prosdo.ru
добавить свой файл
1

3 Средства познания

язык науки. Это специфическая лексика (понятия, термины, четкость и строгой логичности в изложении всего материала).

В современной науке все большее значение приобретает использование математики.

Галилей утверждал, что книга Природы написана языком математики.

Экспериментальные установки- без которых нельзя совершать научные открытия(часы, телескоп, микроскоп, синхрофазотроны, компьютер и т.д.)


7 Наблюдения. Роль эксперимента.

Основной метод исследований Нового времени — научный эксперимент, который отличается от всех возможных наблюде­ний тем, что предварительно формулируется гипотеза, а все на­блюдения и измерения направлены на ее подтверждение или оп­ровержение.

Экспериментальный метод начал готовить к разработке еще Леонардо да Винчи (1452-1519). Но Леонардо жил за сто лет до этой эпохи, и у него не было соответствующих технических воз­можностей и условий. Не разработана была также логическая струк­тура экспериментального метода.

Начало экспериментальному методу Нового времени положи­ло изобретение двух важнейших инструментов: сложного микро­скопа (ок. 1590 г.) и телескопа (ок. 1608 г.). Уже древние греки были знакомы с увеличительной силой линзовых стекол. Но сущ­ность и микроскопа, и телескопа заключается в соединении не­скольких увеличительных стекол. По-видимому, первоначально такое соединение произошло случайно, а не под влиянием какой-нибудь руководящей теоретической идеи. Первый микроскоп изоб­рел, по всей видимости, голландский шлифовальщик стекол Захарий Янсен, первую подзорную трубу — голландский оптик Франц Липперстей.

С появлением телескопов развитие астрономии поднялось на качественно новый уровень. Были открыты (еще Галилеем) четы­ре наиболее крупных спутника Юпитера, множество новых, не видимых невооруженным взглядом, звезд; было достоверно уста­новлено, что туманности и галактики являются огромным скопле­нием звезд. Кроме того, были обнаружены темные пятна на Солн­це, которые вызвали особые возражения и даже ярость руководи­телей католической церкви.




14 Что такое наука естествознание?

Наука- это спец. Род деятельности людей, имеет

- имеет цель;

- конечный продукт;

- методы и средства его получения;

Цель науки

Главной, определяющей научную деятельность, целью является получение знаний о реальности. Знания приобретаются человеком во всех формах его деятельности - и в обыденной жизни, и в политике, и в экономике, и в искусстве, и в инженерном деле. Но здесь получение знаний не является главной целью.
Наука- производит знания

Знания-
могут быть научные и ненаучные, существует система научности, с помощью которой можно отличить знания научные и ненаучные.


1 Пётр Петро́вич Семёнов-Тян-Ша́нский—русский географ, ботаник, статистик и общественный деятель.

глава Русского географического общества и Русского энтомологического общества. Почётный член Петербургской Академии наук. Член Государственного совета.

В 1856—1857 годах исследовал Тянь-Шань. Инициатор ряда экспедиций в Центральную Азию. В участвовал в в работе по подготовке крестьянской реформы 1861. Организатор первой переписи населения России в 1897 году.

Родился в семье отставного капитана лейб-гвардии. До 15 лет воспитывался в деревне, развиваясь самостоятельно, с помощью книг семейной библиотеки. Интерес к географии в детстве у него пробудила игра — географическое лото с названиями стран, материков, рек, городов. Мальчика особенно привлёк мир растений. собрание книг по садоводству помогло ему самостоятельно разобраться в систематике растений совершая всё более далёкие экскурсии за пределы усадьбы и ближайшего леса. Затем поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, а по окончании курса стал вольнослушателем Санкт-Петербургского университета на физико-математическом факультете по отделу естественных наук.


