prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
1.


Что такое игрушка? предмет истории игрушки.основные задачи
Игрушка одно из ярких проявлений массовой культуры чел ва ,игрушки необходимы людям как средство общения близкое и понятное всем в своем историч. Развитии игрушка отразила облики людей и животных ,бытовой уклад,технику,искусство.для каждой исторической эпохи характерны свои игрушки говорящие о времени их создания.игрушка совмещает в себе живопись скульптуру декоративное искусство.игрушка предмет детских забав которая служит для умственного физического и эстетического воспитания.она развивает мышление.

2.Происхождение игры и игрушки .теория эльконина
он условно делит процесс происхождения игрушки на 3 этапа .1 этап на самых ранних ступенях развития чел.культуры,стадии собирательства ,дети рано включались в трудовую жизнь взрослых.никаких данных о наличие специальных предметов в этот период не обнаружено.2 этап с развитием таких видов чел.дея-ти как охота рыболовство земледелие усложняются орудия труда.ребенок уже не всегда может справиться с ними.взрослые изготавливают для детей орудия труда несколько уменьшенные дети не только играют ими но и усваивают трудовые навыки.3 этап трудовая дея-ть чел. Еще более усложняется до опред. Возраста дети все чаще исключаются из трудовой жизни взрослых.дети начинают подражать взрослым имитируя реальную трудовую дея-ть обычаи,появл.игра игрушка,предмет необходимый для игры

3. Игрушка и культура

Существует факт, ч то религиозный обряд иногда сохраняется в детской игре.Есть мнениечто детские игры есть ничто иное как вопроизведение увиденного ранее религиозного действия. Иногда дети сознательно привлекаются взрослыми для участия в образах и праздниках с целью дать им определенное религиозное образование. О связи игрушки и религиозных культов свидетельствует тот факт что у многих народов предметы игрушки и предметы культа совпадают. Особено это заметно у народов находящихся на ранней стадии развития культуры. Примером могут служить звуковые игрушки: погремушки,свистульки,флейты. Эти предметы исполняли функции детской игрушки и одновремено сопровождали обряд, Который знаменовал переход во взрослое состояние. Особенно связь игрушки и религии прослеживается на примере куклы. Кукла – женская фигурка у многих народов считается символом плодородия,символом продолжения рода, символом всего святого. Куклу, как символ жизни, принимали народы в первобытно общинной стадии развития. Среди обрядов народов населяющих Европу так же присутсвовала кукла. В древности кукла делалась безликой, помечали крестом или ромбом. Связано это было с боязнью очеловечить игрушку. Чукотские девушки до начала 20в. Выходя замуж приносили в дом мужа своих кукол и укладывали из у изголовья постели с молением о низпослании ребенка .Существует целая серия кукол якобы предохраняющих от болеззни, от дурного глаза. Кукла является символом жизни не у всех народов. Ряд народов Африки почитают женскую фигуру символ умершего. Изготавливают такую куклу в том случае, если в семье умирает ребенок. С куклой обращаются как обращались бы с умершим членом семьи. При изучении быта древнейших народов следует иметь ввиду, что предметы находимые археологами при раскопках древних захоранений, фигур животных, птиц, посуда является жертвоприношением,а не предметов игры.


Классификация Аркина о первобытной игрушке :

1. Звуковая игрушка(флейты, погремушки а т.д.)

2. Игрушки двигательные(волчки, ходули, змеи)

3. Орудия труда и оружие

4. Образные игрушки( куклы, предметы быта)

5. Веревочные ( скакалки, путанки)

4.Игрушка как средство воспитания. Классовый характер игрушки.

Игрушка предназначена для детской забавы и развития, служит детям для умственного развития дидактического и эстетического воспитания. Игрушка способствует познанию ребенка, окружающей действительности, развивает мышление, пробуждает творческую инициативу. Игрушка неотъемлемая часть истории, культуры, человеческого общения. В обществе разделенного на классы игрушка имеет всегда ярко выраженный характер. Каждый из социальных слоев требуют свои игрушки, отвечающие его культурному уровню, материальным возможностям, воздействует на воспитание. Классовый характер игрушки легко проследить на приме России 19в. Игрушка всегда играла важную роль в нравственно эстетическом, трудовом воспитании подрастающего поколения. Взгляды на воспитание нашли , отражается практически во всех видах игрушки. Это кукольный антураж, военная игрушка, кукла, дидактическая игрушка. Постепенно игрушка становится не только важным средством передачи навыков, но и средством идеологического воспитания. Несмотря на довольно заметное классовое расслоение, игрушка никогда не существовала изолировано. Различные виды игрушек, обесславливающие разные социальные слои, представляют собой единый комплекс, являющиеся частью национальной культуры.

