prosdo.ru 1 2 ... 6 7
1) Необходимость и сущность налогов. Способы уплаты налогов. Особенности и недостатки.


Необходимость и сущность налогов.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для удовлетворения общественных потребностей.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.

С правовых, юридических позиций налоги как установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения. Налоги вводятся законами Верховного Совета.

С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.


В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общесвенно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налогов изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях подчеркивается, что налог - платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров. К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты.

Налоги - один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.


В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости - национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

=====

Налогообложение-составная часть нал отношений, т.к. мат основой существования гос-ва яв фин рес-сы, кот формируются за счёт налогов.

Хар-ся теми же признаками как и финансы: носят денежный, распределительный хар-р и имеют односторонне безэквивалентное и принудительное движение.

Особенности:


  • им наиболее узкую стадию перераспределения

  • налоги им производный вторичный хар-р и подчинены первичным отношениям мат пр-ва, т.е. с помощью налогов не создаётся новая стоимость, а только перераспр-ся созданная.

  • Обеспечивает присвоение гос-ом части нац дохода в ден форме, т.е. источником налога яв нац доход.

Налог в реальной жизни-обязат ден платёж, кот представляет собой вычет из доходов у юр и физ лиц на нужды гос-ва.


Налог как эк категория-система ден отношений, складывающихся у гос-ва с юр и физ лицами по поводу мобилизации ден ср-в в распоряжение гос-ва.
Способы уплаты налогов. Особенности и недостатки.

1) Кодастровый — (от слова кодастр — таблица, справочник, реестр) когда объект налога разделён на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные реестры. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2) Изъятие налога до или в момент получения владельцем дохода (у источника). Означает, что налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога. В этом случае исключается возможность уклонения от уплаты налога, т. к. налог удерживается до выплаты дохода, а перечисляется в бюджет в день получения наличных денег в банке для выплаты заработной платы и других доходов. Пример – подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

3) Изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларации). Предусматривает подачу налогоплательщиками деклараций (официального заявления о полученных доходах и произведенных расходах за истекший отчетный год) в налоговые органы по месту постоянного жительства (до 3 мая). В декларации физические лица должны указывать сведения обо всех полученных ими доходах за год по каждому источнику отдельно и суммы начисленного и уплаченного налога с этих доходов. Если доход только по месту основной работы, то декларации не надо.


4) В момент расходования доходов. Характерен для косвенного налогообложения, когда налоги включаются в цену товаров, работ, услуг и уплачиваются конечным потребителем в момент приобретения товаров. Этот способ наиболее эффективен и используется во многих странах мира.

5) В процессе потребления или использования имущества – налог уплачивается из дохода налогоплательщика ежегодно и носит контрольно-регулятивный характер (налог с владельцев автотранспортных средств и пр.)

2) Функции налогов. Особенности и значения выездной налоговой проверки.


  • фискальная. С пом этой ф-ии формируется бюд фонд гос-ва и создаётся матер условия для его функционирования.

  • экономическая(распределительная). С пом надлогов гос-во осущ-т стимулирование или сдерживание развития______накопление капитала, расширение или уменьшение платёжеспособного спроса. Налог воздействие на эк-ку-нал политика. Она проводится гос-м через фин систему и органы фин управления.

  • контрольная. С пом налогов гос-во осущ контроль за фин-хоз деят-тью гос-ва. _____кроме того с пом контр ф-ии оценивается эффективность налог системы и выявляется необходимость внесения изменений в налог систему.


Особенности и значения выездной налоговой проверки.

Осущ-ся должностными лицами нал органов по месту нахождения налогоплат-в. Она проводится только в отн-ии орг-ии и ИП.

Выездная проверка может проводиться только на основании письм реш-ия руководителья.

Согласно НК нал орган не в праве проводдить втечении одного календарного года две выездные проверки по одним и тем же налогам.

Нал проверка не может продолжаться более двух месяцев, но в исключит случаях высший нал орган увеличит продолжит-ть нал проверки____но при наличии филиалов срок провекрки увел-ся на один месяц по каждому филиалу.

Независимо от времени проверка предыд проверки повторная проверка может проводиться только в двух случаях:


  • в связи реорганизацией или ликвидацией налогоплат-ка юр лица.

  • вышестоящим нал органом в порядке контроля за деютельностью нал органа, проводившего проверку (на осн мотивированного постановления).

По рез-ам выездной проверки уполномоченными должностными лицами нал органов сост-ся акт нал проверки, кот подписывается этими лицами и руководит-м проверяемой орг-ии либо ИП.

В акте указ-ся документально-подтверждённые факты нал правонаруш-й или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК, предусматривающие отв-ть за данный вид правонаруш-й.

Подготовленный и подписанный акт нал проверки и предложения проверяющих по устранени. Выявленных нарушений, а также док-ты, изъятые у налогопл-ка, рассмат-ся рук-ем нал органа совместно с док-ми, предоставленными налогоплатильщиком, а также со всеми имеющими возражениями, объяснениями и замечаниями.

По рез-м рассмотрения мат-в проверки рук-м нал органа выносится соотв-щее реш-е:

  • налогопл-к может быть привлечён к нал отв-ви за совершение нал правонаруш-я.

  • отказать в привлечении налогопл-ка к нал отв-ти.

  • провести доп мероприятия нал контроля.

