prosdo.ru 1 2 ... 5 6



Кафедра Микроэкономика»

«МИКРОЭКОНОМИКА (ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ)»

Учебно-методический комплекс

по направлению «Экономика»

(программа подготовки магистров)
2012 СПБ-Пушкин

СОДЕРЖАНИЕ

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Качественное экономическое образование предполагает комплексное усвоение знаний и навыков в области теоретических основ экономики, а также умений ориентироваться в современной экономической ситуации.

1. Цель дисциплины: ознакомить студентов с новейшими достижениями микроэкономической теории, наиболее актуальными для использования в хозяйственной практике.

2. Задача дисциплины: обеспечить современный методологический и теоретический фундамент практической деятельности студентов в качестве экономистов-практиков высшей квалификации, владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для подготовки, принятия и реализации эффективных решений,

3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Дисциплина является обязательной в подготовке экономистов-практиков для бизнес-среды, то есть «дисциплиной ядра» (core course), и призвана обеспечить современную теоретическую базу изучения конкретно-экономических дисциплин. Успешное освоение дисциплины предполагает наличие у студентов знаний и компетенций в объеме бакалавриата.

4. Требование к уровню освоения содержания дисциплины: умение студентов ориентироваться в актуальных достижениях экономической теории и находить пути их приложения к конкретно-экономическим проблемам. В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями, востребованными в условиях рыночной экономики в России и за рубежом.

а) общекультурными (ОК):

  • обладать способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК- 1);


  • обладать способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);

  • обладать способностью самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК- 3)

  • обладать способностью принимать организационно-управленческие решения и быть готовым нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях (ОК-4)

б) профессиональными (ПК):

  • научно-исследовательская деятельность

  • обладать способностью обобщать и критически оценивать результаты новейших исследований, полученные отечественными и зарубежными исследователями и опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам микроэкономики, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);

  • обладать способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-2);

  • обладать способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);

  • обладать способностью представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-4);




  • проектно-экономическая деятельность:

  • обладать способностью самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-5);

  • обладать способностью оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности (ПК-6);

  • обладать способностью разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках (ПК-7);


  • аналитическая деятельность

  • обладать способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8);

  • обладать способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9);

  • обладать способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона, определять тенденции развития конкретных экономических процессов на микроуровне (ПК-10);

  • организационно-управленческая деятельность

  • обладать способностью руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти (ПК-11);

  • обладать способностью разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности (ПК-12);

  • педагогическая деятельность

  • обладать способностью применять современные методы и методики преподавания дисциплины «Микроэкономика» в высших учебных заведениях (ПК-13);

  • обладать способностью разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания дисциплины «Микроэкономика» в высших учебных заведениях (ПК-14).

При преподавании данной дисциплины используются как классические методы обучения - лекции, контрольно-обучающие семинары, так и различные формы семинаров продвинутого уровня: обучающий семинар, на котором в центре внимания самостоятельные выступления студентов; творческий семинар (в форме дискуссии, пресс-конференции, диспута и т.п.); практические занятия в виде встречи с учеными, практиками, преподавателями (семинар «Новая экономика»).


ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

В зачетных единицах

4

В часах

150

Аудиторная работа

50

Лекции (Л)

14

Семинары (С)

36

НИРС

0

Самостоятельная работа

100

Подготовка к семинарским занятиям

78

Эссе

4

Контрольная работа

4

Домашнее задание

4

Творческий семинар

10

Форма промежуточного контроля

экзамен

Учебно-тематический план




п/п

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Количество часов

Всего





Аудиторная работа

Внеауд.

самост. работа

Л

С



Предприниматель как субъект инноваций в рыночной экономике.

23

4

4

15



Роль информации в деятельности экономических агентов.

23

4

4

15



Мультибизнесная фирма. Ассортимент и качество продукции в экономической теории.

21

2

4

15



Проектный подход к экономическим решениям

23

4

4

15


Риски и неопределенность в деятельности экономических агентов.


19

-

4

15



Теоретические проблемы «новой экономики» (микроуровень).

41

-

16

25




Итого

150

14

36

100


Распределение видов работ по неделям обучения

Недели

Аудиторная работа

Консультация

Экзамен

Эссе

Контр. работа

Л

С

Научно-практический

семинар

1.

+



















2.

+

















3.

+

+













+***

4.

+

+
















5.

+

+













+***

6.







+**







+****




7.




+













+

8.




+*










+**




9.










