prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3
Ценности в музыке и влияние музыки на личность


Введение.

Целью данной работы является попытка изучения феномена ценностей в музыке и влияния музыки на личность, описание проблематики и анализ некоторых исследований на эту тему. Определение роли и места музыки в современном обществе в контексте его социально-экономической трансформации. Также будут рассмотрены некие культурологические феномены, являющиеся характерными для современного музыкального мира. В частности, это феномен слияния некоторых музыкальных жанров друг с другом, феномен такого культурного явления как андеграунд с позиций социального аспекта культуры. Кроме того, будет осуществлена попытка решения некоторых задач, связанных поиском механизмов восприятия музыкальных жанров и определением факторов, влияющих на него. Для этого будут осуществлены синхронный и диахронный анализ данных, полученных в результате исследований, проводившихся на большом временном интервале и охвативших в общей сложности более 220 человек. К сожалению, не удалось охватить в этих исследованиях все жанры музыки, в частности не было исследовано восприятие такого музыкального жанра как джаз. Это можно объяснить сложностью дифференцировать джаз как отдельный жанр, поскольку он по праву считается основой многих современных жанров музыки и практически в каждом из этих жанров сегодня присутствуют, так или иначе элементы джаза. Стоит также сказать, что для более полного исследования изменений в восприятии различных музыкальных жанров во времени, необходимы многократные замеры осуществляемые с периодичностью в несколько лет. Однако, есть надежда, что эта работа будет иметь продолжение и станет одним из звеньев в цепи большого исследования. И все же эта работа дает определенное представление о проблемах поиска механизмов восприятия музыки и её ценностного содержания.

§1 Музыка и личность.

В современном обществе музыка занимает особое, далеко не последнее место. Еще древние философы описывали положительное терапевтическое влияние музыки на человека. Платон утверждал, что это посланный нам небесами союзник в нашем стремлении приводить в порядок и гармонию любую дисгармонию ума. Последователи Пифагора разработали методику музыкальной психотерапии, включавшую в себя ежедневную программу песен и музыкальных пьес для лиры, которые придавали людям бодрость по утрам, а потом снимали напряжение прошедшего дня. подготавливая человека к спокойному сну с приятными и вещими сновидениями. Музыка обладала в представлении древних тонизирующим и восстановительным эффектом, потому что была способна воссоединить отчужденного индивида с гармонией Космоса. Позднее проблемой связи музыки и Вселенной занимался Ньютон, который увидел в ней (музыке) наиболее близкий аналог упорядоченного Космоса (Некленд 1995). Таким образом можно определить исторические учения о восприятии музыки как учения о связи со Вселенной, учения, имеющие трансцендентальный характер и не описывающие проблемы, связанные с социальными функциями и механизмами восприятия. Это объясняется прежде всего тем , что в то время музыка еще не занимала такого места в обществе , какое занимает ныне, не было еще такого разнообразия жанров, которое мы наблюдаем сейчас. Любой музыкальный критик, да и просто человек, увлекающийся музыкой, назовет вам не задумываясь как минимум полтора десятка различных стилей, направлений и жанров, существующих сегодня.

