prosdo.ru
добавить свой файл
1
Ученическое самоуправление — форма участия школьников в соуправлении (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предполагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией школы.

Основное предназначение ученического самоуправления — удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем школы.

В настоящее время во многих образовательных учреждениях (среднего (полного) общего образования) наличие органов ученического самоуправления считается второстепенным, необязательным и мешающим учебному процессу. В то же время создание такой структуры в образовательном учреждении предусмотрено многими Уставами образовательных учреждений и Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

Участие учащихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; сформировать социальные модели поведения.

Данные мониторинга Интернет-пространства позволяют сделать вывод о том, что ни одной страницы в пространстве Интернет не посвящено системному и структурировано изложенному материалу по вопросам создания и развития органов ученического самоуправления. Все разработки, которые имеются, созданы конкретными педагогами в конкретных образовательных учреждениях. В основном, наличие органа ученического самоуправления зависит от личной заинтересованности в развитии такой структуры в образовательном учреждении администрацией образовательного учреждения. Педагогов, которые поддерживают начинания учеников в создании органа ученического самоуправления, не так много, они работают не в каждом образовательном учреждении, и не в каждом субъекте РФ.

Информация о развитии ученического самоуправления на уровне субъектов РФ:

В Ставропольском крае ученическое самоуправление существует в каждом образовательном учреждении. В крае существует единый день голосования, в который все школьники выбирают лидера органа ученического самоуправления в своем образовательном учреждении. Ученики, ставшие победителями, принимают участие в уже традиционном Президентском форуме лидеров ученического самоуправления.

В большинстве школ Ставропольского края существует единая структура органа ученического самоуправления. Руководящий орган – президентский совет. Президентский совет формируется после проведения выборов лидера ученического самоуправления. По результатам общего голосования учащихся, выбирают Президента ученического самоуправления, который формирует аппарат Правительства, куда входят Вице-Президент и министры.

Организатором программы "Ученическое самоуправление" является Союз Молодежи Ставрополья, который для реализации программы имеет подписанные Соглашения о сотрудничестве с региональными органами образования и молодежной политики.
В декабре 2012 года в Ставропольском крае пройдет Форум ученического самоуправления для образовательных учреждений Северо-Кавказского Федерального округа.

В г. Иркутске активно работает Городской школьный парламент. Данная структура выполняет следующие функции:

- Представляет позицию учащихся в Департаменте образования города: разработка предложений по совершенствованию учебно-воспитательного процесса (выступления спикера на городских коллегиях, встречи с главными специалистами ДО).

- Содействует выдвижению инициатив учащихся, создает совместно с Департаментом образования условия для их реализации.

- Содействует разрешению конфликтных вопросов, участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов взрослых и детей, организует работу по защите прав учащихся (городские родительские собрания, встречи с начальником департамента образования).

Парламентариями могут быть: учащиеся 8 - 11 классов из 72 образовательных учреждений города независимо от того являются ли они президентами школы или официальными их делегатами. Структура ГШП неоднократно менялась. Сегодня во главе структуры – Спикер со своим заместителем. Он контролирует исполнение всех поручений администрации города и области, работу центров и округов, представляет парламент на важных для школьников региона мероприятиях. Далее идут 4 вице-спикера по территориальным округам и 4 центра «Досуг», «Пресс», «Интеллект» и «Правовой» во главе с их координаторами. На выездной сессии новые парламентарии знакомятся с деятельностью ГШП, проходят посвящение. Именно здесь выбираются новый спикер (раз в два года), вице-спикеры и координаторы центров (ежегодно), разрабатывается программа работы на год. Проходит встреча парламентариев и руководителя органа образования. Кроме того, раз в год проводится выездная Школа лидера для парламентариев.


В Липецкой области лидеры ученического самоуправления заключают договора о сотрудничестве между органами ученического самоуправления образовательных учреждениях. В договорах прописаны цель сотрудничества, порядок взаимодействия, права обязанности обеих сторон. Также активисты ученического самоуправления разных образовательных учреждений проводят рабочие встречи, где делятся опытом, находят пути решения различных проблем.

