prosdo.ru   1 2 3 ... 6 7
Тема 4, Воспитание, образование и педагогическая мысль Античного мира


Спартанская военно- физическая система воспитания.

Афинское всестороннее воспитание в демократическом госу­дарстве.

Воспитание и образование в Древнем Риме.

Главное в теме: характеристика исторически востребованных систем образования и воспитания в Античном мире, давшим основы классического воспитания и обучения.

4.1. Спартанская военно-физическая система воспитания

Спартанское рабовладельческое государство, в котором на одного спартиата в среднем приходилось до 8 тыс. рабов, вынуждено было создать свою спартанскую огосударствленную военно - физическую систему воспитания юношей и девушек, чтобы держать в повинове­нии тысячи рабов.

Право на жизнь рожденного спартиата определяли старейшины. Слабые по их решению сбрасывались в пропасть.

До 7 лет ребенок воспитывался родителями, получая закалку, лю­бовь родителей, физическое становление.

С 7 и до 14 лет он воспитывался и обучался в агелах. Это была огосударствленная школа воспитания, в которую собирались дети руководством учителей - эйренов. Они проходили школу физической закалки, со скудным питанием, элементарной грамотностью: чтением, счетом, письмом, но главное - знаниями военных песен, гимнов, фи­зической силы и закалки, владением оружием.

Сдача экзаменов - поркой в течение суток у храма Артемиды с проверкой выносливости и убийством самого сильного, но безоруж­ного раба завершался этот этап подготовки спартиата к жизни. Спар- тиат должен был доказать свое превосходство физическое, владение оружием и готовность к службе Спарте.

С 18 лет и до 20 спартиаты должны были обязательно два года служить в Эфебии. Они участвовали в военных походах и службе. За­вершив службу, спартиаты имели право выбора к дальнейшей управ­ленческой (чиновничьей) или военной службе в городе - полисе.

Девушки-спартиатки обучались с детских лет ведению домашне­го хозяйства и управлению домом. Они обучались элементарной гра­мотности, пению, домоводству и главное занятие на гимнастических площадках - овладение оружием. Воспитание девушки заключалось в том, чтобы она была готова стать женщиной - рожать здоровых детей, быть заботливой матерью и управительницей рабами по дому, заме­щая мужа, когда он будет в военном походе [5,36].


Итак, огосударствленная военно-физическая система воспитания в Древней Спарте вошла в историю образования под лозунгом «В здоровом теле - здоровый дух». Летурно считал, что в Спарте выра­батывался человеческий дух, единственный в мире в отношении пат­риотического одушевления, физической силы и энергетики.

4.2. Афинское разностороннее воспитание в демократи­ческом государстве

Афинское рабовладельческое государство в системе воспитания заложило основы к всестороннему воспитанию личности с системой образовательных школ и повышенного типов образовательных учре­ждений: лицей, гимназии, академия, которые были доступны для со­стоятельных и богатых граждан.

Законодательство царя Солона (638-559) г. до н.э. афинского пра­вителя, установило каждому гражданину право получить грамот­ность, музыкальное образование, с ответственностью родителей, что­бы они давали воспитание и образование, как позволяли им средства.

Обязанность - знать какое-либо ремесло (торговлю, судостроение и др.), которые давали бы средства к существованию каждому граж­данину. По Законам Солона отец не мог претендовать на поддержку со стороны сына в старости, если он не давал ему надлежащего обра­зования.

В семье дети воспитывались до 7 лет и затем обучались на дому или в начальной школе. Они обучались читать, писать, считать, рас­сказывать, декламировать стихи.

Параллельно или после окончания начальной школы они обуча­лись играть на музыкальном инструменте, ритмике, мелодии стиха, развивая изящный вкус и музыкальные навыки.

В 13-14 лет обучение продолжалось в палестре - школе борьбы в течение 2-3 лет по программе пятиборья: бег, прыжки, борьба, мета­ние диска и копья, плавание, вместе с политическими и нравственны­ми беседами [5,37].

С 16 лет повышенный уровень образования юношей в 5-4 в. до н.э. в Академии и Киносарге. Обучались в академии чистокровные и зажиточные юноши Афин, а в Киносарге - юноши смешанных кро­вей. В течение 2 лет за высокую плату, получая умственную, нравст­венную и военно-физическую подготовку, т.е. образование и воспи­тание юношества было разносторонним.


