prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4




Рис. 5. Схема оценки конкурентоспособности товара


В таблице 2 проведем сравнительный анализ экспертных оценок по хлебу, продаваемому двумя ведущими предприятиями города: «Хлеб» и ООО «Славянка»:

Таблица 2

Экспертная оценка (в баллах) конкурентоспособности хлеба, произведенному ООО «Славянка» и «Хлеб»



Показатели сравнения

«Хлеб»

ООО «Славянка»

1

Оптовая цена



4


5

2



Качество продукции

5


4


3

Вкусовые характеристики

4

5

4

Ассортимент

4

5

5

Упаковка и ее дизайн

4

4

6

Техническая оснащенность производства

4

4

7

Наличие рекламы

4


4

8

Организация сбытовой стратегии

3

5

9

Система скидок

5

4

10

Имидж товара

4

5

11

Использование новейших технологий

3

4

12

Доля продаж товара на ивановском рынке

5

4




Средний балл по показателям

4,08

4,42

Как видно из таблицы 2, конкурентные преимущества по своим качествам имеет хлеб, продаваемый предприятием ООО «Славянка».

Проведем конкурентный анализ деятельности торговых предприятий на рынках г. Иваново и Ивановской области, где реализуются продукты питания, здесь уже работают следующие предприятия-конкуренты:

1) «Главмаг»

2) «Бимарт»

3) Столовые и кафе.

Представим основные характеристики конкурентов в таблице 3.

Таблица 3

Анализ внешней и внутренней среды ООО «Славянка»

Характеристики конкурирующих предприятий


«Главмаг»

«Бимарт»

Частные предприятия

ООО «Славянка»

Качество товара

Среднее

Среднее



Высокое

Высокое

Привлекательность внешнего вида

Низкая

Средняя

Высокая

Высокая

Цена

Низкая

Средняя



Высокая

Средняя

Занимаемая доля рынка 2009г, % (оценка)

64

10

4

22

Занимаемая доля рынка 2010г, % (оценка)

61

9

3

27

Стабильность продаж


Высокая

Средняя

Средняя

Высокая



Как видно из таблицы 3, основным конкурентом в плане цен нашему предприятию является «Главмаг». Однако, в силу большой разницы качества товара, потребительские предпочтения населения склонны к товарам ООО «Славянка». В то же время такие производственные издержки ООО «Славянка» позволяют установить гораздо более доступные цены реализации своего товара, что будет выгодно отличать от вышеуказанного основного конкурента в ценовом отношении и выступать основным слагаемым конкурентоспособности по отношению к товарам конкурентов.

Маркетинговая возможность фирмы - привлекательное направление маркетинговых усилий, на котором конкретная фирма может добиться конкурентного преимущества.

Полученные результаты исследований являются основой для разработки методического подхода к установлению основной стратегической цели деятельности фирмы, определения общего направления ее развития и стратегических альтернатив. Данный подход предполагает использование широко признанного в зарубежной практике метода SWOT-анализа, который позволяет оценить силу, слабость, возможности и угрозы. Матрица SWOT дает возможность свести результаты проведенных исследований в систему, установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи фирме, внешними угрозами и возможностями, которые в дальнейшем будут использованы для формулирования его стратегии.

Применим метод SWOT - анализа для установления основной стратегической цели деятельности ООО «Славянка».

Возможности: 5 - очень высокие, 4 - высокие, 3 - средние, 2 - низкие, 1 - очень низкие; угрозы: 5 - очень сильная, 4 - сильная, 3 - средняя, 2 - слабая, 1 — очень слабая. Сильные и слабые стороны: 5 - очень высокое значение, 4 - высокое, 3 - среднее, 2 -низкое, 1 - очень низкое.


