prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 32 33
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


БЕЗОПАСНОСТЬ

УЧЕБНО-НАУЧНОГО ТРУДА

И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебное пособие для обучающихся в СПбГУ по направлениям астрономия, информатика, математика, механика, прикладная математика, физика, химия

Санкт-Петербург

2011
Сигнальный экземпляр

Составители: д.ф.-м.н., проф. Е.К. Колесников, к.ф.-м.н., доц. Г.В. Павилайнен, к.ф.-м.н., в.н.с. В.Н. Солнцев, д.ф.-м.н., проф. В.А. Цибаров

Содержание методического пособия соответствует требованиям Государственного стандарта по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для студентов высших учебных заведений и состоит из трех крупных разделов. ЧАСТЬ 1: Основные положения - содержит обзор основных понятий, терминов, положений и обзора нормативных документов. ЧАСТЬ 2: Защита территории и населения в чрезвычайной ситуации (ЧС) – включает в себя классификацию и анализ чрезвычайных ситуаций, а также структуру и функции государственных органов, в обязанности которых входит мониторинг, предупреждение и ликвидация последствий ЧС. ЧАСТЬ 3: Безопасность учебно-научного труда - объединяет сведения по электробезопасности, защите от шума и вибраций, вредных излучений и содержит требования и рекомендации по производственной безопасности программистов, лаборантов, инженеров и сотрудников экспериментальных лабораторий, правила техники безопасности при проведении экспериментальных лабораторных работ студентами естественных факультетов, сведения о первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях.

Рекомендуются лицам, обучающимся в СПбГУ по направлениям астрономия, информатика, математика, механика, прикладная математика, физика, химия.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие…………………………………………………………………5

Введение…………………………………………………………………......6

ЧАСТЬ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ……………………………….8


1.1.1.Историческая справка………………………………………………...8

2.1.1. Основные предположения, гипотезы и аксиомы………………..10

3.1.1. Основные понятия и принципы…………………………………...12

4.1.1. Система «ЧЕЛОВЕК - ОПАСНОСТЬ»……………………………14

5.1.1. Классификация опасностей…………………………………..........15

6.1.1. Риск………………………………………………………………….17

7.1.1. Концепция приемлемого риска……………………………………24
ГЛАВА 2.1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

1.2.1. Состав, силы и средства МЧС РФ…………………………………25

2.2.1. Основные задачи и функции МЧС РФ……………………………25

3.2.1. Основные функции МЧС России……………………………........26

4.2.1. Обзор сил и средств МЧС………………………………………….29

Войска ГО…………………………………………………………………29

Пожарная охрана………………………………………………………….29

Центр управления в кризисных ситуациях……………………………..30

Государственная инспекция по маломерным судам……………………31

Поисково-спасательная служба…………………………………………..33

Психологическая служба (ОКСИОН)……………………………………34

5.2.1. Теория управления уровнями безопасности……………………...37

6.2.1. Методы анализа опасностей………………………………………..42
ГЛАВА 3.1. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.3.1. Психологический аспект……………………………………………46

2.3.1. Медицинский аспект……………………………………………….52

3.3.1. Медицина и безопасность………………………………………….57
ГЛАВА 4.1. ОБЗОР ОСНОВНЫХ ОПАСНОСТЕЙ

1.4.1. Глобальная безопасность…………………………………………....60

2.4.1. Концепция устойчивого развития человечества…………………..61

3.4.1. Национальная безопасность РФ………………………………….....68

4.4.1. Природные и биологические опасности…..……………………….78

5.4.1. Техногенные опасности……………………………………………..90

6.4.1. Экологические опасности…………………………………………...98
РАЗДЕЛ 2. ЗАЩИТА ТЕРРИТОРИИ И НАСЕЛЕНИЯ В ЧС

