prosdo.ru 1 2 ... 6 7


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

Вишневский В. А.

История педагогики и образования

Учебное пособие

ЧЕБОКСАРЫ 2009
СОДЕРЖАНИЕ


Тема 1. История педагогики и образования - область научных знаний


  1. История педагогики и образования наука и учебная дисцип­лина.

  2. Объект, предмет и методология истории педагогики и образования.

  3. Цели и задачи учебного курса.

Главное в теме: дать краткую характеристику истории педагогики и образования как науки и учебной дисциплины. Предоставить сту­дентам возможность самостоятельно ознакомиться с разделами рабо­чей программы и выписать в тетрадь, цели, задачи, знания и умения по данной дисциплине.

1.1. История педагогики и образования. Наука и учебная дисциплина

История педагогики и образования - отрасль научного знания и учебная дисциплина в педагогическом университете. Она позволяет изучить и усвоить историю становления и развития систем образова­ния и воспитания на основе представителей научной педагогической мысли и практической деятельности учителей и воспитателей, пере­дающих культуру цивилизации и формирующих личность на основе Законов РФ и ЧР «Об образовании» 1992 и 1993гг.

История - от греч. Слова «historia» - рассказ о прошлых событи­ях, повествование о том, что узнано, исследовано.

Педагогика - от греч. Слова «pais» (пайдос) - дитя; «ago» - веду, воспитываю. В основном это сложное словосочетание переводят «пайдогогос» - детоводитель. В Древней Греции им был престарелый раб, сопровождающий ребенка своего господина в школу. Иногда ра­ба, обучавшего ребенка господина, называли «пайдогогос».


В Древнем мире этимология снова изменялась по содержанию и значению в течение многих веков. Слово «Педагогика» стали упот­реблять в значении «Искусства» - «вести ребенка по жизни», т.е. вос­питывать и обучать, направляя его телесное и духовное развитие.

Педагогика впервые как наука была выделена из философии в на­чале 17 в. Фрэнсисом Бэконом (1561-1626), английским философом, который издал трактат (научное сочинение) «О достоинстве и увели­чении наук», в 1623г. педагогику он назвал «руководство чтением».

Ян Амос Коменский (1592-1670) издал гениальный труд «Вели­кая дидактика» в 1632г. на чешском, а в 1654г. на латинском языке. «Великую дидактику» он характеризовал как «... универсальное ис­кусство всех учить, всему, ... с верным успехом, быстро, без обреме­нения и скуки, с величайшим удовольствием, учить основательно, продвигая учащихся к истинной науке».

«Создавать всеобщие школы... это искусство учить и учиться... так, чтобы более основательного образования мысли могли достичь лишь те, кто отличается необычайными дарованиями », - писал Я. А. Коменский.

Классики педагогики: А. В. Дистервег, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, Д. Локк и др. представители класси­ческой педагогической мысли стояли у истоков становления новой науки - педагогика.

Педагогика как наука содержит 4 раздела:


  • Общие основы педагогики.

  • Дидактика (теория обучения).

  • Теория воспитания.

  • Школоведение (управление педагогическими системами).

История педагогики характеризуется 3 потоками: зарубежная,

русская (до 1917г.), советская и постсоветская.

Изучение истории педагогики позволит выявить научно- практи­ческую деятельность представителей педагогической мысли и учите­лей в системах образовательных учреждений во всех формациях, изу­чить технологию педагогического процесса и его влияние на мировую цивилизацию.


История педагогики соединена союзом, и с образованием, как не­отъемлемая область научного знания. По словарю В. Даля, образова­ние происходит от глаголов «образовывать» и «образовать», которые в свою очередь восходят к глаголу «образить» в значении давать, вид, образ, обтесывать, сгладить нечто целое, устраивать, основать, созда­вать, улучшать духовное, просвещать. Образование в трактовке В. И. Смирнова «специализированный способ трансляции и освоения культурного опыта, характеризующего уровнем культурной компе­тенции, достигнутый человеком» •

Член корреспондент РАН В. И. Андреев «...образование - это индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он владеет на основе целенаправленной и целост­ной системы обучения и воспитания, которая на определенных этапах своего развития переходит в самообразование» [2].

Образование - часть культуры общества, которая реализуется на основе Законов РФ и ЧР «Об образовании». Педагогические науки и практики, современные технологий обучения и воспитания, функцио­нирования различных типов образовательных учреждений обеспечи­вают «интеграцию личности, национальную и мировую культуру» - ст. 14 п. 2 Закона РФ «Об образовании» [1].

