prosdo.ru 1 2 ... 5 6
к.э.н., доцент Папковская Д.В.

ЛЕКЦИИ ПО дисциплине «Налоговый учет»

для студентов ЗФО УЭФ

специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Тема 1. Государственное регулирование и организация налогового учета
1.1 Методические основы налогового учета в организациях
Система налогов и сборов (пошлин) взимаемых в бюджет республики, регламентируется Налоговым кодексом. Он устанавливает основные принципы налогообложения, регулирует отношения по установлению, изменению, прекращению действия налогов и сборов, а также определяет права и обязанности как плательщиков, так и налоговых органов.

Налог – это обязательный безвозмездный платеж, взимает с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Характерной чертой налогов является то, что они взимаются в бюджет для обеспечения общегосударственных расходов и не имеют целевого назначения.

К налоговым платежам относятся также отчисления, уплачиваемые в специальные фонды: социальной защиты населения, медицинского страхования, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Сбор (пошлина) представляет собой обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения ими юридически значимый действий, включая предоставление определенных прав и выдачу специальный разрешений (лицензий); либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу. В отличие от налогов сборы всегда имеют целевое назначение. Это платеж за обладание специальным правом.

Не являются налогами и сборами платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства.

Объекты налогообложения и налоговая база формируются в системе бухгалтерского учета. Поэтому в соответствии с Законом Республики Беларусь бухгалтерский учет должен обеспечить полноту и достоверность информации о деятельности каждого субъекта хозяйствования, ее финансовом положении, полученных доходах и расходах.


Плательщики налогов обязаны в соответствии с Налоговым кодексом осуществлять налоговый учет по формированию объектов налогообложения и определять достоверно налоговую базу по налогам и сборам, который основывается на данных бухгалтерского учета. Это законодательно закрепленное методологическое положение по организациям учета объектов налогообложения и налоговой базы для исчисления налогов (сборов) раскрыто в Инструкции о порядке ведения налогового учета, утвержденной постановлением Министерства финансов РБ от 16.12.2003 №173/114 и введенной в действие (учетную практику) с 01.01.2004.

Налоговый учет осуществляется организациями – плательщиками налогов исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля. Он ведется посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета об объектах налогообложения, их систематизации и накопления для определения размера налоговой базы.

Расчетные корректировки – это изменения в данных бухгалтерского учета (увеличение, уменьшение), производимое плательщиками для получения достоверной информации об объектах налогообложения. Они позволяют определить стоимостные и другие характеристики налогооблагаемых объектов. Осуществление расчетных корректировок производится в соответствии с нормами налогового законодательства, которыми устанавливаются объекты налогообложения, порядок формирования налоговой базы по конкретному налоговому платежу и порядок исчисления (расчета) налога и сбора. Данные бухгалтерского учета корректируются в том случае, если они содержат недостаточную либо излишнюю информацию об объектах налогообложения. Если же состав и характеристика объектов налогообложения соответствуют данным бухгалтерского учета, то учетная информация принимается в качестве данных налогового учета без расчетных корректировок.
1.2 Виды налогов, сборов, их классификация

Налоговая система представляет собой законодательно установленную государством совокупность налогов и сборов, изымаемых в налогоплательщиков. Она должна обеспечить перераспределение налогового бремени по плательщикам. Множественность налогов позволяет проводить государством гибкую политику в области налогов, в большей мере учесть платежеспособность налогоплательщиков, выровнять налоговую нагрузку, отразив разнообразие форм объектов налогообложения с учетом всех сторон их экономической деятельности.


Множественность налогов не допускает доминирование одного налога, так как при внезапном изменении экономической ситуации доходная часть бюджета страны может быть не сформирована. Кроме того, множественность налогов обеспечивает их взаимодополняемость, при которой уменьшение одного налога неизменно приведет к росту платежей по другим видам налогов.

Множественность налогов обосновывается совокупностью объектов (предметов) налогообложения, в качестве которых выступают: имущество (движимое и недвижимое), прибыль (доход) от экономической деятельности, операции по реализации товаров (работ, услуг), ввоз (вывоз) товаров на таможенную территории, отдельные виды деятельности, отдельные объекты, совершение сделок по ценным бумагам. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за тот или иной период налогообложения.

