prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3

ТЕМА 3: Налоги в экономической системе общества

Содержание:


  1. Основные направления развития налоговой системы.

  2. Функции налогов.

  1. Основные направления развития налоговой сис­темы. Цель налоговой политики государства заключается в создании благоприятных условий для повышения эффек­тивности хозяйственной деятельности предприятий и ук­репления налоговой системы государства. Налоговая сис­тема в России имеет следующие направления:

1. Стабильность налоговой системы достигается следую­щим образом:
а) ежегодное определение исчерпывающего перечня налогов и сборов;

б) установление предельных ставок для региональ­ных и местных налогов;

в) отказ от практики использования выручки как объекта налогообложения;

г) сокращение числа налогов и размера налоговой на­грузки;

д) устранение противоречий в налоговом законода­тельстве;

е) выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков;

ж) упорядочение системы ответственности за налоговые нарушения (гл. 14 НК РФ).

2. Стимулирование налоговых платежей в бюджеты осу­ществляется следующим образом:

а) введение прогрессивного налогообложения для предприятий малого бизнеса;

б) введение рыночного механизма налогообложения имущества;

в) перенос налоговой нагрузки в основном на торгов­лю и производство отечественных и импортных то­варопроизводителей.

3. Повышение собираемости налогов осуществляется следующим образом:

а) усиление контроля над налогами в бухгалтерском
и налоговом учете;

б) переход к налоговой политике «по оплате»;

в) совершенствование методов банковского контроля, денежного обращения у налогоплательщиков;

г) предоставление дополнительных льгот для налого­плательщиков, своевременно перечисляющих на­логи в бюджет.

2. Функции налогов. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содер­жание, показывают, каким образом реализуется их на­значение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

Функции налогов

Фискальная (бюджетная) функция. С помощью этой функции образуются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования госу­дарства. Федеральные, региональные и местные налого­вые платежи формируют доходы бюджетов, используе­мые ими для целевого назначения в соответствии с пер­спективными планами государственного развития: ока­зание социальных услуг населению, поддержка безопас­ности внешней политики государства, платежи по умень­шению государственных долгов, административно-управленческие и другие хозяйственные расходы госу­дарства.

Социальная функция. С помощью этой функции про­исходит перераспределение доходов налогоплательщиков государством через налоговые платежи между различны­ми категориями населения, имеющих разный уровень доходов. Регрессивная шкала ставок Единого социально­го налога (ЕСН) позволяет работодателям увеличивать размер оплаты труда наемных работников, снижая при этом величину своих налоговых платежей по ЕСН.

Регулирующая функция. С помощью этой функции осуществляется влияние государства на инвестиционные процессы экономического развития страны, на структуру и динамику развития производственных отраслей дея­тельности, регулирование прожиточного минимума насе­ления в стране и другое. Действие такой функции имеет несколько направлений:

а) стимулирующее. При помощи льгот или освобож­дения от налогообложения развиваются перспек­тивные направления экономического развития государства. Предприятия малого бизнеса могут иметь льготы по налогу на прибыль, имеют возможность использовать различные системы налогообложения, но при этом развивать такие виды хозяйственной деятельности, которые смогут принести предприятиям дополнительные и эффектив­ные доходы, а государство получает конкурентоспособных отечественных товаропроизводителей, которые смогут перечислять в бюджеты государства налоговые платежи.

б) Дестимулирующее. При помощи налогов государ­ство ограничивает развитие нежелательных экономических процессов в стране. Примером дестимулирующего влияния налогообложения на экономическое развитие РФ может служить повышение % ставок таможенных пошлин, которые предполагают снижение ввоза импортного капитала в Россию и стимулирование отечественного товаропроизводителя для производства и реализации высококачественных товаров, имеющих возможность кон­курировать с зарубежными товарами по более низким ценам.


Воспроизводственная. Введение государством специальных налогов для воспроизводства государ­ственных ресурсов страны необходимо для пополнения и восстановления природных богатств госу­дарства. Такое направление регулирует рацио­нальное использование национальных природных ресурсов при помощи следующих налогов: плата за воду, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, земельный налог.

