prosdo.ru   1 ... 3 4 5 6 7

Приложение


  • Рабочая программа по курсу «История педагогики и обра­зование»

  • Программу составил: Вишневский В.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры ПНО ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И .Я. Яковлева».

  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

  • 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

  • Овладеть теоретическими и практическими знаниями истории педагогики и образования, необходимыми для педагогов и психоло­гов в их профессиональной деятельности.

  • Дисциплина ориентирует на психолого-педагогические виды профессиональной деятельности, её изучение позволяет решать сле­дующие задачи профессиональной деятельности:

  • 1 .Формирование системы знаний по теории педагогики и обра­зования применительно к педагогической деятельности;

      1. Формирование элементарных знаний о воспитательно-образовательных и гуманистических системах в общественно- экономических формациях;

      2. Формирование осознанных мотивов к усвоению методов, форм, средств эффективного воздействия на обучаемых и воспитуемых.

          1. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

          2. Студент, изучивший данную дисциплину, должен

          3. знать:

          4. -теорию истории педагогики и образования в общественно- исторических формациях;

          5. уметь:

          6. -определять эффективные педагогические теории и системы об­разования и воспитания, отвечающие соответствующим историче­ским формациям;

          7. владеть навыками:

          8. -определения прогрессивности педагогических идей, типов, ме­тодов, средств, форм организации учебного процесса, типов образо­вательных учреждений.

                  1. 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


                  1. Вид учебной работы

                  1. Всего часов

                  1. Семестры

                  1. Общая трудоемкость

                  1. 47



                  1. Аудиторные занятия

                  1. 47

                  1. V

                  1. Лекции

                  1. 31

                  1. V

                  1. Практических занятий (семинаров)

                  1. 16

                  1. V

                  1. Самостоятельная работа






                  1. Вид итогового контроля: экзамен/зачет



                  1. зачет

                  1. 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

                  2. 4.1 РАЗДЕЛЫ ДИСЩШЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

                  1. № п/п

                  1. Тематический план

                  1. Лекции 1

                  1. Практиче­ские занятия

                  1. 1.

                  1. История педагогики и образова­ния как область научного знания

                  1. 2

                  1. 2.


                  1. Зарождение воспитания и обуче­ния в первобытном обществе

                  1. 2

                  1. 2

                  1. 3.

                  1. Воспитание и образование в го­сударствах древних цивилизаций

                  1. 4

                  1. 2

                  1. 4.

                  1. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира

                  1. 4

                  1. 2

                  1. 5.

                  1. Воспитание и образование в эпо­ху Средневековья и Возрождения

                  1. 6

                  1. 4

                  1. 6.


                  1. Воспитание, образование и педа­гогическая мысль в Новое и Но­вейшее время

                  1. 10

                  1. 4

                  1. 7.

                  1. Ведущие тенденции современно­го развития образовательного процесса в мире и в России

                  1. 3

                  1. 2

                  1. Итого:

                  1. 31

                  1. 16





          9. 4.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ 1.История педагогики и образования как область научного

          10. познания
          11. Цели, задачи, объект, предмет дисциплины «История педагогики и образования» Основные категории истории педагогики и образова­ния. Место педагогики и образования в общественной мысли и жиз­ни. Проблема эффективности педагогики и образования. Социокуль­турная обусловленность приоритетов образования. Вклад (.И. Гессена в педагогику. Социокультурная природа образования. Сущность национально-регионального компонента в образовании. Актуальность концептуальных изменений в образовании.


          12. 2. Зарождение воспитания и обучения в первобытном обще­стве

          13. Начало воспитания как общественного явления. Воспитание в ранних первобытных общинах. Семейно-сословное воспитание. По­нимание смысла и способов воспитания. «Дома молодежи» и инициа­ции.

          14. 3. Воспитание и образование в государствах древних цивили­заций

          15. Краткая характеристика, особенностей воспитания и обучения на Ближнем и Дальнем Востоке ( IV т. до н. э.). Воспитание и образова­ние в государствах Двуречья (III т. до н. э.) - «Дома табличек». Обра­зование в Древнем Египте - «Школы писцов», Древнеиндийское обра­зование. Две стадии в истории обучения и воспитания (дравидско- арийский и буддийский (VI в. до н.э.). Кастовая система обучения и воспитания. Образование в Древнем Китае. Конфуцианство, школы и идеалы всестороннего гармонического развития личности. Особенно­сти Японского образования и воспитания: уважение к государствен­ной власти, императору, природосообразность и национальная красо­та.

