prosdo.ru
добавить свой файл
1
1 ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ



    1. ПОНЯТИЕ “ОРГАНИЗАЦИЯ” И ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ


В теории менеджмента, управления широко используется понятие “организация” в смысле объекта управления (не путать с понятием процесса организации). При этом к понятию “организация” относятся и им обобщаются предприятия любых форм, концерны, компании, фирмы, объекты здравоохранения, культуры, общественного питания, образования и другие. Они являются основой мира менеджмента, причиной необходимости управления. Поэтому и начинаем изучение менеджмента, уяснив сначала, что такое организация и почему ею нужно управлять. Однако объектом изучения в нашем курсе являются промышленные организации, и мы будем чаще использовать термин “предприятие”, чем обобщенный “организация”.

Итак, организация – это группа людей (не менее двух), деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Организации делятся на формальные и неформальные. Приведенные в начале примеры относятся к формальным. Формальные организации (группы) создаются по воле руководства, их функциями является выполнение конкретных задач и достижение определенных, конкретных целей.

Неформальные организации (группы) создаются в рамках формальных спонтанно. Люди в них вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. В одной формальной организации их существует несколько. Неформальные организации имеют свою иерархию, лидеров и свои задачи.

В данном курсе рассматриваются лишь вопросы, относящиеся к формальным организациям. Формальные организации имеют, как правило, не одну, а несколько взаимосвязанных целей, а потому являются сложными. Поэтому, говоря об управлении ими, речь идет об управлении сложными организациями.


    1. ХАРАКТЕРИСТИКИ СЛОЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В начале цикла организационно–экономической и управленческой подготовки (ОЭиУП) нами были рассмотрены понятие предприятия, его характеристики и организационно-правовые формы. Вернемся к характеристиками и рассмотрим кратко общие для всех формальных сложных организаций характеристики:


  1. Преобразование ресурсов для достижения результатов по реализации целей организации. Основные ресурсы – это люди, капитал, материалы, технология и информация.

  2. Взаимосвязь с внешней средой, зависимость от нее. Главная зависимость – в отношении поставки ресурсов и реализации продукции, услуг потребителям. Кроме того, понятие внешней среды включает экономические условия, законодательство, правительственные акты, конкурирующие организации, общественные взгляды и систему ценностей, технику и технологию и другие взаимосвязанные составляющие и факторы. Эти взаимосвязанные факторы влияют на все, что происходит внутри организации. Например, внедрение новой технологии может обеспечить преимущество в конкуренции. Внешняя среда, как правило, находится вне влияния организации, ее менеджеров.

  3. Разделение труда. Делится на горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное разделение труда характеризуется разделением большого объема труда на составляющие компоненты, специализированные задания, что позволяет четко проследить их функции и цели деятельности. Большинство предприятий имеет горизонтальное разделение труда, позволяющее выделить научно-техническую деятельность, производство, маркетинг, финансы и др. Четкое горизонтальное разделение труда достигается путем образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающихся достижения конкретных специфических целей. Они представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общих целей организации.

Координация работы групп достигается путем вертикального разделения труда.

  1. Деятельность по координации работы людей и составляет сущность управления. Управление включает в себя такие процессы как планирование, организация, мотивация и контроль, необходимые для формулировки и достижения целей организации. Эти процессы и есть функции управления.

Итак, мы рассмотрели четыре характеристики общие для сложных формальных организаций, в т.ч. и необходимость управления. Управленческая работа также имеет много общих характеристик.


Общей чертой управленческой работы является роль руководителя. Определить общее в работе руководителей довольно трудно, но оно есть. Под ролью можно понимать “набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности” (Минцберг). Минцберг в своих работах выделяет 10 ролей руководителей, которые классифицирует в трех крупных категориях:


  1. Межличностные роли – главный руководитель, лидер, связующее звено.

  2. Информационные роли – приемник информации, распространитель информации, представитель.

