prosdo.ru
добавить свой файл
1
Тема № 3 Учет расчетных операций



  1. Понятие дебиторской и кредиторской задолженностей

  2. Учет расчетов с поставщиками и покупателями

  3. Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами

  4. Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами

  5. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям

  6. Учет расчетов с подотчетными лицами




  1. Под дебиторской задолженностью понимают задолженность юридических и физических лиц перед данным предприятием.

Данные лица называются дебиторами. Например: Отгрузив продукцию покупателю, возникает дебиторская задолженность покупателя перед предприятием за отгруженную, но не оплаченную продукцию.

Кредиторской называют задолженность донной организации перед другими юридическими и физическими лицами, которые называются кредиторами. Например: начислив заработную плату персоналу, предприятие становиться должником перед своими работниками за начисленную, но не выплаченную заработную плату.

Дебиторская и кредиторская задолженности могут быть долгосрочными и краткосрочными. Аналитический учет этих задолженностей необходимо организовывать по физическим и юридическим лицам, по видам задолженностей, по срокам погашения и т.д..

Для расчетов с дебиторами используются следующие счета 62 «расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами», 75 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» и др.

Для расчетов с кредиторами используют 60 «расчеты с поставщиками и подрядчиками», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.

Главный бухгалтер большое значение уделяет дебиторской задолженности, чтобы не пропустить сроки ее исковой давности.


Исковой давностью – признается срок для защиты прав по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ)

По истечению срока исковой давности дебиторские и кредиторские задолженности подлежат списанию. Общий срок исковой давности установлен в три года (ст. 196 ГК РФ). Однако для отдельных видов требований могут устанавливаться специальные сроки исковой давности:


  1. иски, предъявленные в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненные по договору подряда – 1 год (ст. 725 ГК РФ)

  2. иски, связанные с перевозкой грузов – 1 год (ст. 797 ГК РФ)

  3. иски, связанные с ненадлежащим исполнением договора имущественного страхования – 2 года (ст. 966 ГК РФ)

  4. иски, связанные с применением последствий недействительности ничтожной сделки – 10 лет (ст. 181 ГК РФ).

Срок исковой давности начинает исчисляться по окончанию срока исполнения обязательства, если он определен договором, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.

Дебиторская задолженность списывается на уменьшение прибыли или резерва по сомнительным долгам, при этом она должна быть подтверждена документально (др. сторона или через суд подтверждают наличие задолженности) Списание дебиторской задолженности не считается аннулированной, а в течении пяти последующих лет с момента ее списания должна отражаться на забалансовом учете (сч.007).

Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовый результат (прибыль до налогообложения) на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации. Сумма НДС, подлежащая уплате поставщикам, по списанной кредиторской задолженности списывается на убыток как прочие расходы (Дт. 91).
Контрольные вопросы:

  1. Понятие дебиторской задолженности.

  2. Понятие кредиторской задолженности.
  3. Срок исковой давности. Его роль в бухгалтерском учете расчетов.


  4. Порядок списания дебиторской задолженности.

  5. Порядок списания кредиторской задолженности.



2. К поставщикам и подрядчикам относятся организации, поставляющие сырье и др. ТМЦ, а так же оказывающие различные виды услуг и выполняющие разные работы (в т.ч. транспортные услуги). Расчеты с поставщиками осуществляются после отгрузки ТМЦ, работ, услуг или одновременно с ними. Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепло и электроэнергию, за канализацию, телефон. Эти расчеты ведутся на активно-пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчикам». По кредиту счета отражают задолженность за приобретенные ТМЦ, работы и услуги. По дебету показывается оплата счетов поставщиков. Сальдо, как правило, кредитовое и показывает сумму задолженности перед поставщиками.

Поступление ТМЦ отражается по дебету 10, 08 Кт. 60

Оказание услуг, работ – Дт. 20,23, 25,26,44 Кт.60

Сумма НДС по приобретенным ТМЦ, работам и услугам – Дт. 19 Кт. 60.

