prosdo.ru   1 ... 4 5 6 7

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИП­ЛИНЫ




  • 5.1 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ:

  • 1. Вульфсон Б. А. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI в.-М., 1999.

  • 2. Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 1999. 3 Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики.- М., 1998.

      1. Джуринский А. Н. История образования и педагогической

          1. мысли. -М., 2003.

      1. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире.

          1. -М-, 1999.

      1. Джуринский А. Н. Педагогика: история педагогических идей. -М, 2001.

      2. Духавнева А.В., Столяренко Л. Д. История зарубежной педа­гогики и философии образования. - Ростов н/Д., 2000.

      3. История образования и педагогическая мысль за рубежом и в России / научн. ред. 3. И. Васильева. - М., 2001.

      4. История педагогики и образования / под ред. А. И. Пискунова. -М., 2001.

      5. Коджаспирова Г. М. История и философия образования в таблицах и схемах. -М., 1998.

      6. Педагогика народов мира. История и современность. - 2000.

      7. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. -М., 2003.

      8. Цирульников А. М. История образования в портретах и до­кументах. - М., 2000.

          1. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

        1. Асмус В. Ф. Античная философия. - М., 1996.

        2. Бим-Бад Б. М, Путь к спасению: педагогическая антропология И. Канта сегодня. - М., 2004.

        3. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале XX века. - М., 1999.
        4. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную пе­дагогику. - М., 1995.


        5. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христиан­ской антропологии . - М., 2003.

        6. Культурология / под ред. А. А. Радугина. - М., 1999.

        7. Новейший философский словарь. - Мн., 1993.

        8. Самосознание европейской культуры в XX веке. - М., 1991.





          1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ •

          1. Для обеспечения данной дисциплины необходимы: лекционная аудитория, оверход-проектор, схемы, таблицы по педагогике, истории образования, типах образовательных учреждений - как типовые учебно-наглядные пособия.





















          2. СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ





          3. 7.1 ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

            1. История педагогики и образования цели, задачи, объект, предмет, методы исследования в научной дисциплине.

            2. Социальная природа педагогики и образования.

            3. Зарождение воспитания. «Дома молодежи» и инициации.

            4. Образование и воспитание в Двуречьи - «дома табличек».

            5. Образование и воспитание в Древнем Египте.

            6. Древнеиндийское воспитание.

            7. Образование и воспитание в Древнем Китае.

            8. Японское воспитание и образование.

            9. Воспитание и образование в Спарте.

            10. Воспитание и образование в Афинах.

            11. Воспитание и образование в Древнем Риме.

            12. Воспитание и образование в Архаической Греции.

          1. «Илиада» и «Одессея» (IX-VIII в до н.э.).


            1. Крито-микенская письменность.

            2. Анаксагор и Пифагор, их вклад в образование.

            3. Учение Гераклита и Демокрита.

            4. Сократ и его «майевтика».

            5. Концепции Платона и Аристотеля.

            6. История педагогики и образования в раннем Средневековье.

            7. Педагогика и образование в развитое Средневековье. Уни­верситеты.

            8. Педагогика и образование в эпоху Возрождения и реформа­ции. Система образовательных учреждений.

            9. Педагогика и образование в Новое время: Ф. Бэкон ) 1561- 1626).

            10. В. Ратке (1571-1635) Я. А. Коменский (1592-1670).

            11. Американские просветители Нового времени: Т. Джефферсон (1743-1826) и Б. Франклин (1706-1790).

            12. Английское просвещение и педагогические идеи: Д. Локка (1632-1725).

            13. Немецкое просвещение и филантропиум И. Б. Базедова (1724-1790).

            14. Французское просвещение Л. Монтескье (1689-1755), Д. Дидро (1713-1784), Ж. Ж. Руссо (1712-1778).

            15. Педагогические идеи Просвещения: проекты М. Толейран (1734-1838) и Н. Кондорсе(1743-1794).

            16. Развитие элементарных школ полного общего образования в 3. Европе и США.

            17. Университеты. От классического образования к новому на­учному знанию.

            18. Коммунистические доктрины философов С., Симон К. Маркс(1818-1883) и Ф. Энгельс(1820-1895) в образовании и воспи­тании.