  3. Роли, связанные с принятием решений – предприниматель, устраняющий нарушения, распределитель ресурсов, ведущий переговоры.

Все эти 10 ролей, вместе взятые, и определяют объем и содержание работы менеджеров, независимо от характера конкретной организации.

Вертикальное развертывание разделения труда в результате образует уровни управления и является основой построения организационных структур управления. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен позднее.


    1. ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА И УПРАВЛЕНИЯ


Новые условия хозяйствования при переходе к рынку, требования, предъявляемые в связи с этим к управлению, повышают интерес к опыту управления в зарубежных странах, и особенно, к опыту менеджмента.

Менеджмент – это система управления предприятием, фирмой, реализующая функции организации, контроля, мотивации и координации действий работников с целью получения максимальной прибыли. Менеджмент – это и совокупность принципов, методов, средств и форм управления фирмами.

В упрощенном понимании менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Это также область знания, помогающая человеку осуществить эту функцию.

Научные основы менеджмента представляют собой методологическую базу управленческой практики, которая позволяет рационально организовать систему управления. К менеджменту относятся теория руководства и практический опыт эффективного управления, под которым понимается искусство управления. Менеджмент охватывает всю совокупность проблем, связанных с содержанием процесса управления. В этом процессе объективно переплетаются организационно-технические, социально-экономические и социально-психологические закономерности. Менеджмент связан с широким внедрением автоматизации обработки данных, использованием ЭВМ и экономико-математических методов при решении задач управления производством. Он связан с действием рыночного механизма, поэтому у нас, в условиях командно-административной системы хозяйствования, централизованного планирования, долгие годы представлял лишь теоретический интерес.


Ядро менеджмента представляют руководители, управляющие, т.е. менеджеры.

Менеджер – это профессионал самой высокой квалификации в сфере управления экономикой, отлично разбирающийся в правовых вопросах, в хозяйственных вопросах, способный находить, даже в условиях риска, точные, оптимальные решения в любой, самой сложной обстановке. Менеджер – это социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Английское слово “менеджер” уходит своими корнями в греческое слово “манус”, что означает “рука, сила”. Оно отождествляется с умением руководить, принимать оптимальные решения. Менеджер начинается там, где начинается хозяйственная деятельность. И еще немного о понятийных вопросах. Можно ли считать, что понятие “менеджмент” и русское “управление”,”менеджер” и ”руководитель”, “менеджер” и ”бизнесмен” – тождественные понятия?

В общем смысле “менеджмент” и “управление” можно считать одним и тем же, но в более детальном плане – нет. Американцы, говоря о “менеджменте”, почти всегда подразумевают фигуру “менеджера” – человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В более общем смысле они применяют термин “администрация”, “администрирование”, который в большей степени отражает обезличенную систему управления. Когда говорят “менеджер”, то имеют ввиду профессионального управляющего, представителя особой профессии, а не просто инженера или экономиста, занимающегося управлением. Менеджер, кроме того, - это человек, прошедший профессиональную подготовку в школах менеджмента и бизнеса (В Америке таких школ более 1300). Нельзя смешивать и понятия “управление” и “руководство”. Они не тождественны.

Общий смысл управления состоит в обеспечении внутреннего “равновесия” системы, действующей организации. Управлять – значит поддерживать систему в требуемом состоянии. Исходные условия указанного равновесия определяются в рамках функции руководства. Руководство обеспечивает принятие решений, касающихся формирования организации, ее обеспечения ресурсами и выбора направления ее деятельности.


Руководство является синтетической функцией, т.к. оно интегрирует все обособленные функции предприятия, обеспечивая переход от функциональной специализации к единому процессу хозяйственной деятельности. Но оно сохраняет и признаки самостоятельной функции, занимающей наивысшие позиции в организационной иерархии.

В рамках функции руководства определяется политика, целеполагание, программирование, осуществляется разработка бюджета организации. Руководство является функцией стратегической, направляющей и ориентирующей хозяйственную организацию.

