prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 7 8
У.Г. Кришнамурти


Храбрость быть одному

-=

ПРЕДИСЛОВИЕ

Когда я услышал от своей подруги, Джули Тайер, что аудиобеседы Ю Джи 1982 года «Сдаться1» выходят в печати, я был ужасно доволен и немедленно согласился на её предложение. Она звонила из Нью Йорка и спрашивала не могу ли я написать предисловие к книге этих бесед. Я согласился с благодарностью.

Когда Ю Джи пригласил меня в 1978 приехать в Бангалор, где он остановился в доме у своих друзей и откуда в то время устраивались его индийские перемещения, я тут же ответил: «Да, сэр, я с радостью». В свою очередь я напомнил ему о моём приглашении годичной давности в Амстердам: «Там многие люди ждут и хотели бы видеть Вас». Через пять лет Ю Джи всё-таки приехал в Амстердам, в 1982, и, к его собственному удивлению, остался на целых три недели, живя в доме, предложенном неким скульптором Раджнишисом. Мой дом в то время не был достаточно большим и не совсем подходящим в ином плане, как заметила Валентина («мой попутчик», - называл её Ю Джи), всё ещё сопровождавшая его в путешествиях.

Ю Джи влюбился в Амстердам – как и большинство иностранных приезжих, - в его каналы и цветы. Город поразил его, что можно видеть в его ярких и мощных беседах. Многие люди тогда пришли встретиться с ним, послушать его. Среди них были психологи и издатели, журналисты, пишущие на духовную тематику, и санньясины, курильщики гашиша и «дети цветов». Среди пришедших был известный поэт, недавно получивший награду за то, что говорил не переставая в течение 24 часов (и Ю Джи молчал, пока тот не высказал всё, что хотел!) В общем, это была весьма смешанная публика. Всё же, я бы сказал, все они были ″настоящими″ людьми.

Эти плёнки – сама суть диалогов в Амстердаме. К счастью, мы установили диктофон и, с разрешния Ю Джи, почти все беседы (около 24 часов аудиоматериала) были записаны. Я делал эти записи с большим энтузиамзом и восторгом. Когда визит Ю Джи подошёл к концу, я подумал, что можно было бы сделать кассеты из имеющихся записей, в основном для того, чтобы дать послушать их своим друзьям. Но было слишком много материала, чтобы его можно было поместить на одну кассету. Усилие в конце концов увенчалось успехом в серии «Сдаться», состоящей их трёх кассет и общей продолжительностью четыре с половиной часа.


Я редактировал записи в сентябре-октябре 1982-го. Я ощущал огромную и полнейшую благодарность, пока занимался этим. С тех пор множество копий этих кассет нашли свой собственный путь, разлетевшись по всему земному шару. Люди звонили мне из Германии, Франции, Австрии и Австралии, Италии и т.д. – всего около 14-ти стран. Также много копий было сделано в Индии. И каждый год с тех пор, когда мы всречались, Ю Джи замечал: «Кажется, вы сделали что-то сногшибательное. Ваши кассеты хвалят там и тут, где бы я ни был».

В этой печатной версии заглавие изменено на «Храбрость быть одному2».
«Очень мило с вашей стороны, что вы пришли сюда, – но вы пришли не туда, куда нужно. Вам нужен ответ, и вы думаете, что то, что я скажу, будет тем самым ответом. Но это не так. Возможно, я нашёл собственный ответ, но это не ваш ответ. Вы должны выяснить для себя и у себя свой собственный путь функционирования в этом мире, это и будет ваш ответ».

Я надеюсь, что эти слова Ю Джи, сказанные им однажды своим гостям, когда они сидели во дворике его дома в Гштаадте, Швейцария, нашли вас как слушателя (теперь как читателя), достаточно храброго, чтобы «стоять одному, на своих собственных твёрдых ногах».

