prosdo.ru
добавить свой файл
1
70. Хозяйственный механизм: формы, методы, критерии и показатели деятельности предприятия.


ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ - совокупность организационных структур и конкретных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства.

Слово механизм (от греческого mechane— машина) в одном из своих значений переводится как система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Хозяйственный механизм рыночной экономики определяет порядок осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода. Главной его частью выступают организационно-экономические отношения, которые охватывают отношения, складывающиеся в процессе организации общественного труда, отношения по обмену деятельностью (рыночные отношения) и отношения управления или в более широком смысле — хозяйствования.

Таким образом, хозяйственный механизм рыночной экономики охватывает конкретные формы организации общественного производства (государственные предприятия, акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы, малые предприятия, индивидуальную трудовую деятельность), систему организационно-экономических отношений, хозяйственные связи, а также формы и методы государственного регулирования и управления экономикой.

Хозяйственный механизм рыночной экономики - сложное и многоплановое понятие. Если исходить из требований влияния рыночных отношений на ускорение научно-технического прогресса, повышения качества изготавливаемой продукции и усиления конкурентной борьбы, то можно выделить следующие его структурные элементы: экономический механизм, рыночный механизм и организационный механизм (субъект управления). Каждый из них состоит из целого ряда взаимосвязанных механизмов.

Во-первых, это планирование на базе изучения спроса и предложения национального и внешнего рынка, сфер приложения капитала. При этом все процессы производства и доведения товара до потребителя опосредуются мотивацией. Когда говорят о планировании как элементе рыночной экономики, то имеют в виду весь арсенал средств управления экономикой — формы, организацию, принципы и методы планирования; структуру и показатели, обоснованность, современные достижения научно-технического прогресса.


Во-вторых, это мотивация, базирующаяся на использовании материальных интересов, реализуемых через механизм рынка. С помощью материальных стимулов достигается согласование групповых и личных интересов, определяются кратчайшие пути получения прибыли и удовлетворения спроса покупателя.

Экономическое стимулирование применяется на всех уровнях производства и сбыта продукции. На уровне предприятий главным является стимулирование выполнения договорных поставок, роста производительности труда, качества продукции, снижения издержек производства, увеличения прибыли и других показателей, характеризующих конечные результаты и эффективность работы предприятия и его работников; на уровне министерств и государства - стимулирование приоритетных отраслей и производств.

Как элемент рыночного хозяйственного механизма экономическое стимулирование выполняет три взаимосвязанных функции: поощрительную, запретительную, компенсационную.

Поощрительная функция обеспечивает зависимость величины доходов коллектива или отдельного работника от размера их вклада в конечные результаты и тем самым активизирует работу трудовых коллективов в приоритетных для общества направлениях.

Вторая - запретительная функция направлена на усиление экономической ответственности через экономические санкции за невыполнение коллективом или отдельным работником своих договорных обязательств и обязанностей, приведших к определенному ущербу. В условиях рыночной экономики действенность экономического стимулирования в значительной мере зависит от того, насколько коллективная ответственность доведена до персональной.

Компенсационная функция должна обеспечить возмещение коллективу или предпринимателю потерь, обусловленных нарушением договоров с поставщиками и обязательств в системе сбыта. Она основана на действии экономических санкций. Реализация всех трех функций обеспечивает конкурентоспособность производителя в условиях рыночной экономики. Экономическое стимулирование реализуется через коммерческий расчет, распределение прибыли, ценообразование, налоговую политику, кредитование, оплату труда.


Планирование и экономическое стимулирование образует экономический механизм. Он выступает как инструмент управления. Важной особенностью этого инструмента является то, что он основан на экономических методах управления. Для приведения его в действие нужны еще два элемента — рыночный механизм и соответствующая организационная структура на всех уровнях экономики.

Рыночный механизм - это различные формы рынков, сложная система торговых услуг, опосредование общественного разделения труда между экономически обособленными производителями материальных благ и услуг, установление цен за спиной производителя и потребителя, стимулирование оптимизации пропорций разделения труда, определение конкурентоспособности и разорение неконкурентоспособных производителей.

Организационный механизм управления охватывает обширный комплекс вопросов, связанных с выбором организационных форм на базе различных форм собственности, схем и структур управления: определение функций, прав, взаимоотношений, ответственности каждого звена управления, совершенствование стиля и методов предпринимательской деятельности, предприимчивости и деловитости, совершенствование информационной базы, подбор и расстановка кадров.

Таким образом, планирование, экономическое стимулирование, рыночный механизм и организационные структуры управления, вместе взятые, образуют хозяйственный механизм рыночной экономики