ГЛАВА 1.2. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ…………………………...102


1.1.2. Классификация ЧС……………………………………………..........102
3

2.1.2. Стадии (фазы) развития ЧС……………………………………104

3.1.2. ЧС природного характера……………………………………...105

4.1.2. ЧС техногенного происхождения…………………………….115
ГЛАВА 2.2 МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ

1.2.2. Общие принципы медицины катастроф (МК)……………….155

2.2.2. Медицинская служба гражданской обороны………………...156

3.2.2. Первая медицинская помощь при ЧС………………………...159

4.2.2. Специализированная медицинская помощь …………………166

5.2.2. Комплекс медицинской защиты населения при ЧС ..……….167

6.2.2. Гидродинамическая модель кровообращения ……………….168

7.2.2. Математическая модель распространения инфекции ..……..172
РАЗДЕЛ 3 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ГЛАВА 1.3. Законодательство РФ и охрана учебно-научного труда

1.1.3. Основы законодательства о труде……………………………..180

2.1.3. Условия учебно-научного труда ….…………………………...184

3.1.3. Охрана труда и техника безопасности сотрудника

экспериментальной лаборатории……………………………………..189

4.1.3. Охрана и безопасность труда оператора ЭВМ и

сотрудника вычислительного центра………………………………...193

5.1.3. Эргономика рабочего места оператора ЭВМ…………….……198
ГЛАВА 2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.2.3. Электробезопасность……………………………………………202

2.2.3. Шум, вибрация, воздействие СВЧ……………………………...203

3.2.3. Пожарная безопасность………………………………………….211

4.2.3. Бытовой и производственный травматизм…………………….215

Список использованной литературы………………………………….226

Приложение 1 Структура и функции МЧС…………………………..227

Приложение 2 Система здравоохранения в РФ……………………...239

Приложение 3 Первая помощь при несчастных случаях……………248

Приложение 4.Отравляющие вещества………………………………255

Приложение 5 Некоторые важные нормативные документы………260

Приложение 6 Дополнительные материалы по радиационной и

ядерной опасности……………………………………………………..270

Приложение 7 Окружающая среда и экология человека……………286

Приложение 8 Обеспечение экологической безопасности в РФ…...298

Приложение 9 Безопасность продуктов питания……………………304
4

ПРЕДИСЛОВИЕ
Причин, побудивших авторов к изданию данного методического пособия, несколько. Во-первых, это необходимость преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на уровне, соответствующем статусу Федерального государственного образовательного учреждения «Санкт-Петербургский государственный университет»; во-вторых, это стремление создать информативный, интересный очерк по наиболее актуальным вопросам жизнедеятельности молодых людей, обучающихся точным и естественным наукам; в-третьих, это необходимость информировать обучающихся о правилах поведения и технике безопасности при проведении учебных практик и экспериментальных лабораторных работ во время освоения основной обучающей программы (ООП).

Опыт многолетнего преподавания естественных и точных дисциплин на гуманитарных и естественных факультетах показывает заметные различия в восприятии материала студентами этих факультетов. Различия заметны и во взаимоотношениях преподавателей и студентов.

Студенты гуманитарных факультетов более склонны к самостоятельной работе, а студенты естественнонаучных факультетов больше тяготеют к личным контактам и беседам, к семинарским занятиям. Это и понятно, точные науки – их будущее. Для студентов курс «Безопасность жизнедеятельности» не является приоритетным, но его надо освоить, и тут у многих студентов появляется откровенное чувство раздражения, стремление «спихнуть» поскорее и отделаться рефератом, чтобы получить зачет. Студенты не совсем осознают меру своей социальной ответственности и своего предназначения носителей высшего знания и умения в обществе. К слову сказать, и выбор учебников и методических материалов у них невелик, не говоря уже о справочных изданиях и сборниках задач.


Количество же разнородной и бессистемной информации в системе Интернета таково, что впору удивиться изобретательности и изощренности студентов в выборе «подходящей», по их мнению, литературы. Мы поставили перед собой цель преодолеть возникающий при этом эффект «трудоемкого и ненужного» знания.

