prosdo.ru
добавить свой файл
1
Украинский национализм, что это - попытка возродить Украину, или все-таки попытка разрушить итак еле заметное демократическое государство под названием Украина. На этот вопрос весьма сложно ответить, для начала стоит определить, что такое национализм и что такое радикальный национализм.


Национализм (фр. nationalisme) - идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Радикализм (лат. radix - корень) - крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется в отношении идей и действий в социально-политической сфере, особенно направленных на решительное, коренное изменение существующих общественных институтов.

А теперь хочется понять на примере программы радикальной националистической партии ВО «Свобода», насколько опасно такое явление, как радикальный национализм. Для более яркого рассмотрения данного вопроса будет проведено сравнение политической программы ВО «Свобода» и программы Национал-социалистической рабочей партии Германии (1920 год). Данное сравнение, на мой взгляд, весьма интересно, поскольку с момента официального оглашения программы Национал-социалистической рабочей партии Германии в 1920 году по сегодняшний день прошло 92 года и очень интересно изменились ли взгляды националистов за это время.


1) ВО Свобода раздел IV пункт 1,2:

«1. Ухвалити новий Закон про громадянство, згідно з яким громадянство надаватиметься тільки тим особам, що народилися в Україні або є етнічними українцями, які повернулися з-за кордону для постійного проживання і роботи в Україні. Дозволити особам, народженим в Україні від іноземців або осіб без громадянства, набувати українське громадянство після досягнення повноліття лише за умови вільного володіння українською мовою, знання української історії та змісту Конституції України.

2. Дозволити набувати громадянство України у виняткових випадках особам, які легально проживають в Україні не менше ніж 15 років, вільно володіють українською мовою, знають українську історію та зміст Конституції України, склали присягу на вірність Україні та відмовилися від всіх громадянств, до яких належали. Заборонити цим особам набувати громадянство України, якщо їх притягали до кримінальної відповідальності.»

Национал-социалистическая рабочая партия Германия (далее будет применяться сокращение НСДАП (National-sozialistische Deutschlands Arbeiter Partei) пункты 4,5:

«4. Гражданином Германии может быть только тот, кто принадлежит к германской нации, в чьих жилах течет немецкая кровь, независимо религиозной принадлежности. Ни один еврей не может быть отнесен к германской нации и являться гражданином Германии.

5. Тот, кто не является гражданином Германии, может проживать в ней как гость, на правах иностранца.»

Итак, мы видим, что в обоих случаях говорится о принадлежности гражданина к определенной этнической группе и это является основанием для получения гражданства, но так же необходимо отметить, что в программе ВО «Свобода» есть возможность приобретения гражданства Украины другими лицами в исключительных случаях, однако весьма непонятно, что именно является этими «исключительными случаями», только указано, что эти лица должны не менее 15 лет проживать на территории страны, владеть украинским языком, знать историю и Конституцию, а также отказаться от всех иных гражданств.


2) ВО «Свобода» раздел I пункт 14:

«14. Зобов'язати кандидатів на всі виборні посади вказувати в офіційних біографіях національну приналежність, усі попередні (від совєцьких часів) партійні та державні посади і судимості – не лише непогашені, але й погашені. Знімати кандидатів з реєстрації через приховування біографічних фактів або позбавляти депутатів мандату, якщо приховування виявиться після виборів.»

НСДАП пункт 6:

«6. Право избирать и быть избранным должно принадлежать исключительно гражданам Германии. Поэтому мы требуем, чтобы все должности любого уровня - имперские, областные или муниципальные занимали только граждане Германии. Мы боремся против разлагающей парламентской практики занятия должностей только в зависимости от партийной принадлежности без учета характера и способностей.»

Рассматривая эти два пункта разных программ, можно сказать, что в обоих случаях делается акцент на национальной принадлежности, что является в своем роде расизмом, чертой весьма характерной для радикального национализма.

3) ВО «Свобода» раздел II пункты 11,12,15:

«11. Ухвалити Закон про стратегічні підприємства та стратегічні галузі виробництва. Заборонити приватизацію стратегічних підприємств і повернути у державну власність раніше приватизовані. Гарантувати державний контроль над природними монополіями.

12. Перевірити законність приватизації усіх великих підприємств (у яких середньооблікова кількість працівників перевищує тисячу осіб у рік або обсяг валового доходу від реалізації продукту в рік перевищує п’ятдесят мільйонів гривень). Повернути незаконно приватизовані об'єкти у державну власність та власність трудових колективів.

15. Повертати у державну власність приватизовані підприємства, власники яких не виконують своїх соціальних, інвестиційних та інших зобов’язань.»