5. Игрушка в условиях первобытной культуры.

Игрушка в условиях первобытной культуры. К игрушке можно отнести многочисленные находки, найденные археологами при раскопках древних поселений, но наиболее точные данные об игрушке народов, находящихся на ранней стадии развития встречаются в трудах учёных этнографов, изучающих быт народов, находящихся на низкой ступени развития. В играх детей этих народов отражались обычаи, обряды, религиозные верования взрослых. Хорошо в играх прослеживается и основное занятие родителей. В игре дети используют предметы, что окружают их в реальной жизни. Большое влияние на игру и игрушку оказывают природные условия, климат, животный и растительный мир. Игрушками служили предметы, связанные с питанием взрослых людей: небольшие кости убитых животных, красивые ракушки, моллюски, которые шли в пищу, яркие ягоды и плоды, имеющие стойкие оболочки. Сюда же можно отнести крупные камешки, цветные осколки кремня, яшмы и кварцитов, из которых вырабатывались каменные орудия. Игрушки делались из тех материалов, которые легкодоступны: дерево, глина. Природа часто оказывала влияние и на сами игры: дети играли в животных, подражая им с большим артистизмом. древних поселений, но наиболее точные данные об игрушке народов, находящихся на ранней стадии развития встречаются в трудах учёных этнографов, изучающих быт народов, находящихся на низкой ступени развития. В играх детей этих народов отражались обычаи, обряды, религиозные верования взрослых. Хорошо в играх прослеживается и основное занятие родителей. В игре дети используют предметы, что окружают их в реальной жизни. Большое влияние на игру и игрушку оказывают природные условия, климат, животный и растительный мир. Игрушками служили предметы, связанные с питанием взрослых людей: небольшие кости убитых животных, красивые ракушки, моллюски, которые шли в пищу, яркие ягоды и плоды, имеющие стойкие оболочки. Сюда же можно отнести крупные камешки, цветные осколки кремня, яшмы и кварцитов, из которых вырабатывались каменные орудия. Игрушки делались из тех материалов, которые легкодоступны: дерево, глина. Природа часто оказывала влияние и на сами игры: дети играли в животных, подражая им с большим артистизмом.

6. Игрушка Древнего Египта

Около 9 тысячелетия до н. э. возникло земледелие. Наряду со земледелием и скотоводством у людей развивалось и ремесло. Одной из стран был Древний Египет. В 3-4 тысячелетии до н. э. население Египта начало делиться на классы. Древний Египет стал одним из первых рабовладельческих государств. Это была страна с высокоразвитой культурой. В Египте было развито строительство, архитектура, ремёсла. Древние египтяне владели секретом изготовления фаянса, умели отливать бронзу, имели письменность, знали орудия сложных конструкций. В условиях развитой культуры производство игрушек имело, по всей видимости, достаточно большие масштабы и носило преимущественно ремесленный характер. Кукла, наиболее встречающаяся, плоская, закруглённая снизу, с письменами на груди и глиняными бусинами вместо волос, с руками до локтя, без ног. Связано это было с древними обычаями помещать куклу в погребение, что подтверждает связь игрушки и религии. Были и объёмные фигурки. У этих кукол тщательно выполненные лица, подвижные руки и ноги, причёски из настоящих волос. Большинство Египетских игрушек, найденных в гробницах, деревянные, некоторые из них имеют несложные механизмы движения. Древнеегипетская игрушка отличалась динамичностью, т.е. подвижностью. У коней вместо ног колёсики, пасти животных открывались и закрывались. При схематичности изображения Древнеегипетская игрушка мастерски и весьма реалистично отображала повадки и характерные черты зверей. Более поздние игрушки изображают и домашних животных. Найдены фигурки коров и деревянного качающегося конька. Среди находок археологов встречались игрушки прямо указывающие на классовую структуру египетского общества. Некоторые виды игрушек, например куклы, являются своего рода свидетельством того, какую одежду носили, каким был идеал женской красоты и каким было своеобразие местного искусства. Большой популярностью пользовались игры сходные с современными шашками. В Египте были найдены кожаные мячи набитые упругим веществом. Древним египтянам принадлежит честь создания первых заводных и механических игрушек. Древний Египет считается родиной мистерий. Первые упоминания о кукольном театре связано с празднествами, посвящёнными богам природы Осирису и Исиде. Во время них, примерно 1600 лет до н. э. устраивали спектакли, рассказывающие о жизни богов. Зрители смотрели представление, стоя вдоль дорог. Сцену везли на колесницах. Актёры представляли любых персонажей, кроме богов, т. к. человек не имел права изображать их. Роль главных персонажей исполняли большие куклы, которыми управляли актёры-кукловоды.

