prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 22 23
Тема № 1. Организации, менеджеры и успешный менеджмент

Понятие «управление»

Термин «управление» трактуется как:


  • элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение их определенной структуры;

  • особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно целенаправленную и производительную группу;

  • соединение искусства и науки, которое необходимо для организации деятельности людей таким образом, чтобы обеспечивалось наилучшее использование всех наличных ресурсов для достижения намеченных целей;

  • искусство заставить события свершиться.



Цели и воздействия

Основными признаками, присущими управлению, служат:

  • целенаправленность;

  • воздействие на объект.

Постановка цели – исходный пункт управления.

Цель – желаемое состояние объекта управления и его параметров, то есть будущее состояние, которого надо достичь

Воздействие на систему - это комплекс мер, позволяющий изменить характер деятельности системы и перевести ее в новое состояние.

Выделяют орган управления, объект управления, прямую (управляющие воздействия) и обратную (информация о состоянии объекта) связь.
Сущностные компоненты управления

  • Управление как вид деятельности

  • Наука управления

  • Искусство управления

  • Здравый смысл управления

  • Функции управления

Управление представляет собой целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении
Что такое организация

  1. Наличие как минимум двух людей, считающих себя частью этой группы.

  2. Наличие как минимум одной цели, общей для всех членов группы.
  3. Наличие членов группы, которые сознательно работают вместе над достижением общей цели.



Формальная организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется во имя достижения общей цели.

Что такое неформальные организации

Неформальные организации – это группы, которые возникают спонтанно, но их члены регулярно взаимодействуют друг с другом.

Цели у неформальных организаций могут быть разнообразными.

Организация

Материалы

Технология

Люди

Информация

IBM, Apple

(производство)

Полупроводники металлические

Разработка компьютерной техники

Инженеры, программисты, менеджеры, продавцы

Отчеты о реализации, маркетинговые исследования

Mc Donald´ s

(производство, сервис)

Мясо, картофель, булочки

Специализированная техника

Менеджеры,

бухгалтеры,

мясники, продавцы

Отчетность о реализации, учет на складах, отчеты о поставах

Federal Express (прибыльный сервис)

Конверты, наклейки

Компьютеры,

Грузовики,

самолеты

Курьеры, операторы компьютеров, механики

Информация о нахождении грузов, о затратах, данные о выручке

Церковь

(неприбыльный сервис)

Свечи, библии, ладан


Телефоны, транспорт, печатное оборудование

Священники

Отчеты о посещаемости, о деятельности храмов и церквей


Общие характеристики организаций

Понятие «внешняя среда организации»
Внешняя среда организации очень разнообразна. В ней выделяют:

1. факторы прямого и косвенного воздействия;

2. макро- и микроокружение.

К факторам прямого воздействия относят потребителей, поставщиков, конкурентов, трудовые ресурсы, систему государственных институтов. Факторы косвенного воздействия – научно-технический прогресс, социально-экономические условия, деятельность групп давления, политические и международные события.

Макросреда включает следующие компоненты: экономический, политический, законодательный, социальный, технологический, экологический. Микросреда – это ближайшее окружение, включающее рыночные и отраслевые факторы.
Характеристики внешней среды

  • Сложность, под которой понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать;

  • Взаимосвязанность факторов – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие;

  • Подвижность – скорость, с которой происходят изменения в окружении организации;

  • Неопределенность – функция количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функция уверенности в ее достоверности.


Горизонтальное разделение труда

  • Наиболее отличительной характеристикой организаций является разделение труда. Разделение труда на составляющие компоненты называют горизонтальным разделением труда.

  • Сложные организации делают горизонтальное разделение труда более четким, создавая подразделения

Вертикальное разделение труда или уровни управления


  • Одним менеджерам приходится затрачивать время на координацию работы других менеджеров, вплоть до неуправленческого персонала, т.е. работников, непосредственно выпускающих продукт. На основе такого расширения вертикального разделения труда образуются уровни управления.

  • Независимо от количества уровней управления, традиционно менеджеры делятся на три категории.


Согласно классификации социолога Т. Патерсона менеджеры подразделяются на представителей технического уровня (рутинные операции); представителей управленческого уровня (внутреннее администрирование) и представителей институционального уровня (разработка стратегий и долгосрочных планов).
Управленческий труд и его специфика

  • Управленческий труд - разновидность умственного труда. Непосредственно не выступая созидателем материальных благ, он становится неотъемлемой частью труда совокупного рабочего. Следовательно, управленческий труд – производительный, необходимый при любом комбинированном способе производства.