Таким образом, встает вопрос поиска закономерностей в восприятии, однако стоит отметить, что само восприятие музыки имеет несколько аспектов: социально-психологический аспект и аспект, связанный непосредственно с воздействием при восприятии. Соответственно, все исследования на эту тему рассматривали именно эти два аспекта, находя в каждом из них свои механизмы и закономерности. Одно из исследований непосредственного воздействия музыки при восприятии её слушателем было проведено в конце 80-ых в ВНЦ психического здоровья АМН СССР, и заключалось в исследовании влияния музыки на эмоциональное состояние больных эндогенной депрессии, на основе анализа реактивности на положительные и отрицательные эмоциональные раздражители у больных и здоровых испытуемых (Михайлова, Моносова 1990) Использовались электрофизические и психологические критерии оценки музыкальных эмоциогенных стимулов. Больные обследовались при поступлении в стационар в период максимальной выраженности депрессивных расстройств. Электроэнцефалографические исследования проводились в темной, звукоизолированной камере. Объектом ЭЭГ были центральные, теменные, затылочные и височные области обоих полушарий мозга (тут стоит отметить, что все обследованные, за исключением 2 случаев в здоровой и 1 в группе больных были правшами). В качестве эмоциональных раздражителей использовались отрывки музыкальных пропроизведений, воспроизводившихся с помощью магнитофона- фрагменты творчества Моцарта, Гайдна, Огинского, Свиридова и рок музыка. Прослушивание длилось 1,5-2 мин., ЭЭГ регистрировалась в течение последних 30 секунд звучания отрывка, перерыв между стимулами составлял 2-3 мин. После процедуры регистрации ЭЭГ испытуемые заполняли специальную анкету-опросник, формализованно оценивающую их эмоциональное состояние во время прослушивания музыки. Анализ самоотчетов обнаружил достоверные различия в эмоциональном состоянии здоровых людей и больных депрессией при прослушивании классической и рок музыки. В группе здоровых испытуемых классическая музыка в подавляющем большинстве (80%) вызывала положительные эмоции и оценивалась как приятная, вызывающая эффект расслабления. Рок музыка воспринималась как приятная только в 66% случаев и демонстрировала отчетливый эффект активизации. Больные депрессией также, как и здоровые испытуемые, оценивали классическую музыку как приятную, а прослушивание рок музыки могло вызвать у больных как положительные, так и отрицательные эмоции с отчетливым преобладанием последних. Так же было отмечено и различие в альфа-активности головного мозга, при прослушивании рок музыки (у большинства больных наблюдалась генерализированная депрессия альфа активности). Исследователи затрудняются дать адекватную интерпретацию полученным данным, но признают, что они говорят о преимущественно негативной оценке рок музыки больными, связанной по мнению исследователей с вероятной невозможностью формирования у больных адекватной моторной реакции на ритмическую составляющую. Таким образом, отсюда можно сделать вывод о сведении воздействия музыки к непосредственно перцептивным аспектам восприятия слушателями музыкального материала. Однако, такой подход нельзя рассматривать как единственно правильный, поскольку было бы просто непозволительной ошибкой рассматривать музыкальное произведение исключительно с его акустической стороны. Любое произведение искусства нельзя рассматривать с точки зрения «чистого» искусства- ведь когда это произведение выходит в свет, оно становится неотъемлемой частью окружающего его мира и должно рассматриваться исключительно в контексте этого мира, той реальности, того времени, в котором оно находится. Для этого необходимо определить место, которое занимает музыка в современном обществе, и анализировать восприятие музыки в контексте её положения в окружающем мире.

С античных времен , когда музыка играла увеселительную или успокоительную роль, её место в обществе заметно изменилось. С изобретением звукозаписи музыка превратилась в товар, который можно купить или продать. Появление такого товара сформировало свой рынок, который за последние полвека развился до гигантских размеров и начал приносить огромные прибыли (начиная с 70-ых годов доходы от музыкальной индустрии в Великобритании превысил ежегодный доход страны от нескольких отраслей промышленности). Такой поворот событий потребовал развития и самой музыкальной индустрии - появлении огромного количества радиостанций, передающих исключительно музыку, а в 1981 году а США появилось MTV музыкальное телевидение, вещающее 24 часа в сутки. Таким образом, музыка вошла в повседневную жизнь человека, сейчас, наверное, найдется не много людей, которые в течение суток не испытывали бы влияние этой индустрии. Как уже было сказано выше, в этой индустрии существует огромное количество различных жанров, направлений и стилей, у каждого из которых найдется огромная