prosdo.ru
добавить свой файл
1
Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко


Занимательные

упражнения

по развитию речи
Логопедия

для дошкольников


Альбом 3 Звуки Р, Л

Москва

Астрель • ACT 2001



Зуева Л.Н.

3-93 Логопедия для дошкольников: Звуки Р, Л: Альбом 3 / Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко. - М.: ООО «Издательство Аст-рель»: 000 «Издательство ACT», 2001. - 80 с: ил.

ISBN 5-17-007009-8 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-271-01915-2 (ООО «Издательство Астрель»)

Пособие содержит занимательные игровые задания для детей 5-7 лет, спо­собствующие формированию правильного звукопроизношения, обогащению словарного запаса, развитию логического мышления и графических навыков. Адресовано педагогам детских дошкольных учреждений, логопедам, ро­дителям.

УДК 376 ББК 74.3

ISBN 5-17-007009-8 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-271-01915-2 (ООО «Издательство Астрель») © ООО «Издательство Астрель», 2001

Уважаемые взрослые!

Перед вами третий альбом комплекта, состоящего из четырех кра­сочно иллюстрированных изданий, каждое из которых предназна­чено для работы над определенной группой звуков. Этот выпуск по­священ звукам Р, Л.

Одновременно с закреплением правильного звукопроизношения (и на том же звуковом материале) уточняется и расширяется словарь, устраняются недостатки грамматического строя, развивается фоне­матическое восприятие. Это достигается вовлечением ребенка в игро­вые и речевые ситуации, где он - активный участник, способный рас­суждать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы. С одной стороны, мы предлагаем ребенку образец для подражания, с другой - предоставляем широкое поле для фантазии и творчества.

Игровые упражнения разработаны с учетом возможностей детей старшего дошкольного возраста. Тем не менее все упражнения долж­ны выполняться с помощью логопеда и родителей. Этап постановки, закрепления изолированного звука и закрепления звука на уровне слога осуществляется логопедом. Работа с данным пособием начина­ется на этапе закрепления звука в слове. Подбор заданий идет по вы­бору логопеда.


Эту «книгу» нельзя просто прочитать ребенку. Он будет работать с ней длительное время, рассматривая вместе с вами картинки, выпол­няя задания, которые вы ему прочитаете.

Давайте ребенку возможность внимательно всматриваться в изо­браженные предметы. Чтобы легче запоминались новые слова, а вме­сте с тем интенсивнее шел процесс закрепления правильного звуко­произношения, надо чаще применять их в разговоре с ребенком. При этом полезно ставить вопросы таким образом, чтобы при ответе ре­бенку приходилось самому использовать эти слова.

Если вы проявите терпение, будете внимательны к нашим реко­мендациям, да к тому же сможете на основе своей фантазии допол­нить наши сюжеты, то добьетесь хороших результатов.

Успехов вам и вашим детям!

3



Помоги Егору собрать (нарисуй ниточки) шары, на которых на­рисованы предметы, имеющие в названии звук «Р». Подумай и ска­жи, где прячется звук «Р» в этих словах: в начале, в середине или в конце?

4




Рассмотри марки и назови предметы, нарисованные на них. Опре­дели количество слогов в каждом слове. Наклей (соедини дорожка­ми) марки на нужные конверты. На конверт с одной маркой - слово с одним слогом, на конверт с двумя марками - с двумя слогами, на конверт с тремя марками - слово с тремя слогами. Какой звук слы­шится в названии всех этих предметов? Определи место звука «Р» в этих словах. Назови слова со слогом «РА»; «РО»; «РУ»; «РЫ».

5


Внимательно рассмотри картинки. Найди среди них те, что подхо­дят друг к другу по рифме. Соедини рифмующиеся пары цветными дорожками, используя карандаши разного цвета. Когда ты найдешь рифму к каждой картинке, у тебя получится много цветных доро­жек. Попробуй с одной из рифм сочинить короткое стихотворение.


Какой звук слышится в названии всех этих предметов?

6



Возьми карандаш и соедини картинки таким образом, чтобы пос­ледний звук предыдущего слова стал началом следующего. Какой это звук? Первые картинки цепочек обозначены красными точками. Назови слова первой цепочки. Сколько их? Назови слова второй це­почки. Сколько в ней слов? Обозначь каждое слово полоской (I I) под картинкой.