Часто именно с этими понятиями и отождествляют понятие “менеджмент”. Но это понятие обладает значительно большей степенью общности, чем понятия организация, управление, руководство. Этим термином в зависимости от контекста принято обозначать все эти три понятия, а также соответствующие методы управления или руководства, управленческие и руководящие кадры, организационную культуру. Менеджмент характеризует главным образом стиль функционирования хозяйственной системы, т.е. это не столько методический, сколько социально-культурный феномен. Так, например, говорят об американском, японском, шведском, итальянском и другом менеджменте.

Бизнесмен и менеджер – это не одно и тоже. Бизнесмен является владельцем капитала, находящимся в обороте и приносящем доход. Он может никого не иметь в подчинении, будучи собственником не занимать никакой постоянной должности. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди.

Управление, менеджмент – это самостоятельная междисциплинарная область знаний, которая сочетает в себе науку, опыт, “ноу-хау”, приумножаемые управленческим искусством.

Наиболее общее понятие управления выработано кибернетикой.

Кибернетика раскрыла общие черты, присущие управленческим процессам во всех известных сферах, областях управления. С необходимостью управления мы встречаемся повсеместно. Анализ даже простейших форм труда показывает, что его процесс объективно порождает управление.


На основании анализа имеющихся определений управления и анализа систем управления предприятиями можно следующим образом сформулировать понятие управления – управление предприятием можно определить как организацию и реализацию сознательных, целенаправленных воздействий на постоянно развивающуюся производственную систему и ее элементы, предназначенных для выполнения определенных функций, для осуществления процесса регулирования с целью поддержания системы в заданных параметрах и обеспечения выполнения главной цели существования данной системы при наиболее эффективном использовании средств производства и средств труда.

С кибернетических позиций процесс управления можно рассматривать в сущности как антипод процессам дезорганизации, позволяющий стабилизировать систему, сохранить ее качественную определенность, поддержать ее динамическое равновесие со средой, обеспечить совершенствование системы и достижение того или иного полезного эффекта. Процесс управления такими системами усложнятся тем, что они функционируют в условиях непрерывных изменений внутренней и внешней сред. Отсюда задача управления состоит в том, чтобы целесообразнее реагировать на эти изменения, что обеспечивается современной и эффективной перестройкой структуры управления соответственно изменившимся условиям. Иными словами, процесс управления есть не что иное, как упорядочение системы. Процесс управления есть свойство, атрибут, внутренне присущий самоуправляемой системе.

В заключение можно отметить, что управление осуществляется, во-первых, там, где имеет место общественный или совместный труд, и, поскольку с самого начала труд проявляется как труд коллектива, постольку вместе с ним и зарождается управление. Во-вторых, даже в развитом производстве не всякий труд подвержен управлению со стороны общества. В-третьих, управление, будучи порождением общественно труда, само оказывает активное влияние на его движение.

    1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА И ЭВОЛЮЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ



Говоря о менеджменте, следует хотя бы кратко остановиться на истории его развития. Изучение проблем управления капиталистическими предприятиями в условиях конкуренции началось еще в XIX веке. Разделение, кооперация и организация труда на предприятиях и их соответствие уровню концентрации производства стали предметом внимания английского математика Ч.Бэббиджа (автор первой в мире вычислительной машины). Отдельные положения из его работ стали в дальнейшем предметом внимания основоположника школы “научного менеджмента” Ф.Тейлора. Другой, кроме названной, школой стала в свое время школа “человеческих отношений”, возникновение которой связано с именами Э.Мэйо и Ф.Ротлисбергера. Полемика между этими школами способствовала появлению других школ американской теории организационного управления. Все эти школы (основных - пять) определили главные направления теоретического исследования и практики менеджмента.

  1. Школа научного управления (менеджмента).