Издав в 1856 году первый том перевода «Землеведения Азии» Карла Риттера, с дополнениями, равными по объёму самому оригиналу, Семёнов предпринял, по поручение географического общества, экспедицию для исследования горной системы Тянь-Шаня, являвшейся тогда местностью недоступной для европейцев

Умер в Петербурге 26 февраля (11 марта) 1914 года от воспаления лёгких на 88 году


24 ЛИННЕЙ, КАРЛ (1707–1778), шведский натуралист. Родился 23 мая 1707 в в семье деревенского пастора. Родители хотели, чтобы Карл стал священнослужителем, но его с юности увлекала естественная история, особенно ботаника. Эти занятия поощрял местный врач, посоветовавший Линнею выбрать профессию медика, поскольку в то время ботаника считалась частью фармакологии. В 1727 Линней поступил в Лундский университет.

На первом курсе он изучал строение цветка…

На 2-3 курсе он написал « Когда я в первые начал изучать природу, я начал в о всем сомневаться…»

Материальное состояние он подкреплял давая частные занятия.

28 лет он покидает родину, чтобы получить докторскую степень.

Главная работа "Система растений" заняла целых 25 лет-попыткой распределить все творения природы – животных, растения и минералы – по классам, отрядам, родам и видам, а также установить правила их идентификации. Исправленные и дополненные издания этого трактата выходили 12 раз в течение жизни Линнея .

Книги: «Философия ботаники» «виды растений» в ней 7000 видов растений.

Получил дворянство на гербе изобразил яйцо….

Умер оставив весь свой гербарий жене, сейчас все его работы хранятся в Англии.


21.Античная Натурфилософия.Аристотель.Ионийская школа.

Натурфилософы были одновременно и философами, и учеными. Они воспринима­ли природу во всей ее полноте и были исследователями в различ­ных областях знания. Эта стадия развития науки характеризуется концептуальным хаосом, проявлением которого и стала конку­ренция различных воззрений на природу. Во всех трудах древнегре­ческих ученых естественнонаучные идеи тонко вплетены в фило­софскую нить их мысли.


Яркой фигурой античной науки был Аристотель ученик Платона (384-322 гг. до н.э.), авто­ритет которого был незыблемым более полутора тысяч лет. Он наметил магистральные пути развития метафизики, физики, психологии, логики, а также эти­ки, эстетики, политики.

Сочинения Аристотеля: «Категории», «Об истолковании», «Физика», «О небе», «Метеорологика», «Мета­физика», «История животных», «О частях животных», «О пере­движении животных», трактаты по логике.

Ионийская школа- направление древнегреческой философии, возникшее в Греции в 6—4 вв. до н. э. Зародилась в г. Милет; её представители —, Анаксимандр , Анаксимен (милетская школа), Гераклит, Фалес. Основной идеей, И. Ш., о происхождении всех вещей из некоторого единого первоначала (вода -Фалеса, воздух - Анаксимена, огонь – Гераклита, анапейрон Анаксимандра).

Гераклит В своей доктрине потока и вечного изменения он говорил об огне как о первом элементе и как о состоянии, в которое перейдет окончательно мир. "Душа мира рассматривалась как испарение его влажных частей, а приливы и отливы объяснялись влиянием солнца.


5 Марк Теренций Варрон

Существует составленный Иеронимом неполный каталог произведений Варрона, на основании которого установлено, что Варрон написал свыше 70 произведений, общим числом свыше 600 книг. Он занимался, в частности, грамматикой, юриспруденцией, искусством, историей, историей литературы, теорией музыки.

Марк Туллий Цицерон (лат. Marcus Tullius Cicerō; 3 января 106 до н. э., Арпинум — 7 декабря 43 до н. э., Формиа) — древнеримский политик и философ, блестящий оратор. А также учитель и кумир Аврелия Августина — основателя августинизма.

Пли́ний Старший

Естественная история (Naturalis Historia) — составленная ок. 77 г Плинием Старшим для императора Тита энциклопедия природных и искусственных предметов и явлений. Послужила прообразом всех последующих европейских энциклопедий в плане объёма, цитирования авторов тех или иных утверждений и наличия указателя содержания. Это единственная сохранившаяся работа Плиния и едва ли не самый длинный текст на латыни античного периода.