Таблица 4

Карта SWOT деятельности

Возможности

баллы

Угрозы

баллы

Расширение сегмента рынка

5

Ужесточение налоговой политики

5

Обновление ассортимента

4

Наличие сильных конкурентов

4

Внедрение новой технологии

4

Нестабильность политической ситуации

4

Благоприятные перспективы развития рынка

5

Неплатежеспособность предприятий клиентов

4

Повышение качества продукции

4

Низкая покупательная способность населения

3

Итого


22

Итого

20

Сильные стороны

баллы

Слабые стороны

баллы

Наличие продукции

4

Слабая база НИОКР

5

Стабильность спроса на товары

5

Недостаточно высокий уровень квалификации кадров

5

Наличие передовой технологии

4

Отсутствие службы маркетинга

5

Стабильные связи с поставщиками

5

Ограниченность номенклатуры

4

Низкие издержки по продажам товаров

5

Отсутствие четко выраженной стратегии предприятия


5

Итого

23

Итого

24

Рассчитаем общую оценку каждого из четырех параметров карты SWOT. Наибольшее влияние на деятельность исследуемого предприятия оказывают его внутренние слабые стороны (24 балла).

Для определения связей между возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами деятельности ООО «Славянка» составим обобщающую матрицу SWOT.

Таблица 5

Обобщающая матрица SWOT




Возможности

Угрозы

Баллы (22)

Баллы (20)

Сильные стороны

Баллы (23)

23 * 22 = 506

23 * 20 » 460

Слабые стороны

Баллы (24)

24 * 22 = 528

24*20 = 480

Перемножение факторов, представленных в карте SWOT, позволяет получить соответствующие значения в полях матрицы SWOT («Слабость и возможности», «Слабость и угрозы», «Сила и возможности», «Сила и угрозы»). Наибольшее из них определяет основную стратегическую цель, направления развития коммерческой деятельности ООО «Славянка» и в рамках его выбор альтернативной стратегии развития магазинов либо их комбинации.


Результаты расчетов показали, что наибольшее значение было определено в поле «Слабость и возможности», следовательно, усилия деятельности магазинов должны быть направлены на минимизацию слабых сторон их деятельности. То есть целью деятельности должен стать рост объема продаж, который может быть достигнут, применив стратегию стабильности.

На следующем этапе разработки стратегии предприятия анализируются альтернативы в рамках выбранной его общей стратегии и оцениваются по степени пригодности для достижения главных целей предприятия. На этом этапе происходит наполнение стратегии конкретным содержанием, то есть конкретными направлениями развития составляющих коммерческой деятельности предприятия, продвижение по которым обеспечит достижение его целей, расширение и укрепление позиций предприятия на рынке. Разработка стратегии коммерческой деятельности должна осуществляться, как правило, в нескольких вариантах.

Таким образом, проведенное исследование позволило представить классификацию стратегий деятельности предприятия, которая структурирует все их множество, отражая многообразие и многовариантность стратегий и является основой для разработки методического подхода к выбору направлений развития предприятий торговли на основании всесторонней оценки условий их функционирования.

Следующим этапом планирования маркетинга является оценка маркетинговых возможностей предприятия. В таблице напишем сильные и слабые стороны продаваемых предприятиями продуктов.

Таблица 6

Анализ возможностей/ угроз и анализ сильных/ слабых сторон для товара

Анализ возможностей/ угроз

Оценка

Анализ сильных/ слабых сторон

Оценка

1. Барьеры на пути конкуренции


2. Потребности потребителей

3. Темпы роста внутреннего рынка

4. Темпы роста внешнего рынка

5. Патентная защита


5

7
5
5

8

1. Опыт управления

2. Распределительная сеть

3. НИОКР

4. Производственные мощности

5. Финансовые ресурсы

6

8
8

6
4


Средний балл по 10- бальной шкале 6,5 баллов.

Средний балл выше среднебального значения, следовательно, предприятие имеет благоприятные возможности и прочные позиции на рынке.

Проведем расчет конкурентоспособности ООО «Славянка»:

Корг = 0,056 *1,0 * 0,95 + 0,194 *0,7 * 1,05 + 0,676 .*0,5 *1,10 + 0,074 *0,5 *0,97 = 0,603.

Анализ структуры товара и конкурентоспособности ООО «Славянка» позволяет сделать следующие выводы:

1. Конкурентоспособность ООО «Славянка» низкая, примерно на 40% ниже российского уровня.

2. В структуре оказываемых услуг по продаже продуктов примерно 20% объема товаров конкурентоспособны в г. Иваново.

3. Для повышения конкурентоспособности ООО «Славянка» необходимо снимать с оказания услугу по платному сервису, повышать качество и другие показатели конкурентоспособности остальных услуг по продаже товара.




<< предыдущая страница   следующая страница >>