1.2. Объект, предмет, принципы и методология истории педагогики и образования

Объект исследования: воспитывающиеся, обучающиеся, ученик, школьник, человек - личности, которые усваивают достижения куль­туры - в каждой формации, на основе деятельности педагога, воспи­тателя, выполняющих социальный заказ общества на благо разви­вающейся личности, общества и государства в различных типах обра­зовательных учреждений.


  • Предмет исследования - история педагогики и обучения, науч­ной педагогической мысли, образовательных систем и технологий;
  • Предмет исследования - в интеграции достижений гражданской истории и научной педагогики в изучении многовековой дороги ми­ровой педагогической мыли и практики [5,5];


  • Предмет исследования позволяет знать, владеть, уметь, оцени­вать и прогнозировать образование и воспитание, которое востребо­вано обществом человека - гражданина, владеющего культурными ценностями.

Методология - это путь, способ познания истины. Методология истории педагогики и образования имеет философское основание, диалектический, исторический материализм.

Принципы:

    1. Объективности и нейтралитета;

    2. Историзма;

    3. Формационного и цивилизационного подхода;

    4. Сравнительного и синхронного анализа мировой истории пе­дагогики.

Проблемы: евроцентрического и российского подходов в истории педагогики и педагогической мысли [5,7].

Методы - эмпирические, экспериментальные, математические, статистические и др.

1.3. Цель и задачи учебного курса

Цель данного курса - дать знания становления и развития исто­рии педагогики и образования, выявляя закономерности, принципы, технологии и обеспечивая развитие человека - творца культуры, ци­вилизации со школьной скамьи, готовя его к самореализации, непре­рывной системе самообразования и самосовершенствования.

Задачи:

1. Изучение философских античных и современных технологий, обеспечивших прогресс цивилизации;

      1. Изучение законов, закономерностей, принципов, правил и реа­лизации социального заказа общества;

      2. Формирование профессиональных педагогических знаний у будущих педагогов.

Изучив программу курса, изложенную в рабочих программах ка­федры ПНО, студенты усвоят необходимые требования к тому, что они должны теоретически знать, уметь и какими навыками овладеть по курсу, который предполагает определенное количество часов, лек­ционных и практических, написание контрольной работы и сдачи за­чета.

Итак, главная задача курса — востребованность в ретроспектив­ных и современных знаниях истории педагогики и образования. Бу­дущие учителя сумеют их успешно реализовать в педагогической деятельности, добиваясь позитивных результатов в обучении и воспи­тании, на основе овладения технологиями и, реализуя в инновациях, почетной и приоритетной деятельности, как доверенные лица в деле культурного, цивилизованного прогресса развития ученика, школьни­ка, учителя, человека, гражданина.




Тема 2. Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе •

Краткая характеристика первобытно - общинного строя.

Инициация - испытания выпускников в «Домах молодёжи или холостяков».

Частная собственность и крушение первобытно - обществен­ного строя.

Исторический и классовый характер воспитания.

Главное в теме: характеристика зарождения воспитания и обуче­ния в первобытно - общинном строе, инициации.

Исторический и классовый характер воспитания и обучения

Краткая характеристика первобытно - общинного строя

Зарождение воспитания и образования началось с появления человека - разумного 40-45 тыс. лет назад. Первые формы получения воспитания и образования относятся к матриархату - 8-Зт. до н.э. Историки и археологи данный период называют неолитом. Он характеризовался появлением «Домов молодежи», «Домов холостяков», в которых раздельно обучали девочек и мальчиков, передавая им накопленный опыт поколениями от старейшин к молодёжи. Опыт введения хозяйства, сохранение домашнего очага и домоведение - девочкам, а рыбалку, охоту, изготовление каменных орудий труда, скотоводство, земледелие - мальчикам. Программа обуче­ния состояла из трёх частей: теоретическая, практическая и ритуальная [3]. Методы воспитания - эмпирические, т.е. практического познания мира на примерах показа приёмов собирательства и охоты, хозяйственной деятель­ности, домоводства совместно со взрослыми членами родовой общины. Наблюдение, игры, упражнения, ритуальные обряды, знания и умения в овладении танцами, мифологией нашли свои подтверждения в археологи­ческих раскопках село Костенки, Воронежская область (на практике, в студенчестве, автор лично принимал в них участие) находки детских инст­рументов, оружия для охоты, малых корзиночек, скульптурных игрушек и т.д.

Инициации - испытания выпускников в «Домах моло­дежи или холостяков»

Итоговыми испытаниями после пяти - шести лет учебы стали инициации. Они проводились в присутствии всех членов родовой об­щины по несколько недель или месяцев.