Дети свободного населения Афин - демоса обучались ремеслу от своих родителей, и лишь некоторые могли обучаться грамоте.

В эпоху Критско-Микенской культуры воспитание и обучение складывалось в понятие общекультурного явления, готовившего классы эксплуататорской молодежи к эксплуататорской деятельности системой разностороннего семейно-государственного образования.

Итак, семейное образование, начальная школа грамматиста, ке- фариста, благодаря законам царя Соломона готовили эксплуататор­ский класс к разносторонней деятельности в государстве Афинской демократии.

4.3. Воспитание и образование в Древнем Риме

Основа римской педагогики - патриархальное семейное воспита­ние с главной ролью матери, скромностью, почитанием предков и старших, любви к отечеству и «жизни, окруженной Богами».

В примитивной общине детей готовили к жизни скотовода, зем­левладельца или воина. По большой реке Тибр поднимались суда, и Рим, считают историки, был основан в 754-753г до н. э., стал столи­цей империи, в которой проживало более миллиона жителей.

В Римской империи под влиянием Законов 12 таблиц сложилась система практической целенаправленности образования с заимство­ванием культуры Древней Греции и поклонением праву для свобод­ных и богатых граждан. В Республиканском Риме существовало 4 ти­па школ: элементарная, грамматическая, ораторская и государствен­ная.

Элементарная школа для всех свободно живущих граждан, начи­ная с бесплатной школы, а также платных частных школ для обуче­ния состоятельных детей на дому учили элементарному начальному чтению, письму, счету, основам законодательства.

Грамматическая школа платная и частная. В них обучались дети богатых римлян римскому и латинскому языку, риторике, праву, ора­торскому искусству, чтобы занять выборные высокооплачиваемые должности в империи..

Школы риторов (ораторов) обучали знатных юношей, за высокую плату по программе философии, права, риторского искусства, мате­матике, музыке, поэзии, греческому языку, чтобы занять высшие го­сударственные должности. Девизом обучения стала «польза»... - обеспечение военной и политической карьеры [44,60].


Римские императоры с целью укрепления своей власти и созда­ния надежной опоры из числа чиновников стали создавать государст­венные школы с высокооплачиваемыми должностями, окладами, учи­телями, предоставляя им различные льготы.

Государственные школы готовили преданных чиновников. Импе­ратор Константин выработал и принял основные Христианские дог­мы. Бог - Иисус Христос - спаситель, который сошел с неба на Зем­лю. Он принял страдание и смерть, а затем воскрес для искупления людей от греха. Христианство учит, что земная жизнь - это подготов­ка человека к вечной загробной жизни в раю, если человек безгрешен и почитает религию. Римская империя провозгласила Христианство государственной религией, т.к. оно объединяло всех людей, незави­симо от национальности. Оно освещало именем Бога жизнь на земле и провозгласило счастье и рай в загробной жизни. Образование стало носить глубоко религиозный характер.

Император Константин объявил в 313г. полную свободу религий.

Христианам было возвращено имущество и прекращено их пре­следование.

В 325 г. на Соборе всех Христианских епископов Римской импе­рии Христианство утвердилось, а император Феодосий запретил по­читание всех других божеств и объявил Христианство государствен­ной религией в конце 4 в. н.э. Несмотря на высокий уровень образо­вания и культуры, Древнеримская цивилизация как загнивающая формация была разрушена готскими кочевыми племенами. В 455г. вандалы, более жестоко, чем готы, разграбили Рим. Вождь вандалов Гензерих приказал уничтожить то, что не смогли его воины унести из Рима. В 476г. вождь германцев Одоакр отнял у 15-летнего императора Римской империи Ромуля Августина знаки императорского достоин­ства. Он отправил их в Константинополь и заявил, что на земле дол­жен быть один император, как Солнце на небе. Вечный город Рим превратился в скопище руин.

Тема 5. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения

  1. Характеристика раннего средневековья (IV-XIbb.). Семей- но-христианское воспитание и образование: внешние и внутренние монастырские школы.