Хэнк Шонвилл

Амстердам, Голландия

июль, 1995


-=


ХРАБРОСТЬ ОСТАТЬСЯ ОДНОМУ

-беседы с Ю Джи Кринамурти-

Амстердам, сентябрь 1982

переписано и отредактировано

Эллен Кристалл
Оригинальная запись сделана и отредактирована

Хэнком Шонвиллом
Перевод с английского

В. Андрущенко
- = -= =- =- = = -= -= -=-= =- =- =- = -=- =- =- =- =- =- =- =- =- =- =- =- =- =- =- =- -= -= =-

«Моё учение, если вы желаете пользоваться этим словом, не имеет авторского права. Его можно распространять, воспроизводить, объяснять, искажать.., вы можете делать что желаете – даже притязать на авторство без моего согласия или чьего-либо разрешения»


Ю Джи3

Часть I . Вам не нужно делать что-то
Вопрос: Ю Джи, согласитесь ли вы со мной, что вы живёте в состоянии без всяких трений?

У.Г. ...не в конфликте с обществом. Это единственная реальность, которая у меня есть, - мир, каков он есть сегодня. Понятие предельной реальности, которое изобрёл человек, не имеет никакого отношения к реальности этого мира. Чем дольше вы ищете эту «предельную реальность» (или дайте ей любое другое имя), всё меньше возможности для вас прийти к согласию с этим миром, с тем, что только и есть. Что бы вы ни делали, чтобы уйти от реальности этого мира, это мешает вам быть в гармонии с вещами вокруг вас.

У нас есть идея о гармонии. О том как жить в мире с самим собой, – но это лишь идея. Этот необыкновенный мир и покой уже существует. Что вам мешает жить в мире с самим собой это ваша собственная идея о «мире», которая совершенно невыполнима в отношении функционирования этого тела. Если вы освободите себя от бремени того, чтобы ухватить ту реальность, ощутить её, быть в ней, вы поймёте, что невозможно познать реальность чего бы то ни было. Нет способа узнать реальность чего-либо, - но по крайней мере, вы перестанете жить в мире иллюзий. Вы обнаружите, что нет ничего, что вы должны сделать, чтобы постичь реальность вещей, кроме разве той реальности, которую предлагает нам общество. И мы должны принять и эту реальность, предлагаемую обществом, потому что очень важно для нас функционировать в этом мире мудро и разумно. Если мы не принимаем, мы теряем такую возможность. Тогда человек в конце концов попадает в сумашедший дом. Таким образом, нам нужно принять реальность, наложенную на нас культурой, обществом, или называйте, как хотите, - и в то же время понять, что нам не нужно делать ничего, чтобы пережить подлинную реальность чего бы то ни было. Тогда вы не будете в конфликте с обществом, и потребность быть кем-то другим, не тем, чем вы являетесь, также придёт к концу.


Цель, которую вы поставили перед собой, цель, которую вы считаете своим идеалом, цель, состоящая в том, чтобы быть кем-то другим, - её больше нет. Нет вопроса о принятии чего-либо, и те цели, которые общество поставило перед вами, за чем мы гонялись, чего так хотели, их тоже нет. Нет и желания достигать чего-либо. Таким образом, вы только то, что есть.

Когда движение в направлении становления чем-то другим, чем вы есть, остановлено, вы больше не в конфликте с самим собой. А если вы не в конфликте с собой, вы не конфликтуете с общесвом вокруг вас. Пока же вы не примирились с собой, нет речи о мире с другими. Тогда даже нет гарантии, что с вашими соседями у вас будет мир. Но, как видите, вы не озабочены этим. Если вы в мире с самим собой, вы представляете угрозу для общества, каково оно есть на сегодняшний день. Вы будете угрозой своим соседям, потому что они приняли для себя реальность этого мира как реально существующего, и потому, что они всё ещё преследуют некую забавную вещь, называемую «покоем». Вы будете угрозой их существованию, каким они знают его и каким чувствуют его. Поэтому вы одиноки – не то одиночество, которого люди пытаются избежать; вы все одиноки.

Это не та высшая реальность, в которой заинтересованы многие люди, это не учение гуру, ни учение каких-то святых, ни все эти многочисленные техники, которые у вас есть, дающие вам ту энергию, которую вы ищете. Как только движение [мыслей] прекращается, это приведёт в действие и даст высвободиться той энергии, которая уже есть. Этого не может быть в учении святых. Этого нет в техниках, которые изобрёл человек, - потому что тут нет никакого трения. Вы в самом деле не знаете, что это.

