prosdo.ru
добавить свой файл
1
Ю.Д. Гавронова


Взаимосвязь ценностей культуры и профессионального образа Я русских и немецких студентов

В статье исследуются ценности культуры, их взаимосвязь с эмоционально-оценочной и поведенческой составляющими профессионального образа Я. Установлена взаимосвязь ценностей культуры с профессиональным образом Я и выявлено, что степень выраженности составляющих профессионального образа Я зависит от значения переменных «ценности культуры».

Ключевые слова: ценности культуры, профессиональный образ Я, эмоциолнально-оценочная и поведенческая составляющие.

Взаимосвязь ценностей культуры и профессионального образа Я студентов представляет интерес в связи с ростом культурных взаимодействий. Молодежь России все большее ориентируется на экономически и технически высоко развитые европейские страны, стремится уехать на учебу и на работу за рубеж. Германия – одна из стран с большой концентрацией русского населения. Таким образом, изучение ценностей культуры и их соотнесения с профессиональным Образом Я русских и немецких студентов позволит конкретизировать представление о структуре профессионального Образа Я русских и немцев и наладить взаимопонимание между культурами.

Профессиональный образ Я — это осознание и оценка себя как представителя определенной профессии (С.Д. Джанерьян, Ф.К. Свободный). Профессиональные образы Я включают в себя когнитивную (профессиональные знания и убеждения), эмоционально-оценочную (эмоционально-оценочное отношение к профессиональным знаниям и убеждениям, к самому себе как профессионалу) и поведенческую составляющие (тенденции поведения) (С.Т. Джанерьян, Н.Н. Лупенко, Л.М. Митина, М.А. Реньш, Ф.К. Свободный, Л.Б. Шнейдер).

Цель исследования: определить и выявить универсальный и культурно-специфический характер взаимосвязи ценностей культуры с профессиональным образом Я русских и немецких студентов.

Эмпирическая база исследования: данные социально-психологического опроса 600 респондентов; из них 300 русских студентов Смоленского государственного университета (возраст испытуемых от 17 до 23 лет, средний возраст 18,6 лет, из них 73 мужчины и 227 женщин) и 300 немецких студентов из разных вузов Германии: Бремен, Бамберг, Лейпциг, Трир, Дрезден (возраст испытуемых от 17 до 28 лет, средний возраст 20,8 лет, из них 78 мужчин и 222 женщины). Русские студенты заполняли опросник на русском языке, немецкие – на немецком.


Методы исследования: Социально-психологический опрос с помощью: 1) опросника Ш. Шварца для изучения ценностей на индивидуальном уровне (Карандашев, 2004). 2) методика «Личностный дифференциал» (ЛД) в адаптации Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда для изучения образа «Я» (Иванова, Румянцева, 2009, с. 183 – 191). Испытуемые оценивают свои представления по семибалльным шкалам ЛД в трех таблицах «Я – профессионал сейчас» (Я-реальное), «Профессионал, каким бы я хотел быть» (Я-возможное) и «Профессионал, каким я могу стать» (Я-идеальное). В биполярных шкалах представлена 21 личностная черта, характеризующая полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала: оценка (эмоционально-оценочная составляющая), сила и активность (поведенческая составляющая). Обработка и анализ результатов эмпирического исследования осуществлялась с помощью статистического пакета SPSS 19 с использованием множественного регрессионного анализа (метод stepwise), применялись такие статистические методы как критерий Колмогорова-Смирнова для сравнения различий ценностей культуры русской и немецкой выборки.

Результаты эмпирического исследования и их обсуждение

При анализе иерархической структуры ценностей студентов было выявлено, что по всем ценностям, кроме ценностей Конформности, существуют статистически значимые различия между русскими и немецкими студентами. В немецкой культуре выше значения ценностей Самостоятельности, Стимуляции, Универсализма и Благожелательности, т. е. ценностей Открытости изменениям и Самопреодоления. А у русских студентов более выражены противоположные блоки: ценности Самоутверждения (Власть и Достижение) и ценности Сохранения Безопасность и Традиция. Но при этом у немцев более высокие значения другой ценности Самоутверждения – Гедонизма.

