агротехникой и организацией римских поместий, римским правом. Германская знать подражает римской.


7. Классификация исторических источников.
Применительно к средневековью целесообразно выделить пять типов источников, различающихся по формам фиксирования социальной информации:

1) природно-географические, т. е. поддающиеся непосредственному изучению данные о ландшафте, климате, почвах, растительности и других компонентах окружающей среды, как подвергшихся воздействию человеческой деятельности, так и просто видных для понимания ее конкретно-географической специфики;

2) этнографические, представленные дожившими до наших дней старинными технологиями, обычаями, стереотипами мышления, обликом жилищ, костюмом, кухней, а также фольклором и древ­ними пластами современных живых языков;

3) вещественные, к которым относятся добытые археологией или как-то иначе уцелевшие материальные реликты прошлого: постройки, орудия труда, средства транспорта, домашняя утварь, оружие и т. д.;

4) художественно-изобразителъные, отразившие свою эпоху в художественных образах, запечатленных в памятниках архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства;

5) письменные, каковыми считаются любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и другими знаками письма.

В принципе лишь сочетание данных всех типов источников позволяет составить всестороннее представление о средневековом обществе. Однако в практической работе медиевиста они играют неодинаковую роль. Вещественные источники имеют наибольшее значение при исследовании раннего средневековья. Фольклорные, этнографические источники, напротив, наиболее важны для изучения позднего средневековья, так как за редкими исключениями при передаче информации по памяти более или менее точно сохраняются реалии и представления лишь сравнительно недавнего времени. Главными же для всех периодов средневековья и для всех аспектов его истории являются источники письменные, причем с течением времени, в связи с распространением грамотности и улучшением условий хранения рукописей, их коли­чество, разнообразие и информативность возрастают.


Средневековые письменные источники уместно разделить на три класса:


  • нарративные (повествовательные), описывающие реальную или иллюзорную действительность во всем богатстве ее проявлений и в относительно свободной форме;

  • документальные фиксирующие отдельные моменты преимущественно социаль­но-экономической, социально-юридической и социально-политической жизни посредством специальной, во многом формализованной лексики;

  • законодательные которые, будучи также юриди­ческими по форме, отличаются от документальных тем, что отра­жают не только существующую правовую практику, но и преобразующую волю законодателя, желающего эту практику изменить, а главное — попыткой упорядочить об­щественные отношения, систематизировать социальные градации и ситуации.

Постепенно, особенно в эпоху Возрождения, в рамках нарративных, а отчасти и законодательных источников конституи­руется особый класс научной литературы, где описание явлений уступает место раскрытию их сущности при помощи теоретического анализа.

Несколько раньше от нарративных памятников отделилась художественная литература, отображающая действительность путем обобщения различных явлений в художественных образах.

Названные классы письменных источников распадаются на виды. Так, среди нарративных источников выделяют исторические повествования, специально освещающие ход политических событий; разнообразные агиографические сочине­ния, рассказывающие о подвижничестве и чудесах святых; па­мятники эпистолярного творчества; проповеди и всевозможные наставления; до определенного времени также научная и художественная литература. В свою очередь они могут быть поделены на многочисленные разновидности. Например, среди исторических со­чинений средневековья различают анналы, хроники, биографии, генеалогии и так называемые истории, т.е. посвященные какому-либо конкретному событию или отрезку времени «монографии». Хроники делят по различным признакам на всемирные и местные, прозаические и стихотворные, церковные и светские, расчленяя последние на сеньориальные, городские и т. д.


