prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3
Модуль 1. ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА

Тема 1. Необходимость налогов для государства

Содержание:

1. Социально-экономическая сущность и необходимость
налогов.

2. Налоговая система как инструмент бюджетного регулирования.

1. Социально-экономическая сущность и необхо­димость налогов. Роль налогов в экономической жизни страны очень велика, так как они являются:


  1. Источником дохода бюджета;

  1. Средство изъятия части доходов налогоплательщи­ков.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения любого государства. Развитие и изменение форм государственного Устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Государст­во не может существовать без налогов, поскольку они яв­ляются главным методом мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений. Плательщиками налогов являются основные участники производства валового внутреннего продукта (ВВП).

Социально-экономическая сущность налога заклю­чается в изъятии государством части стоимости ВВП в виде обязательного платежа.


ВВП= сумма продаж готовых изделий



Материальные затраты

Оплата труда

Плановая прибыль

налоги

БЮДЖЕТ государства



ВВП — это рыночная стоимость товаров и услуг про­изводимых на территории всего государства.

Налоги определяют источники обложения у налогопла­тельщиков (капитал, доход) и оказывают влияние на частные хозяйства и в целом на народное хозяйство государства. Участвуя в мобилизации ВВП и национального дохода для казны, налоги возникают и функционируют не на всех ста­диях движения готового продукта, а только на второй его фазе — перераспределения доходов государства. Бюджетная система образует денежные фонды и материальные условия для функционирования государства. Аккумулируя налого­вые доходы в государственной казне, появляются реальные возможности для распределения части стоимости нацио­нального дохода между различными слоями населения и вмешательства государства в экономику.


Социальная сущность налога характеризует налого­вые отношения между государством, физическими и юри­дическими лицами по поводу формирования государст­венного бюджета. Еще в 1818 году Тургенев сказал: «Государство ничего не может сделать для граждан, если граждане ничего не делают для государства». И до настоя­щего времени существует следующая схема «социально­сти» налоговых отношений:

Юридические и физические лица налоги бюджет государства



социальные гарантии для населения
Экономическая сущность налога характеризует перераспределение национального дохода государства меж­ду различными слоями населения. Осуществляя воздей­ствие на экономику, государство преследует основные цели:


  • достижение постоянного устойчивого экономиче­ского роста,

  • обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги,

  • обеспечение полной занятости населе­ния,

  • обеспечение определенного минимального уровня доходов населения и т.д.

Основной функцией государства является обеспечение социальных и материальных по­требностей общества. Основным инструментом государст­венного регулирования служат налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Источниками такого механизма взаимоотношений бюджетной и налоговой политики являются доходы и рас­ходы государства:


БЮДЖЕТ

Доходы

налоговые и неналоговые

Расходы

медицина,

образование, безопасность государства и граждан

Налоги создают основную часть доходов федерально­го, регионального и местных бюджетов, обеспечивая воз­можность финансового воздействия на экономику через расходную часть бюджетов государства. Основными направлениями воздействия финансово-бюджетного меха­низма государства на процесс расширенного производства являются:


  • бюджетное субсидирование муниципальных предприятий,

  • внедрение государственных инвестиций в экономику,

  • введение денежно-кредитных ограничений,

  • валютный контроль и т.д.

Необходимость налогов характеризуется разделе­нием общества на социальные классы, перечисляющие в бюджет различные виды налогов и сборов. Существова­ние льготного налогообложения необходимо для стиму­лирования использования предприятиями достижений науки и техники. Для повышения конкурентоспособно­сти предприятий и занятости трудоспособного населе­ния установлены налоговые льготы для субъектов мало­го бизнеса. Они уплачивают налоги по более низким ставкам (упрощенная система налогообложения преду­сматривает две ставки налогообложения: 6% от доходов и 15% от прибыли).

Малые предприятия имеют право первые два года работы на освобождение от уплаты на­лога на прибыль. Большое значение имеет льготное на­логообложение и для малообеспеченных слоев населе­ния: налог на доходы физических лиц предусматривает стандартные, социальные, профессиональные и матери­альные вычеты.



