prosdo.ru
добавить свой файл
1
ЧЕРНЕЦОВ БОРИС ИГОРЕВИЧ


СВАСТИКА



Что же такое «свастика»? Почему, несмотря на то, что изображение свастики использовал Адольф Гитлер его по сей день используют многие народы; что это – неуважение к ветеранам ВОВ, или что-то другое?

«Свастика» - это древнейший знак символизирующий, как правило, вечное движение солнца. Свастика использовалась на протяжении тысячелетий, была и остаётся по сей день священным символом для многих народов, в том числе и славянских, и, как бы это многим не нравилось, это часть нашей культуры.

В русской культуре свастика занимает особое место. По степени распространенности этого сакрального символа Россия едва ли уступает даже такой насыщенной арийской символикой стране, как Индия. Свастику можно встретить практически на любых предметах русского народного искусства: в орнаменте вышивки и ткачества, в резьбе и росписи по дереву, на прялках, вальках, рубелях, трепалах, набилках, набойных и пряничных досках, на русском оружии, керамике, предметах православного культа, на полотенцах, подзорах, передниках, скатертях, поясах, исподках, мужских и женских рубахах, кокошниках, сундуках, наличниках, ювелирных изделиях и т.п.


Еще более часто знак свастики наносился на днища и боковины древнерусских глиняных сосудов. Причем сама свастика здесь принимала самые разнообразные формы: она могла быть как лево-, так и правосторонней, трех- и четырехлучевой, с короткими и удлиненными лопастями, вдавленной и выпуклой, с прямоугольными, округлыми, спиральными, ветвящимися и гребенчатыми концами. В том, что клейма эти использовались в качестве родовых знаков, нет никаких сомнений. Исследователи предпочитают называть их «знаками собственности», но по сути своей они являлись примитивными родовыми гербами. Имеется немало свидетельств, что знаки эти передавались от отца к сыну, от сына к внуку, от внука к правнуку и т.д..


Сам знак при этом мог усложняться, поскольку сын нередко привносил в него что-то новое. Но основа его обязательно оставалась прежней и была легко узнаваема.

По материалам археологических раскопок самой богатой территорией по применению свастичных знаков как религиозного и культурно-бытового символа является Россия. По подсчётам учёных, на землях славян использовалось 144 основных свастичных символа, и каждый символ имел своё название и назначение. Я расскажу о нескольких наиболее используемых видах свастики.
«Рысич» – древний обереговый символ. По поверию, нет лучше защиты от тёмных сил, чем «Рысич».


«Рубежник» - древнейший обереговый символ, символизирующий рубеж между мирами. Изображался на входных дверях, стенах, окнах, и т.д. А так же изображался в виде непрерывной вязи, образующей орнамент, который создавал мощную защиту от любых проявлений мира тьмы.


«Агни» - символ священного огня жертвенника и домашнего очага, обереговый символ вышних светлых Богов, охраняющий жилища и храмы,

а так же древнюю мудрость Богов.



«Боговник» - олицетворяет вечную силу и покровительства светлых богов, человека ставшего на путь духовного развития. Этот символ помогает человеку осознать взаимопроникновение и единство четырёх первоэлементов в нашей вселенной.


«Богодар» - символизирует постоянное покровительство небесных Богов. Этот символ особо почитался у жрецов хранителей.

«Валькирия» - древний оберег, охраняющий мудрость, справедливость, благородство и честь. Особо почитался у воинов, защищающих родную землю, свой род и веру.




«Небесный вепрь» - знак чертога на сворожьем круге, символ Бога-покровителя чертога. Этим знаком обозначаются единения прошлого и будущего, земной и небесной мудрости. В виде оберега эта символика
использовалась людьми, ставшими на путь духовного самосовершенствования.


«Дуния» - символ соединения земного и небесного живого огня. Его предназначение – сохранять пути постоянного единства рода.


«Зайчик» - солнечный символ, характеризующий обновление в жизни рода. Считалось, что если поясом с изображением данного символа опоясать свою супругу во время её беременности, то она будет рожать только мальчиков – продолжателей рода.



«Коловрат» - символ восходящего солнца и вечной победы света над тьмой, вечной жизни над смертью. Цвет коловрата, так же играет важную роль: огненный (красный) – возрождение; небесный (синий) – обновление; чёрный – изменение.


После христианизации Руси символы свастики не ушли вглубь времён, её стали активно использовать в христианской церкви. Различные виды свастик можно увидеть на фасадах и в росписях христианских храмов, на одеяниях священнослужителей, и даже на иконах. Наиболее часто свастические символы различных форм встречаются на иконах Богоматери, точно так же, как орнамент из свастик чаще украшает женскую крестьянскую одежду: и в том, и в другом случае свастики выступают в качестве оберегов. Ни о каких «эстетических соображениях» в данном случае речь идти просто не может: иконописцы никогда не позволяли себе вольностей и строго следовали традициям, особенно в использовании различных знаков и символов.