армия поклонников, отдающих свои симпатии именно этому жанру или стилю, зачастую совершенно отвергая все остальные. Так как же объяснить популярность того или иного жанра? В чем можно найти закономерности различий в восприятии, скажем, рок музыки и эстрады? На мой взгляд, было бы ошибочно искать их в структуре построения того или иного музыкального произведения или песни - ведь в современных жанрах используется один и тот же нотный стан и, в целом, особенных различий в построении мелодии нет. Нельзя также опираться на различия в форме исполнения и использование разных музыкальных инструментов, хотя это тоже некоторым образом определяет восприятие произведения. В отличие от основной массы современных публикаций на эту тему, носящих, в основном, оценочный характер (положительное или отрицательное отношение к воздействию музыки на аудиторию), цель этой работы обратить внимание на факторы восприятия, связанные с личностью и личностным смыслом, который слушатель находит в том или ином музыкальном произведении. В настоящее время нельзя определить какой-либо доминирующий жанр музыки - именно развитие индустрии и коммерциализация музыки стерли границы самих музыкальных направлений, да и, соответственно, различия в их популярности. Следовательно, различия находятся не в самой музыке, а в её слушателе, а если сказать точнее, то скорее в его слушании этой самой музыки. Как происходит это слушание, чем оно определяется, имеет ли оно какие-нибудь закономерности, какой характер оно несет? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться непосредственно к самому слушателю. Конечно, слушание имеет индивидуальный характер, и было бы глупо спорить с тем, что каждый человек воспринимает что-либо по своему, но нельзя отрицать, что существуют некие общие критерии предпочтения того или иного жанра для определенной аудитории. Основа этих критериев лежит, все-таки, не в каких-то акустических особенностях музыкальных произведений (хотя они тоже играют какую-то роль), а в личностном смысле , который слушатель вкладывает в ту или иную песню, композицию, пьесу. Т. Адорно (1999) даже выделял на этой основе несколько типов слушателей, основываясь на характере слушания: хороший слушатель, потребитель культуры, эмоциональный слушатель, рессантиментный слушатель, джазовый слушатель и т.д., однако, говоря при этом о социальной природе такой типизации , связывая каждый тип с некими социальными группами. Несмотря на важность такой классификации, необходимо отметить, что подобная типизация не подходит для нашей страны, поскольку у нас нет многих из тех социальных групп и классов, на которые опирался Адорно. Так как основные классы в нашем обществе находятся, можно сказать, в зачаточном состоянии, то при описании проблемы восприятия музыкальных жанров необходимо ориентироваться на сами жанры и тот личностный смысл, который слушатели в эти жанры вкладывают. Поэтому стоит обратить внимание на сами жанры и их эволюцию в современном обществе. Как уже отмечалось, сейчас трудно выделить какой то доминирующий жанр или направление, скорее правильней говорить массовой музыкальной культуре. Правда, на фоне массовой музыки или мейнстрима четко выступила, так называемая, альтернативная музыка, некая субкультура или андеграунд, как его иногда называют слушатели. Андеграунд можно определить как альтернативный вариант искусства, идущий в разрез с массовыми вкусами и пристрастиями. Приоритеты выбора между массовой культурой и андеграундом определяются не формой преподнесения музыкального материала, а именно характеристикой их с точки зрения личностного смысла, вкладываемого слушателем, характеристикой их как социально-психологических феноменов. Основные работы на эту тему в нашей стране затрагивали, в основном, проблему восприятия рок музыки как жанра, противопоставляемого эстраде, классической музыке и авторской песне, но на сегодняшний дифференцировать рок музыку и эстраду сложно, как впрочем и отделить авторскую песню от популярной. Механизм коммерциализации грубо смешал все стили в общую массу. Как уже было сказано выше, сейчас можно выделить массовую музыкальную культуру (мейнстрим) и альтернативное течение (андеграунд). Многое из того что ранее было написано про рок музыку достаточно точно описывает и феномен андеграунда. Это связанно прежде всего с тем, что раньше в нашей стране слова рок музыка и андеграунд отождествлялись. Это было определено слабым развитием отечественного музыкального бизнеса, который еще не научился зарабатывать большие деньги на рок музыке. Поэтому многие из характеристик, которые были даны рок музыке, сегодня можно смело применить к термину андеграунд. По мнению некоторых авторов (Леонтьев, Волкова) современный рок является символом особого рода жизни, сферой влияния которого охвачена заметная часть молодежи. Социокультурная сущность и психологическая функция рока не могут быть поняты