  1. Налоговая система как инструмент бюджетного регулирования.

Налоговая система как инструмент бюд­жетного регулирования государства определяет следую­щую систему экономических отношений:


Бюджетная система

Налоговая система


Федеральные налоги

Местные налоги


Региональные налоги



Налоговая система — это совокупность форм, методов и принципов установления или отмены налогов и сборов, предусмотренных законом.

Основным налоговым зако­ном является Налоговый кодекс РФ (НК РФ). С 1 января 1999 года введена в действие первая часть, а с 1 января 2001 года вступила в силу вторая часть НК РФ. Обеспече­ние рациональных приемов налогообложения преследует внесение реформ в налоговую систему и изменений в со­держание некоторых глав и статей НК РФ до настоящего времени.

Бюджетная система — это форма образования и рас­хода денежных средств бюджета для обеспечения функ­ций государственной власти. В соответствии со статьей 72 Конституция РФ устанавливает:

A) систему налогов и сборов в целом по стране.

Б) право субъектов Федерации вводить новые налоги в соответствии с НК РФ и Конституцией РФ.

B) порядок перечисления и уплаты налогов в соответ­ствующий бюджет государства на очередной фи­нансовый год (в соответствии с НК РФ и Конститу­цией РФ).

В соответствии со статьей 1 НК РФ (пункт 2) ус­танавливается общая система налогообложения в РФ, которая предусматривает.следующие правила сущест­вования налоговой системы:


  1. Единые виды налогов и сборов, взимаемых в РФ.

  1. Общие основания возникновения и порядок испол­нения обязанностей по уплате налогов и сборов.

  2. Кардинальные принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введен­ных налогов и сборов.

  3. Одинаковые права и обязанности налогоплатель­щиков и других участников отношений, регули­руемых законодательством РФ.

  1. Жесткие формы и методы налогового контроля.

  1. Обязательная ответственность за совершение нало­говых правонарушений.

  2. Добровольный порядок обжалования актов налого­вых органов.


Используя налоги и сборы государство может влиять на экономические процессы общества не приказным, а экономическим способом используя следующие

налого­вые рычаги:

А) В отношении всех налогов применяется однократ­ность налогообложения, т.е. один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный период времени


Б) По некоторым налогам могут быть использованы налоговые льготы в соответствия с содержанием НК РФ,

В) Сохраняется принцип приоритетности федераль­ных законов над региональными и местными зако­нами — т.е. региональные и местные законы не могут нарушать федеральные законы, но могут их дополнять.

Г) НК РФ устанавливает права и обязанности пла­тельщиков, сборщиков налогов, налоговых агентов и налоговых органов.
Существование налоговой системы предусматривает основные принципиальные условия налогообложения:


  • стимуляция приоритетных для развития общества в дан­ный период видов хозяйственной деятельности;

  • доступ­ность и простота исчисления налогов;

  • заблаговременностъ установления лравил исчисления налогов и сроков их уплаты;

  • равнонапряженность налогового изъятия;

  • од­нократность обложения налогом одного объекта за опре­деленный законом период времени.

В соответствии с содержанием статьи 17 НК РФ налоговая система устанавливает:

  1. Общие элементы налогообложения (объекты нало­гообложения, налоговая база, ставки налога, поря­док исчисления налогов, порядок и сроки уплаты налогов, налоговый период).

  2. Возможность применения налоговых льгот налого­плательщиком при установлении его обязанности по уплате налога.

  3. Для каждого налога устанавливают определенных налогоплательщиков и принципы их налогообло­жения.

Тема 2. Принципы налогообложения

Содержание:

1 Экономические принципы.

  1. Юридические принципы.

  2. Организационные принципы.

