prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3
СОДЕРЖАНИЕ


Исходные данные

3

Ведение

4

1.Анализ заправочных жидкостей

5

1.1.Трансмиссионые масла

5

1.2.Амортизаторные жидкости

11

1.3.Тормозные жидкости

13

1.3.1. Температура кипения

14

1.3.2.Вязкостно-температурные свойства

15

1.3.3. Антикоррозионные свойства

15

1.3.4 Смазывающие свойства

16

1.3.5. Ассортимент и эксплуатационные свойства

17

1.4.Охлаждающие жидкости

18

1.5.Электролит для кислотных аккумуляторных батарей

22

1.6.Пусковые жидкости

22

2.Подбор эксплуатационных материалов

24

3.Индивидуальное задание. Моторное масло

26

3.1.Виды моторных масел


26

3.2.Свойства моторных масел

27

3.2.1.Вязкостные и температурные свойства

27

3.2.2. Противоизносные свойства

29

3.2.3. Моюще-диспергирующие свойства

30

3.2.4. Противоокислительные свойства

30

3.2.5. Антикоррозионные свойства

30

3.3.Классификация моторных масел

31

Заключение

40

Приложение 1 (Таблица заправочных емкостей автомобиля ГАЗ-2943)




Приложение 2 (Химмотологическая карта автомобиля ГАЗ-2943)




Литература

41

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ


Вариант

Задание

Автомобиль

Двигатель

Студент группы

1

Разработка химмотологической карты автомобиля. Анализ моторных масел


ГАЗ - 2943


ГАЗ-11

(бензиновый, карбюраторный)

АТХ-08-5

Абдукаримов Н.Х.


ВЕДЕНИЕ

Химмотологическая карта является документом, регламентирующим номенклатуру, сроки эксплуатации до замены и возможные заменители топлив и смазочных материалов в узлах и агрегатах определенной модели автомобиля. Точное выполнение требований карты является важным фактором, позволяющим поддерживать эксплуатационную надежность на заданном уровне.

Применение материалов с худшими свойствами, не соответствующих конструктивным и эксплуатационным условиям, или несвоевременная смена эксплуатационных материалов (далее ЭМ) приводят к повышенному износу и преждевременному выходу из строя узлов и агрегатов, ухудшению тягово-экономических и экологических показателей автомобиля.

Особенно сильно эти негативные факторы воздействуют в экстремальных условиях, например, при низких или высоких температурах окружающего воздуха, повышенных нагрузках. Применение более качественных и как правило, относительно дорогих ЭМ повышает затраты на эксплуатацию автомобилей.

Химмотологическая карта составляется на основе данных об условиях и режимах работы сборочной единицы (узла, агрегата), а также о свойствах ЭМ.

Периодичность замены ЭМ определяется на основе информации об их сроках замены в близких по конструкции и условиям работы агрегатах уже эксплуатирующихся автомобилей, а также на основе стендовых и эксплуатационных испытаний данного узла и всего автомобиля.

В данной курсовой работе мы проанализируем разновидность основных заправочных жидкостей, и составим химмотологическую карту для автомобиля ГАЗ-2943.

1. АНАЛИЗ ЗАПРАВОЧНЫХ ЖИДКОСТЕЙ

1.1.Трансмиссионные масла

К трансмиссионным относятся масла, применяемые для смазки зубчатых передач агрегатов трансмиссии, а также в гидротрансмиссиях.


В современных автомобилях применяют зубчатые передачи различных типов. Особенно широко распространены винтовые (гипоидные) передачи. Их преимущество перед передачами с прямыми зубьями состоит в большей прочности зубьев шестерен при равных габаритах, плавной и бесшумной работе. Но к маслам для винтовых шестерен предъявляют более высокие требования, чем к маслам для шестерен с прямыми зубьями, поскольку скорости скольжения в таких передачах больше.

В агрегатах трансмиссии трансмиссионные масла выполняют следующие функции:


  • снижают износ деталей;

  • уменьшают потери энергии на трение;

  • увеличивают теплоотвод от трущихся поверхностей;

  • снижают вибрацию и шум шестерен, а также защищают их от ударных нагрузок;

  • защищают детали механизмов от коррозии;

  • масла для гидромеханических передач, кроме того, выполняют функцию рабочего тела в гидротурбине, передающей мощность.

