prosdo.ru 1 2 ... 6 7
НАТАЛИЯ СПИРИНА


УРУСВАТИ – СВЕТ УТРЕННЕЙ ЗВЕЗДЫ

Вступительное слово на конференции, посвящённой 110-й годовщине со дня рождения Елены Ивановны Рерих (1989 г.)




Я очень счастлива приветствовать конференцию, посвящённую 110-летию со дня рождения Елены Ивановны Рерих и дальнейшему исследованию наследия семьи Рерихов, и особенно потому, что, занимаясь много лет изучением этого духовного богатства, я не надеялась дожить до такого момента, когда открыто будет обсуждаться этот кладезь духовной мудрости, который доселе изучался индивидуально, без всякой огласки.

Признательность проистекает из признания. Эта конференция, посвящённая Елене Ивановне, — выражение признательности той, которая дала человечеству так много, что на века ему хватит изучать и применять её наследие. Но не только книги и письма оставила она, но сам образ её и подвиг её жизни — это тот образец, тот идеал, в котором люди так нуждаются. Можно погасить свечу, но Свет Утренней Звезды потушить невозможно. Она предвестница Восхода, она — предтеча наступления нового Дня в истории планеты. Урусвати!

Девочка, тайком несущая к себе тяжелый том Библии; девушка, мечтающая об Общем Благе; женщина — жена и вдохновительница Николая Рериха, который писал о ней, что она «прозревала на всех путях наших. Нашла водительство духа и укрепила путь наш». Мать, давшая миру двух замечательных сыновей; автор книг о Будде, о Сергии Радонежском; собравшая и издавшая Криптограммы Востока; переводчица сложнейших философских текстов Е.П.Блаватской и писем Махатм («Чаша Востока»); автор двух томов изданных писем и огромного количества неизданных; и, наконец, посредница между нами и Великими Учителями, давшими через неё свет Знания людям.

Чтобы понять полученное, надо понять эпоху, в которой мы живём, и страну, на языке которой и для которой в первую очередь было дано Учение Живой Этики (Агни Йога).


Оно переводит отвлечённую мораль на научную практическую основу и доказывает, как это неотложно необходимо для спасения человечества и планеты.

Оно объединяет все религии и йоги, вскрывая их общую первооснову, исходящую из непреложных космических законов.

Оно устремляет к дальним мирам как к пути суждённому, выводя землян из их колыбели.

Оно помогает осмыслить земную жизнь как этап на беспредельном пути эволюции человеческой бессмертной сущности.

Оно излагает законы психической энергии, всеначальной энергии, которая сочетается со всеми проявлениями жизни, указывает на последствия её накопления или растраты, открывая пути к её осознанию и применению.

Оно призывает к созданию Общины Мира, к объединению всех народов, независимо от их расовой или национальной принадлежности, на основе Общего Блага.

Оно призывает к перерождению сознания, к той перестройке, которая должна начаться, прежде всего, с каждого человека в отдельности.

Оно говорит о значении мысли как первоосновы всей жизни.

Елена Ивановна пишет: «Учение Живой Этики не носит печати определённой национальности, потому оно и приложимо всюду и всегда». «Учение прежде всего прекрасно и истинно, когда оно жизненно, но никакие фокусы и измышления псевдооккультизма и магии не приблизят ни на шаг к истинному ученичеству». «Живая Этика в жизни есть простейший путь к приближению».

В книге «Сердце» (155) говорится: «Много оккультных книг, но большинство из них не может быть полезно сейчас. Причина главная в том, что они всюду предпосылают лишь каких-то особо избранных. Но Наше Учение имеет в виду всех, всех, всех! Лишь эти зовы ко всем могут заменить отвлечённую этику Учением Жизни».

В моём кратком выступлении нет возможности изложить хотя бы сжато содержание книг Живой Этики. Эту тему продолжат другие докладчики.

Мы же ещё раз воздадим признательность той, которая воплотила в себе всё то, что было написано ею и через неё. И пусть освещает работу нашей конференции Свет Утренней Звезды — Урусвати!


11–12 февраля 1989 г.

ЕЛЕНА ИВАНОВНА РЕРИХ




Выступление в радиопрограмме «Прирастать Сибирью»

Раньше корабли водили по звёздам. Есть люди — как звёзды. Думая и говоря о них, мы приобщаемся к их сиянию. Нам так нужен пример, так нужен образец, на который можно в своей малой мере равняться.