Предлагаемое учебное пособие содержит обзор нормативных документов, учебный лекционный материал, примеры задач с решениями. Отдельно в приложениях приведены дополнительные сведения по лекционному материалу.

Авторы надеются, что методическая работа будет продолжена, данное учебное пособие будет совершенствоваться в дальнейшем. Мы будем благодарны за предложения и замечания и учтем их в последующих публикациях. Раздел 1 подготовлен Г.В. Павилайнен и В.А.Цибаровым, раздел 2 - Е.К. Колесниковым и В.Н.Солнцевым, раздел 3 и общее редактирование осуществила Г.В. Павилайнен.

В заключение авторского слова хотим поблагодарить к.ф.-м.н., доцента Ю.Н.Ворошилову, всех рецензентов и сотрудников университета, а также студентов, которые способствовали опубликованию и подготовке данного издания.

5

ВВЕДЕНИЕ
Существование человека на Земле и его деятельность происходят при определенных благоприятных и неблагоприятных условиях. Последние часто называют потенциальными опасностями. Для преодоления неблагоприятных условий или, говоря иначе, для защиты от потенциальных опасностей человек проводит исследовательские, научные, технические, медицинские действия, вырабатывает способы и средства защиты, обеспечивающие его комфортное существование, а также разрабатывает стратегии предотвращения и ликвидации последствий неблагоприятных событий.

В каждом виде деятельности формируется определенная система безопасности жизнедеятельности, в которой органически сочетаются способы и средства защиты самой жизни человека, его здоровья и способы и средства защиты человека, производящего определенные действия, т.е. охрана его труда. Можно привести много примеров таких систем безопасности жизнедеятельности (СБЖ): промышленная безопасность, экологическая безопасность, национальная безопасность и т.д. Несмотря на имеющееся сходство всех систем безопасности, объединение их в одну систему невозможно и недопустимо, так как общее не позволяет учесть все частности, при этом теряется конкретность действия, а значит и конкретность противодействия. Общая система будет защищать от всего, а значит, и от любого конкретного вида деятельности – значит, возникает запрет на деятельность, следовательно и на жизнь, так как деятельность является неотъемлемой частью жизни человека. Итак, в основу безопасности жизнедеятельности следует положить антропоцентрический подход, выделяющий приоритет человека при построении любой системы безопасности в любом виде деятельности.


Если мы принимаем этот подход, то все природные условия жизни и все условия человеческой деятельности относительно самого человека могут быть подразделены на благоприятные, т.е. способствующие или препятствующие его деятельности и неблагоприятные, которые мы будем подразделять на опасности преднамеренного, опосредованного и непреднамеренного характера. В дальнейшем сосредоточимся на изучении способов и средств защиты человека от непреднамеренных опасностей, т.е. тех, которые человек не создает сам в результате своей деятельности и которые носят внешний характер по отношению к человеку. Другие опасности будут рассматриваться только в качестве иллюстративных примеров.
6

Объектом изучения безопасности жизнедеятельности как науки является деятельность человека, предметом изучения являются опасности в системе «человек-опасность».
Общая концепция безопасности жизнедеятельности включает в себя:

1. Естественнонаучные основы существования жизни;

2.Организационно-правовые основы обеспечения безопасной жизни;

3.Медико-биологические и санитарно-гигиенические основы;

4.Психологические и социальные аспекты;

5.Промышленную и пожарную безопасность;

6.Природные неблагоприятные явления и преодоление их негативных последствий;

7.Экстремальные и чрезвычайные ситуации;

8. Концептуальные методы управления системами безопасности.
Общая постановка вопроса о безопасности жизнедеятельности носит основополагающий характер, но предмет исследования является очень динамичным. Постоянно возникают новые опасности, старые совершенствуются и преобразуются, вследствие этого научный подход часто носит оперативный характер, который, очевидно, невозможен без фундаментальных знаний о природе Земли, ее климате, влиянии космоса, биологии и физиологии человека, психологии, системного анализа и математических средств обработки информации, химии и физики.