В христианской традиции восьмиконечная звезда получила дополнительное смысловое значение: ее называют «звездой Богородицы» или «Вифлеемской», так как загорелась она на небе во время рождества Иисуса Христа и, двигаясь по небосклону, указывала волхвам путь к его колыбели. Изображение ее имеется во всех явленных в России иконах Богородицы.



Свастика в эмблеме РНЕ помещается внутри звезды, т. е. как бы накладывается на ее силуэт (отсюда — удлиненные прямые концы самого креста — «лучи» или «мечи», как их иногда называют). Мнение о том, что подобные «лучевые» свастики (как в эмблеме РНЕ) никогда не встречались в русской культуре, ошибочно. Свастика с выступающими концами креста на фоне восьмиконечной звезды Богородицы является официальной эмблемой организации «Русское Национальное Единство» (РНЕ). Совмещение этих двух символов в эмблеме РНЕ вовсе не случайно. Изображение восьми конечной (русской) звезды символизировало присутствие главного божества и часто встречалось на воинских стягах, одежде, оружии, различных предметах быта и культа. На домотканом полотенце из коллекции М. Сурова их вышито аж восемь штук! Кроме того убедиться в этом же можно, открыв 524-ю страницу известной книги Б. А. Рыбакова «Язычество Древней Руси» издания 1987 года, где на рис. 87 изображено вятическое височное кольцо XII века с заклинательными знаками плодородия, по бокам от которых располагаются те самые «лучевые» свастики. Примечательно, что сам академик рассматривает этот вид свастики «не как знак солнца, а только как знак огня» и также соотносит се с огневым способом обработки земли под пашню, замечая при этом, что «свастика встречена не только в Зюзине, но и в других подмосковных курганах».

Свастичные символы использовались при Екатерине Великой. По её приказу в залах Зимнего Дворца появились орнаменты и узоры, составленные из различных видов свастичных символов, которые до сего дня украшают Зимний Дворец. Свастичные символы и сегодня любой желающий может увидеть в различных залах и комнатах Зимнего Дворца, наравне с другими символами государственной императорской власти.




Павел I так же уделял внимание свастической символике. Далее, начиная с правления Александра I и заканчивая правлением Александра III, все российские императоры XIX века использовали свастику не только как защиту Зимнего Дворца, но и как украшение.

В 1918 году главнокомандующий белого движения адмирал Колчак приказал сформировать сибирский добровольческий корпус, и был учреждён флаг данного корпуса в виде двухглавого орла с золотой свастикой на красном фоне.


После переезда советского правительства в Москву, государственным банком РСФСР выпускаются в обращение денежные купюры, номиналом 5 тыс. и 10 тыс. рублей с изображением свастики, как одного из символов новой государственной власти.


Но свастика использовалась не только исполнительной властью, но и военными. 3 ноября 1919 года командующим юго-восточным фронтом красной армии Василием Ивановичем Шориным был издан приказ № 213, в котором утверждался отличительный нарукавный знак с использованием свастики.


Более того, имеются достаточно серьезные свидетельства о том, что знак свастики в 20-е годы использовался и в качестве эмблемы одного из партийных издательств Карелии. В конце 30-х — начале 40-х годов прошлого века крестьянская одежда с вышитыми на ней знаками свастики повсеместно изымалась и уничтожалась «НКВДшниками». «На севере, — пишет В.Н. Дёмин, — специальные отряды ходили по русским деревням и силой заставляли женщин снимать юбки, поневы, передники, рубахи, которые туг же бросались в огонь». В некоторых местах дело доходило до того, что сами крестьяне, опасаясь репрессий, начинали уничтожать полотенца, предметы одежды с вышитыми на них знаками свастики. «Даже те бабушки, которые век от века вышивали этот знак на рукавицах, — справедливо отмечает Р. Багдасаров, — после Отечественной войны стали называть его «немецким знаком».

Сейчас нередко можно услышать от политиков и представителей так называемой исторической науки, что первые советские деньги с изображением свастики печатались по старым клише, что свастичная вязь на первом доме советов осталась от прошлых времён, что свастика на нарукавном знаке в красной армии использовалась только для колмыкских формирований юго-восточного фронта. Но как тогда можно объяснить, что на официальных государственных документах циркуляра отдела управлением московского совета депутатов, датированных: один – 18 декабря 1918 года, второй - 14 апреля 1920 года стоит государственная печать в форме свастики.



Но после 1929 года ситуация изменилась. К власти в Германии приходят национал-социалисты, и делают свастику не только партийным, но и государственным символом.