У ученического самоуправления СОШ 12 г. Калининграда существует свое официально зарегистрированное печатное издание «Тип-топ терапия». В этой газете ученики освещают всю школьную жизнь: информируют школьную общественность о событиях в школе, городе, стране; анализируют происходящие события; освещают школьные проблемы. Создание такого печатного органа дает возможность самореализоваться креативным ребятам (юным журналистам, художникам, поэтам, писателям).

Таким образом, единого подхода к организации ученического самоуправления и целостной структуры органов ученического самоуправления на сегодняшний день в нашей стране не существует.

Для интеграции опыта образовательных учреждений, региональных государственных органов управления образованием и молодежной политикой, а также определения стратегии развития ученического самоуправления в России 5-8 ноября 2012 года на базе ФДЦ «Смена» (Краснодарский край, г. Анапа) был проведен Первый всероссийский Форум ученического самоуправления. Инициаторами и организаторами Форума стала Общероссийская Общественная Организация «Российский Союз Молодежи» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

В работе Форума приняли участие более 600 человек из 49 субъектов РФ: активисты и лидеры органов ученического самоуправления образовательных учреждений регионов РФ; специалисты органов образования, органов по делам молодежи субъектов РФ; специалисты по развитию ученического самоуправления; представители детских и молодежных общественных объединений; представители профильных органов государственной власти; специалисты сферы образования.


Гостями и экспертами Форума стали:

• Михеев Игорь Анатольевич – и.о. начальника отдела инновационных программ и проектов в сфере молодежной политики Департамента дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики Министерства образования и науки Российской Федерации;

• Красноруцкий Павел Павлович – председатель Общероссийской Общественной Организации «Российский Союз Молодежи»;

• Рожков Михаил Иосифович – заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор педагогических наук;

• Прутченков Александр Сергеевич – профессор кафедры экономики Московского института открытого образования, профессор кафедры развития образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доктор педагогических наук;

• Заикина Светлана Сергеевна – председатель Новосибирской областной организации

РСМ.

В рамках работы Форума состоялись презентация деятельности органов ученического самоуправления образовательных учреждений субъектов РФ; секционная работа по приоритетным направлениям развития органов ученического самоуправления; круглый стол по вопросам реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»; встречи с гостями Форума.
Участники Форума приняли документ "Приоритеты развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях России на 2013-2015 годы", на основе которых в ближайшее время рабочей группой будет разработана стратегия развития ученического самоуправления.

Также участники Форума написали Обращение, в котором обратились к руководителям органов управления образованием и молодежной политике регионов РФ, руководителям общеобразовательных учреждений, представителям экспертного научного и образовательного сообщества, институтам гражданского общества, к представителям СМИ и бизнес-сообщества. Участники Форума призывают всех принимать активное участие в развитии и поддержке ученического самоуправления в силу своих компетенций.


Проанализировав региональный опыт, основываясь на предложениях участников Форума, предлагается следующий комплекс мероприятий, способствующих развитию системы ученического самоуправления в образовательных учреждениях России.

1. Провести Всероссийский конкурс деятельности органов ученического самоуправления образовательных учреждений субъектов РФ;

2. Организовать систематической подготовку кадров в области образования, молодежной политики, деятельности некоммерческих объединений для развития ученического самоуправления.

3. Провести Форумы ученического самоуправления по федеральным округам.

4. Провести Форум специалистов ученического самоуправления весной 2013 года в городе Москве.

5. Организовать единую коммуникативную площадку по развитию ученического самоуправления в сети Интернет.

6. Провести широкое обсуждение документов Форума на сайте ruy.ru.

7. Создать Всероссийский Совет по развитию ученического самоуправления.

8. Разработать, издать и распространить в достаточное количестве методические материалы по развитию ученического самоуправления.

Важен тот факт, что ученическое самоуправление является первой ступенькой к дальнейшему активному участию студентов в студенческом самоуправлении, формированию органов самоуправления молодыми рабочими на предприятиях, развитию общественных объединений. Участие учащихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; сформировать социальные модели поведения. Молодые люди, прошедшие «школу» ученического самоуправления, осознано будут принимать участие в активной жизни вуза и предприятия, лучше знать основы коммуникаций, иметь навыки управленческой деятельности.

Ученическое самоуправление - та структура, благодаря которой можно быстро и эффективно наполнить любым полезным содержанием тысячи школ и охватить миллионы школьников. Важным аспектом является вовлечение в социально- полезную деятельность большого количества специалистов и молодых педагогов.