            19. Педагогические идеи социалистов-утопистов: Ш. Фунье (1772-1837), Р. Оуэн(1771-1858)

            20. Классик педагогики И. Г. Песталоцци (1746-18270).

            21. И.Ф. Гербарт и его педагогические идеи.

            22. Учитель «немецких учителей» и педагог Ф. А. В. Дистервег (1790-1866).

            23. Педагогика и развитие начального и среднего образования в XIX в.

            24. Университеты и другие высшие школы XIX в.

            25. Педагогика и образование в Новейшее время XX в.


            26. Педагоги и система образования США и Англии.

            27. Педагогика и система образования Германии и Франции.

            28. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и России: дифференциация обучения, демократиче­ское, нравственное и воспитывающее обучение, качество образова­ния, интернационализма поликультурное воспитание.

            29. Экспериментальные и параллельные школы.

            30. Мировая и российская педагогика о непрерывном образова­нии и воспитании.































          1. 7.2 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

              1. Характеристика истории педагогики и образования как облас­ти научного знания.

              2. Зарождение воспитания и образования в первобытном общест­ве.

              3. Воспитание и обучение в Двуречье.

              4. Воспитание и обучение в Древнем Египте. •

              5. Воспитание и обучение в Древней Индии.

              6. Воспитание и обучение в Древнем Китае и Японии.

              7. Организация воспитания и обучения в Архаической Греции и Крито-микенская культура.

              8. Организация воспитания и обучение в Спарте.

              9. Организация и обучение в Афинах.

              10. Организация воспитания и обучения в Древнем Риме.

              11. Педагогические идеи античной философии: Сократ (470-399) г. до н.э.), Платон (427-347) г. до н.э.), Аристотель (384-322 г. до н.э.).

              12. Педагогика и образование в Раннем Средневековье.

              13. Педагогика и образование в Развитом (среднем) Средневеко­вье.
              14. Педагогика и образование в эпоху Возрождения и Реформа­ции.


              15. Философско-педагогическая мысль Нового времени.

              16. Педагогические идеи и проекты народного образования Франции (1789-1799).

              17. Какие типы образовательных учреждений получили развитие в Германии, Англии, Франции, США?

              18. Педагогические идеи в немецком образовании XIX в.

              19. Педагоги-классики XIX в.: Г. Песталоцци (1746-1827), А. Фребель (1782-1852), И. Ф. Гербарт (1776-1841), А. Дистервег (1790-1866).

              20. Представители педагогических идей и новых типов образова­тельных учреждений первой половины XX в. Д. Дьон (1859-1993), Р. Штейнер (1861-1925), М. Монтессори (1870-1952), П. Петерсен (1884-1952), С. Дрене (1896-1966).

              21. Современные образовательные теории.

              22. Процессы деформирования и поиск новых моделей обучения и воспитания в мире.

              23. Современная педагогика в России и её представители.

              24. Развитие образовательного процесса в демократической Рос­сии.

          1. Назовите современные типы учреждений начального, средне­го, высшего образования в странах Западной Европы и США

          1. .

          2. Примерные экзаменационные вопросы по курсу «История педагогики и образования»

          3. (для 3 курса ПП)

                1. История педагогики и образования как отрасль научного зна­ния.

                2. Место истории педагогики, образования, педагогической мыс­ли в интегративном научном процессе.

                3. Основные категории курса: обучение, образование, воспита­ние, развитие и формирование.

                4. Воспитание и его происхождение. Различные теории происхо­ждения воспитания.

                5. Становление воспитания как осознанного целенаправленного процесса в матриархате.
                6. Зарождение приемов воспитания и их организационных форм в первобытнообщинном строе.


                7. Возникновение неравенства в воспитании в период разложения первобытнообщинного строя.

                8. Докажите, что воспитание и образование носит исторический и классовый характер во всех эксплуататорских общественных фор­мациях.

                9. Философия и история образования древнейшей цивилизации - Междуречье (Месопотамии) «Эддубы» - дома табличек.

                10. Школы в Древнем Египте: два этапа обучения и специальные школы (V в. до н.э.).

                11. Школы в Древней Индии: индуизм и буддизм. Дравидско- арийский и буддистко-кастовые школы (веды и светские школы).

                12. Школа и педагогическая мысль в Древнем Китае. Конфуци­анство. «Книга обрядов», «Об обучении» - основные этапы и принци­пы обучения.