Движение там [указывает на слушателей] и движение тут [указывает на себя] это одно и то же. Человеческая машина не отличается от механизма, который действует вокруг. Одно и другое работают в унисон. Какая бы ни была там энергия, та же энергия функционирует здесь. Таким образом, какую бы энергию вы ни ощущали, практикуя свои техники, это энергия трения. Эта энергия создаётся трением мыслей – желание ощутить энергию и даёт вам её ощутить. Но эта энергия – нечто, что вообще нельзя никак ощутить. Это просто выражение жизни, манифестация жизни. Вам не нужно ничего делать.


Что бы вы ни делали, чтобы ощутить это, это закрывает от вас энергию, которая уже здесь, в которой выражается жизнь, которой жизнь заявляет о себе, которой жизнь функционирует. Это не имеет ценности в наших привычных оценочных терминах, это не одно из этого ряда – медитация, йога, техники и так далее. Я не против всего этого. Пожалуйста не поймите меня привратно. Но эти вещи не дадут вам достичь цели, которую вы поставили перед собой, – да и сама эта цель ложна. Если упругость тела ваша цель, то упражнения йоги, должно быть, помогут вам сохранить тело упругим. Но это не тот инструмент, который поможет вам достичь цели просветления, трансформации или как вы это называете. Даже техники медитации делают вас центрированными на себе. Это бесконечный процесс. Объект всех ваших исканий, предельная реальность, отбрасывается этими техниками, потому что они центрируют вас на самом себе. Вы вдруг осознаёте, или это снисходит на вас, что само желание и попытки достичь предельной реальности привязывают вас к самим себе. Нечего достигать, нечего находить, не к чему стремиться. Пока вы делаете что-либо, чтобы добиться своей цели, это всё ещё центрирование на самом себе. Я использую понятие центрирование на самом себе – но я не имею в виду, что есть некое «я», некая сущность. Я использую слова «я», «себя», потому что нет других слов. Это, как автомобиль, самоходная машина. Она двигает сама себя. Это всё, в чём она заинтересована. И всё, что вы делаете, чтобы достичь чего-то, это самоцентрирующая активность. Когда я говорю «самоцентрующая активность», вы определяете это как нечто, чего стоит избегать, потому что не-самость это ваша цель. Но пока вы делаете что-либо, чтобы не иметь самости, быть «не-я», вы будете само-центрированы. Поэтому сами техники, любые методы для того, чтобы рассеить иллюзию самости и стать «не-я», это самоцентрирующая активность.

К сожалению, общество поставило перед вами эту цель как идеальную, для общества человек без самости, без «я» - это великое средство, а общество первым делом заинтересовано в преемственности – в поддержании статутс кво. Так что все эти ценности, которые мы приняли как те ценности, которых должен придерживаться человек, нужны для того, чтобы ум человека мог двигаться, продолжать движение.


Цель – это то, что даёт вам возможность продолжать двигаться, но не ведёт никуда. Есть надежда, что в один день чудом или с чьей-то помощью вы сможете достичь цели. Эта надежда заставляет вас продолжать, но на самом деле, фактически, вы никуда не приходите, не получаете ничего. Однажды вы понимаете сами для себя, что та линия поведения, которой вы держитесь, чтобы достичь чего-то, не приводит вас никуда. И вы начинаете пробовать что-то другое, разное. Но если вы пробуете что-то одно, и это не работает, вы можете сразу же увидеть, что остальные системы точно таковы. Это должно быть очень, очень ясно, посмотрите. Каким бы из собственных стремлений вы ни потакали, в какой-то момент, в какой-то точке своего пути это нисходит на вас – всё это не ведёт никуда. Пока вы хотите чего-то, это ваш путь. Это должно быть очень, очень ясно. Чего вы хотите? Всё время я задаю этот вопрос: «Чего вы хотите?». И вы отвечаете: «Я хочу быть в мире с самим собой». Это невозможная цель для вас, поскольку, что бы вы ни делали, чтобы быть в мире с самим собой, это разрушает мир, который уже есть, уже присутствует. Вы приводите в движение ту силу, которая разрушает уже существующий покой - просто взгляните. Это непросто понять, что всё, что вы делаете, есть препятствие, что это единственая вещь, которая нарушает гармонию, мир, которые уже есть...