Если при приемки продукции выявляется недостача, бухгалтерия рассчитывает сумму недостачи и предъявляет поставщику претензию на основании коммерческого акта – Дт.76/2 «Расчеты по претензиям» Кт.60

Аналогично составляется запись, если при проверке расчетных документов поставщиков обнаружены арифметические ошибки или несоответствие цен условиям договора. Выявленные при приемке излишки приходуются, как неотфактурованные поставки, по цене предыдущих поставок, о чем ставиться в известность поставщик.

Оплата счетов поставщиков – Дт. 60 Кт. 51, 52, 50, 71, 66 – 67 (за счет кредитов)

Зачет взаимных требований - Дт. 60 Кт 62.

По истечению сроков исковой давности кредиторская задолженность списывается на прибыль по Дт. 60 Кт. 91.

Общие основания прекращения обязательств установлены ст. 407-419 ГК РФ. Некоторые основания прекращения обязательств:

  • Надлежащее исполнение (ст. 408)


  • Зачет (ст. 410) - обязательство прекращается зачетом встречного требования. Для зачета достаточно заявления одной стороны. При проведении взаимозачета должны быть соблюдены три основных условия:

  1. наличие встречных задолженностей, признанных сторонами

  2. однородность встречных требований, которые сопоставимы и могут быть приведены к одному эквиваленту; денежные обязательства признаются однородными вне зависимости от основания их возникновения.

  3. Взаимозачет подлежит проведению лишь по обязательствам, срок которых наступил или определен моментом востребования.

Прекращение обязательств зачетом отражается Дт.60 Кт. 62, 76

  • Новация (ст. 414) - происходит замена старого обязательства новым, но здесь выступают тот же кредитор и должник.

При новации в синтетическом учете предприятия-должника учетных записей не производится, а делается соответствующая отметка в аналитическом учете.

  • Прощение долга (ст.415) - обязательства прекращаются освобождением кредитором должника от обязательств, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора. В результате прощение долга становится одним из видов дарения. В результате этого прощение задолженности учитывается как внереализационный доход и отражается Дт. 60 Кт. 91.

  • Ликвидация юридического лица (ст.419) - если обязательство ликвидированного лица возлагается на другое лицо, то на сумму задолженности делается запись Дт. 60 Кт. 91.


Аналитический учет по сч. 60 ведется по каждому поставщику и по каждому предъявленному счету. Синтетический учет - в Ж/О № 6
Покупатель - это юридическое или физическое лицо, которое приобретает у данного предприятия продукцию и становиться его должником до момента оплаты.

Учет расчетов с покупателями ведется на активно-пассивном счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».


По дебету счета отражается возникновение задолженности за отгруженную продукцию. По кредиту – оплата. Сальдо как правило дебетовое, которое показывает наличие дебиторской задолженности. Если сальдо по счету кредитовое (получена предоплата за еще не отгруженную продукцию), то необходимо начислить НДС и перечислить его в бюджет (Дт. 51 Кт. 62 – получена предоплата, Дт. 62 Кт. 68 - начислен НДС).

К счету 62 могут быть открыты следующие субсчета: "Расчеты в порядке инкассо" - учитываются расчету по предъявленным покупателям и принятым кредитными организациями к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию;

"Расчеты плановыми платежами" - учитываются расчеты при наличии длительных хозяйственных связей, носящих постоянный характер и не завершающихся оплатой отдельных расчетных документов;

"Векселя полученные" - учитывается задолженность, обеспеченная полученными векселями, которые служат гарантией получения платежа и др.

При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

При отгрузки продукции (выставлении счетов покупателям) сумма отражается по Дт. 62 Кт. 90 «Продажи»

При поступлении платежа – Дт.51,50 Кт. 62

Аналитический учет по сч. 62 ведут по каждому предъявленному покупателю счету и по каждому покупателю.