Важнейшие свойства ТМ:

  • вязкостно-температурные;

  • противоизносные, противозадирные, противопиттинговые;

  • термическая и термоокислительная стабильность;

  • стойкость к образованию эмульсий с водой;

  • минимальное воздействие на резинотехнические изделия, лаки, краски и пластмассы;

  • химическая и физическая стабильность при хранении и транспортировании.

В зависимости от конструктивных особенностей и назначения шестеренчатых передач к маслам могут предъявляться специфические требования. Так, масла для ведущих мостов с фрикционной блокировкой дифференциала должны обладать хорошими фрикционными свойствами, масла для трансмиссии автомобилей с периодической эксплуатацией – хорошими защитными свойствами и т.д.

Условия, в которых работает масло, определяются следующими факторами: температурным режимом, частотой вращения шестерен (скорость относительного скольжения трущихся поверхностей зубьев), удельным давлением в зоне контакта.


Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссии меняется в широких пределах – от температуры окружающего воздуха в начале работы до 120...130°С и даже 150°С в процессе работы.

В температурном режиме работы зубчатых передач различают три наиболее характерные температуры: минимальную – в момент начала работы передачи, равную наиболее низкой температуре окружающего воздуха; максимальную – соответствующую экстремальным условиям работы; среднеэксплуатационную – наиболее вероятную во время эксплуатации.

Минимальная температура масла в агрегатах трансмиссии автомобилей в холодной климатической зоне может достигать - 60°С. Максимальная и среднеэксплуатационная температуры масла зависят от температуры воздуха, условий эксплуатации, вязкости масла и от других факторов. Среднеэксплуатационная температура в агрегатах трансмиссии автомобилей обычно составляет 60...90°С. Фактическая температура масла в зоне контакта зубьев шестерен на 150...200°С выше температуры масла в объеме. Заметное влияние на температуру оказывает скорость скольжения на поверхности зубьев в зоне их контакта. Скорости скольжения в цилиндрических и конических передачах составляют на входе в зацепление 1.5...3 м/с; в некоторых агрегатах они достигают 9...12 м/с; для гипоидных передач скорости скольжения составляют 15 м/с и более.

В цилиндрических и конических передачах удельные нагрузки в полюсе зацепления составляют обычно 0,5...1,5 ГПа, достигая в некоторых случаях 2 ГПа. В гипоидных передачах они в два раза выше. Под действием таких нагрузок условия для гидродинамической смазки ухудшаются.

Трансмиссионные масла представляют собой сложную коллоидную систему, включающую две группы компонентов: первая - масло, вторая - функциональные присадки для улучшения эксплуатационных свойств масел.

К числу перспективных следует отнести синтетические масла, которые характеризуются очень пологой вязкостно-температурной кривой.

Классификация и ассортимент. В агрегатах трансмиссии автомобилей применяется широкий ассортимент масел. Согласно ГОСТ 17479.2-85 "Масла моторные, трансмиссионные и жидкости гидравлические. Система обозначений" масла классифицированы по классам и группам в зависимости от их вязкости и эксплуатационных свойств (табл. №1).


Таблица №1

Классы вязкости трансмиссионных масел


Класс вязкости

Кинематическая вязкость при 100°C, мм2

Максимальная температура, при которой t=150Па-с,°С

9

7,0 ...10,9

-45

12

11,0... 13,9

-35

18

14,0 ...24,9

-18

34

25,0 ...41,0





С учетом деления на классы и группы трансмиссионные масла имеют условные обозначения. Например, обозначение ТМ5-12 расшифровывается следующим образом: «ТМ» - трансмиссионное масло, цифра «5» - группа по эксплуатационным свойствам, цифра «12» - класс вязкости.

Таблица №2

Классификация трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам


Группа


Состав


Рекомендуемая область применения



ТМ-1


Минеральные масла без присадок


Прямозубые, спирально-конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях до 600 МПа и температуре в объеме до 90°С


ТМ-2


Минеральные масла с противоизносными присадками


Прямозубые, спирально-конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях до 1200 МПа и температуре в объеме до 90°С



ТМ-3



Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности

Прямозубые, спирально-конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2000 МПа и температуре в объеме до 90°С


ТМ-4


Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности



Прямозубые, спирально-конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях свыше 2000МПа. Гипоидные передачи, работающие при высокой скорости и низком крутящем моменте или низкой скорости и высоком крутящем моменте с объемной температурой до 130°С



ТМ-5


Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности полифункционального действия


Гипоидные передачи, работающие при высокой скорости, ударных нагрузках, высоком крутящем моменте и объемной температуре 130°С и выше


Представителями группы ТМ-1 являются нигролы: зимний и летний (ТУ 38-101529-75), применявшиеся в старых моделях автомобилей. Нигролы – это неочищенные остатки от прямой перегонки нефти, характеризуются неудовлетворительными противоизносными, антиокислительными и низкотемпературными свойствами. На современных автомобилях не применяются. К этой же группе могут быть отнесены базовые масла (ТБ-20, ТС-14.5), служащие основой для изготовления автомобильных трансмиссионных масел.


