prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ


«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для обеспечения

контролируемой самостоятельной работы студентов (КСР)

по учебной дисциплине «Экономическая теория»

Для специальностей 3, 4 курсов

1-03 04 04 Практическая психология. Дополнительная специальность.

1-02 06 02 Технология (по направлениям). Дополнительная специальность.

1-01 02 02 Начальное образование. Дополнительная специальность.

1–02 03 03 Белорусский язык и литература. Дополнительная специальность.

1-01 01 02 Дошкольное образование. Дополнительная специальность.

1-03 04 03 Практическая психология.1-01 01 01Дошкольное образование.

1-02 03 07-03Иностранный язык (английский). Технология(обслуживающий труд). 1-02 03 07-01Иностранный язык (английский). Белорусский язык и литература. 1-02 03 06-02 Иностранный язык. Немецкий язык, английский язык.__ 1-02 03 07-02 Иностранный язык (английский).Информатика. 1-02 03 06-01 Иностранный язык. Английский язык, немецкий язык.

Материалы подготовлены

Яковлевой Т. Е., преподавателем

(в соответствии с Положением о контролируемой

самостоятельной работе студентов БарГУ,

утвержденным 18.08.2009 №341)

Содержание:

Тема 3. Экономические системы. Рыночная система хозяйствования

Вопросы:


  1. Понятие экономической системы.

  2. Современная типология экономических систем.

  3. Собственность как экономическая категория.Эволюция форм собственности, типы и формы собственности.

  4. Реформирование собственности в Республике Беларусь.

  5. Натуральное хозяйство: особенности и основные этапы развития.
  6. Товарное (рыночное) хозяйство: условия развития, виды, особенности.


  7. Рынок: понятие, классификация, функции.

  8. Конкуренция: понятие, виды. Рыночная инфраструктура.

  9. Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования.

  10. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг.

Контрольные задания

Список источников

Тема 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения.

Вопросы:

  1. Спрос. Закон спроса. Факторы (детерминанты) изменения спроса. Виды эластичности спроса.

  2. Предложение. Закон предложения. Факторы (детерминанты) изменения предложения. Ценовая эластичность предложения.

  3. Рыночное равновесие.

Контрольные задания

Список источников

Тема 5. Теория поведения потребителя

Вопросы:

  1. Общая и предельная полезность.

  2. Закон убывающей предельной полезности. Принцип максимизации потребности.

  3. Предпочтения потребителя и кривые безразличия. Предельная норма замещения.

  4. Бюджетное ограничение потребителя. Эффект дохода и эффект замещения в поведении потребителя.

Контрольные задания

Список источников

Тема 7. Рынки факторов производства и распределения дохода

Вопросы:

  1. Особенности функционирования рынков факторов производства.

  2. Рынок труда, его сущность и особенности.

  3. Рынок капитала, его сущность и особенности.

  4. Рынок земли: спрос, предложение, цена, рента.

  5. Прибыль как предпринимательский доход.

Контрольные задания

Список источников

Тема 8. Основные макроэкономические показатели

Вопросы:

  1. Национальная экономика и ее общая характеристика.
  2. Система национальных счетов (СНС).


  3. Валовой национальный продукт (ВНП).

  4. Валовой внутренний продукт (ВВП).

  5. Номинальный и реальный ВНП. Дефлятор ВНП.

  6. Национальный доход.

  7. Чистый национальный продукт.

  8. Личный доход.

  9. Располагаемый доход.

Контрольные задания

Список источников

Тема 10. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения (AD-AS)

Вопросы:

  1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Факторы совокупного спроса.

  2. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения Факторы совокупного предложения.

  3. Макроэкономическое равновесие в модели AD - AS. Изменения в равновесии. Эффект "храповика".

Контрольные задания

Список источников

Тема 13. Денежный рынок. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика

Вопросы:

  1. Спрос на деньги. Предложение денег. Денежная масса. Ликвидность. Денежные агрегаты. Роль банковской системы в предложении денег. Денежный мультипликатор. Равновесие на денежном рынке.

  2. Денежно-кредитная система страны и ее уровни. Центральный банк страны и его роль в экономике. Методы воздействия центрального банка на денежную массу. Операции на открытом рынке. Политика учетной ставки.

  3. Понятие и цели денежно-кредитной политики. Жесткая, мягкая и эластичная денежно-кредитная политика. Политика «дешевых денег». Политика «дорогих денег». Эффективность денежно-кредитной политики.

  4. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.

Контрольные задания

Список источников

Тема 15. Социальная политика государства

Вопросы:

  1. Социальная политика: понятие, цели, направления.

  2. Функции социальной политики.
  3. Потребительская корзина.


  4. Минимальный потребительский бюджет.

  5. Доходы населения и проблемы их распределения в рыночной экономике. Кривая Лоренца.

