prosdo.ru   1 2 3
Глава II. Влияние детско-родительских отношений и воспитания на самооценку.

§ 1. Выделяемые типы детско-родительских отношений.
Немаловажным показателем развития ребенка становятся детско-родительские отношения. Ребенок «впитывает» нравственные мнения родителей, суждения, оценочные паттерны, их отношения к чему-либо, он удовлетворяет потребность в общении с получением положительных эмоций. Ребенок в этом возрасте предрасположен к принятию за свои мнений особенно близких людей. Все аспекты поведения ребенка, будь они социальными или психологическими, зависят от условий воспитания и взаимоотношений в семье.
Выделяются такие типы детско-родительских отношений (по Д. Бомринд) [5]:
1. Демократический стиль характеризуется партнерскими началами отношений. За ребенком признается право на независимость и собственное мнение. Родители стараются словами доказать необходимость действий, а не наказывают за непослушание силой. Ребёнок при этом активен, энергичен, независим, он способен отстаивать свое мнение, проявляет инициативу, иногда заставляет родителей считаться с его мнением. Но часто эти характеристики ребенка получают положительную оценку в глазах родителей. Так ребенку дают понять, что его мнение важно. Такое отношение к ребенку помогает ему занять адекватную его возрасту позицию в обществе, в системе взаимоотношений. Это способствует благоприятному видению себя. Данный тип общения формирует систему самооценки, так как взаимодействуют между собой оценочные суждения родителей и самооценка результативности действий и затрачиваемых усилий.

2. В авторитарном стиле общения инициативы у ребенка гораздо меньше, урезана возможность принимать семейные решения, родители оценивают действия ребенка критично, и исключают возможность ребёнка иметь собственное мнение. Самостоятельность так же весьма ограничена, примерно метром пространства вокруг родителя. Идёт серьёзная борьба за контроль ситуации – каждая сторона настаивает на своем, при этом ребенок не просто протестует, но активно старается изменить ситуацию в свою сторону. Он меняет формы общения с родителями, пытается управлять ими. Родители стараются сохранить привычный для них тип общения с ребенком – как с несамостоятельной дорогой живой игрушкой.

3. Иногда появляется третий, смешанный тип. Очевидно, что это смешение двух предыдущих типов воспитания.
Если прицельно рассматривать связь между самооценкой ребенка и типом общения в семье, то демократическому типу соответствует адекватная самооценка, а авторитарному, соответственно, заниженная. Но так же, при демократическом типе общения может возникнуть завышенная самооценка, если не соблюдать границы нормы.
При высокой самооценке ребенка, хорошем уровне социальной и личной адаптации в семье обычно наблюдается наличие доверительных, дружественных отношений между родителями и детьми, дисциплина и требовательность в совокупности с уважением и относительной независимостью ребенка. Дети, у которых наблюдается низкая самооценка, ярко выраженное чувство изолированности от окружающих и ненужности, низкая социальная активность, неудовлетворенность в межличностных контактах имели негативных опыт отношений внутри семьи. К примеру, «воспитательные» воздействия рациональной формы, преобладающие над эмоциональным отношением к ребенку, основной способ контроля поведенческих актов – наказание, отсутствие конкретной и ясной воспитательной программы, позиции родителей на этот счет. Таким образом, условием, благоприятно влияющим на развитие позитивной, адекватной самооценки является эмоциональная вовлеченность родителей в жизнь и развитие ребенка, не препятствующее развитию его самостоятельности и независимости в принимаемых решениях. Каким вырастет ребенок, во многом зависит от отношения к нему родителей.
Шевцова И.В. предлагает ещё один подход к классификации родительско-детских отношений. По её мнению, отношения следует разделять на конструктивные и ошибочные. [5]
Конструктивные родительско-детские отношения понимаются как система воспитания, позволяющая вырастить гармонично развитого ребенка. Ошибочные же отношения предполагают неконструктивный подход к воспитанию ребенка. Выделяются несколько типов ошибочного воспитания:
- эгоцентрическое;

- тревожно-мнительное;

- гиперсоциальное;
- отвергающее.
Эти типы неконструктивных родительско-детских отношений основаны на крайностях воспитательной практики. Эгоцентрическое отношение предполагает тип отношения «Презирай всех, не обращай ни на кого внимания». Тревожно-мнительное отношение обуславливается передачей родителями детям своих страхов – «если это случится» или «накажем». А под отвергающим типом имеется ввиду реакция на ребенка как на досадную неприятность, помеху в организации личной жизни родителей.
§ 2. Влияние детско-родительских отношений и воспитания в семье на самооценку старшего дошкольника.
Особенности родительско-детских конфликтов были обобщены в работе Искодольского Н.В.. Общеизвестно, что кризис, конфликт в отношениях – не всегда плохо, он может поспособствовать совершенствованию личности, самосовершенствованию, постижению новых ценностей. «Задача взрослого – помочь конфликту превратиться в нечто продуктивное, полезное для развития, а не тормозящее его». [6]
Для ребенка родители – очень значимые люди, их мнение играет немаловажную роль для ребенка, особенно в этот кризисный период, когда меняется круг общения – от родителей к сверстникам, освоение новых поведенческих паттернов. В это время очень важно не разорвать тонкую связь с ребенком, потому что тесная близость между детьми и родителями на психологическом уровне может не восстановиться после этого, и существует опасность стать посторонними людьми.