без анализа социально-психологических особенностей этого образа жизни. Среди этих особенностей прежде всего следует назвать стереотипизацию повседневной жизни - время имеет цикличный характер, каждый день похож на другой. Время заполнено преимущественно общением, которое отличается, во-первых относительно слабой дифференцированностью отношения к разным собеседникам (нивелировка симпатий и антипатий), во-вторых, ограниченным кругом тем и заданной эмоциональной тональностью их обсуждения. К числу тем относятся концерты (что, где, когда), общие знакомые (кто где кого видел), отношение к армии, милиции, властям (вяло-негативное). В разговоре не принято затрагивать больные темы, выражать интенсивные эмоции и оценочные суждения. Общение не структурировано, не имеет начала и завершения, оно не подчинено каким-либо целям, а выполняет скорее ритуальные функции. Психологическая роль такого общения заключается в обретении идентификации с группой, слиянии с ней и решения таким образом проблемы нахождения своего внутреннего Я на определенном этапе становления личности. При этом рок музыка выступает социально-психологическим стержнем этого образа жизни. Её особый язык, её непонятность и неприемлемость для других возрастных и социальных групп позволяют ей служить своеобразным барьером, которым можно отгородиться от выяснения отношений с этими группами (Леонтьев, Волкова).

Более точное определение (вместо барьера) можно найти у А.М. Лобка (1997). Вместо понятия барьер используется понятие миф. Давая определение мифа стоит отметить, что говоря о мифе мы имеем в виду нечто ( некую идею), обладающее иррационально ошеломительной силой воздействия на умы. Понятие мифа связано с чем-то, определяющим бытность человека в той или иной группе, классе, сообществе. Миф - своего рода язык-шифр, на котором разговаривают представители одной культуры, миф - это тайный язык смыслов, сама суть которого состоит в том, чтобы сделать данную культуру непроницаемой для представителей других культур. Это тайная подкладка жизни человека, смысл которой состоит в отделении этого человека от всех прочих, родившихся в иных культурных общностях. Основой культуры является миф, он представляет собой её суть и помогает человеку чувствовать себя уютно и естественно в своей и не уютно и не естественно в чужой культуре. Культура никогда не бывает одна, она существует как множество культур и факт одной культуры предполагает факт других культур. Говоря об одной культуре, мы всегда подразумеваем, что где-то существует культура другая, являющаяся нам как таинственная загадка. Речь идет не только о культуре других географических пространств или исторических эпох, но и о культуре других по сравнению с нами людей, об иной культуре мышления, культуре понимания, предполагающей иной язык семантических смыслов. Можно сказать, что музыка в некоторой степени, является тем самым мифом, определяющим и идентифицирующим её слушателя в системе культур (Лобок 1997). Г.С. Кнаббе, рассматривая западную рок культуру, отметил, что сама по себе музыка как мелодический конструкт не главное и во всяком случае не единственное содержание, главное «неписаный кодекс чести» - нравственная позиция и тип существования, основой которого является противостояние: «есть мы и есть они» и противостояние это носит экзистенциальный характер (Кнаббе 1990). Можно отметить своеобразный отказ от образа жизни, основанного на достижении своими усилиями успеха и социального признания, средства которого сплошь и рядом расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, а самореализация трудноотличима от карьеризма. Отсюда и распространение среди слушателей философии пассивности и недостижения, характерными признаками чего выступает, в частности, увлечение восточными философско-религиозными концепциями. Ортега-и-Гассет(1995) вообще говорит о том, что, с социологической точки зрения , для этого рода искусства, характерно именно то, что оно делит публику на два класса людей: тех которые понимают, и тех которые неспособны его понять. Как будто существует две разновидности рода человеческого, из которых одна обладает неким органом восприятия, а другая его лишена. Оно, это искусство, помогает узнать друг друга среди серой толпы, учит понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сражаться с большинством. Это противостояние, зачастую, проявляется не только внутренне. Сколько всего было сказано и написано про необычный и шокирующий внешний вид любителей соответствующей музыки, про кожаные куртки с металлическими заклепками, необычайные прически, похожие на петушиные гребни, серьги и кольца в ушах и носу, татуировки и т.д. и т.п. А.М. Лобок говорит о том, что тело становится знаковой системой, глубоко отличающий один «культурный вид» от другого. Не важно, что мы оба рождены физиологически одинаковыми - «мы разной культурной крови, ты и я» (А.М.Лобок.1997).