В результате множественного регрессионного анализа было выявлено, что общим для этих групп является наличие положительных связей ценностей Благожелательности с фактором Оценка образа «Я-реальное» (русские: β = 0,35;p<0,001; немцы: β = 0,34; p<0,001) и фактором Оценка образа «Я-идеальное» (русские: β = 0,29; p<001; немцы: β = 0,24; p<001). Кроме того, у русских студентов ценности Благожелательности положительно связаны с фактором Оценка образа «Я-возможное» (β = 0,22; p<001).


Таким образом, ценность, направленная на позитивное взаимодействие в целях благополучия группы, помогает личности осознать себя, как носителя позитивных и социально желательных характеристик и ощутить личностную значимость. Помимо этого, в двух выборках ценности Благожелательности положительно связаны с фактором Активность
образов «Я-реальное» (русские: β = 0,22; p<0,001; немцы: β = 0,29; p<0,001) и «Я-идеальное» (русские: β = 0,24; p<0,001; немцы: β = 0,16; p = 0,007). Кроме того, у русских студентов ценности Благожелательности положительно связаны с фактором Активность образа «Я-возможное» (β = 0,18; p = 0,003). Это свидетельствует о том, что индивидуальная потребность в аффилиации стимулирует экстравертированность личности. Другая ценность СамопреодоленияУниверсализм у немецких студентов положительно связана с фактором Оценка образа «Я-реальное» (β = 0,12; p = 0,046). Можно предположить, что в немецком обществе человек испытывает удовлетворенность собой при удовлетворении потребностей в красоте, гармонии и справедливости. У русских студентов ценности Универсализма отрицательно связаны с фактором Активность образа «Я-идеальное» (β = -0,19; p = 0,005). Вероятно, активность русских студентов не направлена на благополучие всех людей и природы.

Ценностям Самопреодоления противоречат ценности Самоутверждения: Власть, Достижение, Гедонизм (H.Schwarz, 2003 c. 269). Как у русских, так и немцев ценности Власти положительно связаны с фактором Активность образа «Я – реальное» (русские: β = 0,22; p<0,001; немцы: β = 0,17; p = 0,002). Видимо, желание достичь социального статуса, престижа и влияния на других людей руководит активностью студентов. Помимо этого, у русских студентов ценности Достижения положительно связаны с фактором Активность образа «Я-возможное» (β = 0,16;p = 0,006) и ценности Гедонизма положительно связаны фактором Активность образа «Я-идеальное» (β = 0,13; p = 0,03). На основании этого можно прийти к заключению, что активность русских студентов направлена на достижение личного успеха и получение удовольствия. Но при этом, ценности Гедонизма у немцев положительно связаны с фактором Оценка образа «Я-возможное» (β = 0,14; p = 0,022), а у русских отрицательно с фактором Оценка образа «Я-идеальное» (β = -0,12;p = 0,04). Можно предположить, что оценка достигнутого вызывает у немецких студентов чувственное удовлетворение, а русские студенты понимают, что, если они будут заниматься только тем, что приносит удовольствие, идеала они не достигнут. Кроме того, у немецких студентов ценности Власти отрицательно связаны с фактором Оценка образа «Я-возможное» (β = -0,22; p = 0,003). Это говорит о том, что ощущение личного достоинства, оценка собственного Я у немецких студентов не связаны с потребностью в доминировании, лидерстве и господстве.


Перейдем к ценностям Сохранения: Безопасность, Конформность, Традиция. В двух выборках ценности Конформность положительно связаны с фактором Оценка образа «Я-реальное» (русские: β = 0,24;p = 0,001; немцы: β = 0,13; p = 0,022). Но у русских студентов с фактором Оценка образа «Я-реальное» отрицательно связаны ценности Традиция (β = -0,18; p = 0,007). Это можно интерпретировать следующим образом: студенты ради достижения чувства удовлетворенности собой и ощущения собственной ценности стремятся к гармоничным отношениям в группе, но русские студенты против строгого соблюдения обычаев и правил. В добавление к этому в двух выборках были обнаружены отрицательные взаимосвязи ценностей Традиция с фактором Активность образа «Я-реальное» (русские: β = -0,24; p < 0,001; немцы: β = -0,16; p = 0,006. Кроме того, у русских студентов ценности Традиция отрицательно связаны с факторами Сила образа «Я-возможное» (β = -0,16; p = 0,004) и Активность образа «Я-возможное» (β = -0,16; p = 0,009). У немецких студентов ценности Традиция отрицательно связаны с факторами Сила образа «Я-идеальное» (β = -0,19; p = 0,001) и Активность образа «Я-идеальное» (β = -0,14; p = 0,024). В данном случае склонность рассчитывать на собственные силы и уверенность в себе не согласуются с преданностью и солидарностью в группе, что предполагают ценности Традиция и как следствие этого активность студентов не направлена на групповую солидарность.