По мнению Н.В. Искодольского, существует три типа отношения к ребенку, носящих отрицательный характер, порождающих или же усиливающих родительско-детский конфликт. В первую очередь, такую роль может сыграть доминантное отношение, к примеру – строгий контроль поведения, обилие наказаний, возможно применение телесных, чрезмерная критика. В ответ дети транслируют негодование, борются с действиями родителей, не принимают их авторитет. Строгий контроль может приниматься ребенком только в случае благоразумности принципов, адекватности наказаний, непротиворечивости морали общества и имеет определенную, ясную и детям, и родителям, цель.

Вторым типом неправильного родительского поведения является отвергающее отношение, проявляющееся либо в равнодушии к ребенку, либо в строгом, негибком поведении, или в том и другом. Результат – разрушение гармоничных детско-родительских отношений, отсутствие семейной сплоченности. Этот стиль может использоваться родителями и как наказание за «плохое» поведение. Оба типа описанного отношения к ребенку могут вызвать обиду и негодование.
Третий тип ошибок родителей - симбиотический тип отношения к ребенку, когда тесный, напряженный эмоциональный контакт с ребенком настолько силен, что ребенок как бы лишается собственной индивидуальности, становится средством удовлетворения потребностей родителей, существует лишь как часть неразрывного целого, в которой он не играет самостоятельной роли. Чаще такие отношения возникают в паре мать - ребенок. Симбиотические отношения приводят к излишней опеке, чрезмерному контролю, страданиям ребенка по поводу желания родителя постоянно влиять на него, лишают подростка инициативности. Когда ребенок пытается разорвать пути симбиоза, «уйти», родители в качестве наказания могут использовать доминантное или отвергающее поведение. [5]
Все рассмотренные классификации характеризуют детско-родительские отношения либо как гармоничные, либо как конфликтные. Соответственно типу преобладающих в семье отношений и развивается самооценка ребенка – либо позитивная, либо негативная.
Очевидно, что значение семейных отношений в развитии личности ребенка и его самосознания очень велико.
Детско-родительские отношения также рассматривают в контексте наследия родителями советского синдрома и тоталитаризма. [7]. В значении детско-родительских отношений и влиянии последних на развитие личности ребенка данная точка зрения оказывается очень актуальной. Приведем только некоторые особенности тоталитарного сознания:
- ведущий мотив поведения личности – избежание неудачи, а не мотив достижения;

- заниженная самооценка и низкое чувство собственного достоинства. Недостаточное принятие своего «Я».

- недостаточная рефлексивность при высокой нормативности.
Все это «богатое» общественное наследие преломляется в семье:
- поведение родителей строится так, чтобы «выкорчивать» из ребенка все дурное, активная борьба, фиксация внимания на отрицательном. Родители не формируют честность, а борются с лживостью;
- родители стремятся подавить самость ребенка, его индивидуальность. Ребенок не может быть таким, какой он есть, он должен соответствовать норме;
- заниженная самооценка родителей переводит их поведение из сферы самореализации в сферу самоутверждений. Нет партнерства, есть главенство. Послушание – основная добродетель ребенка;
- недостаточность рефлексивности – неумение отдавать себе отчета в собственных чувствах и неумение выражать эти чувства. Дефицит позитивных, эмоциональных реакций и неконтролируемое проявление негативных эмоций. Ребенок растет в мире идентификации от противного – «Ты плохой, но должен быть хорошим».
Существует два условия гармонии детско-родительских отношений: любовь и независимость. Любовь родителей к детям должна быть безусловной и безграничной.
Любовь родителей несет в себе две задачи, выполняя которые родители помогают своим детям развиваться и формировать в себе гармонично развитую личность.
Первая задача – создать ребенку уверенность в том, что его любят и о нем заботятся. Нужно стремиться поддерживать и сохранять контакт с ребенком на протяжении всей жизни. Психологический контакт – это, прежде всего партнерские, доверительные отношения. Интерес к проблемам, желаниям, состояниям, ко всему, что интересно именно ребенку. Необходим диалог с ребенком, совместные действия. В контакте необходимо соблюдать равенство позиций ребенка и взрослого не вправе опыта, а в праве на чувство собственного достоинства.

