prosdo.ru 1
Техника живописи


Техника живописи - совокупность приемов, которыми определяется эстетико-практическое знание художника, направленное к наилучшему пользованию красками и другими материальными средствами для наиболее совершенного исполнения картины.

Начало формы

Конец формы

  Акварель

фр.Aquarelle; нем.Wasserfarbe

Акварель - техника живописи акварельными красками. Обычно акварель исполняют на бумаге круглыми волосяными кистями, растворяя краски водою. Характерными свойствами акварельной живописи являются прозрачность и мягкость тончайшего красочного слоя. Различают: 
- собственно акварель, основанную на лессировках, без применения белил; и 
- корпусную технику, использующую кроющие водяные краски с применением белил.

Начало формы
Конец формы

Аэрография

Аэрография - техника живописного письма аэрографом по трафарету. Аэрография используется: 
- в декорировании керамики; 
- в разрисовке тканей и театральных декораций; 
- в книжной графике
- в изготовлении крупноформатных плакатов.

Трафарет для аэрографии: 
- изготовляется в виде пластинки из свинцовой фольги или картона с отверстиями, воспроизводящими рисунок; и 
- размещается на поверхности предмета.

Начало формы

Конец формы

Восковая живопись

Восковая живопись - техника живописи, в которой связующим краски веществом является воск. Восковая живопись выполняется расплавленными или растворенными в летучих маслах красками либо эмульсией. Благодаря малой химической активности и влагоустойчивости воска произведения, выполненные в технике восковой живописи, в течение многих веков сохраняют первоначальную свежесть колорита, плотность и фактуру красочного слоя.

Начало формы

  

Конец формы

Гуашь

фр.Gouache


От итал.Guazzo - водяная краска

Гуашь - техника живописи на бумаге, картоне, полотне, шелке, кости плотными матовыми красками из тонко растертого пигмента с водоклеевым связующим (гуашевыми красками; гуашью).

Гуашь применяется в плакатной графике, для декораций и оформительских работ.

Начало формы

Конец формы

Карнация

Карнация - живописные приемы многослойного наложения красок, применяемые при изображении кожи человека, его лица и других обнаженных частей тела.

Начало формы

Конец формы

Кисть

Кисть - инструмент для нанесения красящих веществ на холст, бумагу или другую основу в живописи, в графике и в каллиграфии. Кисти изготовляют из обезжиренного и прокаленного волоса или шерсти различных животных. Различают: 
- жесткие щетинные кисти для масляной живописи; 
- кисти с длинным волосом для в клеевой живописи; 
- круглые, остроконечные, мягкие кисти для использования в акварели, темпере и тоновой графике
- колонковые кисти для работы любыми красками.

Начало формы

 

Конец формы

Корпусное письмо

Корпусное письмо - технический прием в живописи; работа масляными, темперными и другими красками, накладываемыми уплотненным, непрозрачным слоем.

Начало формы

Конец формы

Лучизм

Лучизм - живописный метод, разработанный и развитый М.Ф.Ларионовым, в соответствии с которым задача художника состоит в изображении не самих предметов, а отражения исходящих от них цветовых лучей.

 

Конец формы

Мазок

Мазок - след кисти с краской, оставляемый на основе. Техника живописи мазками зависит: 
- от индивидуальной манеры художника; 
- от задачи, которую он перед собой ставит; 

- от особенностей и свойств материала, в котором он работает.


Начало формы

Конец формы

 >> Масляная живопись

Oil-painting

Масляная живопись - разновидность живописной техники, основанная: 
- на применении растительного масла в качестве основного связующего вещества; а также 
- на определенных приемах работы с красками.

Считается: 
- что масляной живописи свойственны особые возможности непосредственного выражения авторского замысла, настроения, внутренних импульсов; 
- что масляная живопись позволяет создавать богатые и тонкие варианты колорита, иллюзию пространства и объема на плоскости.

Начало формы

Конец формы

Мастихин

итал.Mestichino

Мастихин - инструмент из гибкой стали или рога в виде ножа или лопатки с изогнутой ручкой. Мастихин применяется художниками для очистки палитры или для частичного удаления незасохшей краски с картины. Иногда мастихин употребляется вместо кисти для нанесения краски ровным слоем или рельефным мазком.

