prosdo.ru
добавить свой файл
1
Харьковский государственный медицинский университет


Кафедра пропедевтики внутренней медицины № 1

Методическая разработка для преподавателей

к практическим занятиям по “Деонтологии в медицине
Модуль 1. Роль, место и задачи медицинской деонтологии на современном этапе развития общества.

Содержательный модуль 1 Синовление и развитие медицинской деонтологии как системы этических и правовых основ медицинской деятельности
Тема 8: ИТОГОВЫЙ МОДУЛЬНИЙ КОНТРОЛЬ
Актуальность темы: Профессия врача – особенная профессия. Поэтому при определении помощи больному основным есть своевременно установленный диагноз, назначение необходимого лечения. Но успех лечения имеет место там, где взаимоотношения врача и больного очень тесные – такт, любовь к человеку.

Общая цель: Контроль теоретических знаний студентов, контроль умения студентов общаться с больными, общение с микросоциальной среды.

Конкретные цели:

1. Усвоить понятие медицинской этики и деонтологии.

2. Определить основные задания медицинской деонтологии.

3. Усвоить основные официальные документы, регламентирующие работу врача.
Теоретические вопросы:

1. Определение понятия «медицинская этика», ее задания.

2. Определение понятие «медицинская деонтология», ее задания и проблемы.

3. Правовое обеспечение профессиональной деятельности врача в современном обществе.

4. Определение понятий «достоинство», «честь», «совесть».

5. Определение понятий «обязанность» и « ответственность».

6. Основные этапы становления медицинской деонтологии и вклад выдающихся отечественных врачей в ее развитие.

7. «Клятва Гиппократа», история возникновения.

8. Социальное значение клятвы врача Украины.

9. Основные этапы взаимоотношений между врачом и пациентом. Международные документы, регламентирующие права пациента.


10. Врачебные ошибки. Определение, сущность, виды врачебных ошибок.

11. Объективные и субъективные ошибки в работе медицинского работника.

12. Технические, тактические и диагностические нарушения.

13. Гражданские, административные и дисциплинарные проступки в деятельности медиков; юридическая ответственность за них.

14. Определение понятие «ятрогения». Основные причины, последствия и профилактика.

15. Определение понятие «диагностика» и ее составные части.

16. Определение понятие «семейный врач».

17. Определение понятие «биоэтика» и «биомедицинская этика».

18. Принципы биомедицинской этики и ее влияние на экспериментальные исследования.

19. Клонирование и его этические последствия.

20. Деонтологические аспекты защиты права на жизнь и право на смерть.

21. Моральные проблемы искусственного оплодотворения, абортов и суррогатного материнства.

22. Морально-правовые аспекты реаниматологии и трансплантологии.

23. Моральная оценка процедур получения и введения в организм стволовых клеток человека.

24. Определение понятия «эвтаназия», ее виды.

25. Проблемы суицида и эвтаназии.

26. Понятие об активной эвтаназии.

27. Понятие о пассивной эвтаназии.

28. Определение и сущность врачебной тайны.

29. Право пациента на конфиденциальность информации о состоянии его здоровья.

30. Международные документы по соблюдению врачебной тайны.

31. Правовые документы, регламентирующие соблюдение врачебной тайны в Украине.

32. Профессиональные вредности в деятельности медицинского работника.

33. Факторы, влияющие на эффективность работы медицинского работника.

34. Деонтологические аспекты взаимоотношений в медицинских коллективах во время выполнения врачебной деятельности.

35. Деонтологические аспекты взаимоотношений в медицинских коллективах во время выполнения научной деятельности


36. Основные деонтологические подходы в онкологии.

37. Основные деонтологические подходи в геронтологии.

38. Деонтологические аспекты взаимоотношений врача с больным на жизненно опасные инфекционные заболевания.

39. Психологические особенности пациентов, влияющие на протекание заболевания.
Краткие методические указания:

Форма занятия – итоговое занятие. Время – 2 часа.

В начале занятия преподаватель формулирует цели занятия. Студенты отвечают на вопросы, решают тестовые задания и задачи. Преподаватель информирует студентов о максимальном количестве баллов, какие может получить студент во время итогового модуля. Это количество составляет 80 баллов, при этом максимальная оценка за тестовый контроль – 40 баллов, за решение каждой ситуационной задачи – 10 баллов. Элективный курс «Деонтология в медицине» считается засчитан, если за итоговый модульный контроль студент получает не меньше 106 баллов (56 баллов за текущий и 50 баллов – за итоговый контроль).