Любое движение [мысли], в любом направлении, на любом уровне – очень деструктивный фактор для гладкого и успешного функционирования живого организма, который совершенно не заинтересован в ваших духовных ощущениях. Ему не нужно ни одно из этих спиритуалистических ощущений, каким бы необычным оно ни было. Если вы получаете однажды какой-нибудь духовный опыт, вы в дальнейшем будете хотеть всё больше и больше таких опытов, и в конечном итоге вы захотите быть в таком состоянии постоянно. Но нет такой вещи как непрекращающееся счастье или постоянное блаженство. Вы думаете, что есть, потому что все эти книги говорят о постоянном счастье, непрекращающемся, вечном блаженстве. Вы знаете очень хорошо, что погоня за целью не ведёт никуда. Тот механизм, который у вас есть, тот инструмент, который вы используете, чтобы продолжать движение, он не умеет ничего другого. Он пришел в существование после стольких лет тяжёлой работы, усилий и потуг. Ваше желание прийти к состоянию безусильности через усилие не принесёт успеха. Так что забудте о безусильности – этого не сущствует вообще. Вы хотите достичь не-усилия через усилие – как, чёрт побери, вы собираетесь это сделать? Забудте всё, что вы делаете; любое движение, которое вы совершаете ради какой-либо цели, есть усилие.


Безусильность – не что-то, что может быть достигнуто через усилие. Что бы вы ни делали, чтобы прекратить усилие, само по себе усилие. Это нечто, сводящее с ума.. Вы всё ещё не загнали себя в угол. Если бы это было так, вы бы почувствовали, что сходите с ума; но вы лишь напуганы этим. Вы должны увидеть, что что бы вы ни делали, чтобы быть в этом состоянии не-усилия, для какой бы причины вам это не было нужно, это есть само по себе усилие. Полное отсутствие воли и полное отсутствие усилия, любого, в любом качестве, можно назвать состоянием безусильности; но это состояние нельзя достичь посредством любого рода действия, то есть усилия.

Если вы однажды поймёте бессмысленность всего, что вы делаете, - вы можете менять техники, вы можете менять учителей, но в действительности и посуществу само учение, которое вы используете, чтобы достичь цели, есть препятствие. Не важно, какому учителю вы следуете. Если вы сомневаетесь в учении, значит вы сомневаетесь и в учителе – и тогда приходит вывод: «Что-то не так во мне самом. Однажды я приду к пониманию». Если вы не можете понять сейчас, вы не сможете понять никогда. Понимание – это отсутствие желания понять – сегодня или потом.

В данный момент, не нужно никакое понимание. Понимание нужно чтобы понять что-то завтра – не сегодня. Сегодня вам нечего понимать.

Это, может, звучит смешно для вас, но так и есть. Что же вы хотите понять? Меня вы не можете понять совершенно. Я говорил на протяжении двадцати дней и я могу продолжать, но разве вы поняли что-то? Это не то чтобы трудно. Это очень просто. Но вся структура ума, о которой идёт речь, не принимает простоты этого. Это настоящая проблема. «Это не может быть простым», - думаете вы. Механизм так сложен и запутан, что он не может даже допустить, что это может быть просто. Поэтому вы поймёте когда-нибудь, в другой день, но не сегодня. Завтра та же история, и через десять лет та же история. Что же делать с этой ситуацией? Мы все были в ней. Вы падаете или взлетаете. Шансы упасть очень высоки, если вы загоните себя в угол. Но вы не собираетесь делать этого.


Что вы хотите понять? Я не говорю что-то глубокое. Я повторяю одно и то же день за днём, день за днём. В основном, это звучит очень противоречиво для вас. Что я делаю (вы не понимаете, что я делаю) - я делаю утверждение; но следующее утверждение отрицает первое. Иногда вы замечаете эти противоречия в том, что я говорю. На самом деле, это не противоречия. Утверждение не выражает то, что я хочу выразить, поэтому следующее утверждение в какой-то мере опровергает предыдущее. Третье утверждение опровергает два первых, четвёртое – первые три. У меня нет намерения добиться этим какой-то цели. Также я не рассчитываю что-то передать вам. Нечего передавать. Только эти последовательности отрицаний. БЕЗ всякой идеи достичь этим какой-либо цели. Ваша цель – это понимание. Вы хотите понять, не так ли? Но тут нечего понимать. Вы всё время извлекаете из этого какой-то смысл, я же говорю вам, что ничего подобного тут нет. Это не доктрина нети-нети.