Ее возникновение относится к началу текущего столетия (1885-1920г.г.). Исторически это первое направление развития американской теории организационного управления. Это направление получило название “классической”, а также “традиционной” школы. Школа “научного управления”не потеряла своего влияния и сегодня, хотя по многим позициям критикуется. Ею были сформулированы всеобщие принципы управления на основе разностороннего исследования опыта деловой и производственной деятельности. Впервые был поставлен вопрос о дуализме организационно-управленческой функции, связанной как с регулированием технологического процесса, так и с деятельностью людей. Однако игнорировались психологические мотивы поведения людей в процессе производства. Обосновывалась необходимость выделения планирования в самостоятельную функцию управления. Ф.Тейлор выдвигал требование заранее планировать методы работы и производственную деятельность предприятия в целом. Постановка проблемы обособления функции планирования – несомненная заслуга Тейлора.


Недостатки этой школы, по мнению Д.Гвишиани, - недооценка человеческого фактора, упрощенное представление о мотивах человеческого поведения.

Наиболее видными представителями этой школы, кроме Тейлора, были такие исследователи, как Френк и Лилия Гилберт, Генри, Ганнт, Л. Гьюлик, Дж. Муни, А. Рилей, Э. Бреч, Л. Аллен, А. Файоль, Л.Ф. Урвик, М. Фоллет и Р. Шелтон. Кстати А. Фойля за рубежом иногда называют отцом менеджмента.

Представители “классической” теории управления сосредоточили свое внимание на административных аспектах организации.

Несмотря на определенную ограниченность, принципы “классической” теории управления получили широкое признание в практике организации управления и продолжают еще оказывать значительное влияние на развитие современной социологии, организации и управления.


  1. Школа “человеческих отношений” или “человеческого поведения” (1930-1950г.г.).

Предмет исследования – психологические мотивы поведения людей в процессе производства, групповые отношения, групповые нормы, проблемы конфликта и сотрудничества, коммуникационные барьеры, неформальная организация, т.е. поведенческие элементы в интегрированном виде. Последние являются объектом актуального исследования до сих пор.

Представители этой школы отвергают эффективность бюрократической, авторитарной формы управления, являющейся основой “классической” теории управления. Но они не отбрасывают вовсе тейлористских методов рационализации производства, они пересматривают их концепцию относительно мотивов поведения людей в организации, утверждая, что людей, составляющих организацию, нельзя рассматривать как инвариантные (неизменяющиеся) социальные факторы: необходимо исследование их поведения, которое изменяется в зависимости от условий и мотивов.

Социально-психологическими аспектами менеджмента занимались многие ученые. Возникновение доктрины “человеческих отношений” связано с именем американского социолога Элтона Мэйо, известного своими исследованиями в области “социологии производственных отношений”.


К выразителям школы “человеческих отношений” относятся еще Честер Бернард, Герберт Саймон, Дуглас Макгрегор, Абрахам Маслоу. К авторам поведенческого (бихевиористского) направления относятся Крис Аджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас Макгрегор и Фредерик Герцберг.


  1. “Эмпирическая” школа.

Сторонников этой школы характеризует прагматическая ориентация, которая основывается на изучении практики управления с целью обоснования рекомендаций, имеющих практическое значение. Они подчеркивают, что не следует пренебрегать достижениями математики, кибернетики и других наук, но придают решающее значение опыту организационного управления, утверждая, что управленческая деятельность остается в значительной мере искусством, которому учит не столько теория, сколько практика. В то же время они утверждают комплексный подход в разработке проблем управления, создание единой системы “менеджмента”, включающей экономические, инженерно-технические, социологические, психологические и иные аспекты управления, способные подсказать практике управления эффективные и новые направления развития. Но практически деятелям этой школы не хватает целостного подхода.

К числу ведущих представителей этой школы относятся П.Ф.Дракер, Р.Дэвис, Л.А.Эппли, Э.Дэйл, А.Слоун, А.Чандлер, Г.Саймонд, У.Ньюменд, Э.Петерсен, Э.Плоумэн, А.Коул, А.Свенсон, Т.Левитт, У.Беннис и другие.