Инициация - в 10-15 лет - сдача «экзамена» за весь период обу­чения в «Домах молодёжи или холостяков» с показом усвоенных приёмов трудовой деятельности, ритуальных танцев и тотемов, силы, выносливости, терпения к преодолению боли и т.д. Успешно выдер­жавшие инициации провозглашались взрослыми - равноправными членами родовой общины [5,12].

2.3. Исторический и классовый характер воспитания и образования

С появлением частной собственности на средства производства: землю, скот, орудия труда и другие богатства их захватили старейши­ны, вожди. Они превратились в класс эксплуататоров, а простые чле­ны общины - эксплуатируемых. Образование и воспитание стало но­сить ярко выраженный не только исторический, но и классовый ха­рактер.

Исторический связан с появлением человека разумного в исто­рии общества и вплоть до сегодняшнего дня. Образовывали и воспи­тывали в истории развития, передавая и приумножая накопление знаний как закономерность в прогрессивном развитии общества.

Классовый характер воспитания и образования заключается в том, что оно отражало интересы стоящих у власти эксплуататоров - рабовладельцев, феодалов, капиталистов. Создававшиеся им образо­вательные учреждения обслуживали интересы господствующих клас­сов - жрецов, вождей, охранявших власть богатых - «воинов» и чи­новников. Господствующие классы, классы эксплуататоров, создав­шие «аппарат принуждения» - государство, которое законами, арми­ей, полицией, образованием и воспитанием веками удерживало власть над эксплуатируемыми. Государство во всех эксплуататорских фор­мациях создавало систему учреждений обучения и воспитания для эксплуататорских классов, ограничивая доступ к образованию для эксплуатируемых (рабов, крестьян, рабочих) за счет высокой оплаты за учёбу, законами, запрещавшими «кухаркиным детям» получать об­разование.

Итак, первобытно-общинный строй с появлением человека ра­зумного осознал и внедрял воспитание и образование. Первые типы образовательных учреждений, «Дома молодёжи и холостяков», ини­циации - экзамены - испытания с целью подготовить молодое поко­ление к труду, к жизни, овладению современными орудиями труда. Первобытный человек в борьбе с дикой природой победил, благодаря труду, созданию новых орудий труда от палки - копалки к каменным, а затем и металлическим орудиям труда, с развитием руки, тела, язы­ка, ума, речи как инструмента общения в коллективе совершенство­вался и сам человек.


Частная собственность разрушила первобытный «коммунизм» и равенство членов первобытной общины. Частная собственность зало­жила основы к развитию новых формаций, (общественных строев): рабовладельческого, феодального и капиталистического с классовым характером обучения и воспитания молодых поколений. Дети господ­ствующих классов (рабовладельцев, феодалов, капиталистов) для вы­полнения функций управления и властвования над эксплуатируемыми рабами, крестьянами и рабочими, получали знания в школах, лицеях, гимназиях и университетах. Дети эксплуатируемых классов получали образование и воспитание, как и «соли» в меру, что бы могли тру­диться и производить материальные и духовные ценности для класса эксплуататоров и рабовладельцев, феодалов и капиталистов.

Итак, мы охарактеризовали воспитание и обучение в первобыт­ном обществе. Определили его исторический и классовый характер в трёх формациях: рабовладельческой, феодальной и капиталистиче­ской.

Тема 3. Воспитание и образование в государствах древних цивилизаций


  1. «Дома табличек» - школы Двуречья (3 т. до н.э.)

  2. Образование в древнем Египте - школы писцов.

  3. Две стадии древне - индийского воспитания и обучения.

  4. Китай. Конфуцианство.

Главное в теме: характеристика семейно - религиозного, кастово­го воспитания и создание первых образовательных учреждений, вос­требованных государствами древнейших цивилизаций, доказавших, что без воспитания и образования прогресс развития цивилизации не­возможен.

3.1. «Дома табличек» - школы Двуречья (Зт. до н.э.)

Первым традиционным этапом воспитания детей от рождения до 7-8 лет было семейно - религиозное воспитание детей, за которое от­вечали родители перед государством. В дальнейшем воспитании бо­гатые и состоятельные родители, передавали своим детям знания, культового-религиозные традиции. Жрецы обучали своих детей, чи­новники и ремесленники - своих, формируя умения и навыки. Бога­тые нанимали учителей, продолжая повышать уровни образования своих детей, которые должны были стать достойными преемниками, управителями, жрецами, чиновниками в государстве.