Синтетический учет по сч.62 ведут в ведомости № 16.

Авансы выданные и полученные учитываются на 60 и 62 счетах на отдельных субсчетах. При получении аванса необходимо учитывать сумму НДС

Дт. 62/ авансы полученные Кт.68

Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, списываются по каждому обязательству на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя за счет средств резерва по Дт. 63, 91 Кт. 62. После списания сумма задолженности учитывается по Дт. 007 счета в течении 5 лет, для наблюдения за возможностью ее взыскания. При поступлении ранее списанной задолженности - Дт. 50, 51, 52 Кт. 91 и одновременно Кт. 007.


Резерв по сомнительным долгам создается на счете 63 за счет прибыли счета 91 (Дт. 91 Кт. 63). За счет резерва производится списание невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными Дт.63 Кт. 62, 76. Неиспользованные суммы резервов по сомнительным долгам присоединяются к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания - Дт.63 Кт.91.

Контрольные вопросы:


  1. Характеристика счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

  2. Характеристика счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

  3. Учет авансов выданных.

  4. Учет авансов полученных.

  5. Условия прекращения обязательств.

  6. Аналитический учет расчетов с поставщиками и покупателями.



3. Расчеты предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами связаны с необходимостью перечислением налогов сборов и др. платежей. Для организации учета расчетов с бюджетом по налогам уплачиваемым, предприятием, и налогам, удерживаемым с персонала используют пассивный 68 «Расчеты по налогам и сборам».

По кредиту счета отражают начисленные платежи в бюджет, по дебету – зачет уплаченных налогов (НДС, акцизы), перечисление сумм начисленных налогов в бюджет. Сальдо по счету 68 может быть кредитовое и показывает сумму задолженности предприятия по налогам в бюджет, а также дебетовое, которое показывает переплату налогов. Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов. Синтетический в Ж/О № 8, ведомости № 7.
Различные налоги имеют разный источник начисления:

  1. начисление НДС за реализованную продукцию - Дт.90/3 Кт. 68

  2. налог с доходов физических лиц - Дт. 70 Кт. 68

  3. налог на прибыль Дт. 99 «Прибыли и убытки» Кт. 68

  4. налог на имущество Дт. 91 Кт. 68 .

Перечисление налогов в бюджет отражается записью Дт. 68 Кт 51. При этом следует учитывать особенности, связанные с исчислением и уплатой в бюджет НДС:


  • Суммы НДС фактически полученные уменьшаются на суммы НДС по приобретенным ценностям Дт. 68 Кт. 19

  • Если для целей налогообложения выручка применяется по мере ее оплаты, то сумма НДС подлежащая перечислению в бюджет отражается по Дт. 90, 91 Кт. 76/ начисленный НДС.

Для учета расчетов по единому социальному налогу используется пассивный счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

К сч. 69 открываются следующие субсчета:

69/1 – Расчеты по социальному страхованию, создается для материального обеспечения работников во время болезни, при потери трудоспособности. Ежемесячно предприятия в соответствии с установленным тарифом (2,9% (ЕСН) + страхование от травматизмов на производстве (от 0,2% до 8,5%, согласно классификации классов профессионального риска)) производят отчисления к начисленной оплате труда работников Дт. 20,23,25,26,44, 91, 08 Кт. 69/1

69/2 - по пенсионному обеспечению, создается для обеспечения работников пенсиями по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильцев. Размер отчислений – 20%. Дт. 20,23,25,26,44, 91, 08 Кт. 69/2

69/3 - по обязательному медицинскому страхованию, для обеспечения равных возможностей всем гражданам страны в получении медицинской помощи и обеспечении лекарствами. Размер отчислений – 3,1% (1,1% фед. бюджет, 2,0% - тер. бюджет). Дт. 20,23,25,26,44, 91, 08 Кт. 69/3

Если имеются другие виды социального страхования и обеспечения к нему могут открываться другие субсчета.