  • Информация – специфический объект управленческого труда.

  • Управляющие воздействия на трудовые коллективы – специфический продукт управленческого труда. Основной формой воздействия служит управленческое решение.

  • Средства управленческого труда – организационная и вычислительная техника.


Сущность уровней менеджмента

  • Менеджеры низового уровня, или операционные менеджеры, относятся к организационному уровню, находящемуся непосредственно над неуправленческим персоналом. Они отвечают за ресурсы, их деятельность очень разнообразна (по исследованиям на каждый вид деятельности тратится в среднем 48 секунд).
  • Менеджеры среднего уровня часто возглавляют крупные подразделения организаций. Это «буфер» между низовым и высшим менеджментом (по исследованиям до 89 % тратится на устное общение с другими работниками).


  • Менеджеры высшего уровня принимают все важнейшие для организации решения (по исследованиям рабочая неделя вместо 40 часов может составлять 60-80 часов).


Функции менеджмента

Функция – это совокупность относительно однородных по некоторому признаку действий, направленных на достижение частной цели и в то же время подчиненных общей цели управления.

Различают общие (основные) и специальные (конкретные) функции. Общие функции – это виды деятельности, не связанные с особой спецификой объекта управления и общие для всех органов управления.
Общие функции менеджмента

  1. Планирование – вид управленческой деятельности, направленной на постановку цели развития объекта и разработку программы ее достижения.

  2. Организация – вид управленческой деятельности, направленной на обеспечение достижения целей. Это процесс создания структуры организации, дающий возможность людям работать вместе, обеспечивая всем необходимым.

  3. Координация – вид управленческой деятельности, обеспечивающей согласованное взаимодействие всех управленческих действий и функций, бесперебойность и непрерывность процесса управления

  4. Мотивация – вид управленческой деятельности, целью которой является активизация деятельности отдельного человека и группы людей, направленной на достижение цели организации

  5. Контроль – вид управленческой деятельности, задачей которой является учет результатов работы организации, их количественная и качественная оценка.

  6. Регулирование – вид управленческой деятельности, посредством которой осуществляется удержание характеристик системы на определенной траектории.

  7. Руководство – «сверхфункция», представляющая собой определение общего замысла управления и обеспечение необходимой направленности развития организации.

Специальные функции управления


Это функции менеджмента, которые определяются по принадлежности управления к деятельности организации в целом или к конкретным стадиям производственного процесса.

Например, функции по воздействию на отдельные стадии производственного процесса:


  • Управление технической подготовкой производства;

  • Организация основного производства;

  • Организация обслуживающего производства и др.

Функции по признаку воздействия на отдельные факторы производства:

  • Управление персоналом;

  • Управление организацией труда и заработной платой;

  • Материально-техническое снабжение и др.


Важнейшие специальные функции

Маркетинг – широкий комплекс мероприятий, увязывающих деятельность организации с предпочтениями потребителей и призванных обеспечить наличие нужных продуктов в нужном месте и в нужное время. Маркетинг охватывает все сферы деятельности организации: от исследований до реализации продукции и постпродажного обслуживания.

Инновации включают в себя проведение научно-технических исследований и разработку новых товаров и услуг, а также осуществление каких-либо изменений в стиле работы предприятия.

Особенностью современного управления служит обеспечение сбалансированности обоих подходов к управлению организацией
Менеджер и предприниматель

Термин «предприниматель» был предложен французским экономистом Р. Кантилльоном в начале 18 века.

Слова «предприниматель» и «менеджер» - не синонимы.

Характеристики «предпринимателя»: готовность рисковать, умение быстро реагировать на появление новых финансовых возможностей; желание долго и упорно работать. Однако это не значит, что имеется способность эффективно управлять организацией.

Эффективные менеджеры умеют вносить организованность в неструктурированную ситуацию и разглядеть ее последствия для организации. Они способны принимать различные управленческие решения, а также проявляют позитивное отношение к власти. Предприниматели не способны работать под чьим-либо началом и всячески стремятся этого избегать.

Классификация управленческих работников

Руководитель – работник, возглавляющий определенный коллектив, наделенный необходимыми полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организаций и несущий всю полноту ответственности за результаты работы.

Менеджер – это руководитель или управляющий, наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.

Специалисты – сотрудники, выполняющие определенные функции управления, которые анализируют собранную информацию и разрабатывают варианты решений для руководителя.