Ценностям Сохранения противоречат ценности Открытости изменениям: Стимуляция и Самостоятельность (H.Schwarz, 2003 c. 269). Ценности Самостоятельность положительно связаны с фактором Сила образа «Я-реальное» у русских и немцев (русские: β = 0,22; p<0,001; немцы: β = 0,34; p<0,001), а также с фактором Сила «Я-возможное» (β = 0,22; p<0,001) и Сила «Я-идеальное» (β = 0,18; p<0,001) у немцев. Это означает, что потребность индивида быть самостоятельным и независимым придает уверенность в себе и развивает волевые стороны личности. У немецких студентов ценности Самостоятельность также положительно связаны с фактором Оценка образа «Я-возможное» (β = 0,13; p = 0,04). Исходя из этого, можно прийти к заключению, что формирование самооценки у немецких студентов связано со стремлением к независимости. А у русских студентов в дополнение к этому ценности блока Стимуляция положительно связаны с факторами Сила образа «Я-реальное» (β = 0,19;p = 0,002), Сила образа «Я-возможное» (β = 0,16; p = 0,004) и Активность образа «Я-реальное» (β = 0,18; p = 0,002). Таким образом, новизна и состязательность в жизни является для русских студентов стимулом к развитию волевых качеств и активности. Кроме того, связь ценностей Самостоятельности и Стимуляции с фактором Сила образа «Я-реальное» говорит о том, что развитие волевых сторон личности русских студентов взаимосвязано с их стремлением к творчеству и изменениям.


Выводы. 1. Как у русских, так и у немецких студентов ценности Самопреодоления положительно связаны с эмоционально-оценочной составляющей профессионального образа Я. При этом у русских студентов выявлены взаимосвязи только с ценностями Благожелательности, а у немецких студентов – с ценностями Благожелательности и Универсализма, которые вместе способствуют отказу от эгоистических интересов. 2. В обеих выборках представлены положительные взаимосвязи между ценностями Самоутверждения и Открытости изменениям и поведенческой составляющей и отрицательные взаимосвязи между ценностями Сохранения и поведенческой составляющей. 3. Специфичность взаимосвязи ценностей Открытости изменениям с профессиональным образом Я состоит в том, что у немецких студентов положительные связи ценностей Самостоятельность не только с поведенческой составляющей, но и с эмоционально-оценочной составляющей. Но зато у немецких студентов нет значимых связей ценностей Стимуляция с составляющими профессионального образа Я, в то время как у русских они представлены. Это свидетельствует о том, что активностью и развитием волевых сторон личности русских студентов руководят стремление к новизне и изменению. 4. Специфичность взаимосвязи ценностей Самоутверждения с профессиональным образом Я состоит в том, что у немецких студентов только ценности Власти положительно взаимосвязаны с поведенческой составляющей, в то время как у русских наблюдается положительная взаимосвязь данной составляющей и ценностей Достижение и Гедонизм, что говорит о стремлении русских к удовольствию и социальному превосходству.

Литература


  1. Иванова Н.Л., Румянцева Т.В. Социальная идентичность: теория и практика. – М.: Изд-во СГУ, 2009 – 456с.
  2. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 70с.


  3. Schwarz, S.H. (2003) A Proposal for Measuring Value Orientations across Nations. Chapter 7 in the Questionnaire Development Package of the European Social Survey. Website:http//www.europeansocialsurvey.org/index.php?

option=com_docman&task=doc_view&gid=126&Itemid=80.

Y.D. Gawronowa

Correlation of Russian and German students’ cultural values and professional I-Image

Cultural values, their interrelation with emotional-evaluative and behavioural components of professional I-Image are investigated in the article. Correlations between cultural values and professional I-Image are determined. It has been revealed that the expression degree of the components of professional I-Image depends on the value of variables “cultural values”.

Key words: cultural values, professional I-Image, emotional-evaluative and behavioural components.