Перечисление отчислений производится Дт. 69/1,2,3 Кт. 51. Использование средств фонда социального страхования при оплате больничных листов – Дт 69/1 Кт. 70.

Аналитический учет ведется по видам фондов, синтетический в Ж/О № 8, ведомости № 7.
Контрольные вопросы:

  1. Характеристика счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
  2. Характеристика счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».


  3. Особенности расчетов по платежам в бюджет.

  1. Порядок отражения в учете расчетов по НДС.

  2. Порядок отражения в учете расчетов по ЕСН.

  3. Синтетический и аналитический учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.


4. К расчетам с разными дебиторами и кредиторами относятся расчеты, которые не нашли свое отражение на счетах 60 – 75, согласно Инструкции по применению Плана счетов: расчеты по депонированной заработной плате, по исполнительным листам, по личному и имущественному страхованию, по претензиям и др.. Эти расчеты учитываются на активно-пассивном счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

К нему могут быть открыты следующие субсчета:

  • "Расчеты по имущественному и личному страхованию" - отражаются расчеты по страхованию имущества и персонала организации , в котором организация выступает страхователем. Предприятие может быть страхователем по договорам страхования имущества, которое обеспечивает возмещение затрат связанных с приобретением нового имущества взамен утраченного. Страхование предпринимательских рисков - предусматривает компенсацию утраченных доходов или дополнительных расходов. Такое страхование может производиться на случай: убытков, в результате перерывов в деятельности, неисполнение договорных обязательств, банкротства дебитора и связанных с ним судебных издержек. Страхование гражданской ответственности - позволяет избежать дополнительных финансовых затрат, вызванных необходимостью компенсировать вред, причиненный другим лицам. Личное страхование - позволяет предоставить работникам материальное обеспечение в случае утраты трудоспособности (от несчастных случаев, от профзаболеваний, на случай потери работы)
  • "Расчеты по претензиям" - Отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам и др., а также по предъявленным и признанным штрафам, пеням и неустойкам. Урегулирование споров возможно в два этапа: 1. Предъявляется претензия другой стороне; 2. если стороны не пришли к согласию, пострадавшая сторона обращается с иском в арбитражный суд (а можно сразу обращаться в суд). Но если в договоре предусмотрен досудебный порядок разрешения споров, то предъявление претензии обязательно. Кроме этого предъявление претензии обязательно для договоров на оказание услуг связи и для перевозок. Претензия должна быть составлена в письменной форме в двух экземплярах, а факт передачи зафиксирован (под расписку, заказным письмом и т.д.). В претензии описывается нарушение обязательств, недостатки полученного товара и т.д. К претензии прилагаются документы подтверждающие ее обоснованность (копии договоров, счетов-фактур, актов и т.д.).


  • "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам" - учитываются расчеты по дивидендам и др. доходам, а также по прибыли, убыткам и др. результатам по договору простого товарищества.

  • "Расчет по депонированным суммам" - учитываются расчеты по депонированным суммам оплаты труда, доходов от участия в организации и др.

Синтетический учет – в Ж/О 8 ведомости № 7.

Операции по учету дебиторской задолженности по счету 76 отражаются:

Списание потерь по страховым случаям – Дт. 76 Кт. 10,08

Суммы страховых возмещений полученных организацией от страховых организаций – Дт. 51 Кт. 76

Не компенсируемые страховыми возмищениями потери – Дт.99 (91) Кт. 76

Выставление претензий поставщикам и др. – Дт. 76 Кт. 60

Погашение претензий удовлетворенных поставщиком – Дт.51 Кт. 76

Списание непризнанных судом претензий Дт. 91 Кт. 76

Суммы которые, взысканию не подлежат списывают обратными проводками.

Начисление дивидендов - Дт. 76 Кт. 91, 98 «Доходы будущих периодов»

Начисление арендной платы (мы арендодатели) Дт. 76 Кт. 91,98.