В эддубах - «домах табличек» в 3-1 т. до нашей эры в государст­вах Междуречья за плату постигали грамотность и готовились стать чиновниками. По программе обучения ученики учились с 8 до 18 лет по предметам: чтение, письмо, счет. Они изучали два языка. По ре­зультатам специализацией чиновников выпускники получали до 40 специальностей: сборщиков налогов с ремесленников, торговцев, кре­стьян и т.д.

Писец жил безбедно жил и служил до 40 лет. Найденные англий­ским археологом X. Рассамом, клинописи пронумерованные постра­нично, со штампом царя Ашшурбанипала, являются свидетельством древнейшей цивилизации. Краткое письмо получило название слого­вое. Согласные и гласные буквы нового алфавита позволяли читать по слогам и научиться грамотно писать. Слоговое письмо более легкое, чем иероглифическое. Краткое письмо было лучше адаптировано к развитию торговли, ремесла и управлению при дворе Критского царя. Дворцовые школы на о. Крит, по свидетельству археологов, дали че­ловечеству новую форму Критского письма, взамен 700-900 иерогли­фам. Образцы письма слева направо, заглавные буквы, красная строка взята была для славянской азбуки.

3.2. Образование в древнем Египте - школы писцов

В школах писцов, усвоив начальное образование, ученики изуча­ли математику, географию, астрономию, иностранные языки и другие предметы.

Весь период обучения можно охарактеризовать 3 этапами:


    1. Техника изображения иероглифов;

    2. Изучать, трактовать, передавать содержание текста;

    3. Развивать красноречие с умением выносить правильное реше­ние.

Ярко свидетельствуют сохранившиеся пословицы: «Речь спасет, но и может погубить», «речь сильнее оружия» [5].

Владение грамотой и занятие должности писца были источником благополучия, что подтверждает источник: «Смотри, нет другой должности, кроме должности писца, где человек, всегда начальник». Воспитание грамотности, покорности, прилежания сочеталось с фи­зическими наказаниями.


3.3. Две стадии Древнеиндийского воспитания и обучения

Воспитание и образование в Древней Индии традиционно начи­налось с семьи, согласно Ведам, Богу Кришне и кастово-сословному воспитанию.

Дравидско-Арийская культура с 1 т. до н. э. характеризовалась кастово-сословным строем. Три сословия были привилегированными и господствующими: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайши (земледельцы, ремесленники, торговцы). Они не платили налоги и были на содержании государства. Жрецы читали помыслы Бога, вои­ны защищали государство. Они передавали по наследству знания ре­лигиозного учения и военно - физические приемы, закалку и подго­товку к участию в войне. Бесправной и неприкасаемой кастой были рабы (шудры) парии (потомки дравидов), чьи тени не должны были падать на три высшие касты [14,38].

Физическое, умственное, духовное воспитание основывалось на кастовой идеологии и согласно Ведам - пастух, воин, царь Кришна за 64 дня овладел всей «людской ученостью» и в образе Бога Рамне знал Священную учебную книгу «Бхагавадгита» и философскую литера­туру.

Семейное воспитание продолжалось учителем от местных школ. Учителя проповедники, и отшельники Гуру передавали обучение се­мейным «специализированным» учителям и школам, где обучались дети трех привилегированных каст за плату.

Дети, согласно кастовым традициям, обучались по разным про­граммам обучения - дети жрецов с 8 лет, воинов с 11 лет, крестьян с 12 лет, по программам профессионально адаптированным в течение 8 лет.

По углубленной программе обучались привилегированные дети еще 3 года.

Основными учебными пособиями были 200 текстов древнейших Упанишад (8-9 в. до н.э.), ведийская грамматика, гимны, фонетика, логика, поэтика.

Методы обучения: чтение, осмысление, комментирование учи­теля, запоминание и тренировка памяти. Дравидско-арийская культу­ра основана на кастовой системе обучения и воспитания.

Буддийская вторая стадия - с конца 5 века. В Индии при царе Ашоки Буддизм провозглашен мировой религией, с равенством всех людей от рождения и принципами отказа от всех желаний, с высшим совершенством - нирваной.


Система образования и воспитания характеризовалась семейным воспитанием, 2 типами школ: начальной - школьного образования и мировыми научными центрами.

В начальной школе программа обучения характеризовалась сооб­ществом ученых и учеников в познании математики, иностранного языка, географии, отдельным практическим знаниям по отраслям на­ук. Мировые научные центры - с 5в. стали прообразом наивысшего уровня образования мирового. Обучавшиеся ученики изучали по про­граммам философию, логику, астрономию, литературу, заклинания змей и др. Буддийский монастырь в г. Наланда объединил ученых из тринадцати монастырей [5]. Наука и практика развивались. Они стали опорой светских и религиозных знаний. Индия - столица, открывшая миру цифры 1-10, индийский алфавит, словесно-слоговое письмо, шахматы, индийская образовательная система определилаЗ стадии познания:


      1. Предварительная.