К группе ТМ-2 относится масло для коробок передач и рулевого управления - ТС (ОСТ 38.01260-82, прежнее обозначение ГОСТ 4002-53), класс 18. Это масло имеет низкие эксплуатационные свойства, применяется в ограниченных масштабах только на старых моделях легковых автомобилей.

В группу ТМ-3 входят масла Теп-10, ТАп-15В, ТСп-15К, выпускаемые по ГОСТ 23652-79.

ТСп-10 применяют для смазывания тяжелонагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач грузовых автомобилей. Служит в качестве зимнего для умеренной климатической зоны и всесезонного для северных районов страны.

ТАп-15В служит для смазывания тяжелонагруженных цилиндрических, конических и спиралыю-конических передач грузовых автомобилей.

ТСп-15К имеет улучшенные по сравнению с маслом ТАп-15В противоизносные, антиокислительные и низкотемпературные свойства. Служит в качестве всесезонного для умеренной климатической зоны. Предназначено для тяжелонагруженных цилиндрических и спирально-конических передач, в том числе большегрузных автомобилей КамАЗ, КрАЗ, УралАЗ.

К группе ТМ-4 относятся масла Тсп-15 (ГОСТ 23652-79), Тсз-9гип (ОСТ 38-101158-78), Тсгип (ОСТ 38-01260-82, прежнее название – масло по ГОСТ 4003-53).

ТСп-14гип (класс 18) применяется для гипоидных передач грузовых автомобилей всесезонно в умеренной и жаркой климатической зоне. Обладает высокими противозадирными, но недостаточными антиокислительными и антикоррозионными свойствами. Показатели масла резко ухудшаются при попадании в него воды; в этом случае масло следует немедленно заменить.

ТСз-9гип (класс 9) предназначено для применения в агрегатах трансмиссии грузовых автомобилей в районах Крайнего Севера при температуре воздуха до -50...-55°С. Ввиду малой вязкости и ухудшения противоизносных свойств при высокой температуре это масло применяется только в зимний период.

ТСгип предназначено для гипоидных передач старых моделей легковых автомобилей. Ввиду недостаточных низкотемпературных, противоизносных и антиокислительных свойств для новых моделей автомобилей не рекомендуется.


В группу ТМ-5 входят масла ТАД-17И (ГОСТ 236532-79) и ТМ5-12рк (ТУ 38.101844-80).

ТАД-17И (класс 18) получают смешением остаточного и дистиллятного масел с введением многофункциональной и депрессорной присадок. Масло обладает высокими эксплуатационными свойствами, является универсальным и может применяться в тяжелонагруженных цилиндрических, спирально-конических и гипоидных передачах грузовых и легковых автомобилей в умеренной и жаркой климатических зонах.

ТМ5-12рк (класс 12) получают из низкозастывающего масла селективной очистки, загущенного полимерной присадкой, с введением многофункциональной присадки. Масло относится к числу универсальных для эксплуатации и консервации цилиндрических, спирально-конических и гипоидных передач грузовых автомобилей. Предназначено для применения в качестве всесезонного, в первую очередь для эксплуатации в северных районах.

За рубежом для маркировки трансмиссионных масел используют классификации SAE и API.

По классификации SAE масла подразделяются на летние (например, SAE 140), зимние (SAE 75W) и всесезонные (SAE 75W90).

По классификации API трансмиссионные масла подразделяются по уровню противоизносных и противозадирных свойств:

GL-1 – применяются в зубчатых зацеплениях при невысоких давлениях и скоростях скольжения (не содержат присадок);

GL-2 - содержат противоизносные присадки;

GL-3 – содержат противозадирные присадки, могут быть использованы для спирально-конических передач, в том числе гипоидных;

GL-4 – содержат активные противозадирные и противоизносные присадки;

GL-5 – универсальные масла для всех типов передач.

GL-6 – передачи, работающие в очень тяжелых условиях и требующие использования масел с высокоэффективными противозадирными и противоизносными свойствами.




следующая страница >>