+

+







* Творческий семинар: разбор монографий: «Опыт конкуренции в России. Причины успехов и неудач». Колл. авторов под ред. А.Ю. Юданова, М.: КноРус, 2008, Думная Н.Н. Новая рыночная экономика, М.: Макс-Пресс, 2009, Колодняя Г.В. Сквозь призму практики. Неоинституциональная теория фирмы, М.: ИД «Финансы и кредит», 2007.

**Участие в семинаре «Новая экономика».

*** Контрольные задания диска-тренажера «Бакалавр: Микроэкономика: электронный обучающий курс». Под ред. проф. Юданова А.Ю. М.: КноРус, 2008.

**** Сдача эссе к творческому семинару и семинару «Новая экономика»


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОЭКОНОМИКА (ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ)»

Тема 1. Предприниматель как субъект инноваций в рыночной экономике

Координация производственных ресурсов и несение риска как основные функции предпринимательства. Шумпетеровский предприниматель. Поиск «новых комбинаций». Кирцнеровский предприниматель. Роль предпринимателя в установлении рыночного равновесия и его нарушении («взрыве»). Предпринимательская функция и менеджер. Менеджер как агент. Цепочка реализации функций предпринимательства в рыночной экономике: предприниматель – менеджер – фирма. Равновесные и неравновесные состояния рынка. Предприниматель как субъект нарушения и установления равновесия. Использование неравновесных и равновесных ситуаций в деятельности экономиста-практика. Использование концепций бухгалтерских и альтернативных издержек в практике предпринимательства. Концепция временного горизонта, изменения уровня издержек и прибыли при изменении временного горизонта. Учет эффекта временного горизонта в предпринимательской практике. Принцип нулевой прибыли и его значение для практической деятельности предприятия. Концепция чистого предпринимателя. Предпринимательская бдительность в трактовке неоавстрийской школы. Взаимосвязь прибыли и информации. Соотношение между предпринимательской бдительностью и техникой максимизации прибыли. Конкуренция как состязание. Предпринимательская бдительность и конкуренция. Монополия ex ante и ex post. Монополистические преимущества как стимул (краткосрочная, в т.ч. патентная монополия). Менеджер и краткосрочная монополия.


Тема 2. Роль информации в деятельности экономических агентов

Информация как ресурс. Неполная применимость принципа ограниченности ресурсов к случаю информации. Неконкурентность потребления информации. Потребление информации как формирование нового знания. Минимальный уровень затрат на копирование информации и последствия этого феномена. Неполнота информации. Информационная асимметрия и рынок «лимонов». Фиаско на рынке «лимонов». Неполнота информации об уровне спроса на продукцию фирмы. Определение релевантных переменных спроса. Этапы оценки объема спроса. Основные проблемы практического управления издержками в условиях неполной информации. Роль информации в поведении потребителя. Господствующие практические способы ценообразования в условиях неполноты информация, их теоретические основы. Методы сжатия информации: рутины и инструкции. Рутины, их основные типы и черты. Рутины как информационный тезаурус фирмы. Рутины и управление фирмой.
Тема 3. Мультибизнесная фирма. Ассортимент и качество продукции в экономической теории

Многопродуктовая фирма. Анализ критических точек и его использование в управлении фирмой. Совместный и альтернативный выпуск продукции. Оптимизация совместного выпуска товаров. Совместный выпуск и экономическая роль использования отходов. Оптимизация совместного производства при избытке одного из продуктов. Альтернативный выпуск: специфические и общие ресурсы. Спрос на общие ресурсы. Оптимизация альтернативного выпуска товаров. Продукт как экономическая переменная. Кривая «цена – качество». Оптимизации качества товара (по одной переменной). Проблема управления многомерным качеством. Оптимизация степени дифференциации ассортимента. Экономическое понимание качества. Обобщенные принципы применения правила MR = MC для многопродуктовой, многозаводской и мультирыночной фирмы. Контролируемые, неконтролируемые и частично контролируемые переменные спроса. Предпосылки ценовой дискриминации и ее разновидности. Границы цены при дискриминации. Незаконная дискриминация. Легальная дискриминация и ее использование фирмой. Сегментация рынка. Ценовая дискриминация в России.