Общая схема принципов налогообложения:

Принципы налогообложения



Экономические:


  • Хозяйственной независимости;

  • Справедливости;

  • Соразмерности;

  • Учета интересов;

  • Экономичности

Юридические:

  • Установление налоговых законов;

  • Приоритетность налоговых законов над неналоговыми;

  • Отрицание обратной силы закона;

  • Наличие в законе;

  • Сочетание интересов государства и субъектов отношений

Организационные:

  • Единство налоговой системы;

  • Подвижность н/о;

  • Стабильность НС;

  • Множественность элементов о налоге;

  • Исчерпывающий перечень налогов

1. Экономические принципы:

  1. Справедливости. Предусматривает реальные права каждого гражданина принимать участие в финанси­ровании расходов государства соразмерно своим дохо­дам и возможностям посредством своевременной уп­латы налоговых, платежей. Налогоплательщики мо­гут самостоятельно выбирать для себя удобную форму налогообложения (упрощенная система налогообло­жения или общий режим налогообложения).

  1. Соразмерности. Предусматривает сбалансирован­ность экономических интересов налогоплательщиков и бюджета. Исследования американских экономистов
    во главе с Артуром Лаффером выявили следующую закономерность: если ставки налогов увеличивать бо­лее чем на 50%, то поступления в бюджет уменьшают­ся. При уменьшении размера ставки ниже, чем на50% наблюдается стабильное поступление налоговых платежей в бюджет.
  2. Учета интересов налогоплательщиков (удобства и определенности). Каждому налогоплательщику долж­ны быть известны правила, способы налогообложения и время перечисления платежей в бюджет. Налог дол­жен взиматься в такое время и таким способом, чтобы это было удобно налогоплательщику. Налоговое зако­нодательство должно быть доступно каждому налого­плательщику.


  3. Экономичности (эффективности). Расчет каждого налога должен вестись в соответствии с определен­ными правилами. Суммы сборов в государстве по от­дельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание. Введение налогового учета с одной
    стороны значительно снизит затраты и упростит ра­боту налоговых органов, осуществляющих налого­вые проверки у налогоплательщиков, с другой сторо­ны уменьшит налоговые потери предприятий (штра­фы и пени в бюджет за неправильное исчисление и уплату налогов).

  4. Хозяйственной независимости. Для каждого нало­гоплательщика определяют соответствующие виды налогов. Налогоплательщик не может выбирать нало­ги самостоятельно, не может платить налоги произ­вольно или только те, которые ему экономически вы­
    годны. Налоговая система контролирует злоупотреб­ление в налогообложении независимо от других кон­тролирующих органов.


2. Юридические принципы:

  1. Установление налогов законами. Представители ор­ганов власти выпускают законы, регулирующие разно­видности налогов. В Налоговом кодексе РФ статья 12 устанавливает порядок и полномочия законодатель­ных (представительных) органов власти по введению
    в действие и признанию разновидностей налогов и сбо­ров в РФ.
  2. Приоритет налогового закона над неналоговым законом. Если в неналоговых законах есть нормы, касающиеся налогообложения, то налогоплатель­щик может использовать их только в соответствии с содержанием НК РФ. Статья 13 НК РФ отражает спи­сок действующих в стране федеральных налогов, ста­тья 14 НК РФ содержит список региональных нало­гов, статья 15 НК РФ представляет местные налоги. Если исполнительные органы власти ссылаются на законодательные акты, которые не относятся к нало­говым законам и предъявляют налогоплательщику требование об уплате налогов, отсутствующих в со­держании 13,14,15 статей НК РФ, то налогоплатель­щику нет необходимости исполнять предъявленные требования, руководствуясь настоящим принципом

    налогообложения.


  3. Принцип отрицания обратной силы закона. Вновь принятые законы не распространяются на налоговые отношения, возникшие до его принятия. Если законо­дательством внесены изменения в содержание Нало­гового кодекса РФ, вступающие в силу с 1 января те­кущего года, то соблюдение такого принципа обязы­вает налогоплательщика использовать нововведения
    НК РФ для хозяйственных операций предприятий, возникших только с этого периода времени.