В преддверии нашего женского праздника хочется вспомнить о женщине, такой прекрасной и внешне и внутренне, что у тех, кто встречался с ней, захватывало дух.

Елену Ивановну Рерих при жизни знали очень мало. Она не хотела быть на виду. Её подвиг совершался незаметно для посторонних глаз. И только теперь мы можем говорить о ней открыто и узнавать всё новые подробности её удивительной жизни.

Елена Ивановна родилась 12 февраля 1879 года в семье архитектора, академика И.И.Шапошникова. Мать — внучатая племянница нашего прославленного полководца М.И.Голенищева-Кутузова. С малых лет девочка интересовалась живописью, тайком уносила к себе огромный том Библии с иллюстрациями Доре, самоучкой выучилась читать. Потом, непомерно рано, брала из отцовских шкафов философские сочинения. С юных лет увлекалась индийской философией. Книги Вивекананды, Рамакришны, Тагора были её любимым чтением. Она получила обширное образование, овладела несколькими иностранными языками, занималась живописью. Была одарённой пианисткой.

У неё была выдающаяся внешность. Вот как описывает это очевидица в своих воспоминаниях: высокая, стройная, полная изящества, грации, обаяния. Роскошные каштановые с золотым отливом волосы, пышная высокая причёска. Когда улыбалась, лицо освещалось теплом и лаской. Глаза тёмно-карие, миндалевидные, лучезарные, с длинными ресницами. Взгляд мягкий, тёплый, излучающий сияние. Мелодичный и нежный голос. Всегда очень ласковое обращение. Необычайная женственность. Красиво одевалась. В ней было сильно развито чувство красоты, которое она проявляла как внешне, так и внутренне.


Жила в Петербурге, вела светский образ жизни, но не погружалась в него, а всегда имела вид наблюдающей жизнь, ищущей чего-то другого, более глубокого. У неё было много поклонников и претендентов на её руку, но она всех отвергала и говорила, что хочет выйти замуж за человека — служителя искусства.

Летом 1899 года она гостила у своей тётки в усадьбе вблизи станции Бологое и там встретилась с Николаем Рерихом, приехавшим к её дяде по делам археологических раскопок, производившихся в этой местности.

Рерих прогостил у них несколько дней, и за это время решилась судьба Елены Ивановны, она поняла, что это был тот человек, которого она давно ждала. Через два года после знакомства она вышла за него замуж.

Через сорок лет после свадьбы Николай Константинович Рерих писал: «Сорок лет — немалый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: "Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице". Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское»1.

Расскажем очень кратко, что же произошло за эти сорок лет, как жила, трудилась и творила Елена Ивановна все эти годы вплоть до своего ухода в 1955 году.

У неё было два сына — Юрий и Святослав. Первый — блестящий учёный-востоковед, второй — известнейший художник и общественный деятель. Все четверо составляли единое целое в своём стремлении служить Общему Благу, на пользу человечества, и отдать плоды своих трудов родной стране.

Как строилась жизнь её семьи? Николай Рерих пишет о ней: «Правда, справедливость, постоянный поиск истины и любовь к творящему труду — преображают всю жизнь вокруг молодого, сильного духа. И весь дом, и вся семья — всё строится по тем же благодатным началам.


Все трудности и опасности переносятся под тем же несокрушимым водительством. Накопленное знание и стремление к совершенству дают непобедимое решение задач, ведущее всех окружающих по единому светлому пути. Болезненно ощущается всякое невежество, темнота и злоба. Где только возможно, происходят целения и физические, и духовные. Жизнь становится от раннего утра и до вечера истинно трудовою, — и всё на пользу человечества. Ведётся обширнейшая корреспонденция, пишутся книги, переводятся многотомные труды — и всё это в удивительной неутомимости духа. Даже наитруднейшие обстоятельства побеждаются истинною верою, которая уже делается прямым чувствознанием. (...) Такую неустанно трудовую жизнь, в подвиге каждого дня, в доброжелательстве и строительстве, нужно иметь перед собою всей молодёжи»2. (Рерих рисовал о ней картины. Картина «Ведущая»: женщина поднимается на высоты, и за ней, держась за подол её платья, тянется мужчина; она ведущая, она ведёт. В картине «Держательница Мира» и во многих других в женских обликах проглядывает облик Елены Ивановны.)