Контрольная функция. Существующие нормы нало­гообложения контролируют правильность исчисления сумм обязательных налоговых поступлений в бюджет, отслеживают своевременность и полноту поступлений налоговых доходов в бюджет государства. Государство имеет возможность последовательно сопоставить свои потребности в финансах с фактической величиной собираемы налогов в стране. Эта функция предполагает планирование государством необходимости проведения экономических реформ не только в сфере налогообложения, но и основных направлениях бюджетной политики страны.

Тема 4. Налоговая политика и нагрузка

Содержание


  1. Понятие и типы налоговой политики.

  2. Налоговое бремя (нагрузка, гнет).

  1. Понятие и типы налоговой политики.

Налоговый механизм любого государства функционирует через налоговую политику.

Налоговая политика — это система мероприятий, проводимых государством в области налогообложения для реализации задач, стоящих перед обществом. Используя функции налогов, государство претворяет в жизнь основ­ные направления и развитие бюджетного и налогового законодательства. В зависимости от фактического состояния экономики государство выбирает различные методы осу­ществления задач налоговой политики. Приоритетное раз­витие определенных форм и методов экономического со­стояния государства находит непосредственное отражение в существующей системе налогообложения в стране. На формирование налоговой политики государства могут ока­зывать влияние различные условия экономического хозяй­ствования в стране. Ярким примером такого влияния яв­ляется вопрос автомобилестроения:


а) для сокращения ввоза импортных автомобилей на территорию РФ и для стимулирования отечественных производителей автомобильного транспорта, государство ужесточает режим таможенного на­логообложения на ввоз импортных автомобилей

в РФ.

б) для эффективного развития отечественного авто­мобилестроения, основные направления развития налоговой политики в РФ планируют предоставле­ние специальных льгот предприятиям, производя­щим некоторые разновидности автомобилей на тер­ритории РФ.

Типы налоговой политики государства:

1. Политика максимальных налогов устанавливает вы­сокие ставки и множественность налогов, сокращает льготы, вводит новые виды налогов. Такая политика обычно проводится в периоды экономических кризи­сов или войн (в РФ кризисное состояние экономики наблюдалось с 1992 год по 1998 год). Эта политика не сопровождается приростом государственных доходов, приводит к следующим негативным последствиям:

а) После уплаты множества налогов у налогоплатель­щиков не остается достаточных финансовых ресур­сов для осуществления расширенного воспроизвод­ства предприятия. В экономике падают темпы рос­та производства и реализации во всех отраслях хозяйственной деятельности.

б) Распространяется стремление населения к массо­вому укрывательству от налогообложения. В пери­од существующего кризиса в РФ имело место со­крытие налогов.ых платежей у некоторых налого­плательщиков: только 1 из 6 плательщиков нало­гов исправно перечислял налоги в бюджет.

в) Приобретает массовый характер «теневая» эконо­мика. Денежные средства предприятий РФ, пере­веденные на счета в зарубежных банков, начинают работать на прирост экономики других стран. Вме­сто того чтобы каждый рубль вложить в развитие отечественного производства, он выпадает из оте­чественного товарооборота и инвестируется в зарубежную экономику



  1. Политика разумных налогов (экономического развития).

Эту политику можно использовать в такой период экономического развития государства, когда предполагается появление предкризисной ситуации в стране или государству необходимы дополнительные стимулы для рационального развития экономики. Такая политика предполагает расширение частного капитала в стране и инвестирование денежных средств в зарубежную экономику на взаимовыгодных условиях. Она способствует эффективному развитию отечественного предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. В России в настоящий момент применяют политику разумных налогов. Введение второй части Налогового кодекса РФ с 1 января 2001 года закрепляет правильность сделанного выбора. Каждый налогоплательщик имеет возмож­ность планировать частное предпринимательство любом виде хозяйственной деятельности с учетом экономически выгодных налоговых режимов, который законодательно закреплены НК РФ. Наблюдается экономический рост и развитие наиболее выгодных для государства отраслей хозяйственной деятельности следовательно, бюджеты страны могут ожидать стабильных налоговых поступлений.

2. Налоговый гнет (нагрузка, бремя) — эта та часть произведенного общественного продукта (ВВП), которая перераспределяется между налоговыми доходами бюджетов государства.

Налоговая Нагрузка (Гнет) = (Сумма налоговых платежей/ВВП) • 100%

Нг = (Σнп/ВВП) • 100%

Пример:

Рассчитать величину налоговой нагрузки ре­гионального бюджета, если известно, что за текущий ка­лендарный год в бюджет поступило налоговых доходов на сумму 150100 тыс.руб. и неналоговых доходов на сумму 52 930тыс. руб. Величина ВВП в этот период времени составила 319800 тыс.руб.