  6. Роль государства в решении проблем, связанных с неравенством доходов.

  7. Механизм и основные направления социальной защиты населения.

  8. Социальная политика Республики Беларусь: основные направления и приоритеты.

Контрольные задания

Список источников

Тема 16. Экономический рост

Вопросы:

  1. Понятие экономического роста. Цели экономического роста и социальные приоритеты.

  2. Типы экономического роста.

  3. Источники и факторы экономического роста, производительность труда, производительность капитала, производительность природных ресурсов.

  4. Модели экономического роста. Модель Солоу.

Контрольные задания

Список источников

Тема 17. Современное мировое хозяйство и его структура

Вопросы:

  1. Понятие «мировое хозяйство». Субъекты мировой экономики и уровни их взаимодействия.

  2. Международное разделение труда как основа формирования и развития мирового хозяйства. Факторы развития международного разделения труда. Формы международного разделения труда: международная специализация и международная кооперация производства.

  3. Основные этапы эволюции мирового хозяйства.

  4. Место Республики Беларусь в мировом хозяйстве.

  5. Современные тенденции развития мирового хозяйства: постиндустриализация, глобализация, региональная экономическая интеграция.

Контрольные задания

Список источников

Тема 18. Формы международных экономических отношений. Платежный баланс страны и его структура.

Вопросы:

  1. Международная торговля товарами и услугами. Технология как товар на мировом рынке.
  2. Международные валютно-кредитные отношения.


  3. Международная миграция рабочей силы.

  4. Платежный баланс как обобщающий показатель внешнеэкономических связей страны. Структура платежного баланса страны.

  5. Проблемы урегулирования внешней задолженности государств.

  6. Перспективы участия Республики Беларусь в международных экономических отношениях.

Контрольные задания

Список источников

Тема 3. Экономические системы. Рыночная система хозяйствования

1.Информационно-методическая часть

Цель: изучить экономические системы и рыночную систему хозяйствования

Студент должен знать:

  • понятие экономической системы.

  • современную типологию экономических систем.

  • понятие собственности как экономической категории, эволюцию форм собственности, типы и формы собственности.

  • о реформировании собственности в Республике Беларусь.

  • особенности и основные этапы развития натурального хозяйства

  • условия развития, виды, особенности товарного (рыночного) хозяйства

  • понятие рынка, классификацию, функции.

  • понятие конкуренции, виды. Рыночная инфраструктура.

  • функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования.

  • программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг.


Студент должен уметь:

  1. формулировать понятие экономической системы

  2. определять типы экономических систем по основным признакам

  3. формулировать понятие собственности

  4. различать товарное от натурального хозяйства

  5. определять виды конкуренции в заданных условиях

  6. различать методы регулирования государства в современной рыночной экономике

2. Контрольные задания

Составить конспект по следующим вопросам:


  1. Понятие конкуренции.

  2. Основные характеристики форм и моделей конкуренции.

  3. Анализ роли государственного регулирования в механизме рыночных отношений.

  4. Функции государства в современной рыночной экономике и их краткая характеристика.

  5. Методы регулирования современной рыночной экономики государством, их характеристика.

  6. Либеральная и социально ориентированная модель рыночной экономики

  7. Национальные модели рыночных систем, их краткая характеристика

  8. Перечислить основные разделы (11) программы социально-экономического развития на 2011-2015гг.

  9. Цели и приоритеты социально-экономического развития на 2011-2015гг.

3. Список источников:

  1. Основы экономической теории: Пособие для системы экономического образования / Под общ. ред. Э.И. Лабковича , М.И. Плотницкого . – Мн.: ООО «Мисанта», 1999- 192с.

  2. Экономическая теория: Учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений /Н.И. Базылев, М.И. Базылева, - Мн.: Книжный Дом, 2004. –608 с.

  3. Экономическая теория: Учеб. пособие /В.Л. Клюня, И.В. Новикова, М.Л. Землякевич и др.; Под ред. В.Л. Клюни, И.В. Новиковой. – Мн.: ТетраСистем, 2001. – 400с.

  4. Основы экономической теории: Учеб. пособие/В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черченко и др.; Под ред. В.Л. Клюня . – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997 – 336 с.

  5. Курс экономической теории.; Под ред. М.И. Плотницкого, А.Н. Тура. – Мн.: «Мисанта», 1997-432 с. (26 аб., 3ч.з.)

  6. Мазур В.В. Экономическая теория: Учеб. пособие /Л.Н. Давыденко, А.И. Базылева, А.А. Дичковский и др.; Под общ. ред. Л.Н. Давыденко. – 2-е изд., пераб. – Мн.: Высш. Шк., 2004 – 366 с.

Тема 4.Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения.