Служащие – сотрудники, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей.
Управление, нацеленное на успех

Успешная организация – организация, нацеленная на успех.

Элементы организационного успеха:


  • выживание;

  • результативность и эффективность;

  • производительность (соотношение количества единиц на выходе и количества единиц вводимых ресурсов на входе);

  • реализация;

  • обобщение;

  • потребность в ситуативном подходе;

  • потребность в интегрированном подходе.

Эффективный менеджмент – это балансирование между позитивными и негативными последствиями принимаемых управленческих решений.
Тема № 2. Подходы в менеджменте. Система управления.

Закономерности и принципы управления
Подходы в менеджменте

С конца 20 века в менеджменте используются следующие подходы: процессный; системный; ситуативный.
Процессный подход

Менеджмент считается процессом потому, что работа по достижению целей с помощью других людей представляет собой не единовременное действие, а серию непрерывных взаимосвязанных действий. Все эти действия составляют единый процесс.

Процесс управления – это сумма управленческих функций, включающих планирование, организацию, мотивацию, координацию и контроль. (Анри Файоль)


Современный менеджмент включает следующие функции: планирование, организацию, надзор, мотивацию, руководство, координацию, контроль, коммуникацию, исследование, оценку, принятие решений, подбор персонала.

Системный подход

Системный подход – это способ мышления.

Любую организацию можно представить в виде системы, связанной с окружающим миром (открытой системой), которая может приспосабливаться к изменяющейся окружающей среде.

Организация как открытая система включает следующие составляющие: вводимые ресурсы (информация, материалы, капитал, трудовые ресурсы) + преобразовательный процесс (обработка и преобразование вводимых ресурсов, зависящие от эффективного менеджмента) + выход (товары или услуги; прибыль, социальная ответственность, доля рынка, рост, удовлетворенность работников).
Кибернетика как наука об управлении

В 1948 г. вышла в свет книга Норберта Винера «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине». Затем были выпущены «Кибернетика и общество» и «Творец и робот».

Согласно представлениям кибернетики управление служит свойством системы. «Управление – это не что иное, как посылка сообщений, эффективно влияющих на поведение их получателя».

Выделяются следующие особенности кибернетики:


  • Информационный подход к процессам управления;

  • Основное понятие кибернетики – алгоритм;

  • Основной метод – метод кибернетических моделей;

  • Вероятностный подход к процессам управления.


Понятие «система управления»

Система управления – совокупность устойчивых связей между органом управления, объектом управления и внешней средой, которые определяются различными способами взаимодействия и потоками управленческой информации, реализованных в конкретных организационных формах.
Система управления включает:
  • специалистов, объединенных в орган управления;


  • используемый комплекс методов;

  • совокупность связей;

  • организационную и вычислительную технику;

  • документооборот для выполнения функций, распределенных между органами управления для достижения целей.


Основные составляющие системы управления

Теоретико-методическая: совокупность законов, принципов и методов; стиль и навыки управления.

Социальная: люди, профессионально выполняющие функции управления; отношения и связи между ними.

Организационно-техническая: совокупность органов управления и материально-техническое оснащение (оргтехника, технические средства коммуникаций и связи), взаимосвязи между ними.

Элементы системы управления

Вход - вопросы, задачи, проблемы, возникающие перед управляемой системой (объект управления) и требующие решения;

Процесс управления – совокупность циклических действий по выработке решений и воздействий на объект управления (реализация функций управления);

Выход – решения (способы, методы и пути) по достижению объектом управления целей
Качества системы управления

Система управления:

  • обладает целостностью;

  • является большой;

  • является сложной;

  • имеет стохастическую природу;

  • содержит конкурентные элементы;

  • обладает совокупностью связей между частями целого;

  • представляет собой многоступенчатую иерархию структурных уровней;

  • может быть расчленена сверху вниз по иерархическим уровням от более сложных и больших систем к подсистемам, комплектам, элементам;

  • каждый элемент системы обладает своим поведением и состоянием.


Цикл управления

Управленческий цикл – это определенная последовательность видов работ по реализации целей развития объекта.

Цикл управления включает:


  • формулировку проблем и постановку целей;

  • подготовку решений;

  • принятие решений;

  • реализацию решений;

  • оценку результатов.


Типы систем управления

Разомкнутая система управления – система, в которой для регулирующих воздействий используется информация о входе (или возмущениях); может применяться в простых детерминированных системах.

