prosdo.ru 1 2 ... 9 10


ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ
И МОДЕРНИЗАЦИЕЙ СТРАНЫ
(публикуется с сокращениями)
Величко М.В.

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, г. Пушкин

Ефимов В.А., к.т.н., д.э.н.

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, г. Пушкин
В монографии вводится понятие «научно-внедренческий цикл» как путь, проходя который, инновации становятся нормой жизни. Рассмотрены угрозы развитию цивилизации. Показана биосферная обусловленность жизни цивилизации. Высказаны предложения по организационно-управленческому обеспечению инновационного развития и модернизации страны, реального сектора её экономики на основе государственного регулирования рынка в русле биосферно обусловленного плана социально-экономического развития.
ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение: модернизация — суть явления 2

1. Научно-методологическое обеспечение политики модернизации: реальное положение дел 3

2. Социально-биологические проблемы современности и обозримой перспективы 5

3. Возможности развития культуры и разрешения проблем 7

4. Полная функция управления и устойчивость объекта управления в смысле предсказуемости его поведения 10

5. Общество как объект управления: общественные институты 10

6. Общество как объект управления: «биосфера — хозяйство — культура» 16

7. Образ жизни экотехнологической цивилизации
— ландшафтно-усадебная урбанизация 18


8. Государство-суперконцерн: осуществление рыночной саморегуляции в русле плана социально-экономического развития 23

9. Организация эффективного бесструктурного управления

— основа массовой «самореализации» научно-внедренческих циклов 31




Введение: модернизация — суть явления


Результаты политики модернизации страны в первую очередь обусловлены тем, как понимаются: 1) суть модернизации как социального явления, 2) причины, вызвавшие потребность в модернизации, 3) цели общественно-экономического развития, которые должны быть достигнуты в её ходе. Именно определённость в ответе на эти вопросы обуславливает пути и средства решения множества социально-экономических задач в ходе модернизации, а также и её итоги.

Суть самого процесса модернизации можно определить как задачу выведения общества, переживающего затяжной глубокий кризис общекультурного характера, в исторически короткие сроки на уровень передовых стран по показателям, определяющим качество жизни.

В сфере экономики потребность в модернизации внешне выражается в том, что производимая в стране продукция по своим технико-технологическим и потребительским качественным показателям не соответствует современному уровню развития мировой науки и техники, а продукция, в которой воплощены передовые достижения науки и техники текущего времени, составляет в валовом национальном продукте мизерную долю, не оказывающую сколь-нибудь ощутимого воздействия на качество жизни основной статистической массы населения. Но это — только следствие.

Причиной, вызывающей такое положение, является хроническая неспособность исторически сложившейся социальной организации обеспечить массовое осуществление в разумные сроки научно-внедренческих циклов в их полноте во всех отраслях экономики и иных сферах деятельности общества.

«Научно-внедренческий цикл в его полноте» можно определить как социально-экономический процесс, начало которому даёт постановка исследовательских задач в области фундаментальной науки и который завершается тем, что её достижения находят своё воплощение в производстве массово потребляемой продукции (включая и услуги). Это процесс с «плохо определённой» в силу её вариативности структурой.


«Разумность сроков» в данном контексте предполагает, что в ходе осуществления научно-внедренческого цикла: во-первых, достигается организационно-технологическая эффективность в решении каждой из частных задач в его составе и, во-вторых, обеспечивается отсутствие «нерациональных пауз», разделяющих моменты завершения и начала частных задач в их преемственной последовательности в ходе осуществления научно-внедренческого цикла в его полноте.

Под «нерациональными паузами» понимаются паузы между преемственными этапами научно-внедренческого цикла, обусловленные: неинформированностью потенциальных участников последующих этапов о завершении предыдущих; непониманием руководителями разных уровней возможностей, открываемых научно-техническими достижениями, в силу чего руководители не осуществляют управление соответствующими этапами научно-внедренческого цикла должным образом; пороками социальной организации и ошибками управления; прямым саботажем, провоцируемым конкурентами и т.п. В результате такого рода причин научно-внедренческий цикл на каких-то своих этапах оказывается не обеспеченным трудовыми ресурсами необходимой квалификации, информационно-алгоритмическими и технологическими ресурсами, финансированием и т.п., и потому протекает недопустимо медленно либо «зависает», т.е. «неразумные паузы» обретают тенденцию длиться вечно.

Все такого рода причины могут быть устранены путём изменения социальной организации и общественного самоуправления, в результате чего продолжительность научно-внедренческого цикла сводится к объективно возможному минимуму, обусловленному профессионализмом участников и достигнутым к его началу уровнем научно-технического и общекультурного развития. И то, и другое в каждую эпоху является объективной данностью, обусловленной историческим прошлым.

При этом необходимо отметить, что в условиях глобализации научно-внедренческие циклы в их полноте могут быть локализованы разными своими фрагментами в разных государствах, в результате чего государства, в чьей экономике осуществляются завершающие этапы соответствующих научно-внедренческих циклов, обретают конкурентные преимущества — подчас монопольные.

Показанная выше алгоритмика осуществления научно-внедренческих циклов означает, что объектом управления в ходе модернизации страны должна стать культурная среда в целом, только частью которой являются и экономика (включая фундаментальную науку), и государственное управление местного, регионального и федерального уровней.



следующая страница >>