prosdo.ru 1 2 ... 11 12
1.Предмет,метод и периодизация истории отеч. гос-ва и права.


История отеч.гос-ва и права– это историко-правовая(юридическая)наука, основанная на изучении гос-ва и права в строгой хронологич. последов-ти.Источниками юрид. исследований явл-ся законодательные памятники(нормативные акты),материалы официального делопроизводства, дневники, воспоминания. Предметом истории отеч.гос-ва и права явл-ся генезис гос-ва и права нашей страны,исторические типы и формы гос-ва и права,политические институты.История отечества изучает социально-экономич,

политические процессы,культуру и др.явления общ-ной жизни.История отечественного гос-ва и права включает в себя широкий спектр конкретно-исторических событий и общественных отношений.Под методом науки понимается совокупность приемов,средств,принципов и правил последовательных научных размышлений, направленных на получение достоверных знаний о предмете исследования.Методы научного познания можноразделитьна2вида:1.Общенаучные (определяют общий подход исследователя к познавательному процессу и объекту познания)-функциональный,системный,синергетический и логический.2.Частные-исторический,формально-юридический(позволяет делать теоретические обобщения) и сравнительно-правовой(определяет общие и частные закономерности развития гос-ва и права России) методы. Основное условие периодизации курса истории отечественного гос-ва и права-научные критерии.В кач-ве научного критерия периодизации исторического развития гос-ва можно применять типологические признаки гос-ва:1.По этапам развития росс. гос-ва.2.По форме правления. Периодизация росс.правовой системы: 1.Становление росс.правовой системы эпохи древнерусского удельного гос-ва(9-13вв).2.Правовая система московского централизованного гос-ва(14-17вв)3.Становление и развитие правовой системы Росс.империи(18-начю20вв)4.Советская правовая система(1917-1991)5.Постсоветская правовая система с 1991г.

^ 2.Возникновение,развитие государственности у восточных славян.

В ранних письменных источниках 7-1вв до н.э. славяне называются венедами.Областью расселения славян считают Полесье,междуречье запад.Буга и Днестра с сев.на юг.В 6-8вв вост. славяне находились на стадии перехода от первобытнообщин-ного состояния к формированию госуд-сти. Основным письменным источником исследования истории возни кновения госуд-сти у вост.славян явл-ся «Повесть временных лет»Нестора.В летописи понятия «род» и «племя» имели широкое толкование. Племя означало и семью,и народ,и союзы племен.Союзы племен явл-сь терр-ыми этническими образованиями. Вост. Славя не занимались охотой,рыболовством, бортничеством, но основным занятием было земледелие. Подсечное земледелие (рубка,сжигание леса)сохраняло значение коллективного труда, патриархального уклада семьи.В 7-9вв.произошла эволюция родовой общины в соседско-терр-ную общину(вервь),но пережитки родственных связей оставались еще долго.Из родов. общины выделились семьи.Соседская община состояла из малых семей,ведущих собственное хоз-во.Развитие орудий труда и улучшение земледельческой техники ,развитие торговли и ремесла привело к разделению труда и углубило процесс развития соц.неравенства.Имело место частное присвоение,постепенное накопление движимого имущества (скота, денег, рабов) обуслови- ло формирование родовой верхушки, дружины, купцов,рабовлодельцев,стремив-ся подчинить себе свободных общинников.Большое значение имели воины и военная добыча,выделилась переслойка профессионал.воинов-дружинников, служивших у племенных вождей, публичная власть отделилась от народа, т.о.произошло перераспреде -ление властных функций-от общинных собраний в пользу совета при князе, состоявщего из родовых старейшин и знатных воинов-дружинников. Формируется раннеклассовое общ-во и первые гос. образования.Государственность у восточных славян сложилась в первой половине IX века. «Великий путь из варяг в греки» объединил основную территорию восточного славянства в один эконом. комплекс.


^ 3.ОбразованиеДревнерусскогогосударства.«Норманнская» теория.

Началом образования и развития Древнерусс.гос-ва считается захват князем Олегом в 882г.Киева.Овладев городом он получил титул«Великий князь»С 882г началось объед.Сев. и Юж.Руси вдоль пути из Варяг в Греки.На рубеже 9-10вв вокруг Киева объедин.восточнославянские племенные союзы.Признаки этого гос-ва:единая тер-рия проживания(бассейн р.Днепр), един.язык, единый быт и род занятий,един. религия-языческая, общий психологич.и антропологич. тип.Авотры норманнской теории немецкие ученые Байер,Шлецер,Миллер. Основ.источником теории явл-ся«Повесть…», содержащая рассказ о призвании в 862г. новгородцами варягов из-за моря. Сторонники норманнской теории считали что государ-нность на Руси создана норманнами,т.к.славяне явл-сьдикими племенами и находились на очень низком уровне развития.Первым «антинорманнистом»стал Ломоносов,он отрицал идею низкого уровня развития славян и неспособность создать гос-во.Русские князья, цари,импереторы поддерживали идею о своем норманнском происхождении.Гитлер широко использовал теорию в своих планах порабощения славян.Сейчас норманн.теория распадается на две ветви:англо-саксонскую и скандинавскую.Основными доводами против норман.теории у славян стали:1)идея завоевания норманнами славян не нашла подтверждения.2

