prosdo.ru
добавить свой файл
1
Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко


Занимательные

упражнения

по развитию речи
Логопедия

для дошкольников


Альбом 3 Звуки Р, Л

Москва

Астрель • ACT 2001



Зуева Л.Н.

3-93 Логопедия для дошкольников: Звуки Р, Л: Альбом 3 / Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко. - М.: ООО «Издательство Аст-рель»: 000 «Издательство ACT», 2001. - 80 с: ил.

ISBN 5-17-007009-8 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-271-01915-2 (ООО «Издательство Астрель»)

Пособие содержит занимательные игровые задания для детей 5-7 лет, спо­собствующие формированию правильного звукопроизношения, обогащению словарного запаса, развитию логического мышления и графических навыков. Адресовано педагогам детских дошкольных учреждений, логопедам, ро­дителям.

УДК 376 ББК 74.3

ISBN 5-17-007009-8 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-271-01915-2 (ООО «Издательство Астрель») © ООО «Издательство Астрель», 2001

Уважаемые взрослые!

Перед вами третий альбом комплекта, состоящего из четырех кра­сочно иллюстрированных изданий, каждое из которых предназна­чено для работы над определенной группой звуков. Этот выпуск по­священ звукам Р, Л.

Одновременно с закреплением правильного звукопроизношения (и на том же звуковом материале) уточняется и расширяется словарь, устраняются недостатки грамматического строя, развивается фоне­матическое восприятие. Это достигается вовлечением ребенка в игро­вые и речевые ситуации, где он - активный участник, способный рас­суждать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы. С одной стороны, мы предлагаем ребенку образец для подражания, с другой - предоставляем широкое поле для фантазии и творчества.

Игровые упражнения разработаны с учетом возможностей детей старшего дошкольного возраста. Тем не менее все упражнения долж­ны выполняться с помощью логопеда и родителей. Этап постановки, закрепления изолированного звука и закрепления звука на уровне слога осуществляется логопедом. Работа с данным пособием начина­ется на этапе закрепления звука в слове. Подбор заданий идет по вы­бору логопеда.


Эту «книгу» нельзя просто прочитать ребенку. Он будет работать с ней длительное время, рассматривая вместе с вами картинки, выпол­няя задания, которые вы ему прочитаете.

Давайте ребенку возможность внимательно всматриваться в изо­браженные предметы. Чтобы легче запоминались новые слова, а вме­сте с тем интенсивнее шел процесс закрепления правильного звуко­произношения, надо чаще применять их в разговоре с ребенком. При этом полезно ставить вопросы таким образом, чтобы при ответе ре­бенку приходилось самому использовать эти слова.

Если вы проявите терпение, будете внимательны к нашим реко­мендациям, да к тому же сможете на основе своей фантазии допол­нить наши сюжеты, то добьетесь хороших результатов.

Успехов вам и вашим детям!

3



Помоги Егору собрать (нарисуй ниточки) шары, на которых на­рисованы предметы, имеющие в названии звук «Р». Подумай и ска­жи, где прячется звук «Р» в этих словах: в начале, в середине или в конце?

4




Рассмотри марки и назови предметы, нарисованные на них. Опре­дели количество слогов в каждом слове. Наклей (соедини дорожка­ми) марки на нужные конверты. На конверт с одной маркой - слово с одним слогом, на конверт с двумя марками - с двумя слогами, на конверт с тремя марками - слово с тремя слогами. Какой звук слы­шится в названии всех этих предметов? Определи место звука «Р» в этих словах. Назови слова со слогом «РА»; «РО»; «РУ»; «РЫ».

5


Внимательно рассмотри картинки. Найди среди них те, что подхо­дят друг к другу по рифме. Соедини рифмующиеся пары цветными дорожками, используя карандаши разного цвета. Когда ты найдешь рифму к каждой картинке, у тебя получится много цветных доро­жек. Попробуй с одной из рифм сочинить короткое стихотворение.


Какой звук слышится в названии всех этих предметов?

6



Возьми карандаш и соедини картинки таким образом, чтобы пос­ледний звук предыдущего слова стал началом следующего. Какой это звук? Первые картинки цепочек обозначены красными точками. Назови слова первой цепочки. Сколько их? Назови слова второй це­почки. Сколько в ней слов? Обозначь каждое слово полоской (I I) под картинкой.



Рассмотри картинки, назови их. Соедини картинки, названия ко­торых звучат одинаково (например: рукав реки, рукав рубашки, по­жарный рукав). Объясни значение каждого из них.











Помоги Буратино подобрать к картинкам левого столбика подхо­дящие картинки из правого столбика (например: карась