prosdo.ru 1 2 ... 4 5
1.Понятие мировоззрения. Ф. как деятельность и как теоретическая форма мировоззрения.


Еще задолго до возникновения философии люди задавали важнейшие вопросы(Как устроен мир? Какое место в мире занимает человек?). И находили ответы в мифологии и религии. Правильно назвать эти вопросы не чисто философскими, а мировоззренческими. Мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир и его место в этом мире. В структуре мировоззрений можно выделить 4 основных компонента: 1 – познавательный. 2 – ценностно-нормативный 3 – эмоционально-волевой. 4 – практический. Можно выделить два уровня мировоззрения: жизненно-практический и теоретический. Жизненно-практический уровень базируется на здравом смысле и повседневном опыте. Включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познавательный опыт каждого конкретного индивида. Этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью. В нем нередки внутренние противоречия. Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, которое носит теоретический характер. К этому уровню решения мировоззрения наряду с наукой принадлежит философия. Философия – это система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснения различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия – это теоретический уровень мировоззрения.

2.Соотношение Ф. и науки, искусства, религии. Философия и социокультурный контекст.

Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания. Рост естественно-научной информации о природе приводил к вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем основной вопрос мировоззрения и ответ на него обрел научную форму. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания. Система знания считается научной, если она отвечает специальным критериям: 1)объективность. 2)рациональность 3)эссенциалистская направленность 4)систематичность.5)проверяемость. Все отмеченные критерии применяемы к части содержания Философского знания => она есть наука.


Искусство и философия. Соотношение искусства и философии исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего удивительного в том, что Леонардо да Винчи пронизывал живопись истинной философией. Аналогичная миссия признавалась и за поэзией и за архитектурой. Искусство в эту эпоху вмещало в себя весь состав фундамент мыслей о мире, и потому оно шло рука об руку с философией. Философия
в этом отношении ближе к науке - она тяготеет к логико-понятийному аппарату, систематичности... Искусство же ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, которые не предполагают своей рассудочной воспроизводимости. Взаимоотношения между религией и философией исторически изменчивы и разнообразны. Если материальная линия философии противопоставляет себя религиозному мировоззрению, то различные направления идеалистичной философии неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных форм религии. Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в которых не всегда даже признается различие между философией и религией, как отдельными формами общественного сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия. Действительное расчленение философии и религии на обособленные формы произошло лишь на рубеже средневековья и нового времени. Была официально принята концепция двух истин. Одна от бога, а другая от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем не вмешивается в события мира, и поэтому человек может и должен познавать природу и философски размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в историческую реальность вне зависимости от бога. Часть идеалистических течений философии стремится к синтезу религии и философии. Можно выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.

Гносеологические причины вязаны с трудностями истолкования фундаментальных достижений естественных наук конца 20в. Однако основной является аксиологическая(теория ценностей) причина.


3. Предмет Ф. Ф. как «любовь к мудрости», как наука и как игра. Роль и функции Ф.

Понятие «философия» происходит от греческого «phileo» (люблю) и «sophia» (мудрость). Ввел это понятие Пифагор
в VI в. до н.э. Для него философрассуждающий человек, который получает знания только путем собственных рассуждений (т.е. творческим путем). На сегодняшний день философия является наукой, потому что отвечает специальным критериям:1)объективность.2)рациональность 3)эссенциалистская направленность 4)систематичность.5)проверяемость. Предметом Философии является наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования. Предметная специфика Философии как вида научного знания – в предельной обобщенности информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения. Предметом Философии является всеобщее в системе мир-человек. Эта система распадается на две относительно противоположные., но взаимосвязанные подсистемы—мир и человек. Каждая из сторон подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами делятся на 4 аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека.

Мировоззренческие - Выработка системы взглядов на объективный мир и место в нем человека.

К ним относятся: 1)Гуманистическая функция. Философия помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.

2)Социально-аксиологическая функция. Общественная Философия должна указать путь к высшему совершенству и разработать общественный идеал, который может быть положен затем в основание самых разных конкретных представлений о государственном устройстве.

3)Культурно-воспитательная функция. Знание Философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности.


4)Отражательно-информационная функция. Одна из главных задач Философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.

Методологические функции - Выработка принципов исследования в области всех частных наук; К ним относятся:

1)Эвристическая функция. Содействие приросту научных знаний, а так же создание предпосылок для научных открытий.

2) Координирующая. координирование методов в процессе научного исследования.

3) Интегрирующая. Объединяющая роль Философии по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовывать целостность.

4) Логико-гносеологическая. Она заключается в разработке самого Философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.
4. Онтология – философское учение о бытии. Проблема единства мира.

В философии под бытием обычно понимают реальность, существующую независимо от сознания и воли человека. Бытие - основополагающая философская категория. Первую философскую концепции бытия выдвинули еще древнегреческие философы. Под ним понималось либо нечто неизменное, единое, неподвижное, самотождественное, либо нечто непрерывно становящееся и изменяющееся. Бытие противопоставлялось небытию. Платон противопоставил мир чувственных вещей чистым идеям - миру истинного бытия. Выделяют четыре вида бытия: 1)бытие вещей; 2)бытие человека; 3)бытие духовного; 4)бытие общественного. В первом виде бытия различаются природные вещи и процессы и созданные человеком. Мир вещей и процессов, созданных человеком, включает в себя воплощенные его мысли и дела, т.е. имеет социальные функции и человеческий смысл.

Необходимо обратить внимание на особую сложность бытия человека, представляет собой единство "духа" /психики/ и тела /материи/ и как биологический организм вписан в бытие природы. Бытие духовное представляет собой результаты духовной деятельности людей. Под бытием людей, которое в силу специфики исторического процесса в определенный момент становится общественным бытием, понимается все существующее вне сознания. Существующие уровни бытия: - существующее в возможности - существующее в действительности. Под Онтологией в домарксистской философии понималось учение о бытии как таковом, независимых от его частных видов. В новое время (16в.) под онтологией стали понимать учение о сверхчувственной нематериальной структуре всего существующего. В западной философии 20в предпринимаются попытки построить на объективно-идеалистической основе «новую О. ». В новых онтологических учениях под О. понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверчувствственной и сверхрациональной интуиции. По способу существования бытие разделяется на 2 мира, 2 способа существования: мир физических состояний (материальный мир) и мир психических состояний (мир сознания, внутренний мир человека). Оба эти мира характеризуются понятием бытия, но их способы существования различны. Физический мир существует объективно независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир чел сознания существует субъективно, т.к. зависит от воли и сознания людей. Способ бытия человека в физическом мире определяется принадлежностью его к психическому миру и наоборот.


следующая страница >>