prosdo.ru   1 2 3 ... 15 16

ПРОГРАММА

В этом разделе отражено основное содержание курса. Цель программы – определить необходимый объем и последовательность изучения ключевых понятий курса и тем самым оказать студентам помощь в глубоком и всестороннем осмыслении изучаемой дисциплины.

Тема 1. Введение


Теория литературы как наука. Ее отличия от других литературоведческих дисциплин. Основные литературоведческие дисциплины – литературная критика, история литературы, теория литературы. Основополагающая роль теории литературы во всем цикле литературоведческих дисциплин, ее роль в формировании начальных представлений об искусстве слова как феномене культуры, о художественном произведении как идейно-эстетической системе, об основных законах литературного творчества.

Теория литературы – наука о специфике художественной литературы как искусства, изучающая закономерности, ее развития в целом и принципы анализа отдельных произведений в частности.

Вспомогательные литературоведческие дисциплины (библиография, текстология, историография и др.).

Положение теории литературы в «интегративном поле» гуманитарного знания (связь теории литературы с лингвистикой, философией, культурологией, эстетикой, психологией, герменевтикой, семиотикой, социологией, фольклором и мифологией).

Разделы теории литературы. Понятия общей, частной и исторической поэтики. Общая поэтика как учение о литературном произведении.

Тема 2. Специфика художественной литературы как вида искусства


Литература как вид искусства. Искусство как создание эстетических ценностей. Категория «эстетического», специфика эстетической деятельности и понятие эстетической функии. Классификация видов искусства и специфика литературы как вида искусства.

Проблема художественности. Отличие художественного обобщающе-целостного и ценностного осмысления жизни от научного, абстрактного знания. Литература как искусство слова. Своеобразие ее материала.


Художественный образ в литературе как эстетическое отражение объектов действительности и процессов мышления. Слово и образ: лингвистическая и литературоведческая концепции взаимодействия слова и образа. Определение понятия «художественная литература».

Тема 3. Роды литературы


Принцип деления литературы на роды как историко-теоретическая проблема. Критерий определения родовой сущности произведения в зависимости от типа авторского сознания и его проявления в структуре произведения. Проблемы генезиса и развития родов литературы.

Эпос как род литературы. Объектная и субъектная формы повествования и типы повествователей. Сюжет как ядро эпического повествования. Понятие хронотопа и особенности его воплощения в эпосе.

Лирика как род литературы. Предмет изображения лирики и образ лирического переживания. Функции ритмической и тропеической организации речи. Специфика воплощения авторского сознания в лирике. Разнообразие форм и типов лирической субъектности. Понятие лирического субъекта, лирического героя и ролевого персонажа. Специфика лирической композиции. Художественное пространство и время в лирике. Проблема жанровой и видовой классификации лирики в историческом движении литературы.

Драма как род литературы. Родовая классификация драматических произведений по их функциональному признаку – предназначенности для постановки на сцене. Содержательные и формальные признаки драмы. Конфликт как основа драматургического действия. Воплощение конфликта в драматургическом сюжете (движение от завязки к кульминации и развязке). Внешняя и внутренняя композиция драмы. Особенности пространственно-временного континуума в драме. Родовая типология и специфика воплощения авторской позиции в драме.

Пограничные межродовые явления и внеродовые формы (лиро-эпика, лирическая драма и др.).

Тема 4. Литературные жанры

Категория литературного жанра как исторически изменяющегося типа произведения и одновременно устойчивой формально-содержательной целостности. «Содержательно-типологическая», «формалистская», «генетическая» жанровые концепции и многообразие классификационных оснований деления литературы на жанры. Фольклорные и литературные жанры, прозаические и стихотворные жанры, жанры большие, средние и малые (по объему текста, определяющему тематический масштаб) и др. Соотношение понятий рода и жанра, «речевых» и «литературных» жанров, жанра и жанрового канона. Жанр как динамическая, эволюционирующая система и жанровая традиция. Коммуникативный ракурс рассмотрения феномена жанра: с точки зрения создателя литературного произведения и с точки зрения читателя.


Понятие доминирующей авторской установки как жанрообразующего начала. Типология авторских установок (субъективно-модальные, целевые, функциональные, формальные) и их соотношение с «социальным запросом» и «памятью жанра». Жанровый состав трех родов литературы. Литературные жанры в соотнесении с внехудожественной реальностью и историческим развитием культуры. Понятие жанровой системы. Жанровые системы в лирике, драме, эпосе.



<< предыдущая страница   следующая страница >>