С целью изучения сущности каждого вида налога и для обеспечения достоверности исчисления производится их классификация по определенным признакам. Классификация налогов представляет собой их группировку. Отнесение того или иного вида налога к определенному виду позволяет более четко определить содержание (суть) данного налога. Группировки налогов по разным признакам позволяют дать характеристику конкретного налога с различных сторон.

В настоящее время в качестве классификационных признаков, характеризующих налоги, выделяют следующие:


  1. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

  2. По способу взимания налогов;

  3. По объектам налогообложения;

  4. По источникам возмещения налогов;

  5. По субъектам уплаты налогов;

  6. По особым режимам налогообложения; (ст.10)

  7. По методу обложения (по ставке).

1) Общим показателем налоговой системы страны является число уровней, что увязывается с уровнем структуры власти. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж (по принадлежности к уровню управления и власти) налоги в Республике Беларусь подразделяются на:


        • Республиканские налоги , сборы (пошлины);

        • Местные налоги и сборы.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

  • НДС;

  • Акцизы;

  • Налог на прибыль;

  • Налог на доходы иностранный организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

  • Подоходный налог с физических лиц;

  • Налоги на имущество (налог на недвижимость);

  • Экологический налог;

  • Налог с пользователей природных ресурсов (Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов);

  • Земельный налог;

  • Дорожные налоги и сборы (Сбор при ввозе на территорию РБ озоноразрушающих веществ, Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования РБ, Сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств РБ по территориям иностранных государств);

  • Таможенная пошлина;

  • Гербовый сбор;

  • Оффшорный сбор;

  • Консульский сбор;

  • Государственная пошлина;

  • Патентные пошлины.

К местным налогам и сборам относят:

  • Налог за услуги;

  • Сборы с пользователей (налог на владение собаками, сбор на развитие территорий, курортный сбор, сбор с заготовителей, налог на владение собаками).

2) По способу изъятия они подразделяются на:

  • Прямые;

  • Косвенные (скрытые).

Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или собственности (имущества) налогоплательщика. К ним относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на дивиденды, налог на прибыль, налоги на имущество, налог за владение собаками.

К косвенным (скрытым) налогам относятся: НДС, акцизы, налог на услуги, таможенные пошлины и др. Такие налоги взимаются в виде надбавок к цене товара, с оборота реализации товаров (работ, услуг) в процессе их потребления. Косвенные налоги наиболее выгодны для государства, так как не зависят от финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов.


3) По объектам налогообложения налоги подразделяются на налоги, взимаемые с прибыли, с имущества, пользования землей, ренты, выручки от реализации, потребления природных ресурсов, фонда оплаты труда, с суммы произведенных затрат, с определенных видов деятельности. К ним относятся:


  • Налог на недвижимость;

  • Налог на прибыль;

  • НДС;

  • Акцизы;

  • Налог на приобретение транспортных средств;

  • Плата за землю;

  • Экологический налог;

  • Отчисления на социальные нужды и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • Налог на игорный бизнес;

  • Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности;

  • Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр и другие.

4) По источникам возмещения налогов налоги подразделяются на следующие группы:

  • Налоги, уплачиваемые из прибыли (налог на прибыль; экологический налог в размере, превышающем установленный лимит, и другие местные налоги);

  • Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации (НДС, акцизы, налог на услуги, целевые сборы и другие);

  • Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) (платежи за землю, экологический налог в пределах установленных нормативов, отчисления в фонд социальной защиты населения, страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и другие).

5) По субъектам уплаты налогов всю совокупность налогов подразделяю на:

  • Налоги, взимаемые с физических лиц (подоходный налог, налог на дивиденды, налог и имущество и др.);

  • Налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль, НЖС и др.).

6) По особым режимам налогообложения налоги подразделяются на:

  • Налог при упрощенной системе налогообложения;


  • Налогообложение в СЭЗ;

  • Налог на игорный бизнес;

  • Налог на доходы от лотерейной деятельности;

  • Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

  • Единый налог с индивидуальных предпринимателей и физических лиц;

  • Налогообложение отдельных категорий плательщиков;

  • Сбор за осуществление ремесленной деятельности;

  • Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

  • Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

7) По методу обложения налоговой базы (по ставке) налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, дифференциальные, ступенчатые, твердые.