РЕШЕНИЕ:

Нг= (Σнп/ВВП) ■ 100% =

= (150 100 000 : 319 800 000) • 100% = 46,9%

Показатель налоговой нагрузки имеет недостаток, ко­торый заключается в том, что определяет среднюю стати­стическую нагрузку налогоплательщиков бюджетов и не учитывает индивидуальные особенности налогообложе­ния каждого налогоплательщика. Этот показатель обыч­но рассчитывают на макроуровне, т.е. в целом по стране или отдельному региону. Расчет налоговой нагрузки на микроуровне, т.е. для каждого налогоплательщика, ус­ложняется тем, что в существующей системе налогообло­жения различают прямые и косвенные налоги, имеющие различный удельный вес в структуре налоговых плате­жей предприятия или частного предпринимателя. При снижении или ограничении доли косвенного налогообло­жения появляется возможность планировать уменьше­ние налоговой нагрузки у каждого налогоплательщика. В РФ на этот показатель большое влияние оказывает на­логовая дисциплина плательщика, экономическая ста­бильность в стране, собираемость налогов бюджетами.


Проводимая государством политика максимальных налогов, реально подтверждает взаимосвязь между уси­лением налогового гнета и ростом величины налоговых доходов в бюджет государства. Разумная налоговая на­грузка должна обеспечивать разумные потребности госу­дарства, изымая у налогоплательщика не более 30% или 50% его доходов. Стабильная и эффективная рыночная система налогообложения предполагает перенос налого­вого бремени с юридических лиц на каждого гражданина страны, но такое соотношение должно сочетаться с реаль­ным ростом благосостояния населения государства и дей­ственным законодательством, защищающим права част­ной собственности индивидуальных граждан.
Каждый налогоплательщик обязан знать разновидное каких налогов, когда и в каком размере необходимо пeречислять в бюджет налоговые платежи. Под юридически обоснованием необходимо осознано понимать, что налоговые органы не должны препятствовать гражданам в реализации конституционных прав или создавать трудности для ocуществления законной деятельности налогоплательщиком. Источниками налогового законодательства являются нормативно-правовые акты законодательных органов власти, устанавливающих налогово-правовые нормы сфере налогообложения.

Налогово-правовая норма — это обязательное право поведения в сфере налогообложения.

Нормативно-правовой акт — это официальный письменный документ, который принят и одобрен законе дательными органами государства, содержащий в себе правовые нормы. Различают несколько разновидностей нормативно-правовых актов: законы, подзаконные акты правоприменительные акты судоисполнительных opганов власти.

Закон — нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, который принят и утвержден в специальном порядке законодательными органами исполнитель­ной власти. Основным законом любого государства является Конституция, а все другие законы принимаются исполнению в соответствии с ее основными положениями. В сфере налогообложения РФ главенствует содержание Налогового кодекса, не противоречащего основными положениям Конституции РФ.


Подзаконные акты — нормативные акты исполнительных органов власти субъектов РФ, создающиеся в рамках основного налогового законодательства. При по­мощи подзаконных актов нормативного характера госу­дарством реализуется его право на оперативное управле­ние налоговыми отношениями в стране. К ним относятся постановления Правительства РФ, законодательные акты региональных и местных органов власти, имеющие нор­мативный характер.

Правоприменительные акты судов — это норматив­ные акты судебного характера, касающиеся вопросов на­логообложения в РФ. Они признаются обязательными для всех налогоплательщиков в соответствии с содержа­нием и решением Высшего Арбитражного и Верхнего суда РФ. Такие нормативные акты являются обязательными к исполнению для всех налогоплательщиков РФ в соот­ветствии с содержанием Федерального Конституционного закона «О судебной системе в РФ». -

В соответствии с содержанием статьи 4 НК РФ «Норма­тивные правовые акты федеральных органов исполнитель­ной власти, органов исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, исполнительных органов местного са­моуправления о налогах и сборах» исполнительные органы власти в пределах своей компетенции могут издавать нор­мативные правовые акты по вопросам, связанным с налого­обложением, но содержание таких актов может изменять или дополнять действующее налоговое законодательство РФ, существующее в настоящий момент времени. Ведомст­венные органы власти (Федеральная налоговая служба, Ми­нистерство финансов, Государственный таможенный коми­тет) имеют право издавать инструкции, методические ука­зания, приказы, и другие акты ненормативного характера, касающиеся налогообложения, которые не являются нор­мативными актами, а лишь разъясняют правила примене­ния на практике положений и содержания НК РФ.