В учебном пособии использован принцип нумерации по разделам, главам и параграфам. Первая цифра соответствует номеру параграфа, вторая – номеру главы, а последняя – номеру раздела.

7


ЧАСТЬ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1.1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Проблема защиты человека и его деятельности волнует его с самого зарождения цивилизации. Как известно, проблема самозащиты заложена генетически и осуществляется на уровне инстинктов и функционировании органов чувств. На заре человечества угрозы носили природный характер, развитие цивилизации привело к возникновению угроз экологического, военного, гуманитарного характера. Творцом этих «рукотворных» угроз стал сам человек, от которых он в современном мире страдает гораздо больше, чем от традиционных природных биологических факторов. Примером может стать статистика гибели людей в ДТП или от «добровольных» болезней – курения, алкоголизма, наркомании. В последние годы возникла угроза «биологической экспансии» новых опасных вирусов и болезней. СПИД, куриный и свиной грипп, особая пневмония, список можно продолжать, тем более, что лаборатории работают и мало ли что еще создадут! Этот вызов должна принять наука, обеспечивающая безопасность жизнедеятельности. Статистика гибели и увечья на производстве во всем мире тоже мало радует. Люди гибнут от природных, техногенных, антропогенных, биологических, экологических, гуманитарных (социальных) катастроф.

Одними из первых, кто задумался о защите жизни человека, и чьи труды дошли до нас из далекого прошлого, были Аристотель (384-322 до н.э.) и Гиппократ (460-377 до н.э.). Они в своих трактатах рассматривали условия труда, наиболее удобные для продуктивной и безопасной работы человека. Парацельс (1493-1541) и Агрикола (1494-1555) изучали опасности, связанные с горным делом. Парацельс заложил основы принципа нормирования и дозирования. «Все есть яд, и все есть лекарство. Только доза делает вещество ядом или лекарством», - писал он. Агрикола является автором дошедшего до нас труда «О горном деле». Рамаццини (1633-1714) заложил основы профессиональной гигиены в книге «О болезнях ремесленников». Первые труды по охране труда в России принадлежат М. В. Ломоносову (1711-1765), изучавшему воздействия химических газов на горных рабочих. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) исследовали условия труда и безопасности человека на капиталистическом производстве и установили, что «экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем – как производится». Впервые условия труда были внесены как составляющая производительности труда и как средство получения дополнительной прибавочной стоимости. Появился термин «интенсификация труда».


8

В.И.Ленин (1870-1924) связывал условия труда и рост революционного настроения масс. Он написал ряд работ: «Развитие капитализма в России», «Научная система выжимания пота», «Закон о вознаграждении рабочих от несчастных случаев», в которых дал оценку уровня охраны труда в России начала 20 века. Им высказаны идеи построения более совершенной системы охраны труда и техники безопасности, в частности, предусматривающей существование специалистов в этой области на производстве. Долгие годы система охраны труда социалистического производства противопоставлялась аналогичным системам, применяемым на Западе, хотя носила во многом декларативный, формальный характер. Однако лозунг «все для народа», выдвинутый еще в начале века, позволил создать в СССР систему восстановительного отдыха шахтеров, металлургов, рабочих химической промышленности, которая обеспечивала санаторно-курортное лечение всех, занятых на вредных производствах, людей.

Значительный вклад в развитие теории безопасности внесли русские ученые: В. Л. Кирпичев (1845-1913), А. А. Пресс (1857-1930), Д. П. Никольский (1855-1918), В. А. Левицкий (1867 - 1936), А. А. Скочинский (1874-1960), В.А.Легасов и другие.

Следует признать, что история этого вопроса еще недостаточно изучена. Формирование дисциплины БЖ как научного направления позволит комплексно изучить труды многих русских и советских ученых по вопросам обеспечения охраны труда и практическим решениям задач по системному обеспечению безопасности труда и жизни на производстве и в других сферах жизни.

9




следующая страница >>