Вторая задача – принятие ребенка. Основное правило – признать за ребенком право быть таким, какой он есть. Если оценивать, то только действия, а не личность ребенка. Любая оценка личности вредит, она ведет либо к формированию завышенной, либо заниженной самооценки. Лучше проявлять конструктивную похвалу, «Я - высказывания», позволяющие ребенку оценивать самого себя.

Другим условием гармонии детско-родительских отношений является - независимость. Существует нормальное противоречие. Связь родителя и ребенка изначально конфликтна. Взрослеющий ребенок отрывается от родителей, а родитель в свою очередь стремится удержать его, продолжать учить, как нужно ему жить и. т.д. В этой связи, главное определить границы дистанции, меры самостоятельности ребенка, соответствующие его возрасту и способностям. Короткая дистанция ведет к безответственности ребенка. Независимость же дает ребенку выбор, который в свою очередь, несет за собой ответственность за собственное поведение, способствует более гармоничному развитию личности.
Опыт общения ребенка с родителями является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием родителей у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль родителей в развитии детского самосознания заключается в:
- сообщении ребенку сведений о его качествах и возможностях;
- оценке его деятельности и поведения;
- формировании личностных ценностей, эталонов, с помощью которых в последствии ребенок будет оценивать сам себя;
- побуждении ребенка к анализу своих действий и поступков.

Внимание родителей обращается на то, что оценка деятельности и поведения ребенка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от личности ребенка. Демонстрируя положительное отношение к ребенку, веру в его силы, взрослые формируют у него тем самым уверенность в себе и стремление к успеху, обращая его внимание на ошибки в деятельности и неправильное поведение, учит анализировать себя, контролировать и правильно анализировать свои действия. Уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе позитивного оценивания. Использование этой схемы родителями при оценке деятельности и поведения ребенка старшего дошкольного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения анализировать и контролировать свое поведение. Проведенные исследования Соколовой Е.Т. и Чесновой И.Г. показали, что у дошкольников, имевших доверительные отношения с родителями, преобладала адекватная самооценка, а в семьях с жестким типом общения была более характерна неустойчивая и неадекватная.

Высокая самооценка сочетается с наличием доверительных, теплых отношений с родителями, требовательностью и строгой дисциплиной одновременно с уважением и относительной автономией подростка. Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели негативный опыт отношений в своей семье: преобладание «воспитательных» воздействий над непосредственным эмоциональным отношением, наказание как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы.
Таким образом, благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующую, однако развитию его самостоятельности.
§ 3. Влияние детско-родительских отношений и семейного воспитания на самооценку младшего школьника.
Рассмотрим основные факторы, непосредственно влияющие на формирование самооценки младшего школьника.
1. Мнение родителей, стиль домашнего воспитания. На становление самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности.
Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения.
Дети с заниженной самооценкой не имеют с родителями доверительных отношений, не чувствуют их эмоционального участия. Они либо пользуются большой свободой, которая, по сути, является результатом бесконтрольности, следствием равнодушия родителей к детям, либо испытывают чрезмерное ущемление собственной свободы со стороны родителей, подвергаясь их жесткому ежедневному контролю.
В семьях, где дети имеют адекватную высокую или адекватную устойчивую самооценку, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.

Родители задают исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний ребенка в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость.

Уровень притязаний ребенка, родителей по отношению к ребенку и его потенциальные возможности зачастую не совпадают, порождая переживания, снижение уровня мотивации, что может нанести ущерб личности школьника.
Таким образом, для формирования объективной и содержательной самооценки младшего школьника учителю необходимо осуществлять целенаправленную работу с родителями.
2. Наличие (отсутствие) навыков учебной деятельности, оценка учителя. Большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Ориентируясь на оценку учителя, дети сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и т.п., наделяя представителей каждой группы соответствующими качествами.
Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней он не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Дети осознают важность компетентности именно в сфере обучения и, описывая качества наиболее популярных сверстников, указывают в первую очередь на ум и знания (А.В. Захарова).
Оценка учителя является для младших школьников основным мотивом и мерилом их усилий, стремлений к успеху. При этом важно, чтобы учитель в пример детям ставил не других детей, а результаты их собственной работы прежде и теперь.
Используя прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, он укрепляет и поднимает доверие ученика к себе, к своим возможностям. Опытный учитель не захваливает отличников, особенно тех, кому высокие результаты достаются без особого труда, а поощряет малейшие продвижения в учении слабого, но старательного ученика.

Для развития адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. Оценивая работу учеников, учитель должен не просто ставить отметку, а давать соответствующие пояснения, доносить свои положительные ожидания до каждого ученика, создавать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.