  2. Среднее, развитое Средневековье (XI-XIVbb.).

  3. Позднее Средневековье и Возрождение (XIV-XVbb.) - пе­реход от религиозного к основам светского воспитания и обучения.

Главное в теме: от религиозного к светскому образованию, гума­низму и всестороннему развитию личности, с главной ценностью - «человеком и классикой в воспитании и образовании».

5.1. Характеристика раннего средневековья (IV-XI вв.). Семейно-христианское воспитание и образование: внешние и внутренние монастырские школы

Образование и воспитание характеризуется сложнейшей систе­мой. Средневековье имеет три периода: раннее, среднее и позднее, в которых христианство и монастырские школы были главными обра­зовательными учреждениями.

С правом открытия школ - Катехуменов и с закрытием в 337г. языческих храмов, по указу римского императора Феодосия. Четыре типа образовательных учреждений характерны для раннего средневе­ковья.

Катехумены - начальная христианская школа, чтение, счет, пись­мо, изучение заповедей.

Приходская школа - элементарная начальная школа при церков­ных приходах для обучения 3-10 учеников чтению, письму, счету, церковному песнопению на латинском языке.

Монастырские школы: внешние для свободного населения, горо­жан, способных оплатить обучение.

Внутренние школы - для церковных служителей и их детей, ко­торые, обучались там. Они изучали религиозную философию, грам­матику, риторику, а выпускники становились религиозными деятеля­ми, посвящая свою жизнь служению Богу и церкви.

Монастырские школы повышенного уровня были открыты в Константинополе императором Феодосием II,она высшая школа с IX в. Она стала называться Магнавра (Золотая комната, палата), как цвет мира.

По приглашению Великоморавского Князя (Чешского) ее выпу­скники магистры Богословия, монахи Кирилл и Мефодий в 863г. от­крыли первую славянскую школу. Приехав в Киевскую Русь они соз­дали славянский алфавит.


Расцвет монастырской школы произошел при Карле Великом (742-814), который издал указ - открывать школы при каждом мона­стыре [5,73]. Министр А.Алкуин (735-804) написал «Письмо об изу­чении наук» и «Всеобщее обращение к народу», провозгласив необ­ходимость систематического «Всеобщего образования и подготовку квалифицированных учителей для образования. В созданной акаде­мии тридцатилетний французский монарх начал свое образование. Капитуляции Карла Великого 787, 789гг. требовали от церковных со­словий учить детей символам веры и молитвы. Так, К. Великим была предпринята первая попытка к обязательному элементарному началь­ному образованию. Французы в честь К. Великого ежегодно празд­нуют День Святого Шарля, как праздник школы и в память великому монарху. В VIII веке в Западной Европе у 15 т. монастырей Св. Бене­дикта были школы. Монахи, переписчики книг, при освещении ком­наты читали молитвы. «Снизойди о Господи, и благослови эту ком­нату, помоги им понять умом все то, что они в ней пишут и выразить постигнутое ими в трудах». Монастырские уставы создали библио­течные кельи, переписывали, предохраняли книги от порчи, и в неко­торых монастырях насчитывались 1000 томов. Появляются переводы религиозных книг на разных языках. Традиционная пословица: «Мо­настырь без библиотеки, все равно, что крепость без оружия». При обучении учеников «били по щекам, ушам, губам, носу - позже по спине, ягодицам». Карл Великий приказывал нерадивых учеников лишать пищи, науку вбивать кулаками. Учебник грамматики назы­вался «Берегущий спину». Выполнение упражнений по образцу, за­учивание наизусть до 150 псалмов, усидчивость обязательны, так же как, и наказания: естественны, богоугодны.

Для господствующего класса феодалов с раннего средневековья утвердилась система рыцарского - домашнего воспитания [14,95]. Сыновья светских феодалов получали образование в семье сюзена - богатого родственника-феодала в отрыве от родной семьи с 7 до 21 года.