Из-за близкого сходства немецкой партийной свастики со славянской, советскими властями было принято решение полностью отказаться от использования данной символики, тем более особой нужды в использовании свастики не было. Кстати, существует мнение, что немецкая свастика составлена из четырёх букв «Г», означающих фамилии руководителей третьего рейха – Гитлер, Гимлер, Геббельс, Гесс. Данное мнение – это ярко выраженное незнание истории, т.к. в ХХ веке в Германии не использовали кириллицу. В Германии тогда пользовались латиницей, а во времена третьего рейха вдобавок использовался и рунический алфавит. По этому свастика не могла быть составлена у них из четырёх букв «Г», так как таких букв не было в использовавшихся тогда алфавитах.

Потом происходили хорошо известные всем нам события: Великая Отечественная Война, унесшая огромное количество людских жизней, и вбившая в головы последующих поколений ложный стереотип о враждебном России символе. Тем не менее во многих странах мира использование свастики не было запрещено. По сей день в городах Индии можно чуть ли не на каждом строении заметить орнамент свастики.

В нынешнее время свастика не забыта. Как правило, используется этот символ националистически настроенными организациями, и не только в России. Отличается свастика (как эмблема различных организаций) графическим начертанием, количеством лучей свастики (от 3 до 8), цветом.

Нельзя отрицать те исторические факты, что были перечислены выше: свастика вообще - один из древнейших символов человечества, имевший непосредственное отношение и к истории Руси - России. Во всяком случае, главный герольдмейстер России Г.В. Вилинбахов в письме за № А 10-1-451 от 27 октября 1998 года заявил, что «действующим законодательством, как российским, так и международным, не предусматривается никаких ограничений относительно официального использования знака «свастика» и знаков, похожих на него».

Что же касается политической стороны дела, в Москве вводился запрет на использование и публичное ношение свастики как таковой, а потом и на федеральном уровне - статья 20.3. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики.


Как видим, свастика на Руси являлась одним из самых распространенных и глубоко почитаемых символов. Ни к немецкому, ни к итальянскому, ни к какому-либо другому «фашизму» знак этот не имеет ни малейшего отношения. И тем не менее на протяжении вот уже восьми с лишним десятилетий именно он подвергается самым яростным и злобным нападкам со стороны сначала коммунистических, а теперь и демократических идеологов, именно его пытаются отождествить со всем злом, которое довелось испытать человечеству в XX столетии.

Кстати, коммунисты, боровшиеся с русской символикой, навязали русскому народу в качестве основного символа советской России масонскую пентаграмму - пятиконечную красную звезду.

Сейчас же, когда русский народ пытается утвердить своё национальное самосознание, «некие» лица раздувают информационную войну, говоря о возрождении фашизма. Они могут сколько угодно говорить об экстремизме, но всё-таки придётся понять, что свастика – это часть нашей великой истории, и значимый элемент культурного достояния нашей державы.



Список использованной литературы


  1. Воронов В. С. О крестьянском искусстве. М., 1972. — С.92.

  2. Альманах библиофила. Вып.26. М., 1989, Вкл.; Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб.второй. Ы, 1974. — С.276; Багдасаров Р. Свастика: священный символ. М, 2001. — С.245, 382.

  3. Жариков С. Своя суть // Молодая Гвардия. 1990, №9. — С.241.

  4. Суров М. В. Вологодчина: неизведанная давность. Вологда, 2002. — С.72.

  5. Живая старина. 1994, №2. — С.1 обложки.

  6. Багдасаров Р. Свастика: священный символ. М., 2001. — С.165-166, 381, Рис.81.3,4.

  7. Суров MB. Вологодчина: неизведанная давность. Вологда, 2002. — С.220.212, 216,225-227, Кат. №26. 64, 117, 187, 196.211.

  8. Никитина Ю. И. Рисунки-граффити из Софии Новгородской // Советская археология, 1990 №3. — С. 221.

  9. Луи Повель, Жак Бержье, Утро магов. Киев, 1994, — С.320-321.

  10. РГВА . Ф.107, Оп.1. Д.104. Лл. 195об., 196.

  11. Дёмин В. Загадки Русского Севера. М., 1999. — С.47.

  12. «Его же мiръ не можетъ прiяти …»// Родина. 1997. №7. — С.84.

  13. Кузнецов А. В. «Косматый Ярко» из Тотьмы // Родные просторы. 1994, №1 (22). — С.7-8.

  14. ЦХСД. Ф.6. Оп.1,Д.79, Л.65.

  15. ЦХСД. Ф.6. Оп.1,Д.79, Л.64.

  16. Болотов С. С. Против свастики — против культуры // Вече. Спб., 1996, №2. — С.8.