Иммануи́л Кант 1724-1804, Кёнигсберг, Пруссия- немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

Теория познания

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании способов познания самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.

Первый порядок материальных структур - первичные элементы. Второй - частицы вещества, из которых состоят планеты. Третий - солнечная система. Четвёртый - системы многих звёзд. Высший порядок миров образуют множество звёздных систем.

В учении Канта нет места вере, замещающей знание, восполняющей его недостаточность в системе человеческой ориентации, и в этом смысле Кант является противником фидеизма. Он подвергает критике все виды веры, проистекающие из потребности уменьшить неопределенность окружающего мира и снять ощущение негарантированности человеческой жизни. Тем самым Кант вольно или невольно вступает в конфликт с теологией (как совре менной ему, так и будущей), а также с нерелигиозными формами слепой веры.


28 Кризис классического естествознания на рубеже ХIХ-ХХ веков

Вторая половина ХIХ века в развитии естествознания занимает особое место. Это - период, который представляет собой одновременно и завершение старого, классического естествознания и зарождение нового, неклассического. С одной стороны, великое научное достижение, заложенное гением Ньютона, - классическая механика - получает в это время возможность в полной мере развернуть свои потенциальные возможности. А, с другой стороны, в недрах классического естествознания уже зреют предпосылки новой научной революции; механистическая (метафизическая) методология оказывается совершенно недостаточной для объяснения сложных объектов, которые попали в поле зрения науки второй половины ХIХ века. Лидером естествознания по прежнему является физика.



























29. советское естествознание после 1917года

Знаменитом произведении «О значении воинствующего материализма», написанном в 1922 году, — В. И. Ленин призвал советских философов и естествоиспытателей вести непримиримую борьбу против всех и всяческих проявлений буржуазной идеологии, против идеализма, поповщины, мракобесия.

Идеи В. И. Ленина по вопросам естествознания развиты и подняты на высшую ступень И. В. Сталиным. Обобщая новый опыт революционной борьбы и социалистического строительства, новые данные естествознания, товарищ И. В? Сталин создал свой классический труд «О диалектическом и историческом материализме», являющийся подлинной вершиной марксистско-ленинской философии.

Великий вождь советского народа н всего прогрессивного человечества товарищ Сталин, большевистская партия направляют развитие советской науки.

Под руководством И. В. Сталина была создана новая, советская интеллигенция — плоть от плоти советского народа была материально-технически перевооружена вся советская наука, получившая в свое распоряжение первоклассно оборудованные институты и лаборатории. Благодаря неослабным заботам И. В. Сталина советская наука приобрела те характерные черты подлинно передовой науки, которые он так ярко определил: близость народу, служение ему не по принуждению, а добровольно, с охотой; всесилие союза старых работников науки с молодыми; отсутствие рабского преклонения 1е-ред установившимися традициями; решительность в ломке устарелых традиций, норм, установок и смелость в создании новых, традиций, норм и установок, новаторство; теснейшая связь с практикой, с опытом.



В дореволюционной России наука была развита совершенно недостаточно для страны такого масштаба и военно-политического положения. Усилия ученых по созданию новых научных учреждений и разнообразные успехи российской науки того времени, отмечавшиеся историками, не могут отменить общей печальной картины бюрократического сдерживания организационного роста науки.
Получить разрешение, не говоря уже о государственных финансах, на создание новых университетов и научных лабораторий было чрезвычайно трудно. Недостаток высших учебных заведений, профессорских мест в вузах, новых исследовательских учреждений сдерживали развитие многих научных направлений не только отсутствием организационной базы, но и застоем в смене научных поколений.
Февральская революция 1917 г. открыла процесс перестройки высшей школы и науки в России, но страна была обескровлена участием в мировой войне и охвачена политической лихорадкой — невозможно было рассчитывать на быстрый и значительный успех тех инициатив, с которыми ученые вливались в общий процесс преобразования старой царской России


32Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина

В первой половине XIX в. Англия была одной из наиболее экономически развитых, богатых колониальных держав. Капиталистические отношения способствовали развитию техники, тяжелой и легкой промышленности, росту городов. Стране требовались новые источники сырья и новые рынки сбыта производимой продукции. Помимо общественно-экономических, были и научные предпосылки возникновения дарвинизма: философия И. Канта, геологическая теория Ч. Лайеля о медленном преобразовании Земли, возникновение биогеографии, появление новых палеонтологических данных, создание клеточной теории, разработка сравнительного метода в эмбриологии и закона зародышевого сходства К. Бэра, достижения селекции; эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка, а также достижения в области астрономии, физики, химии.


Существовавшие к тому времени эволюционные представления, в том числе теория Ж.-Б. Ламарка и учение К.Ф. Рулье, не давали ответов на два важных вопроса. Никто не смог доказать, что один вид преобразуется в другой. Не была решена проблема целесообразности органических форм (организмов), т.е. оставалось неизвестным, почему и каким образом каждая органическая форма оказывается приспособленной к условиям окружающей среды.

Дарвинизм — по имени английского натуралиста Чарлза Дарвина — в узком смысле — направление эволюционной мысли, приверженцы которого вслед за Дарвином традиционно придают большое значение естественному отбору как одному из факторов эволюции.

Дарвинизм — материалистическая теория эволюции (исторического развития) органического мира Земли, основанная на воззрениях Ч. Дарвина[1]

В широком смысле нередко (и неверно) употребляется для обозначения эволюционной теории или эволюционной биологии в целом.

Наследственная изменчивость - изменения, которые возникают у каждого организма независимо от внешней среды и передаются потомкам.

Борьба за существование - совокупность взаимоотношений между особями и факторами окружающей среды.

Естественный отбор - выживание более приспособленных особей и гибель менее приспособленных.

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, 15 апреля 1452, село Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция) — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), яркий представитель типа «универсального человека» (лат. homo universale) — идеала итальянского Ренессанса. Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил своё время на несколько веков. Окружённый легендами ещё при жизни, великий Леонардо — символ безграничных устремлений человеческого разума. Явив собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. Являлся основателем искусства Высокого Возрождения.


Основные даты

1452 — рождение Леонардо сер Пьеро да Винчи в селе Анкиано близ Винчи

1470 — Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника (Флоренция)

1519 — смерть














Первая Камчатская экспедиция длилась 2 года, с 1725 -1727 — через Сибирь, на лошадях, пешком, на речных судах, бота "Св. Гавриил". В ходе плавания были выявлены Карагинский залив с островом, залив Креста, и остров Св. Лаврентия.
После чего повернула назад, поскольку Беринг посчитал задание выполненным: было показано, что азиатское и североамериканское побережья не соединяются.

В 1729 вернулся назад в Петербург.

В 1733 Витус Беринг и Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья.

В начале 1734 провёл ещё три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции.

1740 два пакетбота, «Святой Пётр» и «Святой Павел», вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки. Здесь в районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте, названной Петропавловской в честь судов экспедиции. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки — город Петропавловск-Камчатский.

1741 —«Св. Пётр» под командованием В.Беринга и «Св. Павел» (А.Чириков) через пару дней начался шторм суда потеряли друг друга. Беринг понес потери «Святой Петр» под командованием В. Беринга пошел на восток и 16 июля 1741 г. (на один день позже «Святого Павла» достиг берега Северной Америки в районе горы Св. Ильи. После высадки на о. Каяк, пакетбот повернул обратно к берегам Камчатки, следуя вдоль южного берега Аляски . По пути были открыты остров Кадьяк, Евдокеевские и Шумагинские острова. 28 ноября сильным ветром пакетбот был выброшен на берег. В тяжелых условиях вынужденной зимовки от цинги умерли 19 человек, а 6 декабря скончался и Витус Беринг. Командование принял штурман поручик Свен Ваксель.