№7 Игрушка Древней греции.

Древняя греция была так жэ рабовладельческим государством.Культура этой страны стояла настолько высоко , что оказала влияние на развитие культуры других европейских стран.В древней греции большого разкития достигли : торговля , ремесла , наука ,культура. искусство.Древние греки уважительно относились к детям , видя в них будущих жителей государства.Одним из важнейших средст воспитания философы считали игры и игрушки. При таком внимании к детям производствоигрушек в Греции достигает больших размеров.Древнегреческие игрушки отличались разнообразием мастеров , способами обработки и оформлениями и особенно богатством тем и сюжетов.НАиболее популярной игрушкой был конь.Большенство коней и всадников выполнены из краснаватой глины..Из дерева изготавливались полые внутри игрушечные лошадки со спрятанными в корпусе крохотными войсками.Были так жэ разнообразны варианты коней : крни запряженные в колесницу , повозки , кони палочки.Девочки играли куклами , она дошла до нас каменных , костяных ,металических и керамических образов.Куклы иногда представляли собой чурбанчик без рук, без ног или ноги и руки в виде тонких палочек.Встречаются куклы с отлично вырезанным туловищем . сложной причоской, руки и ноги у них имеются. Дорогие куклы в народных одеждах предназначались девочкам из аристократических семей.При достежении совершеннолетия принасили свои игрушки на алтарь богине Афродите или Афине. Мальчики на алтарь Марсу или Меркурию.В этом прослеживается связь игрушки и рилигии.Среди игрушек обноружены спортивные и развивающие моторику ребенка :мячи , диски ,волчки, кости.Греки были любители тетральных зрелищ.Именно в греции появляется театральная игрушка - марианетка. ронзовые марионетки имели механизм из проволки , приводящие их в движения.

9.
Игрушка эпохи возрождения

Эпоха возрожения величайший переворот в это время в ряде стран происходят соц.экономические изменения котрое проявились в смене феодального строя на капиталистические отношения в этот период развивается торговля ремесла .педагоги гуманисты эпохи возрождения хотели вырастить из ребенка творческую разносторонне развитую личность ,поэтому начали искать новые формы обучения ребенка.высокого уровня в это время достигают различные виды искусств архитектура скульптура живопись прикладное искусство. К прикладному искусству можно отнести кукол которые приобретают характер манекена и выполняются по заказам знати в создание кукол в эпоху возрождения принимали участие портные художники скульпторы и парикмахеры.огромной популярностью в это время пользовались настольные игры.возрождается театральная спортивная музыкальная игрушка.игрушки изготавливались из дорогих пород дерева тканей драгоценных камней они служили забавой для аристократических кругов.в игрушке беднейших слоев населения использовались игрушки самоделки.куклы были деревянными с подвижными руками и ногами делались припомощи формы и обжигались.

10.Западно-Европейская игрушка.

Многочисленные восстания рабов привели к смене рабовладельческой формации на феодальную. В период средневековья длится от падения римской империи, до начала эпохи возрождения(14-15) именно в этот период господствует идеология церкви. В условиях господства крестьян развивалась культура феодальной эпохи. Аскетизм, благочестие, смиренность, покорность судьбе и болезнь богом. Были объявлены церковью единственными идеалами воспитания детей. С первого момента своего существования христианская церковь запрещала игры и театральные зрелища для взрослых. Постепенно этот запрет распространялся на детские игры. Однако феодальные знати Европы обходили эти официальные законы. В воспитании детей высшего сословия заключалось не в совершенствовании духа, как проповедовала церковь ,а в физической подготовке направленные на то что бы удерживать власть в своих руках. С ранних лет мальчиков учили владеть луком, шпагой, рапирой, приучали к верховой езде. Рыцарское воспитание осуществлялось и по средствам игрушки получившие название – рыцарской ( фигурки пеших и конных рыцарей) . Первое документальное подтверждение о оловянных игрушках в Нюрнберге, 1285г. Речь идет о стилизованных фигурках войнов и всадников. Девочки играли либо самодельными куклами, либо статуями святых. Кукла как специальный предмет для игры появится в 11-13 веках. Куклы были деревянные или тряпичные, пользовались спросом глиняные куклы, встречались куклы из необычных материалов. Например, из ржаного или пряничного теста. Стилистически или иконографические все куклы, игрушки средних веков – схожи. Они частично бесформенны, аскетичны, украшены складками одежд соответственно с канонами церквей закрывающих тело. Ноги едва намечены, отделены штрихами или вообще отсутствуют. Лица несут на себе печать суровости. Кукле часто предавали магическое значение. Куклы игрушки создавались мастерицами , ремесленниками , кузнецами , причем производство игрушек носило исключительно домашний характер. Светский характер кукла приобретает приблизительно к 13 веку. Именно тогда вновь появляется ремесленное производство игрушек. В эту эпоху средневековья вновь появляются марионетки. Они изображали рыцарские турниры, вели диалоги, пели и танцевали. Церковь отвергала театр как занятия греховные, но смотреть разрешалось. Марионетки допускали даже в храм, где куклы создавали живые сцены на темы и священной истории. Кукольные и храмовые мистерии просуществовали до 17века. Исследователи игр детей, указывает, что в период средневековья в некоторых местах школьники имели специальные дни веселья. В эти дни им разрешалось играть в бабки, палки, жениха и невесту, катать обручи и т.д. Такие игры иногда продолжались до ночи, причем школьники изъявляли желание, что бы надзиратели и учителя не замечали их. Существовали для игр особые учебные заведения.