1.Информационно-методическая часть

Цель: изучить спрос, предложение, эластичность спроса и предложения, законы спроса и предложения и рыночное равновесие.


Студент должен знать:


  • понятие спроса, закон спроса, факторы (детерминанты) изменения спроса, виды эластичности спроса.

  • понятие предложения, закон предложения, факторы (детерминанты) изменения предложения, эластичность предложения.

  • рыночное равновесие.

Студент должен уметь:

  • формулировать определения спроса, предложения, их законы

  • строить графики кривых спроса и предложения

  • объяснять сдвиги кривых в различных ситуациях

  • определять изменения при влиянии неценовых факторов

  • определять вид эластичности и графически интерпретировать его.

2. Контрольные задания

Составить конспект по следующим вопросам:

  1. Понятие эластичности.

  2. Понятие эластичности спроса по цене

  3. Понятие эластичности спроса по доходу

  4. Перекрёстная эластичность спроса по цене

  5. Коэффициент эластичности

  6. Виды эластичности спроса в зависимости от величины коэффициента эластичности (понятия, графики, интервалы значения коэффициента)

  7. Эластичность предложения

  8. Виды эластичности предложения(понятия, графики с указанием временного производственного периода)

  9. Какие товары называются товарами низшей категории, а какие нормальными?

3. Список источников:

1. Пиндайк, Р. С., Рубинфельд, Д. Л. Микроэкономика / пер. с англ. – М.: Дело, 2000.

2. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М.: Норма, 2005.

3. Чеканский, А. Н., Фролова, Н. Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень: учеб. – М.: ИНФРА-М, 2005.

4. 50 лекций по микроэкономике. В 2-х т. – СПб.: Высшая школа, 2000. http://50.economicus.ru.

5. Тарануха, Ю. В. Микроэкономика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под общ. ред. А. В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис. 2006. – 640 с.


6. Экономическая теория/Новикова И.В.,Ясинский Ю.. Тихонов А.О. под ред. И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского, Мн,: Акад.упр. при Президенте Респ.Беларусь,2008.

Тема 5. Теория поведения потребителя

1.Информационно-методическая часть

Цель: изучение теории поведения потребителя

Студент должен знать:

- понятия полезного и рационального потребителя;

- понятия общей и предельной полезности;

- закон убывающей предельной полезности;

- принцип максимизации полезности;

- предпочтения потребителя и кривые безразличия;

- понятие предельной нормы замещения;

- бюджетное ограничение потребителя;

- эффект дохода и эффект замещения в поведении потребителя.

Студент должен уметь:

- формулировать закон убывающей предельной полезности;

- определять предельную полезность;

- объяснять предпочтения потребителя с помощью кривых безразличия;

- изображать графически бюджетную линию на основе данных;

- выявлять эффекты дохода и замещения в конкретных примерах.

2. Контрольные задания

Составить конспект по следующим вопросам:


  1. понятия общей и предельной полезности

  2. закон убывающей предельной полезности

  3. принцип максимизации потребности

  4. кривые безразличия, их свойства, графики

  5. предельная норма замещения и её экономический смысл

  6. бюджетное ограничение потребителя, график формула, влияние изменений в доходах и ценах на положение бюджетной линии

  7. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление»

  8. равновесие потребителя

  9. эффект дохода и эффект замещения в поведении потребителя.

Задания для самостоятельного решения

Вариант 1

Задание 1. Какой ряд значений предельной полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности:


1) 8, 9, 6, 7, 10.

2) 20,19, 18, 17, 16.

3) 20, 19, 17, 14, 10.

4) 15, 13, 10, 8, 4.

Задание 2. Определите предельную полезность MU, если в таблице даны количество единиц продукта Q и общая полезность TU.

Q 1 2 3 4 5

TU 18 30 40 47 50

MU

Задание 3. Пусть доход потребителя равен 400 ед. и тратится на два товара X и Y. Цена товара X равна 40 ед., цена товара Y=50 ед. На основании данных построить бюджетную линию. Построить бюджетную линию при условии, что доход увеличился до 600 ед.

Задание 4. Эффект дохода проявляется если,

1) Доходы людей падают, и они покупают меньше данного продукта;

2) Удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая объём потребления других товаров;

3) Объём покупок некоторых товаров сокращается по мере увеличения доходов людей;

4) Доходы людей растут и они сберегают увеличивающуюся часть дохода;

5) Во всех перечисленных случаях.

Вариант2

Задание 1. Какой ряд значений предельной полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности:

1) 20, 19, 17, 14, 10

2) 15, 13, 10, 8, 4.

3) 20,19, 18, 17, 16.

4) 8, 9, 6, 7, 10.

Задание 2. Определите предельную полезность MU, если в таблице даны количество единиц продукта Q и общая полезность TU.