Нормативный акт может быть признан не соответст­вующим НК РФ в следующих случаях (Статья 6 НК РФ):

  1. Если издается органом, не имеющим права изда­вать такие акты, либо такой акт издан с нарушени­ем установленного порядка издания таких актов.





  1. Если отменяет или ограничивает права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, устанавливаемых НК РФ.

  2. Если изменяет содержание понятий и терминов, определяемых НК РФ.

  3. Если противоречит смыслу конкретных положений НК РФ.

Нормативно-правовой акт вступает в силу на территории РФ при соблюдении следующего порядка:

  • Издание документа

  • Регистрация документа в ведомственных органах власти

  • Официальная публикация документа в прессе

  • Вступление в силу нормативно-правового акта

До вступления в силу акта нормативного характера документ находится в промежуточном состоянии, коте рое характеризуется тем, что содержание акта не действует, но документ находится в продвижении к действующей редакции. Министерство юстиции РФ имеет право устанавливать законную силу и считать нормативный документ действующим без его регистрации и официального опубликования, но лишь только для ведомственных документов нормативного характера.

2. Пределы действия налоговых законодательств

Для всех участников налоговых отношений пределы действия налоговых законов определяются в трех направлениях:

Налоговые законы

Во времени В пространстве По кругу лиц

1. Во времени, т.е. нормативные акты, вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода (ст. 5 НК РФ). Если законы вносят изменения в содержание НК РФ, то они вступают в силу не ранее 1 января. Официальным опубликовани­ем считается публикация законов в газетах: «Парла­ментская газета», «Российская газета» и «Собрание законодательства РФ». Срок действия законов опреде­ляется датой, периодом времени или событием:


A) Календарная дата исчисляется годом, кварталом, месяцем, неделей или днем.

Б) Период налогового времени не истекает в послед­ний день года, квартала, месяца или недели, если последний день срока или периода действия попа­дает под нерабочий день, в этом случае днем окон­чания налогового периода считается ближайший рабочий день.

B) Для любого события налогового характера устанав­ливают срок, который должен быть выполнен до 24 часов последнего дня события (Статья 6.1 НК РФ).

2. В пространстве. Налоговые законы действуют на оп­ределенно установленной территории РФ: федераль­ные налоги действительны на территории всей стра­ны; региональные — на территории субъектов РФ; местные — на территории органов местного само­управления. В соответствии с содержанием статьи 5 НК РФ законодательные акты в сфере налогообложе­ния могут иметь обратную силу в случаях, если:

а) они устраняют или смягчают ответственность за налоговые нарушения;

б) они устанавливают дополнительные гарантии за­щиты прав налогоплательщиков;

в) они отменяют налоги, снижают размер ставок, ус­танавливают дополнительные обязанности для на­логоплательщиков, улучшающих их положение.

Не имеют обратной силы законодательные акты сфе­ры налогообложения (Статья 5 НК РФ), если они устанав­ливают новые налоги, повышают налоговые ставки, отяг­чают ответственность за налоговые нарушения, ухудшая положение налогоплательщиков.

3. По кругу лиц — налогообложению подлежат граждане РФ, иностранные граждане, российские юридические лица, посольства и консульства РФ в других странах, международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ. Статья 91 РФ устанавливает статус участников налоговых отношений регулируемых законодательством РФ: opraнизации и физические лица, признаваемые налогоплателыциками; налоговые агенты; налоговые орган таможенные органы; органы государственных в бюджетных фондов; сборщики налогов. В числе физических лиц различают категории резидентов нерезидентов. Резидентами признают граждан РФ находящихся на территории РФ в сроки, превышающие 183 суток в календарном году, но при условии, что они зарегистрированы на ее территории в cooтветствии с нормами российского законодательству Иностранные физические лица, находящиеся на территории РФ менее чем 183 дня, являются для РФ резидентами.




<< предыдущая страница   следующая страница >>