          16. 4. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира
          17. Краткий анализ античной педагогики и образования. Воспитание в Древней Греции. Критское слоговое письмо (III-II т. до н.э. ). Обу­чение и воспитание в Архаической Греции (IX-VIII вв. до н.э.). Гомер и его поэмы «Илиада» и '«Одессея». Огосударственная система обуче­ния и воспитания в Спарте. Афинская аристократическая система воспитания и образования: домашнее воспитание, мусические школы и палестры, гимнасии, эфебии, риторские и философские школы. Фи­лософы Древней Греции и их вклад в обучение и воспитание: Анаксогор(500-428 гг. до н.э. ), Пифагор (580-500 гг. до н.э. ) и его школа, Гераклит (540-480 гг. до н.э. ), Демокрит (460-370 гг. до н.э. )- диалектика и атомистика. Софисты. «Маевтика» Сократа. Платон(427-347 гг. до н.э. ) и его академия. Аристотель (384-322 гг. до н.э. ) и три стороны воспитания: физическое, нравственное и умст­венное. Элленская эпоха и Александрийский Мусеум-основатель Птоломей 11 (308-246 гг. до н.э.). Образование и воспитание в Древ­нем Риме. Первые школы в Риме (449 г. до н. э.) и их характеристики, философы и педагоги Цицерон (106-43гг. до н.э.), Плутарх (45-127 гг.), Квинтелиан (42-118 гг.) и их взгляды на воспитание и образова­ние.


          18. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения

          19. Краткая характеристика временных, географических, воспита­тельных и образовательных этапов в Средневековье. Христианская идеология воспитания. Византийская система образования. Церков­ный контроль над образованием. Обучение и воспитание на Средне­вековом Востоке. Общий взгляд на воспитание и образование в ран­нем Средневековье. Философско-педагогическая мысль. Семейно- сословное обучение и воспитание. Типы и виды учебных заведений: античные школы, церковные школы, академия К. Великого. Среднее Средневековье и его образование и воспитание: церковно- монастырские школы, городские школы и университеты. Общая ха­рактеристика образования и воспитания в эпоху Возрождения. Педа­гогические идеи Возрождения: Н. Кузанский (1402-1464 ), В. да Фельтре (1370-1446), Т. Кампанелла (1568-1639).

          20. Педагогические идеи Возрождения во Франции: Ф. Рабле(1494- 1553), М. Монтень (1533-1592), Л. Вивес (1492-1540), Э. Роттердам­ский (1467-1536), Т. Мор (1478-1533).

          21. Педагогические идеи Реформации: Ж. Кальвин (1509-1564), Т. Мюнцер (1490-1525), М. Лютер (1497-1560), Ф. Меланхтон (1497- 1560). Иезуиты их система обучения и воспитания. Гелиоцентриче­ская система Н. Коперника (1473-1543), Д. Бруно (1548-1600) и его универсум.

          22. Воспитание, образование, педагогическая мысль в Новое и Новейшее время

          23. Особенности Нового и Новейшего времени как эпохи. Просве­щение в буржуазных революциях. Рождение «Великой дидактики» Я- А. Коменского. «Обучение мальчиков и девочек на родном языке» Я. А. Коменский.
          24. Характеристика представителей педагогической мысли: Ф. Бэ- кон(1561-1626), Р. Декарт (1596-1650), В. Ратке (1571-1635), Я- А. Коменский (1592-1670). Четыре ступени образования Я. А. Ко- менского: материнская школа, родного языка, гимназия или»латин­ская школа, академия. Развитие философско-педагогической мысли в эпоху Просвещения и её представители: Д. Белерс (1564-1725), Д. Локк (1632-1704), Ш. Л. Монтескье(1689-1755), Д. Дидро (1713- 1784), П.Гольбах (1723-1789), Вольтер( 1694-1778), Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Б. Франклин(1706-1790), Т Джефферсон (1743-1826), Т. Пейн ( 1737-1809). Их вклад в образование и воспитание.


          25. Педагогические идеи в образовании и воспитании в эпоху Вели­кой французской революции (1789-1794). Проекты систем народного образования М. Талейран (17754-1838) , Н. Кондорсе (1743-1794) и «Дома Национального образования». М. Лепелетье (1760-1793) и идеи трудового воспитания Ж. Гассенфранц (1755-1827) - характери­стика развития образования и типов образовательных учреждений. Философская и педагогическая мысль в конце XVIII-XIX вв. И. Кант (1724-1804), Г. Фихте (1762-1814), Ф. Гегель (1770-1831). Педагоги­ческие идеи классиков: И.Г. Песталоцци (1746-1827), А.Фребеля (1782-1852), Ф. Гербарта (1776-1841), В. Дистервега (1790-1866). Ос­новные направления развития образовательной практики в XIX в. в Западной Европе и США. История педагогики и образования в Но­вейшее время и её краткая характеристика. Виднейшие представители педагогики и альтернативных образовательных учреждений: А. Ферь- ер (1879-1960), Д. Дьюи (1859-1993), А. Лая (1862-1926), Р. Штейнера (1861-1925), А. Нейла (1883-1973), М. Монтессори (1870-1952), П. Петерсон (1884-1952), С. Френе (1896-1966) их вклад в науку прак­тику обучения и воспитания.

          26. 7. Ведущие тенденции современного развития образователь­ного процесса в мире и в России

          27. Современные теории образования: традиционалистическая, ра­ционалистическая, феноменологическая, «приглашающего обуче­ния», дидактическая. Развитие образовательной практики: процессы формирования и поиска новых моделей обучения и воспитания в странах Западной Европы, США и в России.







  • << предыдущая страница   следующая страница >>