40 Крашенниников (1718- 1755)

Родился в Москве, учился в Славяно-Грего Латинской академии.

В 20 лет был отправлен в экспедицию в Сибирь вместе с Гмеленным.

В 1737 был послан на камчатку куда Гмелен не решился ехать…

Крашенниников потерпел крушение потерял все и остался на Камчатке до 1741 года.

Он не был гениальным ученным, но был хорошем натуралистом исследователем.

Ранняя смерть была большой потерей для России.

Крашенинников написал книгу из 2 томов:

1 том описание животных и растений

2 описание этнографических наблюдении

Был свидетелем извержения вулкана, составил схему гейзеров…

Описал обычаи и гостиприимство местного населения.

Богатство природы.

Преднаука древнего востока.



Знания в области естественных наук, накапливались постепенно в процессе практической деятельности человека и формировались большей частью исходя из потребностей жизни.

Выделяться из практической деятельности эти элементы начали в наиболее организованных обществах, сформировавших государственную и религиозную структуру и освоивших письменность: Шумер и Древний Вавилон, Древние Египет, Индия, Китай.

1.1. Древнегреческий период.



Натурфилософы были одновременно и философами, и учеными. Они воспринима­ли природу во всей ее полноте и были исследователями в различ­ных областях знания.

Мыслители:

Гиппократа-Зарождение медицины

Пифагор-астроном,

Аристотель- много

Демокритом- понятие атом

Анаксимандр

Платон

Школы:

Ионийская (Милетская)

Пифагорейской

элейской

аттической школам

1.3. Древнеримский период античной натурфилософии.



В 30-х гг. до н.э. научным центром становится Рим. Закончился период расцвета великой эллинис­тической науки. Новая эпоха может быть представлена работами Птолемея в астрономии и в медицине.

Птолемей-астроном, математик

Галена- система­тизацией знания в области медицины

1.4. Вклад Арабского мира в развитие естествознания.


Арабский мир дал человечеству много выдающихся ученых: например, Мухаммед, был выдающимся астрономом и одним из создателей алгебры;

Бируни (973-1048) — выдающийся астроном, историк, географ, минералог; Омар Хайям (1201— 1274) — философ и ученый, более известный как поэт;

Улугбек (XV в.) —астроном и организатор науки.

Аль-Хорезми значительно улучшил таблицы движения.

5. Естествознание в средневековой Европе.



Однако естествознание развивалось и в средневековой Европе, причем его развитие шло по самым разным путям. Особо необходимо упомянуть поиски алхимиков и влияние университетов, ко­торые были чисто европейским порождением. Огромное число от­крытий в алхимии было сделано косвенно. Недостижимая цель (философский камень, человеческое бессмертие) требовала конк­ретных шагов, и, благодаря глубоким знаниям и скрупулезности в исследованиях, алхимики открыли новые законы, вещества, хи­мические элементы.

С XIII в. в Европе начинают появляться университеты. Самыми первыми были университеты в Болонье и Париже. Благодаря уни­верситетам возникло сословие ученых и преподавателей христиан­ской религии, которое можно считать фундаментом сословия ин­теллектуалов.

1.6. Этап, называемый «научной революцией».


Все на­чалось с астрономической революции Коперника, Тихо Браге, Кеплера, Галилея, которая разрушила космологию Аристотеля — Птолемея, просуществовавшую около полутора тысяч лет.