Замкнутая система управления - система, в которой для формирования регулирующих воздействий используется информация о значении управляемых величин (система управления по отклонениям или с обратной связью).

Комбинированная система использует одновременно принципы управления по отклонениям и по возмущениям.
Закономерности и принципы управления

К закономерностям процесса управления относятся: непрерывность; стадийность; общность; согласованность.

Принцип – исходное положение какой-либо теории, учения, науки и мировоззрения и т.п.

Принципы можно разделить на общие, специфические и принципы, относящиеся к отдельным частям системы управления.
Общие (кибернетические) принципы управления

  • Принцип системности

  • Принцип иерархичности

  • Принцип обратной связи

  • Принцип адаптивности

  • Принцип необходимого разнообразия

  • Принцип внешнего дополнения

  • Принцип пропорциональности

  • Принцип устойчивости

  • Принцип развития


Специфические принципы организации

  • Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении

  • Принцип рационального сочетания единоначалия и коллегиальности

  • Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности
  • Принцип демократизации управления



Принципы, относящиеся к отдельным частям системы управления

Например:

  • Принцип эффективности и оптимальности

  • Принцип правильного подбора, расстановки и воспитания кадров

  • Принцип хозрасчетных отношений

  • Принцип сочетания отраслевого и территориального управления

  • Принцип обоснованной мотивации


Методы менеджмента

Методы менеджмента – это способы выполнения функций.

Классификация методов менеджмента проводится по различным признакам:

  • По масштабам применения – общие, относимые ко всей системе, и особенные, относимые к отдельным частям системы.

  • По отраслям и сферам применения – в государственной сфере, в общественных организациях, в торговле, в промышленности и т.д.

  • По содержанию – административные, экономические, социально-психологические.


Административные методы

Эти методы реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных. Такое воздействие может осуществляться через административные приказы и распоряжения, правила. Нормативы и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц.

Эти методы по существу относятся к методам властной мотивации, опирающимся на реальное принуждение или на возможность принуждения.

Данные методы называют также организационно - административными или организационно-распорядительными.

Экономические методы

Сущность данных методов состоит в том, чтобы путем воздействия на экономические интересы работников и контрагентов с помощью цен, оплаты труда, налогов и других экономических рычагов добиваться эффективной работы.

Данные методы основываются на использовании экономических стимулов, на заинтересованности работников, на инициативе осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.


При использовании экономических методов начинают результативно функционировать обратные связи, появляется возможность более эффективного контроля.
Социально-психологические методы

Сущность данных методов состоит в воздействии на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью социально-психологического механизма. К таким методам относятся: убеждение, внушение, личный пример, организация соревнования, методы управления конфликтами, формирование благоприятного психологического климата и обстановки доверия.

Данные методы воздействуют на эмоции людей, они основываются на использовании моральных стимулов и особых методов коммуникации.

Социально-психологические методы дополняют административные и экономические методы управления.

Ситуативный подход

Фокусной точкой данного подхода является конкретная ситуация, то есть набор обстоятельств, наиболее влияющих на организацию в конкретный момент времени (основоположники М. Фоллетт, Р. Стогдилл).

Ситуативный подход – подход, который пытается «привязать» конкретные методики и концепции менеджмента к конкретным ситуациям с целью максимально эффективного достижения целей организации.

Методологию подхода можно отобразить в виде процесса из четырех этапов.

Первый этап

Менеджер должен уметь пользоваться инструментами профессионального менеджмента, эффективность которых подтверждена практикой: понимать суть процесса управления, группового и индивидуального поведения, проводить системный анализ, применять методы планирования и контроля, а также количественные методы принятия решений.
Второй этап

Любая управленческая концепция и методика имеет в каждой конкретной ситуации недостатки и преимущества. Менеджер должен уметь предвидеть возможные последствия – позитивные и негативные – той или иной методики.
Третий этап

Менеджер должен уметь верно трактовать ситуацию: определять какие факторы наиболее важны в данной ситуации и каков вероятный эффект изменения одной или нескольких ее переменных.


Успех и неудача ситуационного подхода в большей мере обусловлены эффективностью третьего этапа.
Четвертый этап

Менеджер должен уметь увязывать конкретные методы, имевшие наименьший негативный эффект, с конкретными ситуациями и использовать их при возникновении похожих обстоятельств.
Ситуативные переменные

Это внутренние и внешние переменные.

К внутренним переменным относятся: люди; цели; структура; задачи; технология.

К внешним переменным относятся факторы прямого и косвенного воздействия.




следующая страница >>