Так, очень кратко, в статье Николая Рериха «Великий облик» говорится о жизни и деятельности Елены Ивановны. Расскажем об этом немного подробнее.

Вскоре после замужества Елена Ивановна с мужем посетили более сорока старинных русских городов с целью изучения архитектурных памятников, сказаний, обычаев, ремёсел, народной музыки. В результате этих поездок Н.К.Рерихом была создана большая серия архитектурных этюдов, которые должны были «запечатлеть грандиозную каменную летопись страны, в которой увековечились величие духа и характер её народа-строителя».

В 1916 году, в связи с состоянием здоровья Николая Константиновича, семья по настоянию врачей переезжает в Карелию, в Сердоболь (Сортавалу), оттуда в 1918 году, будучи отрезанной от России, где произошла революция, уезжает в Стокгольм, потом в Лондон, с выставками картин Рериха.

С 1920 по 1922 год они живут в Америке, где проводят выставки и разворачивают художественно-просветительскую деятельность.


Борясь за сближение народов, они создают в Нью-Йорке Институт объединённых искусств. «Искусство объединит человечество»3, — утверждал Николай Рерих. А в Чикаго им было учреждено объединение художников «Cor Ardens» («Пылающее Сердце»), и немного позже возник международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»), призванный осуществлять сотрудничество деятелей науки и искусства разных стран.

В 1923 году Рерихам удалось осуществить свою давнюю заветную мечту — посетить Индию. И оттуда началась их легендарная пятилетняя Трансгималайская экспедиция. В статье «Лада» Н.К.Рерих пишет так об участии Елены Ивановны в этой экспедиции: «Лада — древнерусское слово. Сколько в нём лада, вдохновения и силы! И как оно отвечает всему строю Елены Ивановны. Так и звали её. (...) Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил, — на всё это готова Елена Ивановна. (...) На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. (...) Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому было немало поводов самого различного характера»4.

В 1928 году, после окончания экспедиции, Елена Ивановна Рерих — почётный президент Института научных исследований «Урусвати», основанного Рерихами в долине Кулу, в Индии. Название «Урусвати», данное Институту, означает по-санскритски «Свет Утренней Звезды». Это поэтическое имя было первоначально дано Елене Ивановне в Индии. Там Елена Ивановна прожила многие годы вплоть до ухода Николая Константиновича Рериха в 1947 году. После этого она покинула Кулу и до конца своей земной жизни жила в индийском городе Калимпонге.

Вся жизнь Елены Ивановны прошла в неустанных трудах. Она написала огромное количество писем и отдельным друзьям, и ученикам, и в многочисленные общества имени Рериха во всех странах. Небольшая часть этих писем была опубликована в двух томах, осталось ещё очень много неизданных. Эти письма обнаруживают её огромные знания, эрудицию. В них ответы на многочисленные вопросы её корреспондентов, начиная с житейских проблем и кончая разъяснением различных мест из книг Учения Живой Этики, данных через неё Великим Гималайским Учителем. Она записала четырнадцать книг этих бесед, которые легли в основание Новой Эпохи. Это Провозвестие — синтез всех религий и всех йог, данное для настоящего времени, формирующее наше мировоззрение, помогающее понять цель и смысл нашей жизни на Земле и её перспективы.


Кроме писем Елена Ивановна написала ряд книг под разными псевдонимами: «Основы буддизма» под псевдонимом Наталия Рокотова; в книге «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» очерк о Сергии под псевдонимом Наталия Яровская; собранные ею «Криптограммы Востока» были изданы под псевдонимом Жозефина Сент-Илер.

Она была блестящей переводчицей труднейших текстов по восточной философии, «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской. Под псевдонимом Искандер Ханум был издан её перевод писем Махатм в книге «Чаша Востока».

После Елены Ивановны осталось огромное количество ещё не изданных её рукописей.

Елена Ивановна пророчески предсказывала светлую судьбу России5. «Свет стоит над Родиной», — писала она в 1948 году. «Чую победу нашего Славянства, нашей великой страны».