Тема 4. Проектный подход к экономическим решениям

Инкрементальный анализ. Трудности и границы практического применения маржинального анализа. Инкрементальные издержки и доходы, их сущность и структура. Модификация правила максимизации прибыли в рамках инкрементального анализа. Сферы применения инкрементального анализа. Инвестиционный проект в широком и узком толковании, его стадии. Бюджетирование капитала.
Тема 5. Риски и неопределенность в деятельности экономических агентов

Риск и неопределенность. Априорная, статистическая и ожидаемая вероятность события. Применение базовых вероятностных категорий в экономике. Взаимосвязь риска и дохода. Средняя ожидаемая полезность. Неприятие и предпочтение риска, нейтральное отношение к риску. Их типовые проявления в экономике. «Дерево решений». Степени неопределенности. Неприятие неопределенности. Эффект контекста. Предпринимательство и риск. Неопределенность и предпринимательство. Риск как особый вид издержек. Методы снижения риска. Барьер трансакционных издержек на пути к полной информации. Случай абсолютной недоступности информации. Способы устранения информационной асимметрии. Гарантии. Бренды. Дипломы и сертификаты. Судебная защита потребителя. Риск и поведенческая неопределенность. Роль контрактов в снижении риска. Саморегулирующиеся контракты. Отношенческий контракт, его обеспечение и применимость. Роль государства в снижении системных рисков. Выбор уровня риска фирмой. Отказ от рисков. Самострахование. Распределение рисков. Методы распределения (страхование, контрактное разделение риска, поручительство и факторинг). Объединение рисков (деятельность страховых компаний, венчурных фондов, банков и др., диверсификация риска, хеджирование). Управление рисками и предпринимательская бдительность.
Тема 6. Теоретические проблемы «новой экономики»

Индустриальная и постиндустриальная системы. Теории «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знании». Новая экономика как часть постиндустриальной экономики, определяемая прогрессом науки и техники. Особая роль информационных и коммуникационных технологий. Новая экономика в узком и широком смысле слова. Инновации в новой экономике. Сетевые экономические структуры. Кластеры, аутсорсинг, сетевые компании, динамичные компании среднего бизнеса – «газели». Виртуализация экономической деятельности. Виртуальные компании. Трансформация экономических и социально-политических институтов .


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНИЯТИЙ
ТЕМА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ИННОВАЦИЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ


  1. Роль предпринимателя в рыночной экономике.

  2. Концепции бухгалтерских и альтернативных издержек в практике предпринимательства. Значение временного горизонта.

  3. Монополистические преимущества как стимул для введения и использования инноваций.


Вопросы для обсуждения

  1. В чем состоят функции предпринимательства в рыночной экономике?

  2. Что понимают под предпринимательской способностью? Назовите имена известных экономистов, разработавших экономическую теорию предпринимательства.

  3. Какие основные этапы в развитии предпринимательства, на Ваш взгляд, можно выделить? Каков генезис предпринимательства?

  4. В чем состоят заблуждения классиков английской политэкономии (А. Смита и Д. Рикардо) и К. Маркса по отношению к предпринимателю?

  5. Почему неоклассическая экономическая теория игнорирует роль предпринимателя в рыночной экономике?

  6. В чем состоит идея предпринимателя Й. Шумпетера?

  7. Прокомментируйте высказывание Й. Шумпетера – основоположника теории предпринимательства по вопросу личности предпринимателя: «Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов – самому эти процессы определять». – Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982, с. 199.

  8. В чем заключается феномен российского предпринимательства?

  9. Приведите примеры успешной деятельности российских предпринимателей. Назовите основные составляющие их успеха.
  10. Что такое предпринимательский доход и в чем состоит его отличие от доходов на другие факторы производства?


  11. Докажите, почему угроза получения убытков и возможного банкротства являются важнейшим стимулом эффективного хозяйствования, наряду с получением прибыли?

  12. Опишите цепочку реализации функций предпринимательства: предприниматель – менеджер – фирма. Менеджер как агент.

  13. Опишите неравновесные ситуации и их значение для рыночной экономики. Как должен строить свое поведение менеджер в условиях рыночного неравновесия?

  14. Как и во всех ли случаях устанавливается рыночное равновесие? Как связаны неравновесие и недостаток информации?

  15. Поясните сущность понятий бухгалтерских и альтернативных издержек. Какую роль играют безвозвратные издержки в деятельности предприятий?

  16. Чем отличаются эмпирические кривые постоянных, переменных и предельных издержек от теоретических?

  17. Каково значение принципа нулевой прибыли для практической деятельности предприятия? Концепция чистого предпринимателя.

  18. Что такое предпринимательская бдительность? Какова ее роль в рыночной экономике?

  19. Каким образом монополистические преимущества служат стимулом для предпринимателя?

  20. Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования? Опишите реакцию менеджера на регулирование цен.



следующая страница >>