НСДАП пункты 13,14,16:


«13. Мы требуем национализации промышленных трестов.

14. Мы требуем участия рабочих и служащих в прибылях крупных коммерческих предприятий.

16. Мы требуем создания здорового среднего сословия и его сохранения, немедленного изъятия из частной собственности крупных магазинов и сдачи их в наем по дешевым ценам мелким производителям, самого строго учета за тем, чтобы мелкие производители получали бы общественную поддержку всюду - на государственном уровне, в землях или общинах»

Что касается данных пунктов обоих программ, можно заметить, что в обоих из них говорится о национализации предприятий. В программе ВО «Свобода» четко видна идея национализации стратегических предприятий, а также весьма непонятно, каким образом государство будет возвращать приватизированные предприятия, в случае, если собственники не выполняют свои обязательства, то есть в данном случае право собственности является скорее абстрактным понятием и под невыполнение социальных, инвестиционных и других обязательств, можно отнести любое событие и явления на данном предприятии.

4) ВО «Свобода» раздел V пункты 20,21,22:

«20. Внести питання захисту національного інформаційного простору до компетенції РНБО для протидії інформаційній окупації України. Створити громадське радіо та телебачення, конкурентоспроможну українську кіноіндустрію.

21. Позбавляти ліцензій ті ЗМІ, які порушують мовне законодавство, принижують національну гідність українців, поширюють дезінформацію або здійснюють антиукраїнську пропаганду.

22. Зобов'язати всі ЗМІ інформувати громадян про всіх своїх власників (для преси – у кожному номері; для ТБ та радіо – щоденно в ефірі)»

НСДАП пункт 23:

«23. Мы требуем открытой политической борьбы против заведомой политической лжи и ее распространения в прессе. С целью создания германской национальной прессы мы требуем, чтобы: все редакторы и издатели германских газет были бы гражданами Германии; не являющимся гражданам Германии запрещалось бы по закону иметь любой финансовый интерес или влияние на германские газеты. В наказание за нарушения данного закона такая газета будет запрещена, а иностранцы немедленно депортированы. Мы требуем объявления непримиримой борьбы с против с литературными и культурными течениями, оказывающих разлагающее влияние на наш народ, а также запрещения всех мероприятий направленных на это»


Анализируя данные пункты, можно заметит попытку взять под контроль все средства массовой информации и использовать их исключительно в качестве агитации национальной политики. В таком случае свобода слова, как таковая, окончательно перестанет существовать в Украине.

5) ВО «Свобода» раздел VII пункты 9,13,14,15:

«9. Відновити ядерний статус України у зв'язку з порушеннями Будапештського меморандуму Росією (одним з ґарантів безпеки України): конфлікти довкола о. Тузла та Керченської протоки, прямі погрози, брутальний політичний та економічний тиск, регулярні спроби посадових осіб Росії піддати сумніву територіальну цілісність України. Відновити тактичний ракетно-ядерний арсенал держави. Звернутися до США та Великої Британії по сприяння та допомогу в ядерній програмі України.

13. Встановити фінансування Збройних Сил України на рівні 5% від ВВП (до подолання технічного відставання ЗСУ від країн-сусідів), враховуючи нагальну потребу реформування та переозброєння війська. Реформувати ЗС України, у т.ч. ВМС і ПС, оснастити їх кораблями, літаками, ракетними ударними комплексами та комплексами ППО 4-го та 5-го поколінь, переозброїти наявну техніку (літаки, кораблі) сучасними зразками озброєння.

14. Відновити престижність служби у Збройних Силах та інших військових формуваннях. Збільшити грошове утримання військовослужбовців. Вирішити проблему забезпечення їх житлом шляхом надання державою пільгових кредитів на його придбання.

15. Розбудовувати власний військово-промисловий комплекс для забезпечення Збройних Сил України сучасним вітчизняним озброєнням та ефективної участі України у світовому ринку зброї. Інтегрувати до військово-промислового комплексу України науково-дослідні установи Збройних Сил. Забезпечити пріоритет досліджень із питань створення сучасних зразків високоточної зброї та зброї, що діє на нових фізичних принципах. Налагодити вигідне військово-технічне співробітництво з іншими державами»


НСДАП пункт 22:

«22. Мы требуем ликвидации наемного войска и создания народной армии»

Характерной чертой радикально настроенных националистических партий и тоталитарных государств, является милитаризации государства. Конечно очень хорошо иметь сильную армию и мощный военно-промышленный комплекс современной Украине, однако вызывает беспокойство пункт программы ВО «Свобода», в котором говорится о возобновлении ядерного потенциала страны, поскольку непонятны последствия. Скорее всего, реакция США и стран ЕС в этом вопросе будет весьма негативной, поскольку в 90-х годах Украина добровольно отказалась от ядерного вооружения, за что и получала финансовые средства.