  1. Школа “социальных систем”.

Эта школа разрабатывает системный подход к вопросам организации управления. При этом основное внимание обращается на соотношение частей и целого и на взаимозависимости значительного числа переменных факторов. Духовным отцом этой школы стал Честер Барнард. Видные ее представители Герберт Саймон – профессор Технологического института Карнеги, Игорь Ансофф, Ричард Каерт, Джеймс Марч, Э.Гонднер, Амитай Этциони, Роберт Дабин, М.Хэйр, А.Райс и др.
  1. “Новая школа науки и управления” (1950 г. – до настоящего времени).


Ее основатели определили важнейшей целью исследование процессов принятия решений и их количественную оценку с применением математических методов и ЭВМ. Задача – оптимальность решений. Способ – моделирование процессов. Яркими ее представителями являются Я. Типберген, Л. Клейн, А. Гольдберг, В. Леонтьев, Дж. Форрестер, К. Боулдинг, Р.Л. Акофф, Д.П. Экман, Н. Джорджескуреган, Е.Б. Робертс, Р.С. Калман, Л.А. Задэ, М.Д. Месарович.

Применение их рекомендаций – пока ограниченное из-за неподготовленности руководителей к использованию.

Итак, в эволюции менеджмента имеют место организационно-техническое, социально-поведенческое и смешанные направления.

До начало второй мировой войны в теории менеджмента был разработан ряд важных теоретических и практических вопросов организации решения управленческих вопросов и учения об экономике и организации производства. В это время и была впервые выдвинута доктрина “человеческих отношений”, что явилось важным достижением в развитии социально-поведенческого направления теории менеджмента. После 1945г. теория менеджмента постоянно развивалась и совершенствовалась. С 1960г. менеджмент начал развиваться как синтез всех направлений с ориентацией на процесс (технологию) принятия управленческих решений.

Современный менеджмент характеризуется изменением содержания функции планирования, исследованием факторов успешной предпринимательской деятельности, ориентацией управления в зависимости от результатов деятельности объекта, развитой теорией и практикой маркетинга, разработкой технологий принятия оптимальных решений, широким применением ЭММ и ЭВМ, вычислительных сетей и систем, систем коммуникации, активным участием человека в управлении.

Теория менеджмента развивалась в соответствии с задачами, которые выдвигались тем или иным периодом исторического развития. Этапы этого развития делятся на эпохи массового производства, массового сбыта и постиндустриальные.

Эволюция менеджмента – это соответственно и развитие принципов управления. Наиболее важные из них:


  1. Управление на основе контроля за исполнением.

  2. Управление на основе экстраполяции (распространения выводов) прошлого в будущее.

  3. Управление на основе предвидения будущих изменений.

  4. Управление на основе гибких экстренных решений, когда предвидение и прогноз изменений невозможны.

В настоящее время управление характеризуется в основном последним принципом. Многие явления непредсказуемы как политически, так и экономически. В этих условиях особое значение приобретает стратегия комплексных решений. Ей должен соответствовать определенный набор правил и ограничений для принятия решений.

Ученые всех стран все более настойчиво утверждают в менеджменте комплексный, основанный на новейших достижениях науки и практики, подход к проблемам управления. При этом огромное внимание уделяется информационным системам и технике. Сюда включаются вопросы техники быстрой обработки больших объемов информации, принятия оптимальных решений (на основе ЭММ) и моделирования с использованием ЭВМ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Что такое “организация”?

  2. Какие организации относятся к формальным?

  3. Что понимается под неформальной организацией?

  4. Какие общие характеристики относятся ко всем сложным формальным организациям?

  5. Что такое менеджмент?

  6. Что понимается под управлением предприятием?

  7. Что включает в себя понятие “руководство”?

  8. Когда было начато изучение проблем управления предприятиями в условиях конкуренции?

  9. Какие школы управления относятся к основным, наиболее значимым и в чем сущность их основных достижений?