Операции по учету кредиторской задолженности:

Перечислены суммы - Дт. 76 Кт. 51.

Депонирована сумма заработной платы Дт. 70 Кт. 76

Выплачена депонированная заработная плата Дт. 76 Кт. 50
Контрольные вопросы:

  1. Характеристика счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

2. Порядок учета расчетов по имущественному и личному страхованию.

3. Порядок учета расчетов по претензиям.

4. Порядок учета расчетов по причитающимся дивидендам и другим доходам.

5. Учет депонированных сумм.

6. Синтетический и аналитический учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

5. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям осуществляется на счете 73 «Расчет с персоналом по прочим операциям». К этому счету могут быть открыты следующие субсчета:


73/1-Расчеты за товары, проданные в кредит

73/2- Расчеты по предоставленным займам

73/3- Расчеты по возмещению материального ущерба

Порядок учета расчетов по 73/1 счету зависит от выбора источников погашения кредитов за товары, проданные в кредит. Если предприятия возмещают торговым организациям суммы за счет кредитов банка, то при оплате банком расчетных документов суммы проводятся по Дт. 73/1 Кт 66. Удержание из заработной платы работников – Дт. 70 Кт. 73/1, одновременно суммы, удержанные с работников перечисляются в погашение кредитов банков – Дт. 66 Кт. 51.

Если организация не использует кредиты банков, то на основании выданных этими работниками поручений обязательств удерживают суммы очередных платежей (непосредственно в пользу торговой организации) по Дт. 70 Кт. 76, а перечисление сумм торговым организациям – Дт. 76 Кт. 51.

На счете 73/2 отражаются расчеты с работниками по предоставленным им займам на индивидуальное строительство, приобретение садовых домиков, обзаведение домашним хозяйством и др..

Договор займа обязательно заключается в письменной форме, а заемщик выдает предприятию обязательство о возврате полученных средств, в котором указывается, что в случае увольнения или нецелевом использовании средств заем подлежит возврату досрочно.

Выдача займа – Дт. 73/2 Кт. 50, 51. Погашение займа – Дт. 70, 50, 51 Кт. 73/2. Если заем не возвращается, то он списывается по Дт. 91 Кт. 73/1, как внереализационные расходы.

На 73/3 – учитывают суммы причиненного материального ущерба работниками в результате недостач и хищений денежных средств и ТМЦ, брака и порчи. На основании акта инвентаризации (ревизии) суммы недостачи отражается по Дт. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кт. 50, 10, 01, 08, а затем при определении виновного лица - Дт. 73/3 Кт. 94 (за недостающие ТМЦ).

Если с виновных лиц взыскивается стоимость ценностей по ценам, превышающим их балансовую стоимость, то разница между стоимостью недостающих ценностей (73 счет), и их стоимостью, отраженной на 94 счете, отражаются по Дт. 94 Кт. 98. По мере взыскания с виновного лица эта разница списывается по Дт. 98 Кт. 91.


Погашение – Дт. 50, 70, 91 Кт. 73/3. Аналитический учет по счету 73 ведется по каждому работнику. Синтетический в Ж/О № 8, ведомости № 7.

Контрольные вопросы:


  1. Характеристика счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

  2. Порядок расчетов за товары, проданные в кредит.

  3. Порядок расчетов по предоставленным займам.

  4. Порядок расчетов по возмещению материального ущерба.

  5. Аналитический учет расчетов с персоналом по прочим операциям.