3. Оценка товарищей. Научить ребят объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Необходимо ставить ученика в позицию учителя, предъявлять ему четкие критерии для оценки учебной работы товарища и учить оценивать и анализировать деятельность одноклассников с точки зрения заданных критериев.
Учителю важно помнить, что оценочная позиция младшего школьника меняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Первоклассник накапливает пассивный опыт оценивания под влиянием оценок учителя и родителей.
Во 2-м классе ученик может анализировать результаты своей учебной деятельности и результаты деятельности своих товарищей под руководством учителя. В 3-м и 4-м классах учащиеся должны уметь анализировать и обобщать результаты своей учебной деятельности с большей самостоятельностью, по сравнению с второклассниками, разрабатывать пути корректировки результатов деятельности под руководством учителя.
Владение навыками самооценивания и взаимооценивания будет способствовать более быстрой адаптации ребенка в среднем звене школы.
4. Собственный жизненный опыт. Самооценка складывается под воздействием определенного жизненного опыта, является результатом переоценивания человеком своих успехов и неудач.
Поэтому важно научить школьников анализировать причины, которые способствовали их успеху и неудаче в конкретной ситуации, делать выводы и строить свою дальнейшую деятельность с учетом полученных выводов.
Анализ данных факторов позволил определить комплекс основных психолого-педагогических условий, способствующих формированию самооценки:
1. культура общения педагога и учащегося, учеников друг с другом, родителей с ребенком;
2. формирование учебной самостоятельности младшего школьника;
3. создание ситуации успеха в процессе организации учебной деятельности;
4. использование разнообразных (норм и методов обучения при организации учебной деятельности;

5. обучение младших школьников приемам самоконтроля;

6. обучение младших школьников приемам самооценивания и взаимооценивания, способам корректировки полученного результата;
7. осуществление целенаправленной работы с родителями.
Школьная отметка была и остается главным критерием работы ученика. В то же время можно выделить несколько несовершенств существующей системы оценивания и ее негативное влияние на ребенка, которое выражается, например, в следующем:
1. В результате давления с двух сторон (школа и семья) дети буквально с первого класса живут под страхом двойки. Дети впечатлительные, с неустойчивой нервной системой от единственной полученной двойки могут почувствовать себя настолько униженными, что у них формируется ярко выраженная отрицательно окрашенная эмоциональная реакция на учебный предмет и даже на школу и учебу вообще.
2. Школьная отметка часто выполняет функцию наказания.
3. Школьная отметка является малоинформативной. Ввиду грубости используемой шкалы отметка не позволяет фиксировать отдельные небольшие продвижения, оставляя ребенка в рамках того же показателя.
4. Расплывчатость и, зачастую, произвольность норм и критериев выставления отметки, непонятный ученику язык, на котором они формулируются, делают систему оценивания закрытой для учащихся, что мало способствует становлению и развитию самооценки, ставит их в зависимость от внешней оценки, от реакции на нее окружающих.
Роль социальных отношений в становлении самооценки ребенка является более изученной. Отмечается, что на формирование самооценки в младшем школьном возрасте влияют особенности социально-личностной позиции учащегося в учебном процессе, снятие отрицательного воздействия внешних оценок, изменение системы отношений, складывающихся между учителем и учеником, приобщение учащихся к оценочной деятельности процесса и результата своей учебной деятельности.

Полученные в исследованиях данные свидетельствуют о том, что самооценка младшего школьника во многом зависит от оценок учителя, необъективна, обнаруживает тенденцию к переоценке, конкретна, ситуативна, имеет своим содержанием в основном оценку результатов деятельности.

Человек оценивает свои особенности (качества личности, способности, возможности) по отношению к определенному предмету деятельности. Оценка себя как субъекта деятельности есть по существу определение человеком своих возможностей реального (или планируемого) включения в тот или иной вид деятельности - общение, игру, учение, труд.
Как раньше упоминалось, в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. Именно учебная деятельность как деятельность по овладению обобщенными способами действий в сфере основ теоретического сознания (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) несет в себе оптимальные возможности для интенсивного овладения учащимися такими основаниями самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования.
Особая значимость учебной деятельности для формирования самооценки младшего школьника обусловлена следующими моментами:
1) поскольку она направлена на изменение самого ученика, в процессе ее формирования перед ребенком с необходимостью встает задача определения меры своего продвижения в предмете усвоения, т.е. задача осознания самого себя как субъекта присвоения общественно-исторического опыта;
2) структура учебной деятельности заключает в себе компоненты, с одной стороны, направленные на предмет усвоения - учебные задачи и учебные действия, с другой - на самого ученика как субъекта деятельности - действия контроля и оценки.
Овладение этими действиями также ставит перед школьником задачу анализа собственной деятельности и ее оценки.
Признание важной роли учебной деятельности в формировании самооценки младшего школьника не вело, однако, к изучению ее специфики как реального условия становления самооценки. Зависимость самооценки от уровня сформированности учебной деятельности лишь в последнее время стала предметом специального исследования.



<< предыдущая страница   следующая страница >>