  10. Чем характеризуются современные направления менеджмента?


КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ 1



ВОПРОСЫ ТЕСТА:

  1. К какому виду относятся организации, создаваемые по воле руководства, предназначенные для выполнения конкретных задач и для достижения определенных целей?


а) к формальным;

б) к неформальным.

  1. К какому виду разделения труда в формальных сложных организациях относится координация работы групп, коллективов?

а) к горизонтальному;

б) к вертикальному.

  1. Когда возникает потребность в управлении как процессе?

а) в ходе любой рабочей деятельности;

б) в ходе совместного труда, направленного на достижение определенной цели.

  1. Какая наука раскрыла общие черты, присущие управленческим процессам во всех известных сферах и областях человеческой деятельности?

а) экономика;

б) социология;

в) общая теория систем;

г) кибернетика.

  1. Какое, из предлагаемых Вам, определений наиболее правильно характеризует понятие управления предприятием?

а) направляющее воздействие на объект управления;

б) организация и реализация целенаправленных воздействий на объект управления;

в) область деятельности, направленная на обеспечение согласованной работы людей, создающих материальные ценности;

г) организация и реализация сознательных, целенаправленных воздействий на производственную систему и ее элементы, предназначенных для выполнения определенных функций, для осуществления процесса регулирования с целью поддержания системы в заданных параметрах и обеспечения выполнения цели существования ее при наиболее эффективном использовании средств производства и труда.

  1. Подвержена ли управлению система любой природы?

а) да;

б) нет.

  1. Какое из приведенных ниже определений наиболее полно характеризует понятие “менеджмент”?

а) менеджмент – это функция, вид деятельности по руководству людьми в разнообразных организациях, это область знаний, помогающая управляющему осуществлять эту функцию;

б) менеджмент – это система управления фирмой, реализующая функции организации, контроля, мотивации и координации действий работников в целях получения максимальной прибыли;

в) менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.


  1. Представителями какой школы менеджмента была основана необходимость выделения планирования в самостоятельную функцию?

а) научного управления (менеджмента);

б) “человеческих отношений”;

в) “эмпирической”;

г) “социальных систем”;

д) новой школой научного управления.
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ 1
Начиная с этой темы и во всех последующих логическим завершением процесса обучения по каждой теме является выполнение контрольных заданий. Эти задания могут предстать перед вами в виде вопросов, требующих четкого, однозначного ответа; предложений решить какую-либо проблему; разобрать какую-либо конкретную ситуацию; ответить на вопросы тестов самооценки и др. Когда можно приступить к выполнению этих заданий? Только тогда, когда вы освоили теоретические положения курса, правильно ответили на вопросы контрольного теста по теме и успешно выполнили задания предшествующих тем курса.

Методически выполнение контрольных заданий сложностей не представляет. Главное – не пытайтесь их выполнить не усвоив четко теоретические положения по соответствующей теме. Однако, стать хорошим менеджером, руководителем различных уровней управления нельзя без соответствующих управленческих навыков и опыта, без личностного восприятия различных управленческих ситуаций, собственного стиля и подхода к решению возникающих проблем, поэтому при выполнении заданий будьте откровенными и не огорчайтесь, если ваши ответы окажутся неверными, а изучив и проанализировав их сделайте правильные выводы на будущее. Для этого вы и изучаете данную дисциплину и научитесь в итоге принимать правильные решения.

Первая тема данного курса является обзорной, основой для последующего последовательного рассмотрения вопросов других тем, курса в целом. Выполнение контрольных заданий по этой теме основано на тех входных знаниях и представлениях по проблеме курса, которые у вас есть в начале изучения курса. Поэтому рекомендуется повторить их после завершения изучения дисциплины и сравнить результаты для того, чтобы вы могли увидеть в какой степени пополнились ваши знания в результате обучения по вопросам менеджмента, управления. Приступаем к выполнению заданий.