6. Подотчетными лицами называются работники предприятия, которым выданы наличные деньги из кассы предприятия под отчет для оплаты каких либо расходов (служебные командировки, приобретение ТМЦ, телеграфно-почтовые расходы). На каждом предприятие имеется список лиц имеющих право получать деньги под отчет, утвержденный руководителем предприятия. Порядок выдачи денег под отчет регулируется ЦБ РФ, а размеры и сроки на которые выдаются деньги, устанавливаются руководством предприятия. На служебные командировки суммы выдаются на основании приказа руководителя о месте назначения, сроках и целях командировки. Командированный должен составить предварительный расчет необходимых сумм на командировку. В расчет включается - стоимость проезда в оба конца, суточные, квартирные и др. расходы.

Учет подотчетных сумм ведется на активно-пассивном 71 счете.

Выдача денежных средств под отчет производится по расходному кассовому ордеру - Дт. 71 Кт. 50

Полученные деньги разрешается использовать только по назначению. При выезде к месту назначения командированное лицо должно иметь на руках командировочное удостоверение (формы № Т-10) и задание на командировку (форма Т-10а). Нормативным документом по отражению в учете командировочных расходов является инструкция № 62 от 07.04.88 г. «О служебных командировках в пределах СССР». Срок командировки в пределах Росси не может превышать 40 дней (исключение составляют командировки, связанные с монтажными, наладочными и строительными работами) не считая времени нахождения в пути. В течении трех дней после возвращения из командировки подотчетное лицо обязано отчитаться об израсходованных суммах авансовым отчетом по форме № АО-1, который целесообразно дополнить графой "сумма расходов для целей налогообложения прибыли". Если работник в установленный срок не отчитался по подотчетным суммам и не возвратил в кассу не израсходованный остаток, то работодатель имеет право произвести удержания из заработной платы работника. При этом решение об удержании принимается не позднее 1 месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, и при условии, что работник не оспаривает основание и размеров удержания. В этом случае вопрос о возмещении ущерба решается в судебном порядке. Если руководитель предприятия принимает решение о том, что эта сумма не будет удерживаться с работника, то эту сумму включают в доход и исчисляют налог на доходы с физических лиц, при этом обязанность по начислению ЕСН на эту сумму у предприятия не возникает.


Для целей бухгалтерского учета командировочные расходы в полном объеме принимаются на затраты.

С 2002 года состав расходов на командировки определен 25 гл. НК РФ. В них включают:


  1. проезд работника в оба конца;

  2. наем жилого помещения;

  3. суточные и др.

Норматив расходов на наем жилья не предусмотрен 25 главой, данные расходы принимаются в полном объеме документально подтвержденных фактических затрат. При отсутствии документов компенсация указанных расходов в целях налогообложения не учитывается, т.к. расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

Норматив суточных при краткосрочных командировках на территории РФ - 100 рублей (установлен постановлением Правительства № 93 от 08.02.02).

При выплате суточных сверх нормы, необходимо включить их в доход работника и удержать налог с доходов физических лиц, а также начислить взнос на страхование от несчастных случаев (ЕСН не начисляется). Данный вопрос является спорным: если суммы командировочных расходов оговорены в локальных документах, то можно и не облагать НДФЛ и ЕСН (решение ВАС(высшего арбитражного суда) РФ от 26.01.05 № 16141/04).

Норматив проезда не установлен, суммы проездных для целей налогообложения принимаются в сумме фактических затрат.

Новый аванс подотчетному лицу выдают только после полного расчета по ранее выданному авансу. К авансовому отчету прилагаются первичные документы, подтверждающие совершение расходов. В бухгалтерии авансовые отчеты проверяются и определяются расходы, подлежащие утверждению. Утверждает отчеты руководитель. Утвержденные суммы расходов списываются на себестоимость продукции по Дт. 20,26,25 Кт. 71.

Расходы, связанные с операционными и внереализационными операциями отражаются Дт. 91 Кт. 71. Возврат неизрасходованных сумм – Дт. 50, 70 Кт. 71. Неизрасходованные суммы должны быть возвращены в кассу в течении трех дней. Пользование подотчетными средствами свыше трех дней не рассматривается как доход в виде материальной выгоды, т.к. между работником и предприятием договор займа не заключался (материальная выгода в соответствии со ст. 212 НК РФ - это выгода от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организации или индивидуальных предпринимателей).