4. Принцип наличия в законе элементов налога. От­сутствие хотя бы одного элемента налога позволяет налогоплательщику уклоняться от уплаты налога или использовать законы о налоге по удобному для себя принципу. Статья 17 НК РФ «Общие условия установления налогов и сборов» определяет обязатель­ное условие введения и установления налогов в РФ. Налог считается установленным при наличии обяза­тельных элементов: объект налогообложения, налого­вая база налога, налоговый период, ставка налога, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

5. Сочетание интересов государства и налогопла­тельщиков. Этот принцип проявляется в равноправ­ном положении налогоплательщика и государства при соблюдении правил налогового учета налогоплателыциком, сроков и порядка исчисления и уплаты им налогов в бюджет. Государство может взыскать с налогоплательщика недоимку налоговых платежей, но при этом оно может предоставить льготные условия налогообложения только для дисциплинированных налогоплательщиков. Налогоплательщик имеет пра­во на зачет излишне уплаченных сумм налогов в счет предстоящих налоговых платежей в бюджет или на их возврат за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение од­ного месяца со дня подачи заявления о возврате в на­логовые органы. Сумма излишне взысканного у нало­гоплательщика налога налоговыми органами возвра­щается ему с начисленными процентами за счет об­щих поступлений в бюджет, в который были зачисле­ны суммы излишне взысканного налога.



  1. Организационные принципы:




  1. Единство налоговой системы. Существующая сис­тема налогообложения не должна ограничивать права и свободы граждан или улучшать благосостояние од­них бюджетов за счет налоговых доходов бюджетов других территорий. Налоговая система не должна препятствовать перемещению товаров или денежных средств по стране. При установлении налогов государ­ством учитывается фактическая способность налого­плательщика к уплате налога. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социаль­ных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Каждое лицо должно уплачи­вать законно установленные налоги и сборы.

2. Подвижности (эластичности).

В связи с объектив­ными нуждами государства налоговые отношения мо­гут быть изменены. С целью снижения налогового гнета для определенных налогоплательщиков НК РФ предусматривает налоговые льготы. Для того чтобы уменьшить возможность налогоплательщика укло­няться от уплаты налогов, налоговое законодательст­во предусматривает различные регрессивные уровни налоговых ставок. Региональные и местные органы исполнительной государственной власти имеют право самостоятельно устанавливать ставки, льготы и сроки уплаты соответствующих налогов, не нарушая при этом положения и требования НК РФ.
  1. Стабильность налоговой системы. Действующая и работоспособная налоговая система должна функцио­нировать в течение многих лет до момента осуществ­ления реформы государством. Обязательным услови­ем стабильности налоговой системы является соблюдение экономических, социальных, религиозных или национальных интересов при взаимоотношениях ме­жду различными субъектами государства. Введение единого в стране налогового законодательства отра­жает действительное закрепление стабильности нало­говой системы в РФ.


  2. Множественность налогов.

Разнообразие видов на­логов необходимо и удобно как для государства, так и для налогоплательщиков. Налоговая нагрузка рас­пределяется государством между налогоплательщи­ками так, чтобы каждый налог дополнял друг друга.
Если уменьшается размер налоговой ставки одного налога, то обязательно наблюдается рост других налоговых платежей в бюджет. Учитывая разновидности налоговых платежей, налогоплательщик имеет воз­можность планировать рентабельную экономическую деятельность предприятий с учетом наиболее эффек­тивных налоговых платежей. Если бы существовал единый налог в государстве, то нарушился бы прин­цип подвижности (эластичности) налогообложения.

  1. Исчерпывающий перечень налогов.

В статьях 13, 14,15 НК РФ содержится действующий исчерпываю­щий перечень налогов в России в настоящий момент. Субъекты РФ (региональные и местные бюджеты) не имеют право устанавливать новые налоги, но могут повлиять на правила налогообложения для платель­щиков региональных и местных налогов: изменяют размер налоговой ставки, устанавливают иные сроки уплаты налогов, определяют условия льготного нало­гообложения. При этом обязательно соблюдение норм условий налогообложения, содержащихся в НК РФ.




следующая страница >>