ЗАДАНИЕ 1.1

В целях определения ваших потенциальных способностей стать в будущем руководителем ответьте на вопросы теста самооценки и по общей сумме набранных очков оцените свои способности на сегодня.

1 Можете ли вы командовать людьми? «Да» - 5, «Нет» – 0.

2 Любите ли вы работать на приусадебном (дачном) участке? «Да» – 5, «Нет» – 0.

3 Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-то? «Да» - 5, «Нет» – 0.

4 Какие из двух достоинств вы цените больше: авторитет – 5, нежность – 0.

5 Любите ли вы произносить речи? «Да» – 5, «Нет» – 0.

6 Чем на ваш взгляд определяется уровень развития цивилизации: степенью эмансипации женщин – 0, уровнем развития техники – 5.

7 Раздражает ли вас неумелость, неловкость других людей? «Да» – 5, «Нет» – 0.

8 Любите ли вы работать с людьми? «Да» - 5, «Нет» – 0.

9 Кого из родителей вы любите больше? Мать – 0, Отца – 5.

10 При первой встрече на что вы прежде всего обращаете внимание: на внешний вид – 0, на то, о чем и как говорит человек – 5.


  1. Часто ли вы впадаете в ярость, если не можете настоять на своем? «Да» – 5, «Нет» – 0.

  2. Какой вид карьеры вы бы выбрали для себя, если бы снова начинали: чемпиона автогонок – 5, известного деятеля – 0.

  3. Часто ли вас выдвигают на выборную должность? «Да» – 5, «Нет» – 0.

  4. Бываете ли вы организатором смелых начинаний? «Да» – 5, «Нет» - 0.

  5. Ждете ли вы, когда дело решится само по себе? «Да» – 0, «Нет» – 5.

  6. Если вам приходится находится в замкнутом пространстве: в пещере, в комнате без окон, раздражает ли ваз это? «Да» – 0, «Нет» – 5.

  7. Какой цвет вам больше нравится? Красный – 5, голубой – 0.

  8. Легко ли вы принимаете решения? «Да» – 5, «Нет» – 0.

  9. Какие виды спорта вам больше по душе? Развивающие силу – 5, развивающие ловкость – 0.
  10. Ваш руководитель женщина. Она весьма компетентна. Признаете ли вы ее? «Да» – 5, «Нет» – 0.


Посчитайте очки.
ЗАДАНИЕ 1.2

В первом задании по теме мы предварительно определились с тем, можете ли Вы, при этом уровне подготовки быть руководителем. Но это не все! Каждый менеджер должен быть хорошим организатором (вспомните функции менеджера). Для этого, кроме всего прочего, он должен знать и понимать законы организации управления, умело использовать их в своей практической деятельности. Как Вы готовы к этому на этом этапе обучения? Каков сейчас уровень знаний в этих вопросах у Вас?

Для того, чтобы Вы могли оценить свои знания в этой области Вам и предлагается, в целях самоконтроля (самооценки), данный тест. Тест, с незначительной корректировкой заимствован из учебного пособия Э.А.Смирнова “Основы теории организации” (М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – с. 242 - 244).

Для фиксации Ваших ответов на ниже следующие тест-вопросы и оценку результатов приготовьте заранее следующую таблицу.


№№ вопросов

Вариант ответа на вопрос

Баллы

а

б

в

1

2

..

..

16

17













Итоговая сумма баллов




Занесите ваши ответы на вопросы теста в эту таблицу, отметив их однозначно знаком “+” в соответствующей варианту Вашего ответа клетке – “а”, ”б” или ”в”. Ответив на все вопросы и получив балльные значения ответов (из таблицы балльных значений ответов) внесите их построчно в графу “балл” в зависимости от отмеченного знаком “+” ответа. Сделав это по всем тест-вопросам подсчитайте путем суммирования значений баллов по этой графе и проставьте итоговую сумму в нижней строке “Итоговая сумма баллов”. Затем ознакомьтесь с интерпретацией результата (приложение Б).