11.Западноевропейские игрушки 17-18веков. Основные виды,особенности.В 17-118веке в Западнйо Европе время перехода от феодальных отношений к капиталистическим. В ряде стран Европы происходят буржуазно-демократические революции, ставящие своей задаей-свержение монархической власти. Во главе этлого движения столя молодой класс-буржуазия-который провозгласил лохунг»Свобода,равеснтво,братство».В этих условиях бурно развивается наука,техника,искусство. Наивысшего расцвета достигает философия и политэкономика.
18век вошел в истрию как век просвещения и разума. Но несмотря на эти изменнеия политическая власть продолжала оставаться в руках аристократии.Искусство призванное обслуживать эти круги отличалось особой роскошью,сложностью. Это можно сказат и по отношению к игрушке. В этот период игрушки становятся роскошными,нарядными и предназначаются не только для жетской игры ,но и для развлечения взрослых.Типичным примером такой игрушки является кукла-маникен.Для изготовления кукол использовали воск, фарфор,стекло,дорогие ткани. Роскошь и пышность таких костюмов,а так же художественное выполнение достигает наивысшего предела.Куклы-маникены не знала ни приград,ни границ даже во времена военных событий. Своеобразным синтезом всего того что было сделано в детской игрушке можно считать кукольные домики. Появляются они в Германии и Голандии.Первоначально домики пресдтавляли собой шкаф из двух ярусов в разрезе, который повторял интерьер и планировку заказчика домика и являлся украшением интерьера. В домиках размещалась мебель, посуда,муз. Инструменты, коллекция оружия,предметы кукольного туалета.
Кукла и кукольный антураж служили определенным воспитательным целям. Они готовили из девочки светскую даму, хозяйку гостиницы или салона. Одновремено с этим подобные игрушки представляют интерес в некоторых случаях как изделия декоративно прикладного характера.

Муз. Автоматы – вид игрушки который носил развлекательно – созерцательный характер. Муз. Панорамы.поющие птички, танцующие звери,люди играющие в шахматы скорее были принадлежностью гостиной , а не детской игрушки. Муз автоматы отличались тщательностью исполнения,остроумной конструкцией.

В 18 веке в Европе в старых аристократических семьях особой популярностью начинает пользоваться професия военного. Появляется целая серия игрушек на эту тему. Это кони-каталки,игрушечное оружие,детали военного обмундирования.Особое место военной игрушки играют солдатики.Солдатки были двух типов:плоские и объемные. Первоначально их делали только в форме немецкой пихоты.Затем появлись целые наборы которые изображали военные компании разных стран и разных времен. Такими наборами играли не только дети,ими пользовались полководцыдля разработки крупных военных операций.Чуть позже появляюсят и жанровые сценки. Оловянные солдатики представляют интерес не только как игруцшки но и как специальные изучающих истррию военного дела и костюм.
В первой трети 18 века в Европе большое внимание уделяется так называемой бумажной игрушке, вырезные листы, настольные театры, куклы с костюмами для вырезания. Изобрели такую куклы в 1791 году в Англии.
Во многих предметах детских забав нашли свое завоевание нуки и техники.
Во вторйо половине 18 века получает распространение волшебный фонарь,стереоскоп.Дальнейшее развитие и распространение получают настольно-печатные игры,шашки,шахматы.
Имено в 18 веке во ФРАНЦИИ СЛОЖИЛОСЬ НЕСОКЛЬКО ВИДОВ ИГРУШКИ.




следующая страница >>