Рассмотри картинки, назови их. Соедини картинки, названия ко­торых звучат одинаково (например: рукав реки, рукав рубашки, по­жарный рукав). Объясни значение каждого из них.











Помоги Буратино подобрать к картинкам левого столбика подхо­дящие картинки из правого столбика (например: карась ~ осётр). Со­едини их дорожками и назови одним словом. Какой звук встречается в названии всех этих предметов? Назови слова, в которых звук «Р» прячется в начале слова; в середине; в конце слова.

10







Внимательно рассмотри картинки на карточках слева и спра­ва. Назови их.

Какой звук слышится в названии всех этих предметов? Где пря­чется звук «Р»?

Назови одним словом предметы, расположенные на парах карто­чек. А теперь обрати внимание, как расположены картинки на парах карточек.




12

Подумай, каким образом изменить расположение картинок слева, чтобы получить такую же комбинацию картинок, как на карточке справа?



13



Рассмотри и назови картинки первого столбика (розовый поросё­нок, оранжевая хурма, красный арбуз, красная смородина...). Какая картинка должна быть следующей? Затем закрой глаза и повтори на­звания картинок в той же последовательности. Продолжи эту игру с картинками второго и третьего столбиков.

Назови картинки розового цвета. Закрой их пуговицами или фиш­ками. А теперь по памяти открой картинку, про которую можно ска­зать розовый; розовая; розовое. Продолжи игру с картинками красно­го и оранжевого цвета.

Назови слова, в которых звук «Р» спрятался в середине слова; в начале; в конце слова.

14





15

Посмотри внимательно на картинки, которые нарисовал Каран­даш. Какие детали он забыл нарисовать у этих предметов? (Напри­мер: самовар без крана.) Дорисуй недостающие части изображён­ных на картинках предметов.

Незнайка увлёкся огородничеством. Свой будущий урожай он изо­бразил на натюрморте. Рассмотри его и скажи, какие овощи мечтает вырастить Незнайка у себя на огороде? Ответь, какими красками раскрасил Незнайка морковь, помидор, кукурузу, горох, огурцы? Подскажи Незнайке, какими красками нужно раскрасить каждый овощ. Обрати внимание на будущий Незнайкин огород. Правильно ли представляет себе Незнайка, как растут овощи? На каких кустах у него растут помидоры; кукуруза; горох? Объясни Незнайке, где они должны расти.


16





17

Расставь (соедини дорожками) таблички рядом с соответствующи­ми растениями.



Догадайся, кто на чём играет в оркестре, если Артур предпочита­ет ударные инструменты, Рая — струнные, а Варвара — клавишные. На чём играют Артём и Рома, если Артёма называют гармонистом?

Составь предложение по схеме:



Из скольких слов состоит предложение? Назови маленькое слово (на). 18

Посмотри внимательно на картинку и скажи, какой инструмент нужен каждому из музыкантов?


19


Проведи дорожку от музыканта к его инструменту.





Посмотри на картинку и назови животных. А теперь найди норки, в которых живут крот, барсук и бурундук. Подсказкой тебе послу­жит угощение в норках: сколько слогов в названии грызуна, хозяина норки, столько же слогов и в названии угощения. А теперь скажи, какое угощение нравится кроту; барсуку; бурундуку? Составь пред­ложения. Назови самое короткое предложение. Из скольких слов оно состоит? Сколько слов в самом длинном предложении?

20


21


Дорисуй груши таким образом, чтобы в каждой корзине их было поровну.



Карандаш — мастер натюрморта. Рассмотри его картины и ска­жи, из каких предметов составлен каждый натюрморт? Какой лиш­ний предмет нарисовал Карандаш в каждом натюрморте?

22

1. Карандаш пригласил на вернисаж своих друзей. Назови их. Пе­речисли то, что изображено на картинах. Подумай и скажи, какая картина понравилась каждому из посетителей? Объясни, почему ты так думаешь.



2. Нарисуй в пустой рамке натюрморт.

23



Рассмотри картинки. Скажи, что делает Рома? Что делает Ира? (Например: Рома открывает форточку, а Ира закрывает форточку).

Назови предметы, с которыми можно выполнять данные дейст­вия. Составь предложения. Обведи кружочком предметы, с которы­ми эти действия выполнить нельзя.

24