«Тяжкие сроки, тяжкие времена! Но лучшая страна станет космическою основою равновесия в мире. Страна лучшая станет страною самой строительной и самой прекрасной. Наша страна узнает ярый расцвет после уявления космических знаков. Космический знак нашей страны сотрудничает со знаком Благоденствия».

1950 год. «Мировая война не будет допущена, вернее, будет пресечена вмешательством Сил Космических. (...) Наша страна будет охранена, будет победной страной: так заповедано и начертано в звёздных рунах. Все, кто с нею, разделят её победу».

«Щит Света над новыми сознаниями, отказавшимися от злобы, зависти и понявшими, куда устремляется поток эволюции. Распространение зла будет остановлено».

«Расцвет России есть залог благоденствия и всего мира. Гибель России есть гибель всего мира. Кто-то уже начинает это сознавать»6.

«Сейчас много прекрасных духов нарождается в новой стране, которой суждён небывалый расцвет», — писала она в 1937 году.

Зинаида Григорьевна Фосдик, ближайшая сотрудница Рерихов, директор Музея Рериха в Нью-Йорке, говорит о Елене Ивановне: «Она звала в будущее "трубным гласом", звала всех работать для будущего, стремилась сделать на Земле Свет истины и мира достижимой реальностью для всех. (...) Любовь, сострадание, терпимость были указаны как путь самоусовершенствования с одной неизменной целью — служить Общему Благу Человечества!»7


Л.В.Шапошникова в статье «Другиня» пишет о Елене Ивановне: «Поражает в первую очередь удивительная гармоничность взглядов и деятельности этих двух людей, Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерих. Большой русский художник и учёный Николай Рерих провёл долгие годы в Индии и за свою жизнь сделал поразительно много. Тысячи ценнейших картин, научные исследования, философские и публицистические очерки, экспедиции, одна из которых — Центрально-Азиатская — входит в золотой фонд географических исследований нашей планеты.

И всегда рядом с ним темноглазая стремительная женщина, мать двух его сыновей. (...) Мог ли Николай Рерих сделать всю ту громадную работу, если бы рядом с ним не было Елены Ивановны? (...) Нет, не мог. Слишком велика была роль этой женщины, которая так решительно влияла и на творчество этого великого художника. Даже его тяга и интерес к Индии и Востоку прошли через призму мировоззрения жены. (...)

Она была талантлива, жизнедеятельна и активна. Многие картины Рериха — результат творчества двоих. И Елена Ивановна была вдохновляющим началом в этом творчестве. Некоторые из них были написаны по замыслам Елены Ивановны.

Они вместе прошли по неизведанным тропам Трансгималаев. Тяжёлые переходы, нападения разбойников, препятствия, чинимые англичанами, которые чуть не привели экспедицию к гибели, — всё это требовало не только выносливости, но и незаурядного мужества. И этого мужества оказалось у Елены Ивановны больше, чем у кого-либо другого.

После экспедиции, в 1928 году, Рерихи создали в долине Кулу Институт Гималайских исследований. Елена Ивановна стала его почётным президентом-основателем. (...) Она легко ориентировалась в научных проблемах, которыми занимался Институт, и нередко направляла их с мудростью хорошо подготовленного учёного…

Обе страны, Россия и Индия, жили рядом в её сердце. Работа её была многогранна и огромна. Она участвовала в борьбе за женское равноправие, помогала прогрессивным культурным организациям, отстаивала принципы международного сотрудничества, предупреждала о надвигающейся угрозе войны, осуждала акты фашистской агрессии.


Пакт Рериха об охране культурных памятников от разрушения был детищем обоих».

Елена Ивановна ушла из жизни в 1955 году.

6 марта 1991 г.



1 Рерих Н.К. Из литературного наследия. М., 1974. С. 239.
2 Рерих Н.К. Нерушимое. Рига, 1991. С. 151-152.
3 Рерих Н.К. Пути Благословения. Новосибирск, 1991. С. 90.
4 Рерих Н.К. Из литературного наследия. С. 132-133.
5 Письма Елены Рерих. 1932-1955. Новосибирск, 1993. С. 508-511.
6 Письма Елены Рерих. Т. 2. Рига, 1940. 17.12.1935.

7 Фосдик З.Г. Великая жизнь//Матерь Агни Йоги: Материалы конференции. Новосибирск, 1989. С. 205.

следующая страница >>