prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5


«Защита прав потребителей»


1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей 1

2. Структура закона о защите прав потребителей 5

3. Права потребителей 6

4. Право потребителя на качественный товар (работу, услугу) 7

5. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) 9

6. Право потребителя на информацию 10

7. Установление срока службы, срока годности, гарантийного срока на товар (работу, услугу) 12

8. Ответственность за вред, причинённый вследствие недостатков товара (работы, услуги) 13

9. Компенсация морального вреда в области защиты прав потребителей 14

10. Права потребителя при продаже товара 15

11. Последствия продажи товара ненадлежащего качества 15

12. Сроки предъявления требований в отношении недостатков товара (статья 19 Закона) 17

13. Порядок выполнения требований потребителя, вытекающих из недостатков товара 18

14. Замена товара ненадлежащего качества. Обмен товара надлежащего качества 18

15. Права потребителя при выполнении для него работ (оказании услуг) 19

16. Сроки выполнения работ (оказания услуг) и последствия их нарушения 20

17. Последствия выполнения работы (оказания услуги) с недостатками 21

18. Сроки удовлетворения требований потребителя, вытекающих из его прав при выполнении работ (оказании услуг) 22

19. Особенности условий договоров, заключаемых с потребителем 22

20. Государственная защита прав потребителей 24

21. Общественная защита прав потребителей 25

Приложение 1. Перечень Правил об оказании услуг потребителям 27


1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

Закон РФ «О защите прав потребителей» принят Верховным Советом РФ 7 февраля 1992 г.1, вступил в силу 7 апреля 1992 г. С 16 января 1996 г. действует в новой редакции федерального закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ2.


В основном Закон содержит нормы гражданского права, регулирующие имущественные отношения между гражданами и субъектами предпринимательской деятельности. Но в нём имеются нормы и других отраслей (конституционного, административного и др.), напр., определяющие компетенцию некоторых органов исполнительной власти, полномочия общественных организаций и т.д. При применении этих норм Закона следует руководствоваться основополагающими законами соответствующих отраслей права.

В п.1 ст.1 Закона установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, законом «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ. Из этого следует:

- ГК РФ закреплен как основополагающий закон в области защиты прав потребителей. При этом согласно п.2 ст.3 ГК РФ, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать.

- Закон «О защите прав потребителей» имеет приоритетный характер по отношению к другим федеральным законам, регулирующим отношения по защите прав потребителей: другие федеральные законы3 должны приниматься в соответствии с ним и не могут ему противоречить. В случае коллизии должны применяться нормы Закона.

- Под иными правовыми актами РФ, согласно ГК РФ, понимаются подзаконные акты: указы Президента4 и постановления Правительства5 России. Они не входят в понятие «законодательство» и должны приниматься в соответствии с ГК РФ и Законом и не могут им противоречить. В случае коллизии должны применяться нормы ГК РФ и Закона. ГК РФ предоставляет Президенту РФ право регулировать гражданские правоотношения в полном объеме, т.е. его указы могут быть изданы по любому вопросу гражданского права (т.е., и в области защиты прав потребителей), за исключением отношений, регулирование которых может осуществляться только федеральными законами, напр.: ограничение перемещения товаров и услуг на территории России; отношения с участием иностранных граждан; защита прав и свобод человека. ГК РФ предусмотрено (ст. 3), что Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, на основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, указов Президента РФ.


В правоприменительной практике широко используются акты высших судебных инстанций, являющиеся не источниками права, но актами толкования. Напр., постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»6 (с изм. и доп.). В нём указано, что принятые Правительством РФ до введения в действие ГК РФ и Закона правила об отдельных видах договоров могут применяться в части, не противоречащей ГК РФ и Закону.

Пленум также разъяснил (п. 2), что Закон «О защите прав потребителей» и иные законы и правовые акты РФ применяются к отношениям по защите прав потребителей, если:

- это предусмотрено ГК РФ (напр., п. 3 ст. 492 (розничная купля-продажа), п. 3 ст. 730 (бытовой подряд) ГК РФ);

- ГК хоть и не содержит такого указания, но названные правовые акты конкретизируют и детализируют его нормы, регулирующие данные правоотношения (напр., ст. 8-10 Закона) либо когда ГК РФ не регулирует указанные отношения (напр., ст. 17);

- указанные правовые акты предусматривают иные, чем ГК РФ, правила; когда ГК РФ допускает возможность их установления иными законами и правовыми актами (напр., п. 1 ст. 394 ГК РФ, п. 2 ст. 13 Закона).