Q 1 2 3 4 5

TU 10 19 26 31 34

MU

Задание 3. Пусть доход потребителя равен 360 ед. и тратится на два товара X и Y. Цена товара X равна 40 ед., цена товара Y=30 ед. На основании данных построить бюджетную линию. Построить бюджетную линию при условии, что доход увеличился до 480 ед.

Задание 4. Эффект дохода проявляется если,

a) Удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая объём потребления других товаров;


b) Объём покупок некоторых товаров сокращается по мере увеличения доходов людей;

c) Доходы людей растут и они сберегают увеличивающуюся часть дохода;

d) Доходы людей падают, и они покупают меньше данного продукта;

e) Во всех перечисленных случаях.

Вариант 3

Задание 1. Какой ряд значений предельной полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности:

1) 15, 3, 10, 8, 4.

2) 8, 9, 6, 7, 10.

3) 20, 19, 18, 17, 16.

4) 20, 19, 17, 14, 10.

Задание 2. Определите предельную полезность MU, если в таблице даны количество единиц продукта Q и общая полезность TU.

Q 1 2 3 4 5

TU 19 29 37 43 47

MU

Задание 3. Пусть доход потребителя равен 150 ед. и тратится на два товара X и Y. Цена товара X равна 15 ед., цена товара Y=10 ед. На основании данных построить бюджетную линию. Построить бюджетную линию при условии, что доход увеличился до 300 ед.

Задание 4. Эффект дохода проявляется если,

1) Объём покупок некоторых товаров сокращается по мере увеличения доходов людей;

2) Доходы людей растут и они сберегают увеличивающуюся часть дохода;

3) Доходы людей падают, и они покупают меньше данного продукта;

4) Удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая объём потребления других товаров;

5) Во всех перечисленных случаях.

Вариант4

Задание 1. Какой ряд значений предельной полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности:

1) 20,19, 18, 17, 16.

2) 20, 19, 17, 14, 10

3) 8, 9, 6, 7, 10.

4) 15, 13, 10, 8, 4.

Задание 2. Определите предельную полезность MU, если в таблице даны количество единиц продукта Q и общая полезность TU.

Q 1 2 3 4 5

TU 12 22 29 32 34

MU

Задание 3. Пусть доход потребителя равен 150ед. и тратится на два товара X и Y. Цена товара X равна 25 ед., цена товара Y=15 ед. На основании данных построить бюджетную линию. Построить бюджетную линию при условии, что доход увеличился до 300ед.


Задание 4. Эффект дохода проявляется если,

a) Доходы людей растут и они сберегают увеличивающуюся часть дохода;

b) Доходы людей падают, и они покупают меньше данного продукта;

c) Удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая объём потребления других товаров;

d) Объём покупок некоторых товаров сокращается по мере увеличения доходов людей;

e) Во всех перечисленных случаях.

Темы рефератов

1. Теория предельной полезности: возникновение, сущность, развитие.

2. Сегментация рынка и изучение потребителя

3. Домохозяйство как объект экономической и социальной политики.

4. Проблема оптимизации: что выбирает потребитель?

5. Вклад австрийской школы в теорию потребления.

6. Проблема бюджетного ограничения: что сможет позволить себе потребитель.

7. Ординалистская теория поведения потребителя.

8. Кардиналистская теория поведения потребителя.

9. Оптимизация выбора потребителя.

10. Анализ поведения потребителя на рынке товаров и услуг.

11. Предпочтение покупателя, потребительский выбор.

12. История изучения потребительского поведения.

13. Основы формирования потребительского спроса.

14. Модели потребительского поведения.

15. Принципы рационального поведения потребителя в рыночной экономике.

16. Типы поведения потребителя.

17. Теория поведения потребителя Фишера.

18. Милтон Фридман и теория постоянного выбора.

19. Постмодернистская концепция формирования мировоззрения потребителей.

20. Модернистская концепция формирования мировоззрения потребителей.

21. Задача анализа поведения потребителя.

Список источников

1. Пиндайк, Р. С., Рубинфельд, Д. Л. Микроэкономика / пер. с англ. – М.: Дело, 2000.

2. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М.: Норма, 2005.


3. Чеканский, А. Н., Фролова, Н. Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень: учеб. – М.: ИНФРА-М, 2005.

4. 50 лекций по микроэкономике. В 2-х т. – СПб.: Высшая школа, 2000. http://50.economicus.ru.

5. Тарануха, Ю. В. Микроэкономика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под общ. ред. А. В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис. 2006. – 640 с.

6. Экономическая теория/Новикова И.В.,Ясинский Ю.. Тихонов А.О. под ред. И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского, Мн,: Акад.упр. при Президенте Респ.Беларусь,2008.




следующая страница >>