Знаете, в Индии очень хорошо развили этот негативный подход. Но этот так называемый негативный подход на самом деле позитивный подход, потому что они всё же заинтересованы в достижении цели. Они не добились ничего позитивным подходом, так что они изобрели так называемый негативный подход. «Не это, не это, не это». Неизвестное не может быть достигнуто, смотрите сами, его не ощутить через позитивный подход. Так называемый негативный подход на самом деле не негативный, потому что до сих пор присутствует цель достичь неизвестного, или желание ощутить что-то – что невозможно ощутить. Это только трюк. Игра с собой – только и всего. Пока будет некая позитивная цель, и не важно, какая это цель, – и неважно называется она позитивной или негативной, - это всегда будет позитивный подход, не негативный подход. Хорошо играть в игры, это интересно, но нет такой вещи как «запредельное» и нет такой вещи как «неизвестное». Если вы допускаете, что есть такая вещь как неизвестное, вы начинаете предпринимать что-то, чтобы достичь этого, узнать это. Ваш интерес – знать. И это движение не придёт к концу до тех пор, пока вы будете желать пережить нечто, что невозможно пережить.


Не существует вообще такой вещи как неизвестное. Как я могу говорить, что не существует такой вещи, как неизвестное? Как я могу делать такое догматичное заявление? – вам нужно это выяснить. Пока вы притязаете на неизвестное, это движение не может закончиться. Вы можете что-то делать – и это даёт вам надежду – что в один прекрасный день вы наткнётесь на переживание неизвестного. Но как неизвестное может когда-либо стать известным? Нет шансов. Даже если на одно мгновение предположить, что этого движения нет (движение, направленное на то, чтобы узнать неизвестное), - то, что останется, вы никогда не сможете узнать. Нет способа узнать это, совершенно, нельзя это схватить и ощутить и потом выразить пережитое как-то.

Что же говорить о блаженстве, вечном блаженстве, вечной любви – всё это просто романтическая поэзия. Потому что нет никакой возможности схватить это, вместить это и как-либо выразить. На вас лишь может снизойти, что используемый вами инструмент - не тот, который может помочь понять что-то; а другого инструмента нет. Так что нечего понимать.

У меня нет желания читать лекцию. Помогайте мне.

Смотрите, если вы переведёте то, что я говорю, в термины своих ценностей и понятий, своих кодексов поведения, тогда вы упустите суть. Не то чтобы я против моральных кодексов поведения. Они имеют свою социальную значимость. Они нужны для гладкого и правильного функционирования общества. Вам нужны определённые правила, чтобы функционировать в этом мире разумно. Иначе в мире будет совершенный хаос. Это социальный вопрос. Это не вопрос этики или религии. Вы должны разделить эти две вещи, потому что мы сейчас живём в другом мире. Нам нужно найти другой способ, чтобы сохранять гармоничные отношения с миром вокруг нас. Пока же вы пребываете в конфликте с самим собой, нет возможности вам помириться с миром, с обществом, с тем, что вас окружает. Вы сами виноваты в этом.

Я боюсь, что вы будете рассматривать всё, что я тут говорю, в контексте своих религиозных размышлений и действительно упустите самую суть. Это не имеет ничего общего с религией. Я не предлагаю вам измениться и стать чем-то, чем вы не являетесь. Это просто невозможно. Я не пытаюсь освободить вас от чего-то. Я не думаю, что есть вообще какая-то цель в этих беседах. Вы можете отбросить моё описание и сказать, что всё это бессмыслица, - это ваше право. Но может так случиться, что образ вашей цели или того, что будет с вами однажды, к чему вы придёте, приложив все возможные усилия, не имеет ничего общего с тем, что я тут пытаюсь вам показать. То, что я описываю, это не то, в чём вы заинтересованы.