А теперь ответьте на следующие тест-вопросы:

1 В управленческой деятельности вы будете предпочитать использовать:

а) справочники, тесты, типовые рекомендации;

б) советы специалистов;

в) свой опыт.

2 Планируя свой отпуск вы:

а) рассчитываете на “горящие” путевки;

б) заранее готовитесь, собираете информацию, заказываете билеты и путевки;

в) получаете профсоюзную путевку из имеющихся к распределению.

3 Ваше хобби:

а) шахматы (домино);

б) пешие прогулки;

в) чтение детективной литературы.

4 По складу ума вас больше влечет к:

а) гуманитарным наукам;

б) искусству;

в) технике, точным наукам.

5 Вы прогнозируете свою деятельность на период:

а) 5 и более лет;

б) на 1-2 года;

в) не прогнозируете, а подчиняетесь складывающимся ситуациям.

6 Ваши знания вы намерены совершенствовать преимущественно за счет:

а) личного опыта;

б) опыта коллег;

в) изучения теории и систематизации эмпирики.

7 Коллектив, который вам подчиняется, является дружным и:

а) поддерживает все ваши действия;

б) относится к вашим действиям с позитивной критикой;

в) не признает вас как лидера.

8 При работе с подчиненными вы в первую очередь будете учитывать:

а) квалификационные характеристики работника;

б) потребности и интересы работника;

в) важность служебного поручения.

9 Вы предпочитаете:

а) ритмичную работу;

б) старт-стопную работу (типа работы пожарных);

в) аккордную работу.

10 Вы считаете, что участие ваших будущих подчиненных в рабочее время в работе самодеятельных органов управления (комиссиях, советах всех уровней, забастовочных комитетах и т.д.) является:

а) недопустимым;

б) нормальным явлением;


в) полезным.

11 Будучи руководителем при принятии решения по типовым задачам вы:

а) соберете совещание;

б) пригласите на консультацию 1-2 специалистов;

в) сами примете решение.

12 Будучи руководителем при подготовке и принятии решения по новым, неординарным задачам вы:

а) соберете совещание;

б) пригласите на консультацию 1-2 специалистов;

в) сами примите решение.

13 Вы руководитель. Ваше руководство придерживается административно-командных методов управления, а вы будете использовать:

а) экономические;

б) социально-психологические;

в) административно-командные.

14 В своей работе вы будете предпочитать:

а) постоянное совершенствование методов, функций и структур управления;

б) постоянное проведение экспериментов для нахождения лучшего варианта;

в) критику сложившейся практики управления организациями.

15 Законы организации и управления для вас:

а) выдумка ученых – теоретиков;

б) директивные материалы для выполнения;

в) справочный материал.

16 Выполнение законов организации и управления по вашему мнению:

а) происходит автоматически независимо от руководителя;

б) зависит только от руководителя;

в) зависит от системы управления.

17 Вы считаете нормальной длительностью вашего рабочего дня:

а) более 10 часов;

б) 8-10 часов;

в) менее 8 часов.


Вариант ответа

Номера тест-вопросов


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

а

2

1

3

3

3

1

2

2

3

1

1

2

3

3

1

1

1

б

3

3

1

1

2

2

3

3

1

2

2

3

2

2

3

2

2

в

1

2

2

2


1

3

1

1

2

3

3

1

1

1

2

3

3


ЗАДАНИЕ 1.3

В сфере деятельности менеджеров находится оказание услуг во внешней среде организации.

Менеджеры компаний, фирм предлагают (условно продают) и услуги внутренним потребителям, т.е. работникам своей организации.

Основываясь на четком понимании понятия менеджер, определите (сформулируйте) какие основные услуги он оказывает внутренним потребителям компании, фирмы и занесите их перечень в таблицу.


Кому менеджер оказывает услуги

Перечень оказываемых услуг

Подчиненным




Своим коллегам ­­– менеджерам




Своим руководителям