                13. Зарождение пиктографического и слогового-критского пись­ма в Античном мире.

                14. Воспитание в архаической Греции IX-VIII в. до н.э. Гомер и Гесиод и их поэмы.

                15. Спартанское образование и воспитание.

                16. Афинская система воспитания и образования: семейное вос­питание. Мусические (грамматисты и кифаристы)и гимнастические школы, академии и ликеи.

                17. Пифагорийская система воспитания и обучения.

                18. Два орудия познания Гераклита: «чувственное и разумное дознание». Демокрит - атомист.

                19. Метод сократической диалогической беседы «Майевтика» и ее роль в истории обучения.

                20. Сочинения Платона «Законы», «Государство», «Пифагор» и его система воспитания и обучения в академии.

                21. Труды Аристотеля «Этика», «Политика», «Риторика». Фак­торы, виды души и четыре блока содержания образования и методы обучения по Аристотелю.

                22. Развитие обучения, воспитания и педагогической мысли в Киевской Руси. Прокопий Кесарийский, Маврикий и «Устав князя Ярослава».

                23. Образование и воспитание (в XVI-XVII вв. в России). Стогла­вый собор.
          1. И. Федоров две Ступени обучения.


                1. Монастырское образование С. Радонежский. Коллегиум и высшие учебные заведения в России.

                2. В. Н. Татищев и начало профессионального образования в России.

                3. Просвещение и школы после Петра I.

                4. Педагогическая деятельность М. В. Ломоносова.

                5. Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой.

                6. Учебники и просветительская деятельность Л. Ф. Магницко­го.

                7. Авторитарная педагогика И. В. Ф. Гербарта, выведенная из цели воспитания.

                8. Педагогическая деятельность Я. А. Коменского.

                9. Эмпирико-сенсуалистическая концепция Д. Локка.

                10. Педагогическая мысль и образование во Франции (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и др.).

                11. Школа и просветительская мысль в северо-американских штатах в эпоху европейского просвещения (Франклин, Т. Джеффер- сон).

                12. Ф. А. Дистервег - учитель немецких учителей и его вклад в педагогику.

                13. Школа и педагогика в России в начале XX в.: Школы грамо­ты, одноклассные и двухклассные школы, начальные и высшие го­родские училища. Классическая гимназия и реальные училища.

                14. Н. И. Пирогов и К. Д. Ушинский - основатели педагогиче­ской антропологии. Их вклад в развитие единой народной образовательной школы в России.

                15. Социально-демократические взгляды на образование в Рос­сии (В. И. Ленин. Н. К. Крупская и С. Т. Шацкий).

                16. Реализация идей Единой трудовой школы после Октябрьско­го переворота и роль А. В. Луначарского, Н. К. Крупской в создании новой системы образования.

                17. Религиозно-философские и педагогические взгляды И. Я. Яковлева.

                18. Педагогические концепции и теории А. С. Макаренко.

                19. Образование, школы, воспитание в годы Великой Отечест­венной войны. Создание академии педагогических наук.

                20. Гуманизм педагогической системы В. А. Сухомлинского.

                21. Этнопедагогика в национальном воспитании Г. Н. Волкова.


                22. Новейшие образовательные технологии М. П. Щетинина, В. А. Краковского, С. Н. Лысенковой, В. Ф. Шаталова, Н. М. Таланчук. Педагогика творческого саморазвития В. А. Андреева.

                23. Образование в периоды хрущевской оттепели, горбачевской перестройки и на современном этапе развития общества.

                24. Современная система высшего образования (педагогическо­го) в Англии.

                25. Особенности системы школьного образования в Японии.

                26. Авторская школа А. Н. Тубельского.

                27. Модель русская школа. Составители: К. Д. Ушинский, Ф. М. Достоевский, Л.Н. Толстой.

                28. «Школа завтрашнего дня» А. Д. Ховард.

                29. «Школа - парк» М. Б. Балабан.

                30. «Школа Френе».

                31. «Вольдорфская школа» и ее характеристика.

                32. Агрошкола А. А. Католикова.

                33. Школа адаптирующей педагогики.

                34. Технология вероятностного образования А. М. Лобок.











          1. СОДЕРЖАНИЕ










    << предыдущая страница