Традиционна стала система рыцарского воспитания с двумя этапами: пажеским и рыцарским. Паж с 7 до 14 лет прислуживал в замке жене феодала и получал образование от домашних учителей и дворцовой прислуги по программе: французский язык, чтение, лите­ратура, игра в шахматы, сочинение и пение собственных стихов, игра на музыкальных инструментах, вместе с физическими упражнениями, закаливанием, элементами воспитания оруженосца с 14-21 лет, когда, овладевая оружием, юный рыцарь прислуживал своему господину - феодалу в битвах, военных походах как личный адъютант, постигая 3 заповеди: начало любви, начало войны и религиозное воспитание:


    1. основы начала любви - чтение рыцарской литературы, владе­ния хорошими манерами, добротой, выносливостью, приятной речью, способностью воздерживаться от гнева, зависти, уметь складывать и под аккомпанемент петь стихи.

    2. начало войны - овладение основами военного искусства: ез­дить верхом, владеть щитом, бросать копье, носить меч, метать дро­тик. Бой на копьях в турнирах был главным подготовительным уп­ражнением к войне. Главное для юных рыцарей - быть воинами и владеть оружием.

    3. религиозное воспитание - привитие любви и повиновение Богу и преданность к религии и церкви, готовность к ее почитанию и за­щите.

Завершался второй этап в 21 год посвящением в рыцари. Оно проходило с благословления меча священником, обрядом очищения, клятвы рыцаря «защищать церковь, бороться с нечестивыми, уважать священство, защищать бедных и женщин, заботиться о сохранении спокойствия в стране и проливать кровь за своих братьев».

Рыцари служили королям, баронам, лордам, по их призыву вы­ступали в походах на войне, получая феоды и крестьян. Рыцари были способны управлять, защищать свое право господства над «чернью».

Девочки знатных феодалов воспитывались в семье и направля­лись в женские монастыри, где обучались грамоте, ведению хозяйст­ва, культуре, пению, музыке. Считалось, что девочки - выпускницы должны были утверждать гуманистические нормы поведения в обще­стве, смягчать жестокость, но и управлять домом во время военных походов мужей. Систему рыцарского воспитания описал Винцент из Бове (1140-1264) в сочинении «Об обучении детей благородных особ».

В. А. Ситаров охарактеризовал восемь особенностей педагогиче­ского процесса раннего Средневековья, с которыми можно согласить­ся:

      1. Ученичество - основной способ обучения;

      2. Высокая роль словесно-книжного обучения;

      3. Развитие памяти учеников;
      4. Основной принцип - авторитаризм учителя;


      5. Основное средство воспитания - семейный мир;

      6. Взаимодействие учителя и ученика. Учение Бога;

      7. Суть дидактики в постижении Бога;

      8. Включение в образовательный процесс наглядности [14].

Итак, монастырская система образования и воспитания раннего

средневековья готовила прежде всего защитников феодального строя - религиозных служителей и рыцарей, способных управлять страна­ми, защищать церковь и господствующий феодальный строй.

5.2. Среднее развитое Средневековье (XI-XIII вв.)

Вершиной среднего развитого Средневековья стали светское обучение в школах наемными учителями и открытие университетов. В светских школах повышенного уровня изучались: латинский, грам­матика, геометрия, естествознание, история, религия. Высшие учеб­ные заведения получили свое автономное существование по своим уставам, программам, правилам, судам от Папы Римского или коро­лем государства.

А. Н. Джуринский: «Цеховые, гильдейские, ремесленные школы начали обучать на родном языке, по светской программе, иногда и де­вочек, во второй половине 12 века». В Париже из 12 городских школ в одной обучали только девочек.

Вершиной средне - развитого Средневековья стали университе­ты. Они объединяли в своем составе несколько школ повышенного уровня, одной из которых является школа Богословия в Сорбонне.

Университеты давали два уровня высшего образования: бакалавриат и магистратуру.

В Европе были учреждены следующие университеты:


        1. Лиссабонский 1290;

        2. Традиционно в университетах были подготовительный (артисти­ческий) факультет с последующим продолжением учебы на богослов­ском юридическом или медицинском, обучали за плату обучения 10- 11 лет. На подготовительном обучение шло по программе семи сво­бодных искусств, сроком 6-8 лет, за плату.
        3. Университеты открывались по распоряжению пап, королей и имели право на автономию, студенческий суд, избрание магистров, профессоров (деканов). По праздникам студентам раздавался хлеб и вино бесплатно.


