prosdo.ru
добавить свой файл
1 ... 14 15 16 17

исследователями, они окажут серьезное влияние на педагогику и психотерапию.

Составляя карты мозговой деятельности детей и взрослых, исследователи из

университета Мэриленда выделили набор устойчивых волновых картин

(энцефалограмм), которые они могут использовать для предсказания, какой тип

характера ребенок приобретет и сохранит. Суетливые, нервные, неугомонные дети

демонстрируют характерные энцефалограммы правого полушария мозга.

"Эти дети с наибольшей вероятностью вырастают боязливыми, запуганными и позже, в

своей взрослой жизни, застенчивыми и робкими, - сказал Натан Фокс, профессор из

Мэриленда, который провел это исследование. - Мы хотим сказать, что когда

ребенок становится личностью, он не начинает с чистого листа".

Ученые из университета Висконсина в Мэдисоне представили результаты другого

эксперимента, показывающие, что такие особенности, как боязливость, утомляемость

и неудачливость с гораздо большей вероятностью обусловлены генетически

унаследованными характеристиками, чем такие более позитивные качества, как

уверенность, удачливость и сила воли.

Изучив 700 пар близнецов, воспитывавшихся раздельно, ученые из университета

Висконсина получили доказательства того, что по крайней мере в раннем детстве

эти черты характера больше определяются биологией (наследственностью), чем тем

опытом, который дети приобретают вместе со своими братьями и сестрами.

Ученые подчеркивают, что жизнь просто делает некоторых детей нерешительными.

Приобретаемый жизненный опыт способствует тому, что одни люди становятся более

осторожными и нерешительными, чем другие. Однако, - говорят ученые - у очень

многих людей такие черты могут быть обусловлено химией их мозга, заложенной при

рождении.

"Человеческий мозг содержит по крайней мере 150 различных химических соединений,


- говорит Каган. - Мозг каждого человека содержит их в разной концентрации -

миллионы различных типов сочетаний. Они определяют стереотипы деятельности

мозговых нейронов".

Гипотеза о наследуемом характере структуры мышления личности являлась предметом

горячих дебатов в последнее время. Предыдущие исследования раздельно

воспитывавшихся близнецов, их личностных и поведенческих сходств и различий,

показали, что гены, наследуемые детьми, ответственны не только за физическое

развитие, но также и за их эмоциональные и интеллектуальные склонности. Эти

исследования не вполне завершены, и многие ученые расходятся во мнениях

относительно объяснения полученных результатов.

Уже несколько раз в прошлые годы ученые объявляли об открытии гена,

ответственного за контроль над возникновением некоторых психических заболеваний,

таких, как шизофрения или маниакальная депрессия, однако затем, после проведения

дополнительных исследований, были вынуждены отказаться от объявленных выводов.

Вполне вероятно, что при дальнейшем изучении этой проблемы может выясниться

значимость других влияний генетического кода. Например, несколько экспериментов

показали связь между гомосексуальностью и геном в Х-хромосоме. И совсем недавно

обнаружена связь редко мутирующего гена с семейной предрасположенностью к

агрессивности и необузданному поведению.

Многие исследователи подчеркивали свою убежденность в правильности поисков

доказательств важности наследственности в формировании эмоциональных

особенностей человека, отмечая, что окружающая детей обстановка и воспитание

играют важную роль в усилении или ослаблении врожденных эмоциональных

наклонностей.

Исследования показали, что нет различий в том, как наследуются тенденция к

робости, пугливости и боязливости, у мальчиков и у девочек. Однако, мальчики,

как говорят ученые, похоже, чаще отбрасывают эту врожденную робкость, возможно в

ответ на давление социальной среды.

"Очень многие, но не все, личностные характеристики, примерно от 40% до 60%,

обусловлены генетическим кодом, - говорит Н. Э. Голдсмит, психо-генетик,

проводивший исследования в Висконсине. - Однако было бы заблуждением полагать,

что то поведение, которое унаследовано генетически, не может быть изменено в

течение жизни человека".

Другие ученые полагают, что родители и разработчики педагогических систем и

приемов воспитания переоценивают свои возможности по изменению личности ребенка.

"Обстановка в семье - вовсе не решающий фактор, способный определить развитие

ребенка в каком-то направлении, - говорит Дэвид Роу из Института Семьи и

Потребительских Ресурсов при университете в Аризоне, изучающий генетическое

происхождение беспокойнос-ти, неуравновешенности и гиперактивности. Он считает,

что любящие и спокойные родители не могут сделать своего боязливого ребенка

более смелым, точно также, как очень активные родители не сделают своего вялого,

апатичного отпрыска более активным.

Роберт Ли Харт, научный обозреватель 20 февраля 1994 г.


<< предыдущая страница