Начало формы

Конец формы

 >> Минеральные краски

Природные пигменты

Минеральные краски - различного цвета руды, глины, минералы и другие горные породы. Хромофором у природных пигментов являются окислы железа, марганца и других металлов, а также углеродистые вещества. По цвету минеральные краски делятся на восемь групп: 
-1- белые: мел, барит, каолин; 
-2- желтые: охра, сиена; 
-3- красные: мумия, сурик, железная киноварь; 
-4- зеленые: волконскоитовая зелень, малахитовая зелень, глауконитовая зелень, гарниеритовая зелень; 
-5- синие: лазуритовая синяя, вивианитовая синяя, азуритовая синяя; 

-6- коричневые: жженая, марганцовая коричневая, кассельская коричневая умбра; 

-7- серые: железная слюдка; 
-8- черные: природная сажа, пиролюзитовая черная сажа.

Начало формы
Конец формы

Мольберт

Easel

фр.Chevalet

От нем.Malbrett - полка для живописи

Мольберт - деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте и с разными наклонами укрепляются подрамник с холстом, картон или доска. Различают складные и стационарные мольберты.

Начало формы

Конец формы

Муштабель

польск.Musztabel

Муштабель - деревянная палочка, с помощью которой поддерживается правая рука живописца при работе над мелкими деталями картины.

Муштабель заканчивается шариком, которым художник опирается на полотно, держа муштабель левой рукой.

Начало формы

фр.Palette

Палитра - небольшая тонкая и легкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. Часто палитра имеет отверстие для большого пальца руки.

Палитра для масляной живописи обычно делается из дерева.

Палитра для других видов живописной техники может быть сделана из жести, эмалированного металла, фарфора, фаянса и др.

Начало формы

Конец формы

Пастель

фр.Pastel; итал.Pastello

От итал.Pasta - тесто

Пастель - техника живописи и рисования по шероховатой поверхности бумаги, картона и т.п. специальными карандашами из сухого красочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих веществ (пастельными карандашами; пастелью). При этом: 
- начинают жестковатыми карандашами и заканчивают мягкими; 
- красочный порошок растирают пальцами или растушкой.

Для пастели характерны: 
- бархатисто-матовая поверхность красочного слоя; 
- звучный и чистый цвет

- мягкость красок, сохраняющих первоначальную свежесть.


Начало формы

Конец формы

Растворители

Разжижитель

Solvent

фр.Dissolvant; нем.Loser

Растворители - в технике живописи - жидкие вещества и составы, которые художник примешивает к краске в ходе работы, чтобы придать нужные свойства красочному слою.

В акварельной живописи растворителем служит вода.

В темперной живописи - разбавленная водою эмульсия.

В масляной живописи - масло, лак, скипидар, пинен, керосин и т.д.

Начало формы

Конец формы

Растушка

Растушка - короткая палочка из бумаги или замши с конусообразными концами для растирки штриха в пятно при рисовании пастелью и другими мягкими материалами.

Начало формы

Конец формы

Сфумато

От итал.Sfumato - затуманенный

Сфумато - прием в живописи, заключающийся в смягчении очертаний предметов, фигур и светотеневой моделировки в целом, позволяющем передать окутывающий воздух. Прием сфумато был теоретически обоснован и применен Леонардо да Винчи.

Начало формы

Конец формы

Темпера

итал.Tempera; фр.Detrempe

От итал.Temperare - смешивать краски

Темпера - живопись красками, в которых связующим веществом являются эмульсии. Распространены эмульсии: 
- из воды и яичного желтка; либо 
- из разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом или масляным лаком.

Начало формы

Конец формы

Фиксация

Фиксирование; Фиксаж

От фр.Fixer - закреплять

Фиксация - закрепление специальными составами красочного слоя или рисунка для придания им лучшей сохранности.

Начало формы

Конец формы

Шпатель

Шпахтель

Putty spattle; Spattle


От нем.Spatel - лопаточка

Шпатель - резиновая, пластмассовая или стальная пластина с ручкой.

В отделочных работах шпатель используется: 
- для очистки старой замазки, обоев, краски; и 
- для нанесения и разравнивания шпаплевки.

В живописи шпатель используется: 
- для очистки палитры; 
- для перемешивания красок; 
- для грунтовки и т.д.

Начало формы

Конец формы

Энкаустика

греч.Enkaustike

От греч.Encaio - выжигаю

Энкаустика - техника живописи восковыми расплавленными красками, создающими блестящую, жирную, осязаемую поверхность. Техника энкаустики разработана в Древней Греции в 5 в. до н.э.