Перерасход выдается из кассы Дт. 71 Кт. 50. Суммы, не возвращенные подотчетным лицом в установленные сроки, отражаются по Дт. 94 Кт. 71. Из сумм проездных билетов и квитанций на проживание извлекается НДС, который учитывается отдельной строкой.

При расчетах с подотчетными лицами при их командировании за рубеж необходимо руководствоваться следующими правилами.

Размер суточных устанавливаются конкретно для каждой страны. Размер суточных зависит от срока пребывания в загранкомандировки:


  • если он выехал в командировку и в тот же день вернулся обратно, суточные выплачиваются в иностранной валюте в размере 50% нормы;

  • если он находится в загранкомандировке более 60 дней, то начиная с 61 дня суточные выплачиваются в размерах, установленных для работников загранучреждений РФ той страны.

При проезде работника по территории РФ суточные выплачиваются по действующим нормам в российских рублях, при пребывании на иностранной территории - в иностранной валюте. Если работник в период командировки находился в нескольких странах, то со дня выбытия из одной страны в другую суточные выплачиваются по нормам, установленным для страны, в которую он направляется. При этом за день выезда в служебную командировку за границу суточные выплачиваются в размере 100% установленных норм, а за день пересечения границы при возвращении в РФ суточные не выплачиваются.

Так как задолженность работника по выданным суммам в иностранной валюте числится в бухгалтерском учете как валютная задолженность, то в связи с изменением текущего курса рубля по отношению к валюте за период со дня выдачи до утверждения авансового отчета могут возникнуть курсовые разницы, которые отражаются по Дт. 71 Кт. 91 - положительные, Дт. 91 Кт. 71 - отрицательные. Если суммы иностранной валюты не были израсходованы полностью, то необходимо:

  • вернуть их в валюте получения;
  • вернуть в кассу эквивалент суммы задолженности в рублях, исчисленный по курсу ЦБ РФ на дату погашения задолженности;


  • погасить задолженность наличной иностранной валютой другого государства. Здесь применяется обменный курс, указанный в документе банка страны командирования (если такой документ отсутствует, применяется курс, установленный ЦБ РФ на дату погашения задолженности).

При загранкомандировках суточные для целей налогообложения учитываются в соответствии с Постановлением Правительства № 93, а в остальных случаях в соответствии с Приказом Минфина РФ от 02.08.2004 № 64н «Об установлении размеров выплаты суточных и предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран».

При получении средств на приобретение материальных ценностей подотчетное лицо обязано представить в бухгалтерию авансовый отчет, к которому прилагаются счета фактуры, квитанции об оплате, кассовые чек, товарные чеки, перечень приобретенных материальных ценностей. На авансовом отчете (накладной) должна стоять отметка кладовщика о приемке ТМЦ на склад. Если по такому отчету возник перерасход и уплаченные суммы содержат НДС, то к возмещению из Бюджета суммы НДС подлежат после погашения предприятием сумм перерасходов подотчетному лицу.

Командировочные расходы, возникшие в связи с приобретением ТМЦ, относятся на увеличение их стоимости – Дт. 10, 08 Кт. 71, Дт. 19 Кт. 71.

Аналитический учет ведется по каждому подотчетному лицу.

Синтетический – в Ж/О № 7.
Контрольные вопросы:

  1. Понятие подотчетного лица.

  2. Порядок предоставления сумм подотчет.

  3. Порядок составления авансового отчета.

  4. Первичные документы по учету командировочных расходов

  5. Учет командировочных расходов.

  6. Порядок составления отчета командировочного лица, Ж/О. № 7

  7. Характеристика счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

  8. Синтетический и аналитический учет расчетов с подотчетными лицами.


  9. Порядок составления Ж/О № 8 и ведомости № 7.