В случаепринятия реш-я по привлечению налогопл-ка к отв-ти рук-ль нал органа излагает обст-ва нал правонаруш-я, указывает на основе каких док-в они устранены, отражает доводы, приводимые налогопл-ом в свою защиту и рез-ты проверки этих доводов, а также чётко излагает реш-е о привличении налогопл-ка к отв-ти за конкр нарушения.

После принятия мативированного реш-я налогопл-ку напр-ся требование об уплате недоимки и нал санкций.

В НК предусмотрена норма об обязат-м судебном порядке взыскания с налогопл-ка штрафных санкций, но при этом до обращения в суд нал орган обязан предложить налогопл-ку добровольно уплатить соотв-щую сумму, исковые заявления по взысканию санкций с орг-ии и ИП подаётся в арбитражный суд, а с юр лица общей юрисдикцией.




  1. Налог как юридическая категория. Возникновение и прекращение налоговых правоотношений.

Налог-комплексная категория, им как эк так и юр значения.

Точное опр-е налога требует особое значение именно с юр т.зр., т.к.: 1) это способствует правильному и единообразному применению норм законодательства, 2) это позволяет опр-ть объём полномочий и компетенцию налог органов, 3) позволяет правильнее реализовать фин и иные виды ответственности.

В мир практике налогооблажение выработано 2 осн подхода к решению проблемы юр опр-я налога:

1) расширит подход предполагает, что к налогу относятся любые изъятия ср-в для финансирования гос расходов

2) узкий подход рассматривает налог как одну из разновидностей фискальных платежей, отвечающих опр требованиям.

Сейчас в России расссматривается 3 разновидностей фин платежей:

1) налоги

2) квазиналоги (неналог платежи или нал сурогат)

3) разовое гос изъятие

Все эти 3 категории им общие черты:

Устанавливаются законом, предполагают обязанность уплаты, принуд хар-р изъятия, связь платежа с бюджетом, безэквивалентность платежа.

1)-осн критерием отличия налога от иного платежа яв то, что нал отношения регламентируются нормами нал законодательства, а все остальные платежи нормами иных отраслей права.

Обязательные платежи приобретают статус налогового только в 2х случаях:

-если этот платёж непосредственно включён в нал систему (НК 11).

-статус налогового будет предаваться вспец порядке в соответствии с нал законодательством.

Вывод: налог в соответствии с нал кодексом (ст 8)-обязат инд-безвозмездный платёж, взымаемый с физ и юр лиц в форме отчуждения, принадлежащих им ден средств в целях фин обеспечения деят-ти гос-ва.

2)-квазиналоги-обязат платежи, кот не входят в нало сисему гос-ва и установлен не налоговым, а иным законодательством.


Этот платёж им безвозмездный и разовый хар-р и представляет собой плату за услугу, кот оказывает гос-во, напр за регистрацию предприятия.

3)-разовое гос изъятие-платёжи, взымаемые гос-ом в особом порядке в чрезвыч ситуациях и в качестве наказания.


  1. Юридические признаки налогов. Налоговая база НДФЛ.

Юр признаки налогов:

    • налог представляет собой отчуждение части собственности субъектов в пользу гос-ва при внесении нал платежей. Основанием для лешения собственника, принадлежащего ему права собственности яв его конституционные обязанности платить законно-установленные налоги.

    • законность установления и введения налогов, т.е. взымание налога осущ-ся в порядке и на условиях, опр-х законодаельными актами. Налогооблажение-это обязат взнос, т.е. в силу закона (НК РФ) налогопл-ки при опр условиях обязаны осущ-ть уплату налогов. Обазательность налога обеспечивается силой в лице правоохр, судебных, нал органов, т.е. уплата налога носит принудительный характер.

    • внесение налогов в бюджет происходит в ден форме, т.е. уплата налога имуществом действующим законодательством не предусмотрена.

    • безвозмездность уплаты налогов, т.е. ден средства, упалс\ченные в качестве налога переходят в гос бюджет без получения встречного возмещения для налогоплатильщика. Обязательства по уплате налога яв односторонними и в нал правоотношениях сущ только одна обязат сторона-налогоплатильщик.

    • яв безэквивалентными платежами, т.е. пользование общественными бланами никак не связаны с величиной налогов, установленных налогоплатильщиком.

    • налоги это безвозвратные платежи, т.е. налог подлежит возврату только в случае закон-устан льготы или в случае его переплаты.
    • налоги это абстрактные платежи, кот не им целевого назначения. Ден средства в виде налогов поступают в бюджет на нужды всего государства, поэтому первоначально происходит формирование общей суммы доходов гос бюджета, а затемсредства перераспр-ся по отдельным статьям.



Налоговая база НДФЛ.

Налоговая база - все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и в натуральной формах, и доходы в виде материальной выгоды.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

    • Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база - денежное выражение доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

    • Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база - денежное выражение доходов, при этом налоговые вычеты не применяются.

Особенности определения налоговой базы:

1) Налоговая база по НДФЛ при получении доходов в натуральной форме (cтатья 211 НК РФ).

При получении дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из рыночных цен.
При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается сумма налога на добавленную стоимость и акцизов и исключается частичная оплата налогоплательщиком стоимости полученных им товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг.
К доходам в натуральной форме относятся:

  • оплата (полностью или частично) организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения за налогоплательщика;
  • полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой;

  • оплата труда в натуральной форме.


следующая страница >>