        4. Обучение велось на латинском языке, занятия начинались в 5 ча­сов утра, а с 20-21 часа шло повторение лекций. Магистр диктовал одну и ту же фразу несколько раз, а студенты либо запоминали, либо записывали, так как книг, учебников не было. Присутствие на лекци­ях было обязательным. Студент (studens*) в переводе с латинского языка - усердно занимающийся. В 1355 году в парижском универси­тете решили, что профессора обязаны читать лекции так, чтоб студент мог записывать только самое основное, а не задиктовывать. Подго­товке специалистов богословия, медицины, юристов университеты способствовали интеллектуальному росту культуры, обеспечивали успешное развитие мануфактур. Почетно было иметь в городах уни­верситеты, с дарованными им автономиями.

        5. Итак, мы отмечаем особенности среднего развитого Средневеко­вья образования в эпоху Средневековья (11-13 вв.):

          1. Переход руководство образованием от церковной власти к светской, государственной.

          2. Появление университетов как высших учебных заведений с ав­тономиями от Пап и королей государств.

        6. В среднем развитом Средневековье обучение велось на родном языке без религиозных предметов. Образовательные учреждения повышен­ного второго уровня, вошедшие в историю педагогики и образования.

        7. Программа Мюнцера:

            1. Вступление всех жителей деревень, городов в христианский союз;

            2. Уничтожение монастырей и замков, переселение всех в обыч­ные жилища;

            3. Труд для всех обязателен.

        8. Последователем Мюнцера стал Меланхтон (1497-1560). Он напи­сал учебники «Диалектика», «Физика», «Догматика». Саксонский учебный план, который был основой гимназии, которая давала воз­можность изучить диалектику, риторику, римскую литературу, латин­ские стихи. Общение в гимназии было только на латинском языке, за другой язык общения наказывались обучающиеся.
        9. Гимназия Иоганна Штурма (1507-1587) в Штутгарте открыта в 1537 году с программой 10-летнего классического гуманитарного об­разования. В школе главной целью было - благочестие, красноречие, знания религиозно - политической направленности. Элементы само­управления: сенат, консулы, несменяемый диктатор.


        10. Реформация завершилась формированием протестантско- лютеранской церковью, созданием новых образовательных учрежде­ний, среди которых немецкие гимназии, французские колледжи, анг­лийские грамматические школы.

        11. Иезуитская система воспитания и образования 16 века.

        12. Цель ордена Иезуитов: добиваться власти созданием общедос­тупных бесплатных школ, выпускники которых будут надежной опо­рой католической и государственной власти. Во главе ордена был ректор (Лайола).

        13. Цель школы: спасение души верующих для преуспевания рели­гиозного христианства. Школы в иезуитских монастырях были пан­сионатами закрытого типа. В них обучались 5 лет, в 2 летней школе обучали грамматике, а в 3 летней риторике, религии. На повышенном уровне изучались: риторика, диалектика, грамматика, история, гео­графия, математика.

        14. Методы обучения:

              1. Предметное погружение;

              2. Система наказания нерадивых;

              3. Беспрекословное подчинение учителю;

              4. Соревновательность в обучении.

        15. В субботу повторяли весь пройденный материал, а воскресенье отдыхали. Каникулы длились от 1 до 3 недель. Большое внимание уделялось физическому воспитанию: сон, игра, физические упражне­ния, верховая езда, фехтование, строго по режиму.
        16. Итак, третий период Средневековья - Позднего и Возрождения утвердил светское образование, рост числа университетов до 80 и провозгласил главную ценность человека образованного, воспитанно­го, гуманного. Реформаторство с борьбой против засилия католиче­ской религии и церкви в образовании выдвинуло всеобщее начальное образование на родном языке, с революционными требованиями - дешевой церкви, передачи ее богатств народу и к уничтожению част­ной собственности, а в ответ гимназии, лицеи, иезуитские орденские школы как опора государственной и католической власти в обществе. Так система воспитания, обучения и образования занимала ведущую роль в классово эксплуататорском обществе и становилась ведущей силой в преобразовании в формациях и развитии государственности.





<< предыдущая страница   следующая страница >>