По каждому виду из всей совокупности налогов в процессе хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства возникает объект налогообложения, по которому в системе бухгалтерского учета должна быть сформирована достоверная налоговая база. Для исчисления суммы конкретного вида налога к единице измерения налоговой базы применяется установленная налоговая ставка.


1.3 Первичные документы и регистры налогового учета
В соответствии с Налоговым кодексом РБ систематизация учетной информации об объектах налогообложения осуществляется в регистрах налогового учета или в расчетах налоговой базы. Регистры налогового учета представлены специальными формами на бумажных и электронных носителях.

Расчеты налоговой базы составляются плательщиками отдельно по каждому виду налоговых платежей, за соответствующий отчетный (налоговый) период, если у них возникло налоговое обязательство (Постановление 137).

Налоговый учет по налогу на прибыль основывается на данных бухгалтерского учета. Он осуществляется в регистрах налогового учета, где отражается сводная учетная информация для расчета налога и корректировки показателей для определения налоговой базы.


В регистрах налогового учета отражаются основные показатели, участвующие в определении налогооблагаемой прибыли. Для отражения порядка формирования налогооблагаемой прибыли утверждены регистры налогового учета отдельно для систематизации доходов и расходов организации.

Доходы плательщиков для целей налогового учета делятся на:


  • Доходы от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;

  • Доходы от внереализационных операций (внереализационные доходы). Это доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

Доходы могут быть получены субъектом предпринимательства как от источников внутри страны, так и за ее пределами.

В качестве регистров налогового учета доходов утверждены и рекомендованы к применению:

  • Регистр доходов от реализации товаров (работ, услуг). В этом регистре отражается сводная информация в разрезе следующих видов выручки: от реализации продукции (работ, услуг), от реализации основных средств и нематериальных активов, от реализации иных ценностей (сырье, материалы и т.д.), от реализации имущественных прав;

  • Регистр доходов от внереализационных операций. В данном регистре отражается сумма каждого вида внереализационных доходов;

  • Регистр доходов, полученных из-за рубежа.

Для целей бухгалтерского учета расходы организации соответственно подразделяются на:

  • Расходы по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;

  • Внереализационные расходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции, товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

В качестве регистров налогового учета расходов утверждены:


  • Регистр расходов по производству и реализации товаров (работ, услуг), в котором отражаются: затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), покупная стоимость товаров, налоги и сборы из выручки от реализации, затраты по реализации основных средств и нематериальных активов, затраты по реализации иных ценностей (сырье, материалы и т.п.), расходы на реализацию имущественных прав;

  • Регистр расходов от внереализационных операций. В этом регистре отражаются суммы каждого вида внереализационных расходов.

Утвержденных форм регистров налогового учета доходов и расходов нет. Они ведутся в произвольной форме. Однако в регистрах должны быть отражены:

  • Наименование регистра;

  • Наименование отчетного месяца и года, за который представлены регистры;

  • Подписи лица, составившего регистр, и главного бухгалтера организации;

  • Наименование отраженных показателей и их стоимостная характеристика, базирующаяся на данных бухгалтерского учета до проведения расчетных корректировок, а также общей суммы стоимостных характеристик этих показателей;

  • Суммы приведенной расчетной корректировки соответствующего показателя, отраженного в регистре; основания ее проведения со ссылкой на соответствующую норму налогового законодательства и общая сумма корректировок по регистру;

  • Показатели после проведения расчетных корректировок и общая сумма показателей по регистру.

Предварительно, перед отражением расчетных корректировок в регистрах доходов и расходов, они производятся в регистре расчетных корректировок со ссылкой на норму законодательства и приложением расчетов соответствующих норм расходов (в необходимых случаях).

Показатели регистров доходов и расходов после проведения с ними расчетных корректировок принимаются к расчету налоговой базы.

В тех случаях, когда расчетные корректировки не производились (не было необходимости), налоговая база определяется на основе данных бухгалтерского учета, отраженных в регистрах в качестве налогообразующих показателей.

Регистры налогового учета заполняются за каждый отчетный месяц.




следующая страница >>