prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 9 10
1. основные функции политологии.


Функция рационализации политической жизни.

разрабатывает оптимальные модели управления государством.

Описательная функция

дает оценку политическому строю, институтам, поведению и событиям

Разъяснительная функция - заключается в ответе на другие вопросы, в частности, по какой причине данное явление (процесс) вообще имел место; или почему оно обладает именно такими, а не другими признаками.

Прогностическая функция состоит в том, чтобы ответить на вопросы, по какому пути будут развиваться политические процессы, как в будущем будет выглядеть политическая реальность

Инструментальная (или прикладная) функция призвана дать ответы на практические вопросы: какие предпринять действия или принять решения, чтобы получить желаемый результат

В наиболее обобщенном виде предмет политологии можно определить как систему знаний о законах развития политической жизни социальных общностей, которые отражают реальный процесс включения их в деятельность по реализации политических интересов.

знание политики отвечает интересам каждого человека, стремящегося понять свое место и роль в обществе, мире, лучше удовлетворить свои потребности в сообществе с другими людьми, оказывать влияние на выбор целей и средств их реализации в государстве.
2.Основные этапы в истории развития политологии

трудно себе представить формирование и утверждение современной западной государственно-политической системы без идей Платона, Аристотеля, Макиавелли, Монтескье.

Можно выделить три крупных этапа в истории формирования и развития политологии.

Первый период - предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период предстален Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья.


Второй период - с начала Нового времени до середины ХIХ в. - характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и , соответственно, истоко их научного анализа.

В третий период, охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов.

Процесс выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий в конце ХIХ - начале ХХ в.

Называть же какую-либо конкретную дату ее рождения той или иной стране можно лишь условно.

Постепенно наметилось разделение между государствоведением и собственно политической наукой, которая достигла заметного прогресса во второй половине ХIХ - начале ХХ в. Заметный вклад в разработку важнейших категорий и концепций мира политического внесли представители нерманской политической науки и политической философии М.Хасбах, М.Вебер, К Шмитт и др.

Послевоенные десятилетия можно рассматривать как новый этап в развитии политической науки. Уже в первые годы после войны развернулся бурный процесс сначала восстановления, а затем и дальнейшего развития политических наук в европейских странах.

Происходило неуклонное расширение круга охватываемых политической наукой проблем.

Во многих странах увеличилось число политологических журналов, расширилось преподавание политологии в ВУЗах, велась подготовка бакалавров, магистров и докторов политических наук. Разрабатывались методологические принципы и методы политологических исследований.

3.Политическая мысль эпохи Возрождения и европейских буржуазных революций 16-18 вв.

Классиком политической мысли эпохи Возрождения считается Н.Макиавелли. В своих трудах («Государь» и др.) сформулировал светскую концепцию государства, возникновение которого связывал с необходимостью обуздания эгоистической натуры человека.

Лучшей формой государства считал республику, однако утверждал, что итальянская действительность требует единовластия. Потому «Государь» обосновал идею сильного правителя. Для достижения своих целей правитель может использовать любые средства, в том числе и аморальные, если того требуют обстоятельства или интересы государства.

Потому государь должен сочетать в себе качества льва (смелость и решительность) и лисицы (хитрость и осторожность).
Важный вклад в развитие политической теории внес Жан Боден в труде «6 книг о государстве», где впервые сформулировал и обосновал понятие суверенитета как важнейшего признака государства.
Развитие политической мысли в Новое время в Западной Европе проходило на фоне буржуазных революций. Главными проблемами, которые затрагивались политическими мыслителями, являлись теории природных прав человека и общественного договора.
Томас Гоббс свою политическую доктрину изложил в трудах «О человеке», «О гражданине», «Левиафан».

Гоббс исходил из того, что все люди созданы равными, и каждый из них имеет одинаковое с другими право на всё. Однако человек—существо эгоистичное и честолюбивое, поэтому в обществе царит «война всех против всех». Избавление от нее приходит тогда, когда люди, движимые инстинктом самосохранения, отказываются от части своих прав, передав их по договору определенному лицу или группе лиц. Последние представляют собой государство, которое и является гарантией мира между людьми.

Гоббс—сторонник абсолютной монархии, которая должна защищать права человека и разрешать подданным делать все, что не запрещено законом.

Именно для защиты равноправия, свобод и прав личности люди договариваются о создании государства, которое получает от них ровно столько власти, сколько необходимо для защиты и реализации гражданских интересов.


Локк обосновал идею разделения властей в государстве между различными органами, чтобы не допустить злоупотребления ею. Главное для государства — следование законам.
4.политическая мысль Беларуси , история становления.

Оригинальные, своеобразные идеи о политике, власти, государстве, законе, гражданине возникали и развивались в части Европы, в том числе и в Беларуси.
Зарождение политической мысли у восточных славян совпадает с возникновением у них государственности. В древних летописях, трактатах, поучениях, литературных произведениях мы находим интересные суждения о политике. Однако подлинный расцвет политической мысли приходится на 16-17 века.

Существенный вклад в развитие гуманистической мысли в Беларуси внес Франциск (1490-1551). Он оставил богатейшее философское и литературное наследие, которое содержит и оригинальные суждения о политике.
Дальнейшее развитие идей права и свободы мы находим у Волана (1530-Этого мыслителя интересовал прежде всего человек, врожденным свойством которого он считает стремление к свободе.

Свобода же для А. Волана есть не что иное, как хороший закон, т.е. такой, который создан на основе естественного права. Естественным же правом он считает в первую очередь право на свободу и право на собственность. А. Волан считал, что государство призвано регулировать отношения между общественными сословиями с тем, чтобы они мирно уживались вместе, не мешая друг другу.
Подобные идеи получили отражение в Статуте Великого Княжества Литовского. Три издания Статута - 1529, 1566 и 1588 гг.- являют собой полный и всеобъемлющий свод законов, благодаря которому общественная жизнь была заключена в четкие правовые рамки.

XVII - XVIII веки в истории Беларуси - это период контрреформации и наступления католической церкви. Своеобразной реакцией на это стало распространение среди белорусских мыслителей идей сильной и просвещенной власти. Так, Симеон Полоцкий (1629-1680) уподоблял сильное государство крепкому и здоровому телу, которое должно быть снабжено "умной и здоровой головой", т.е. правом и законами.

19 век в истории политической мысли Беларуси ознаменован широким распространением идей освобождения Беларуси, ее независимости и самостоятельного развития. В первой его половине происходит активное создание ряда общественно-политических кружков, которые объединяли людей, озабоченных будущим своей Отчизны.

С открыто революционными идеями выступил во второй  половине 19 века Кастусь Калиновский (1838-1864).Он резко критиковал феодально-крепостнические отношения, эксплуатацию, абсолютизм, бюрократический аппарат и судебную систему в России.

Власть народа, а не ограниченной группы людей - таков его политический идеал.

Особую роль в совершенствовании общества он отводил подрастающему поколению. Считал, что заботу о его образовании и воспитании возьмет на себя в будущем само государство.

Общий обзор политической мысли показывает, что в центре внимания тех, кто изучал политику, постоянно находились вопросы государства, права, власти, свободы, справедливости.

Так постепенно и создавалась современная политическая наука, к изучению которой мы и приступаем.




следующая страница >>