8. Важнейшие источники по истории раннего средневековья.
Раннее средневековье характеризуется переходом от античности и варварства к феодализму (отразилось в источниках 5-11 в.в.). Это эпоха господства натурально хозяйства, слабых торговых и иных связей между странами и областями, весьма примитивной государственности, низкой граммотности. В раннем средневековье большинство населения зап. и южн. Европы жило по старым римским законам, постепенно просыпаясь к новому времени. В 6 в. по распоряжению византийского императора Юстиниана I эти законы были кодифицированы (Кодекс Юстиниана). Новые законы (новеллы) самого Юстиниана, высказывания наиболее известных юристов античности, краткий специальный учебник права (Институции). Все вместе они получили название в 12 в. Свод гражданского права, тогда же оформился и Свод канонического права – в нем важнейшие акты церковного законодательства. Свод гражданского права – основа византийского законодательства, является ценным источником раннего средневековья. На западе Свод Юстиниана был почти неизвестен до 11-12 в.в. Германские, кельтские и славянские народы сохраняли свои древние обычаи, фиксировали их на письме. Документальные источники – грамоты, акты. Грамоты составлялись по определенному образцу. Были документы по делопроизводству, инвентарные описи церковных поместий. Среди историографических сочинений на первом месте находятся истории – «История войн Юстиниана», «История франков»). Публицистика еще не выделилась, она содержалась в посланиях и трактатах «Об управлении империей». Народная литература связана с фольклором – песни, героические сказания.

9. Древние германцы.
Германцы в первые столетия новой эры жили первобытнообщинным строем. Уровень их развития был различным. К моменту вторжения варваров в империю в 4-6 в.в. обнаружились признаки складывания классов и государства.

В 1 в. вели оседлый образ жизни. Миграции вызывались внешнеполитическими осложнениями. Наиболее развитыми были племена, жившие на границах империи (по Рейну и Дунаю). Главная отрасль – скотоводство. Земледелие на втором плане, местами сохранилось подсечно-огневое. Сеяли овес, ячмень, рожь, пшеницу. Охота не играла важной роли. Железо производилось на месте. Добыча золота, серебра, меди, свинца. Развито творчество, обработка дерева, выделка кожи, ювелирное дело. Важное место занимал товарообмен. Предмет торговли – металлические изделия, рабы, скот, кожа, меха. Покупали дорогие ткани, керамику, драгоценности, вино. Преобладал натуральный обмен.


Население не превышало 4 млн. чел. Жилища – высокие, удлиненные постройки. Селились в отдалении друг от друга, небольшие поселения. Социально-экономическая структура: община в доклассовый период прошла 3 стадии развития:


  1. Родовая или кровнородственная община (совместное ведение хоз-ва и совместное пользование землей).

  2. Земледельческая община (собственность общины сочеталась с разделом пахотных участков между большими семьями).

  3. Соседская община (индивидуальная собственность малых семей на наделы пахотной земли при сохранении коллективной собственности общины на другие угодья).

Род все еще играл важную роль. Большая семья – главная производственная ячейка германского общества. Соседские связи преобладали над кровнородственными. Социальный статус определялся статусом его семьи – зависела не от богатства, а от численности семьи, родословной, общей репутации, все это определяло степень знатности, т.е. уровень гражданского достоинства в обществе. Рабы образовывали узкий слой населения.

В последующие 3-4 столетия германское общество делает шаг вперед. Происходит имущественное и социальное расслоение: погребения различны по инвентарю, усадьба становится не только административным, но и экономическим центром. Свободные уже не составляют единой массы. Деление соплеменников на знатных, свободных, полусвободных (либы). Высший орган власти – народное собрание (вече), совет старейшин (знать) – еще индивидуальная власть племенных вождей (рекс, царь). Конунг (князь) военный предводитель (власть ограничена).

К 4-5 в.в. в политическом строе происходят изменения – племенные объединения перерастают в племенные союзы (более многочисленные). Совет старейшин уступает место совету дружинной служилой знати, которая группируется вокруг конунга. Среди советников выделились предводители подразделений племенного союза – «царьки», располагали собственной дружиной, крепостью. Власть конунга усиливалась, еще не наследственная, но одного рода. Важным средством соц.-политического возвышения конунга и знати являлось восприятие германцами христианства – ускорило становление классового общества и государства.


следующая страница >>