Когда отдельные гражданско-правовые отношения с участием потребителей, кроме ГК РФ регулируются и специальными законами РФ (напр., перевозка, энергоснабжение), то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон «О защите прав потребителей» может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону. При этом законы, принятые до введения в действия ч. 2 ГК РФ, применяются в части, не противоречащей ГК РФ и Закону «О защите прав потребителей».

Законодательство о защите прав потребителей распространяется на отношения, могущие возникнуть из договоров:

- розничной купли-продажи;

- аренды, включая прокат;

- найма жилого помещения, в т.ч. социального, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации дома, по представлению коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п.2 ст. 676 ГК);


- подряда (бытового, строительного, на выполнение проектных и изыскательных работ, на техническое обслуживание жилого помещения, находящегося в собственности граждан);

- перевозки граждан, их багажа и грузов;

- комиссии;

- хранения;

- оказания финансовых услуг, направленных на удовлетворение непредпринимательских нужд гражданина, в т.ч. предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчётов по их поручению, услуги по приёму от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг;

- банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин7,

- других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательством.

Перечень открытый. Под действие закона подпадают отношения, вытекающие из любых договоров, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли.

Закон о защите прав потребителей не регулирует отношения:

- из безвозмездных гражданско-правовых договоров (напр., бесплатное хранение одежды в гардеробах организаций);

- из договоров, не связанных с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг (напр., договор госзайма, по которому гражданин предоставляет государству деньги взаймы);

- из гражданско-правовых договоров граждан с общественными объединениями, жилищно- и дачно-строительными кооперативами, товариществами и т.п. организациями, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Но Закон регулирует отношения членов этих организаций по поводу предоставления им платных услуг организациями (напр., по оказанию платных коммунальных услуг своим членам).

- возникающие при осуществлении судом, нотариусом своих гос. функций (кроме платных услуг, нотариальных контор, не являющихся функциями гос. характера, - консультации, печатные работы и т.п.), при осуществлении органами власти и госучреждениями возложенных на них законом административно-распорядительных полномочий (напр., оформление паспортов и виз, благоустройство территории, содержание и ремонт автодорог и т.п.).


Т.о., для решения поставленного вопроса главным является не вид договора, а соответствие его содержания определению понятия «потребителя», данному в упомянутом Законе.

Нормы, касающиеся защиты прав потребителей, могут исходить исключительно от законодательного органа, Президента РФ и Правительства РФ в установленных случаях. Всякие акты в указанной области, принятые иными государственными органами, должны признаваться незаконными и отменяться в установленном порядке. Поэтому Правительство РФ не вправе поручать федеральным исполнительным органам принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Это, однако, не означает, что органы исполнительной власти не вправе принимать вообще никаких актов, связанных с Законом. В некоторых случаях это их прямая обязанность, вытекающая из их компетенции и смысла Закона. Напр., в соответствии с гл. IV Закона, органы, упомянутые в ней, должны принимать ведомственные акты о порядке организации работы по реализации представленных им полномочий.8 Однако эти акты должны носить чисто внутренний характер, не затрагивающий ни материального, ни процессуального права в области защиты прав потребителей.

Поскольку Конституция РФ относит гражданское законодательство к исключительному ведению РФ, согласно ст. 1 Закона, отношения по защите прав потребителей могут регулироваться исключительно актами федерального уровня. Единственным исключением является полномочие субъектов РФ по установлению сроков наступления сезонов (для сезонных товаров)9.

Изданные до введения в действие ГК РФ нормативные акты10 Президента РФ, Правительства РФ, Правительства СССР по вопросам, которые, согласно ГК РФ, должны регулироваться федеральными законами, действуют до введения в действие соответствующих законов.11

Нормы гражданского права, содержащиеся в актах субъектов РФ, изданных до введения в действие Конституции РФ, могут применяться, если они не противоречат Конституции РФ и ГК РФ.12


Статья 2 Закона закрепляет общепризнанный принцип приоритета международного права перед внутренним правом отдельной страны. Закон разработан на основе Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1985 г. «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», с учётом законодательства ЕЭС о защите прав потребителей13. Если международным договором РФ14 предусмотрены иные правила в области защиты прав потребителей, чем те, которые предусмотрены Законом, следует руководствоваться нормами международного договора в соответствии со ст. 7 ГК РФ.