Также данные программы содержат похожие пункты о пенсионном обеспечении, здравоохранении, не вижу смысла рассматривать их, поскольку они весьма объективны и не нуждаются в критике. Интереснее рассмотреть пункты программы ВО «Свобода», которые на мой взгляд, являются абсурдными и не соответствуют демократическому государству, а также пункты посвященные истории и отношениям с Россией и странами СНГ.

Итак, раздел I пункт 8 программы ВО «Свобода»: «8. Запровадити кримінальну відповідальність за будь-які прояви українофобії». На мой взгляд весьма недемократичный пункт и его последствия, да в нашей стране сейчас существует такое понятие как украинофобия, однако не в одном словаре не нашел формулировки такого понятия, поэтому можно назвать украинофобами людей, выступающих против всего украинского, против украинской государственности, самоопределения украинской нации. Это конечно плохо, когда граждане Украины не любят свою страну и не являются патриотами, однако, под данный пункт можно, например, отнести, не любовь к украинскому языку, что весьма характерно в восточных и южных регионах страны. Таким образом, таких людей можно отдавать под суд, исходя из пункта программы, хотя нет ничего страшного, когда в стране существуют региональные языки или даже два государственных.


Пункт 12: «12. Запровадити пропорційну систему виборів до парламенту за відкритими виборчими списками. Обирати депутатом парламенту можна громадянина України, який останні 10 років проживає в Україні, досяг 18-ти років, володіє і спілкується державною мовою, є дієздатним та несудимим». Собственно ничего нового в этом пункте нет, однако, возникает вопрос, что подразумевается под общением на государственном языке. Если говорить о работе и выполнении служебных обязанностей депутатом, то это объективно, если говорить об обязательном использовании государственного языка в повседневной жизни, это прямое нарушение права на использования родного языка.

Раздел III пункт 3: «3. Реалізувати програму "Репродуктивне здоров'я нації". Заборонити переривання вагітності, окрім випадків, зумовлених медичними показаннями та доведених у судовому порядку фактів зґвалтування. Прирівняти у кримінальному законодавстві незаконне здійснення абортів до замаху на вбивство». Данный пункт является абсолютно абсурдным по ряду причин. Во-первых, нарушается право женщины на прерывание беременности. Во-вторых, данная мера вряд ли снизит количество абортов, скорее переведет их в нелегальное русло, что в свою очередь повлечет увеличение летальных исходов у рожениц либо ухудшение их здоровья и как следствие потерю репродуктивной функции. Так же очевидно, что увеличится количество выездов за рубеж с целью проведения абортов.

Пункт 5: «5. Відновити і повернути у державну власність санаторно-курортні комплекси. Заборонити перепрофілювання санаторіїв. Заборонити приватизацію курортних та санаторних земель на всій території України». Этот пункт так же нарушает права собственников данных санаторно-курортных комплексов, фактически такая мера приведет к незаконному изъятию собственности без достойной компенсации.

Раздел VI пункт 2: «2. Визнати факт окупації України большевицькою Росією 1918–91 рр., наслідком чого став безпрецедентний геноцид українців». Говорить об оккупации Украины возможно было бы лишь в том случае, если бы большинство населения страны в те годы, именно так ее воспринимали, однако известно, что во многих регионах страны большевиков воспринимали как освободителей и оказывали им поддержку, а также люди исключительно из своей воли присоединялись к этому движению. Вопрос о геноциде украинцев за время пребывания страны в составе СССР также неоднозначен и я не могу достоверно утверждать, что руководители СССР пытались уничтожить исключительно украинскую нацию, поскольку репрессии проводились в отношении всех граждан СССР.


Пункт 5: «5. Поновити кримінальну справу за фактом Голодомору 1932–33 рр., який визнано державою геноцидом українського народу, тобто злочином, до якого не застосовуються терміни давності. Здійснити публічний судовий процес над комунізмом. Добитись у судовому порядку заборони комуністичної ідеології як людиноненависницької і такої, що завдала невиправної шкоди українському народові». С уверенностью можно утверждать, что любой тоталитарный режим несет негативные последствия, что касается запрета коммунистической идеологии, считаю этого нельзя делать, поскольку в стране есть сторонники такой идеологии и нужно уважать их права, к тому же есть вероятность, что такой запрет лишь поднимет рейтинг коммунистов.

Пункт 6: «6. Запровадити сувору кримінальну відповідальність за публічне заперечення Голодомору як геноциду української нації». Не уверен, что необходимо вводить уголовную ответственность, поскольку голодомор – явление историческое и гражданин страны, имеет право относится к нему, как пожелает.