  • Копер­ник поместил в центр мира не Землю, а Солнце;

  • Тихо Браге — идейный противник Коперника — движущей си­лой, приводящей планеты в движение, считал магне­тическую силу Солнца, идею материального круга (сферы) заменил совре­менной идеей орбиты, ввел в практику наблюдение пла­нет во время их движения по небу;

  • Кеплер, ученик Браге, осуществил наиболее полную обработку результатов наблюдений своего учителя: вместо круговых орбит ввел эллип­тические он количественно опи­сал характер движения планет по этим орбитам;

  • Галилей показал ошибочность различения физики земной и физики небесной, доказывая, что Луна имеет ту же природу, что и Земля, и формируя принцип инерции. Обосновал автономию научного мышления и две но­вые отрасли науки: статику и динамику. Он «подвел фундамент» под выдающиеся обобщения Ньютона, которые мы рассмотрим далее.

  • Данный ряд ученых завершает Ньютон, который в своей теории гравитации объеди­нил физику Галилея и физику Кеплера.

В течение этого периода изменился не только образ мира. Из­менились и представления о человеке, о науке, об ученом, о научном поиске и научных институтах, об отношениях между наукой и обществом, между наукой и философией, между научным знани­ем и религиозной верой. Выделим во всем этом следующие основ­ные моменты.


1.6. Этап, называемый «научной революцией».



Периодом «научной революции» иногда называют время между 1543 и 1687 гг.

Первая дата соответствует публикации Н. Копер­ником работы «Об обращениях небесных сфер»; вторая — И. Нью­тоном «Математические начала натуральной философии».

Все на­чалось с астрономической революции Коперника, Тихо Браге, Кеплера, Галилея, которая разрушила космологию Аристотеля — Птолемея, просуществовавшую около полутора тысяч лет.

  • Копер­ник поместил в центр мира не Землю, а Солнце;
  • Тихо Браге — идейный противник Коперника — движущей си­лой, приводящей планеты в движение, считал магне­тическую силу Солнца, идею материального круга (сферы) заменил совре­менной идеей орбиты, ввел в практику наблюдение пла­нет во время их движения по небу;


  • Кеплер, ученик Браге, осуществил наиболее полную обработку результатов наблюдений своего учителя: вместо круговых орбит ввел эллип­тические он количественно опи­сал характер движения планет по этим орбитам;

  • Галилей показал ошибочность различения физики земной и физики небесной, доказывая, что Луна имеет ту же природу, что и Земля, и формируя принцип инерции. Обосновал автономию научного мышления и две но­вые отрасли науки: статику и динамику. Он «подвел фундамент» под выдающиеся обобщения Ньютона, которые мы рассмотрим далее.

  • Данный ряд ученых завершает Ньютон, который в своей теории гравитации объеди­нил физику Галилея и физику Кеплера.

В течение этого периода изменился не только образ мира. Из­менились и представления о человеке, о науке, об ученом, о научном поиске и научных институтах, об отношениях между наукой и обществом, между наукой и философией, между научным знани­ем и религиозной верой. Выделим во всем этом следующие основ­ные моменты.

1. Земля, по Копернику, — не центр Вселенной, созданной Богом, а небесное тело, как и другие. Но если Земля — обычное небесное тело, то не может ли быть так, что люди обитают и на других планетах?

2. Наука становится не привилегией отдельного мага или про­свещенного астролога, не комментарием к мыслям авторитета (Ари­стотеля), который все сказал. Теперь наука — исследование и рас­крытие мира природы, ее основу теперь составляет эксперимент. Появилась необходимость в специальном строгом языке.

3. Наиболее характерная черта возникшей науки — ее метод. Он допускает общественный контроль, и именно поэтому наука ста­новится социальной.

4. Начиная с Галилея наука намерена исследовать не что, а как, не субстанцию, а функцию1.

Научная революция порождает современного ученого-эксперимен­татора, сила которого — в эксперименте, становящемся все более и более точным, строгим благодаря новым измерительным прибо­рам. Новое знание опирается на союз теории и практики, который часто получает развитие в кооперации ученых, с одной стороны, и техников и мастеров высшего разряда (инженеров, художников, гидравликов, архитекторов и т.д.) — с другой.

Возникновение нового метода исследования – научного эксперимента оказало огромное влияние на дальнейшее развитие науки.












1 Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975 г., с. 65.