)легенда о 3х братьях очень распространенный эпический мотив,а «призвание»-выдумка летописца,рукой которого управляли полит. интерерсы.3)ее несовместимость с научными представлениями о происхождении гос-ва как аппарата для удержания власти над большинством.4)процесс формирования гос-нности у славян-результат соц-эконом.и политич.развития общества.5)варяги(норманны) защищали интересы восточнославянской знати в кач-ве наемных воинов,купцов.6)в 9в.норманны не имели государственности в Скандинавии,а находились на стадии военной демократии. 7)оседая во франции,Италии,Англии норманны растворялись в местной знати,воспринимая местн.языки.культуру,законы и оставляя в них свой след.

4.Структура и прав.положение населения Киевской Руси.

В 10-11в на Руси развиваются феодальные отношения,свободные общинники становятся феодально-зависимыми.Класс феодалов состоял из боярства и духовенства.Правовой статус бояр заключался в наличии ряда привелегий.Княжеская дружина состояла из 3х частей:младшей,средней и старшей дружины.Старшим дружинникам за верную службу князю предоставлялось земельное пожалование.Княжеские бояре выполняли ф-ии по управлению гос-вом и были советниками князя,по Русской правде(РП)обладали привелегиями.Выходцы из родоплеменной знати получали за свою вассальную службу иммунитет-освобождение от платежа дани,от подсудности княжеским судьям,и право судить зависимое от них население.Законодательство охраняло имущество,жизнь и здоровье феодальной знати.Шел процесс образования дворцовых слуг.Дружинники оседали на земле,а дворцовую службу стали нести дворцовые холопы.РП говорит о тиунах и княжеских холопах. По РП были воеводы,чашничий,стольничий,конюший. После принятия христианства в 988г во главе церкви стоит митрополит,назначавшийся константинопольским патриархом.Тер-рия гос-ва разделилась на епархии,возглавлявшиеся епископами,назначавшимися митрополитом.Церковь стала самостоятельно судить духовенство и лиц,проживавших на церковных и монастырских землях. Правовое положение горожан РП не регламентировалось.В большинстве городов местное самоуправление не сложилось.Из общей массы городского населения выделялись торговые люди-купцы(занимали среднее положение между боярством и простыми людьми)и ремесленники.Все гор.население платило налоги.Феодально-зависимое сельское население-это общинники потерявшие землю и личную свободу и ставшие смердами.Русская Правда уравнивает правовое положение пашенных холопов и смердов.На Руси существовало патриархальное рабство.Основным его источником было пленение.Они отпускались за выкуп или включались в состав семьи и назывались челядью.По мере превращения рабов из слуг в бесправных холопов,наименование «челядь» закреплялось за рабами.В РП раб назывался холопом и был лишен всех прав свободного человека.

^ 5.Органы власти и управления Киевской Руси.


Древнерусское гос. представляло из себя совокупность Киевского и местных феод. княжеств, во главе кот. стояли местные родоплеменные вожди. По мере укрепления своей власти великий князь старается заменить их своими сыновьями. Киевская Русь- типичная раннефеодальная монархия. Князь был верховным сюзиреном по отношению к местным князьям-своим вассалам. Между ними были заключены опред. договоры вассалитета-сюзиринетета, крестные грамоты, опред. взаимные права и обязательства.В дальнейшем с укреплением феодального землевладения, частной собственности на землю мелкие феод. княжества выходят из подчинения Киеву. Основными обязонностями князя изначально были- орг-ия и командование вооружёнными силами, сбор дани, налаживание внешней торговли, затем добавилось деятельность в области управления.Князь опирался в своей деятельности на совет крупных бояр и духовенство. Позже созывались феод. съезды по поводу общих вопросов. Изначально сохранилась десятичная сист. управ., связанная с прежней племенной и военной орг.- деление на десятки, сотни и тысячи, их главы получали некоторую полит. власть. Полит. власть являлась атрибутом права частной собств. на землю. Местным князьям, боярам и осевшим на землю дружинникам выдавались иммунитеты- право вершить суд, иметь свою дружину,слуг. Таким образом сложилась дворцово-вотчинная система управления. Вотчинами управляли вассалы князя, Дворцом, княжеским доменом- княжеские тиуны. Органы гос. Управления совпадали с органами управления делами князя, двором, хозяйством, а гос-во с личностью князя. Гос. аппарат, дворцовые слуги- дворецкий, конюший, воевода, тиуны, вирники- помощники, слуги. Власть на местах в городах осуществляли посадские-наместники, а в деревнях- волостели- собирали дань, пошлины, штрафы, судили. Формируется система кормления:назначенные князем его приближенные для управления административными единицами не получали жалование от князя,а должны были за свою службу «кормиться» за счет местного населения.

^ 6.Источники права Древнерусского гос-ва.Внешняя характеристика «Русской правды».