В современном обществе такая внешняя демонстрация вкусов не всегда приветствуется и поощряется. В прежние времена власти отчетливо видели в этой демонстрации явный отказ от существующей идеологии. Стоит только вспомнить публичное обличение стиляг, которых обвиняли во всех смертных грехах, а чего только стоит тезис «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст!», разумеется молодежь того времени искала в музыке, противоположной советской эстраде, нишу для выражения своего отношения к власти и существующему строю. Позднее репрессии касались уже самих музыкантов, запрет на выступления, арест, травля, хотя даже с течением времени и либерализацией власти, органы правопорядка продолжали задерживать на улицах молодых людей с серьгами в ушах или экзотическими прическами. Один из таких людей на мой вопрос как он не боялся выходить не улицу в таком виде, ведь выглядеть так было просто опасно, поскольку раздражение окружающих нередко выливалось в побои, он ответил, что даже аресты и избиения не могли напугать его и заставить отказаться от самого главного - показать свой выбор, проявить себя на фоне общей массы людей, носящих одни и те же вещи и прически, слушающих одну и ту же музыку, имеющих одни и те же ценности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод том, что музыка играет в жизни современного человека не просто развлекательную роль- она является средством для самовыражения, служит барьером для отделения собственного стиля жизни от всеобще признанного, помогает определить и найти себе подобных в общей массе людей. Речь, конечно же, идет о музыке которая стоит особняком противопоставляется основному, доминирующему массовому вкусу. Как и было сказано, раньше такую роль играла рок музыка, считавшаяся альтернативной по отношению к остальным стилям, но с течением времени и развитием экономических механизмов, влившаяся в общий поток коммерческой музыкальной индустрии. Сейчас именно андеграунд является тем самым противостоящим культурным направлением, каким раньше была рок музыка. Явление андеграунда, конечно же, имеет место не только в музыке, в любом виде искусства существуют направления, идущие в разрез в основными и признанными, но говоря об андеграунде, в данной работе, имеется в виду именно музыкальный, хотя в кинематографе, театре и других видах искусства андеграунд играет такую же роль но лишь в музыкальной форме он имеет такое широкое распространение и обладает такой силой воздействия. Это связанно, опять же, с развитием музыкальной индустрии и её интеграцией в нашу жизнь. Чем же можно определить влияние альтернативной музыки? Почему она так трансформирует человека и заставляет его бросать своего рода вызов обществу? Путь человека изначально не определен, в любой момент жизни человек может принять решение, которое в дальнейшем способно изменить его жизненный маршрут. Это накладывает на человека определенное бремя - бремя выбора. Как поступить в той или иной ситуации, что сделать в том или ином случае? Это касается не только неких драматических ситуаций, связанных с экстремальными моментами жизни, от которых может коренным образом измениться жизненная траектория. Любой выбор, начиная с выбора марки сигарет и заканчивая выбором профессии, требует от человека наличия каких-либо определенных точек отсчета, которые позволяли бы ему сделать этот выбор. В выборе марки сигарет это критерий вкуса, а в выборе профессии - некий критерий смысла. Не важно, что значимость этих критериев различна, важно то, что и тот и другой это подчеркнуто субъективные, ценностные критерии, вырабатываемые человеком сугубо индивидуально, в диалоге с миром окружающей его культуры. В таких ситуациях человек оказывается в течение жизни бесчисленное количество раз, и в большинстве случаев некий фактор видовой, биологической предпочтительности