      2. Внимательного чтения.

      3. Закрепления и окончательного усвоения.

Главное требование - требование учителя Гуру «Учись - учить­ся», побуждая учеников к учебе. Обязательная эффективность с по­знанием ранее не познанного признается и современной педагогикой.

3.4. Китай. Конфуцианство

Китай - древнейшая цивилизация Востока с традиционным семей- но-религиозным воспитанием, преклонения перед старшими членами семьи. В традициях семьи запрещалась ругань, брань - все, что может навредить.

Отец-наставник свято чтил традиции почитания родителей. Бог се­мьи (Цзао Ван) оценивал поведение, труд и прилежание домочадцев. Получив грамотность от родителей и наемных учителей, ученик об­ладал начитанностью, вежливостью, умением заглянуть в себя и уста­новить мир и гармонию в своей душе.

Первые школы - Сян - прибежище для престарелых - относятся к 3 т. до н. э. Император Инь и историк Цанзе создали иероглифическое письмо, состоявшее из 3300 графем.

В начальной школе обучение начиналось с 7 лет и длилось в те­чение 7 лет. Программа: чтение письмо, счет, стихосложение, заучи­вание текстов. Итог: знание и владение 214 иероглифами, основами литературы.


Изученные иероглифы ученики писали на черепашьих панцирях, бамбуке, шелке, используя кисточку и сок лакового дерева. '

Обучались письму, пению, стрельбе из лука, управлению лоша­дью или колесницей с обязательной сдачей экзаменов.

В первом государственном университете Тай Сюэ обучалось до 300 студентов, срок обучения от 6 до 13 лет. Главным требованием в созданных государственных университетах: «Учи учиться с согласия учителя и ученика, легко, самостоятельно».

В средние века университеты открыли двери для обучения сво­бодных и талантливых людей из низов общества. На государственных экзаменах ценились таланты, ученость, а не знатность.

Обязательные и традиционные государственные экзамены для чиновников всех рангов обеспечивали прогресс и развитие Китайской цивилизации.

Конфуций - (551-479 до н.э.) - первый учитель китайского наро­да, признанный покровителем науки и образования. Он написал фи­лософские трактаты, с идеей разностороннего развития личности, с преимуществом образованности, связанной с наследственностью, классовым обучением и воспитанием.

Правильное воспитание - долг государства и условие к его про­цветанию, считал Конфуций. Он связывал воспитание с наследствен­ностью и считал, что люди не одинаковые от природы. Он разделил их на 3 группы:


        1. «Сыны неба», правители, обладающие высшей врожденной мудростью - дети императоров и правителей;

        2. «Благородные люди», которые за счет учения пришли к власти и стали «Опорой государства», т.е. чиновники;

        3. «Чернь» не способна к постижению знаний, что ярко выражает классовую систему Конфуция.

У Конфуция обучалось около Зтыс. учеников и 72 прославились, многие продолжали его дело. Так, его ученик Ли Цзы отметил, что школьное дело необходимое и первостепенное в жизни.

К книге «Обрядов» Конфуций рекомендовал начинать учебу де­тей с 7-8 лет по программе 9 летнего обучения со следующими дос­тижениями по годам обучения:


1 год. Умение читать и проявлять способность к учебе;

3 год. Уважение к ученикам, учителю, приятному общению това­рищей;

5 год. Широта знаний и прочность, признание к наставнику;

7 год. Способность к научным знаниям, наукам, размышлениям;

9 год. Умение делать умозаключения, твердо стоять в науке.

Четыре добродетели должны быть сформированы у учеников: со­страдание, милосердие, справедливость, почтительность.

В ряде трактатов Конфуций обосновал методы обучения: Лег­кость, подражание, самостоятельность, умение учителя научить детей ставить вопросы и находить ответы, диалог между учителем и учени­ком, учет возраста и др.

Главное требование к ученику - «Учиться без пресыщения, про­свещаться без усталости».

Качества учителя: ласков, человеколюбив, снисходителен, мило- стлив. С Ш-П вв. до н.э. Конфуцианство стало духовным стержнем китайской культуры и официальной идеологией в образовании и вос­питании [14,42].

Итак, Древнеиндийская и Древнекитайская цивилизации дали миру образцы культуры, которые были заимствованы другими стра­нами.



следующая страница >>