Я говорил вам ранее, что я хотел бы дать вам хотя бы проблеск этого. Проблеск не в том смысле, как вы используете слово «проблеск». Прикосновение к этому. Но вам бы не хотелось вообще касаться этого. А то, что вы хотите, в чём заинтересованы, - этого не существует.
У вас может быть множество каких-то незначительных переживаний – если это и есть то, что вам нужно. Делайте разнообразные медитации, делайте всё, что можно, - вы получите эти опыты. Ещё проще пережить все эти вещи, принимая наркотики. Я не рекомендую наркотики, но они ведут туда же, к тем самым опытам.

Врачи говорят, что наркотики вредят мозгу, - но медитация тоже вредит мозгу, если вы заниаметесь этим серьёзно. Эти люди сходят с ума – они прыгают в реку, они убивают себя. Они делают самые разные вещи – запирают себя в пещерах – потому что они не могут находится лицом к лицу с этим.

Вы не можете видеть каждую вашу мысль, наблюдать за каждым шагом, который вы делаете. Это сведёт вас с ума. Вы не сможете ходить. Это не то, что подразумевается под идеей быть осознанным ко всему – видеть каждую мысль (как можно видеть каждую мысль? это невозможно) – и зачем вам нужно видеть свои мысли? Для чего? Чтобы контролировать? Вы не можете их контролировать – они ужасно стремительны.

Если у вас хорошее воображение, вы можете представить, что вам удалось контролировать свои мысли и появились какие-то промежутки между мыслями, что есть определённое состояние безмысленности – и вы почувствуете, что добились чего-то. Это безмыслие, это состояние между двумя мыслями на самом деле вызвано вашими мыслями. Сам факт, что вы переживаете промежуток между мыслями или безмыслие, говорит, что мыслей там вполне достаточно. Это всплывает на поверхность впоследствии, как река Рона, которая течёт через Францию, исчезает, а потом вновь появляется на поверхности. Река всё время там. Вы не можете использовать её для судоходства, но в конце концов она появится опять. Это то же самое, как все эти вещи, которые вы забиваете поглубже в своё подсознание (думая, что переживаете нечто особенное), - они снова всплывают, и вы узнаёте, что всё это было всегда с вами, в вас.


Вы не осознаёте, что вы дышите сейчас. Вам не нужно сознавать своё дыхание. Зачем вам нужно сознавать дыхание? Чтобы контролировать его, чтобы расширить лёгкие, сделать что-то с вашей грудью... но это другое дело. Зачем вам нужно наблюдать своё дыхание, вдох и выдох? Вдруг вы становитесь осознанны к дыханию... Ваше дыхание и ваши мысли очень тесно связаны. Поэтому вы и хотите контролировать своё дыхание. И этим в каком-то смысле и до какой-то степени они и контролируются. Но если вы будете долго держать своё дыхание, вы задохнётесь, это убьёт вас., и так же, если вы будете долго удерживать мысли, это тоже задушит вас, приведёт к смерти, это буквально так; в лучшем случае, повредит что-то. Мысли – это очень мощная вибрация, необычная вибрация. Это, как атом. Вы не можете играть с этими вещами.

Вам не нужно доходить до этого – до полного контроля своих мыслей. Мысли должны функционировать своим собственным способом, в разъединённости, бессвязно. Это не что-то, что может быть достигнуто вашими усилиями. Просто нужно, чтобы это вошло в свой обычный ритм. Даже если вы хотите привести это в нормальный ритм, вы придаёте этому новый толчёк.. У мыслей есть своя собственная жизнь, которая, к сожалению, устанавливает свою паралельную реальность в мире, в обычной жизни. То и другое всегда в конфликте. Это закончиться только вместе с телом, не ранее.

Мысль стала повелителем тела. Мысль полностью управляет целым телом. Она всё ещё пытается контролировать всё, что там есть. Вы не сможете вытащить этого слугу из дома, как бы ни пытались. Если вы попытаетесь вытащить его силой, он сожжёт весь дом, хотя и сам прекрасно знает, что сгорит вместе с домом. Это глупо для него. Но это то, что случиться, если вы попытаетесь. Не пытайтесь проследить логические следствия этой метафоры – но найдите значение сами для себя, узнайте сами, а не принимайте просто на веру. Или приймите на веру и играйте с ними, тут тоже всё в порядке. Просто игрушки.




следующая страница >>