отказывается срабатывать. Естественно, что человек в такой ситуации нуждается в некотором априорном масштабе для того, чтобы этот выбор был осуществлен. Человек чаще всего формирует такого рода априорные масштабы и пользуется ими бессознательно, но попытки отрефлексировать эти структуры приводят к вопросу о смысле: а с какой стати я, собственно говоря, делаю тот или иной выбор? Ведь любой свободный выбор является выбором в культуре, и, следовательно представляет собой выбор среди искусственно созданных возможностей, абсолютно равновеликих с точки зрения биологической иерархии потребностей (Лобок 1997). Это выбор, который принадлежит мне самому, и потому это безумно трудная ситуация, поскольку вся мера ответственности за сделанный выбор лежит на мне и только на мне. И для того, чтобы сделать такой выбор совершить, человеку нужна какая-то априорная сетка ценностей размерности, которая давала бы ему возможность сориентироваться там, где отказываются работать биологические механизмы отбора. Такой априорной сеткой ценностей, по мнению А.М. Лобка, является миф (в нашем случае мы говорим об альтернативной музыке как мифе и поэтому можно сказать, что именно андеграунд есть та сетка ценностной размерности, которая оказывает влияние на принятие выбора). Этот самый миф формирует условия выбора, который играет важную роль в жизни человека. Он переоценивает жизненные ценности, придает им значение и смысл, заложенные в его отношении к культуре. Через призму этого отношения человек глядит на происходящие события, формирует идеалы, испытывает симпатии и разочарования (Лобок 1997). Это отношение становится неким руководством для принятия решений, важных шагов и действий. Это отношение способно заставить человека пойти на любые поступки, отвечающие тем требованиям, которые предъявляет идеология, принятая им под мифа или же в нашем случае андеграунда. В подтверждение, достаточно только привести пример феномена «хиппи», когда в 60-ые годы молодые люди из обеспеченных семей отказывались от всех благ, которые им предлагали их родители и начинали собственную жизнь с диаметрально противоположными ценностями, влача подчас более чем скромное существование. Позднее, в конце 70-ых, на смену пацифистской идеологии любви, проповедуемой хиппи, пришла агрессия такого культурного явления как панк. Вместо детей цветов на передний план фронта борьбы с общественными устоями вышли подростки в рваной одежде, с серьгами в ушах, обвешанные цепями и анархической символикой, а вместо длинных волос хиппи, к тому времени уже вошедших в общую моду, прическами-ирокезами (название позаимствовано у племени североамериканских индейцев, носивших такие же гребни) раскрашенных во все цвета радуги. Кроме агрессивного поведения стоит отметить лозунг этого движения, взятый из песни -гимна английской группы Sex pistols - идеологов панка, - No future for you ( у тебя нет будущего). Налицо открытое, агрессивное противостояние с тем самым обществом, которое хочет заставить жить по своим правилам. Также произошли и изменения в форме преподнесения музыкального материала - с фестивалей на открытых пространствах, длящихся по несколько дней в атмосфере любви и братства, действие перенеслось в грязные подвалы (отсюда и происходит слово андеграунд от англ. Underground- подвал, подземелье) и сопровождалось массовыми танцами (слэмом, более походящими на драку, под нарочито неумелое и эпатажное исполнение песен преимущественно суицидального содержания. Но, став популярным и соответственно коммерческим, панк- рок утратил свою ценность и занял свою нишу в мейнстриме, повторив печальную судьбу движения хиппи и уступив место новым течениям, пытавшимся противостоять общей массе. Однако, слово андеграунд осталось как обозначающее нечто идущее против течения, нечто альтернативное.




следующая страница >>