Пункт 9: «9. Вимагати від Москви офіційного визнання, вибачення та компенсації за геноцид українців. Добитися від Росії повернення заощаджень громадян України (83 млрд. крб. станом на 1991 р.). Наполягати на передачі Україні належної їй частки Алмазного фонду, золотих та валютних запасів, закордонного майна колишнього СССР». В данном вопросе не представляется возможным что-то требовать от Москвы, поскольку нет международных документов, подтверждающих факт геноцида украинцев, и как следствие отсутствует возможность обратиться с иском в суд. Требование возврата сбережений и части Алмазного фонда звучит, по меньшей мере, смешно, поскольку у Украины нет рычагов давления на Россию, а в добровольном порядке Россия ничего не выплатит.

Пункты 12,13,14,15: «12. Розробити та запровадити державну просвітницьку програму "Правда про геноцид українців". Запровадити окрему навчальну дисципліну "Історія геноциду українців у ХХ ст." в усіх навчальних закладах.


13. Визнати боротьбу, яку до кінця 50-х років проводила Організація Українських Націоналістів (ОУН) та Українська Повстанська Армія (УПА), національно-визвольною боротьбою Українського народу. Визнати вояків УПА та підпільників ОУН учасниками національно-визвольної боротьби за державну Незалежність України.

14. Надати ветеранам ОУН-УПА належні пільги і компенсувати недодані за роки Незалежності.

15. Скасувати спеціальні пенсії для прислужників совєцького режиму, керівників комуністичної партії, комсомолу та каральних органів СССР».

Вопросы, касающиеся УПА весьма неоднозначны, считаю нельзя придавать статус героев-освободителей воинам УПА, поскольку данные личности все-таки сотрудничали с фашистами и это весьма весомый аргумент не в их пользу. К тому же в мире нет четкой позиции в отношении этой армии и ее членов, мнения разделены, одни считают их предателями и врагами, другие героями.

Раздел VII пункт 2: «2. Припинити всяку участь України в наддержавних утвореннях, ініційованих Москвою: Співдружності Незалежних Держав (СНД), Єдиному Економічному просторі (ЄЕП), Євразійському економічному співтоваристві (ЄврАзЕС) тощо». Данный пункт весьма глуп, достаточно посмотреть на статистику торговых операции, согласно которой, Россия и страны СНГ являются стратегическими партнерами Украины, приведу несколько цифр (данные взяты с сайта Государственной службы статистики).

Рассмотрим географическую структуру внешней торговли товарами за первое полугодие 2012 года (в долларах США):

Страны СНГ: 12386082,6

В том числе Россия: 8774232,6

Европа: 8308791,6

Азия: 9106261,0

Африка: 2620655,8

Америка: 1181273,7

Австралия и Океания: 18731,0

Другие: 56007,6

Таким образом, становится понятно, что поддержание торговых отношений с Россией и странами СНГ наиболее выгодны для Украины и в случае разрыва таких отношений велика вероятность падения экономики страны.


Раздел VIII пункт 3: «3. Розірвати Харківські угоди Януковича-Мєдвєдєва від 21 квітня 2010 року». Разрыв подобного договора в одностороннем порядке без причин даст России возможность обратиться в суд и очевидно, что в этом случае Украина окажется в проигрышном положении.

Итак, были рассмотрены некоторые пункты программы ВО «Свободы», а также был проведен сравнительный анализ программ ВО «Свобода» и НСДАП с целью определения необходимости существования радикально-националистических партий на территории Украины, и выяснить угрозу, которую они представляют.

Из рассмотренных выше пунктов программы, можно сделать вывод, что радикальная националистическая позиция партии ВО «Свобода» несет угрозу демократическим процессам в Украине, также ставит под сомнение возможность развития дружеских отношений со странами СНГ и в частности Россией. На данный момент сторонников данной партии не много, и в основном они сосредоточены в западных регионах страны, согласно социологическим опросам, рейтинг партии ВО «Свобода» составляет 4,2% при необходимых 5% процентах для прохождения в Верховную Раду Украины по партийным спискам. Очевидно, что некоторые представители данной партии попадут в парламент благодаря мажоритарным округам, однако очевидно, что их количество будет немногочисленно и они вряд ли смогут коренным образом влиять на политические процессы. Смотря на такой рейтинг, можно с уверенностью заявить, что граждане Украины совершенно не заинтересованы в программе ВО «Свобода» и соответственно не разделяют их ценности во многих вопросах. Проанализировав пункты программы ВО «Свобода», мне кажется, что такая программ принесет много негативных последствия для страны и ее народа.

Сергей Петров 29.08.2012