С возникновением на территории восточного славянства раннеклассового общ-ва и государственности основным источником права было обычное право,подкрепленное общественной властью.В ранних русско-византийских договорах содержится упоминание о «Законе Русском» ,к сожалению,до нас не дошедшем.В эпоху правления князя Ярослава было положено начало разработке общегосударственного законодательства,получившего название «Русская Правда». До наших дней дошло более ста списков Русской Правды, которые можно представить в трех основных редакциях: Краткая, Пространная и Сокращенная.Краткую делят на две части:Правду Ярослава и Правду Ярославичей.Пространная редакция разделяется на Устав Ярослава о судах и Устав Владимира Мономаха.Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из переработанной Пространной редакции.Главная черта права,закрепленного в Русской Правде-то что право феодальное. То есть подход к защите интересов феодалов и феодально-зависимых крестьян неодинаково.Личность и имущество зависимых крестьян защищалось в значительно меньшей степени,а холопы этим правом вообще не защищались.Так же отсутствовало четкое различие между уголовным преступлением и гражданским правонарушением. «Русская Правда» содержит нормы трех групп: 1.Уголовного права,т.е.нормы за нарушение которых прямо предусматривались наказания. 2.Гражданского права,т.е.нормы,определявшие имущественные отношения,порядок наследования, опеки,отношения между родителями и детьми и обязательства. 3.Процессуального права,т.е.нормы,определявшие порядок рассмотрения судебных дел.

^ 7.Право собственности,обязат.и наследственное право по «Русской Правде»

Право собственности возникает в древнерусском праве по мере утверждения феодального способа производства. Русская Правда различает такие объекты права собственности,как домашний скот,птица,оружие,сельскохозяйственные орудия и др. Под обязательством понималось право на обязанное лицо.Последствием договора займа обычно являлся заклад личности должника,что часто вело к установлению холопства.Русская Правда называет след.виды договоров:купли-продажи,займа,поклажи(хранения чужих вещей),личного найма.Невыполнение обязательств по договору влекло обращение взыскания на виновное лицо.Возникновение понятия наследства тесно взаимосвязано с появлением частной собственности, сосредоточенной в семье. Русская Правда содержит постановления о наследовании по закону и по завещанию.Наследовать могли только законные дети. Право отца распоряжаться имуществом при составлении завещания не было ограничено. Однако он не мог завещать имущ-во дочери.Вдова имела право на часть имущ-ва.Сестра при братьях,не пользуясь правом наследования,выдавалась замуж и получала приданное.Если отец умирал,не оставив завещания,то имущ-во делилось поровну между детьми,часть выделялась вдове и монастырю «на помин души».


^ 8.Материальное уголовное право по Русской Правде

Русская Правда под преступлением понимала обиду, т. е. причинение морального или материального ущерба опреде¬ленному лицу или группе лиц.Объектами преступления являлись личность и имущество. Объективная сторона преступления охватывала как поку¬шение на преступление, так и оконченное преступление. Субъектами преступления были все лица, кроме холопов.За холопов, составлявших собственность господ, отвечали хозяйства. Закон не устанавливал возрастной ценз для субъектов преступления.Субъективная сторона преступления включала умысел или неосто-рожность, хотя четкого разграничения форм вины еще не существовало.Русская Правда обозначала понятие соучастия, но еще не целила ролей со-участников (подстрекатель, исполнитель, укрыватель и т. д.). Если преступление совершалось несколькими лицами, то ответственность для соучаст-ников устанавливалась одинаковой. Закон знал понятие рецидива— повторности преступления. Система наказаний по Русской Правде выглядит следующим образом.Смертная казнь в Русской Правде не упоминается, хотя согласно летописям она имела место.Поток и разграбление являются высшей мерой наказания и заключаются в конфискации имущества и обращении преступника и членов его семьи в рабство. Эти наказания назнача-лись в трех случаях — за убийство в разбое, поджог и конокрадство.Вира — денежное взыскание в размере 40 гривен, назначаемое за убийство. Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (за убийство человека с привилегиями). Вира поступала в княжескую казну.Головничество — денежное взыскание в размере виры, взимаемое в пользу семьи убитого.Урок — определенное денежное возмещение в поль-зу потерпевшего за причиненный ему ущерб.Все остальные преступления наказывались продажей — штрафом, размер которого определялся в зави-симости от тяжести преступления. Продажа взималась в пользу князя.

^ 9.Судопроизводство по Русской Правде.

Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Дело начиналось по жалобе (иску) потерпевшей стороны. Истец и ответчик облада-ли равными правами, судопроизводство было гласным и устным, большая роль в системе доказательств принадлежала ордалиям, присяге и жре-бию.Процесс делился на три стадии: 1) заклич - объявление о совершившемся преступлении. Он производил¬ся в людном месте, где объявлялось о пропаже вещи, обладав¬шей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком.2) свод. Свод осуществлялся до заклича или в течение трех дней после него. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было ука¬зать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь.3) гонение следа —поиск доказательств и преступника. Так как в Древней Руси еще не появились специальные розыскные органы и лица, гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы.

Система доказательств по Русской Правде состояла из:

- свидетельских показаний «видоков» и «послухов»;

- вещественных доказательств;

- ордалий (испытаний огнем, водой, каленым железом);


следующая страница >>