2. Структура закона о защите прав потребителей

Закон начинается с преамбулы, которая очерчивает круг регулируемых Законом отношений, определяет основные понятия, используемые в законе (потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец, стандарт и др.).

Согласно преамбуле, Закон регулирует отношения, складывающиеся между осуществляющими предпринимательскую деятельность изготовителями и продавцами товаров, исполнителями работ (услуг), с одной стороны, и гражданами-потребителями — с другой, т.е. отношения по поводу удовлетворения различного рода бытовых потребностей граждан. Отношения по купле-продаже, по поводу выполнения работ и оказания услуг относятся к разным договорным типам, но общим для них является возможное участие граждан, удовлетворяющих свои личные, семейные, бытовые и иные непредпринимательские потребности. Эта общая черта позволяет регулировать данные отношения в едином законе и, более того, в соответствии с традициями пандектной системы ряд норм сгруппировать в общую часть.

Она представлена главой I «Общие положения» (ст. 1-17), которая включает статьи, устанавливающие единое регулирование некоторых отношений, вытекающих из договоров купли-продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг потребителям:15

Статьи 1 и 2 содержат информацию об источниках правового регулирования отношений по защите прав потребителей.


Статьи 3-11 в общем виде формулирует права потребителей и соответствующие им обязанности изготовителя (исполнителя, продавца).

Статьи 12 и 13 устанавливают ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за нарушения прав потребителя.

Статьи 14 и 15 посвящены деликтной ответственности изготовителя (исполнителя, продавца) за причинение имущественного и морального вреда потребителю.

В статье 16 содержатся специальные нормы о недействительности условий договора, ущемляющих права потребителя.

Статья 17 содержит некоторые специальные нормы процессуального характера, применяемые при судебной защите прав потребителей.

Глава II «Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям» (ст.18-26), как видно из ее названия, регулирует лишь специфические вопросы купли-продажи, не затронутые в главе I:

- последствия продажи товара ненадлежащего качества,

- порядок и сроки предъявления и удовлетворения требований в отношении недостатков товара,

- ответственность за просрочку выполнения требований потребителя.

Общими для главы II нормами являются положения ГК РФ о купле-продаже — тех её видов, где в качестве покупателя может выступать гражданин-потребитель (напр., розничная купля-продажа, энергоснабжение).

Глава III «Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг» (ст. 27-39) посвящена особенностям отношений, складывающихся по поводу осуществления работ и оказания потребителям услуг:

- сроки выполнения исполнителем работ (оказания услуг), а также отдельных требований потребителя и последствия их нарушения;

- права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

- обязанность исполнителя по информированию потребителя;

- смета и порядок расчётов за выполненную работу (оказанную услугу);

- регулирование оказания отдельных видов услуг.

Общими для данной главы нормами являются положения ГК РФ о подряде и оказании услуг — тех их видов, в которых в качестве заказчика может выступать гражданин-потребитель (напр., бытовой подряд).


Глава IV «Государственная и общественная защита прав потребителей» (ст.40-46) как и глава I является общей, распространяется на отношения, вытекающие из купли-продажи, проведения работ и оказания услуг потребителям. Она устанавливает:

- полномочия федерального федеральных исполнительных органов, осуществляющих контрольные функции;

- санкции, налагаемые этими органами;

- защита прав потребителей органами местного самоуправления;

- права общественных объединений потребителей;

- защита интересов неопределённого круга потребителей.

3. Права потребителей

Законом урегулированы наиболее важные вопросы в отношениях, складывающихся между осуществляющими предпринимательскую деятельность изготовителями и продавцами товаров, исполнителями работ (услуг), с одной стороны, и гражданами-потребителями — с другой. Главная цель специального законодательства о защите прав потребителей — обеспечить повышенную охрану прав граждан на потребительском рынке. К ним относятся:




следующая страница >>