prosdo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 8 9

6 . ВНИМАНИЕ

Внимание — это направленность психики (сознания) на оп­ределенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллекту­альной или двигательной активности.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделя­ют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т. е. соответствующих по­требностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (со­хранение в сознании образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших фун­кций внимания является регуляция и контроль протекания деятель­ности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связа­но с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объекта­ми интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фак­тически все данные, характеризующие внимание, получены при иссле­довании этого вида внимания.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональ­ный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вы­зывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее зна­чение для возникновения непроизвольного внимания имеют интел­лектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время при­ковывает его внимание.


Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова ак­тивное или волевое. Все три термина подчеркивают активную пози­цию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произволь­ное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать.

Этот вид внимания тесно связан с волей.

Итак, причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.

Распределение внимания выражается в умении одновременно вы­полнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимо­сти в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями.

Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значи­тельное влияние оказывает интерес.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемое— это или внешнее тор­можение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжитель­ное действие одного и того же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, кото­рые представляют собой периодическое ослабление внимания к конк­ретному объекту или деятельности.

Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключе­ние внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов дей­ствий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается учас­тием волевых усилий человека.


Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает лег­ко, без особого напряжения и волевых усилий.

7. первичные образы

Представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были в тундре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Мы видели тундру на фотографиях, в фильмах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения и на основе этого материала можем представить тундры. Следовательно, представления воображения формируются на основании полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, представления характеризуются наглядностью. Представления — это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но персептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления — это вас произведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления, никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, — они, как правило, значительно бледнее.


Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части, и признаки представлены ярко, другие - очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивое непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений елейного вида (например, у музыкантов — способность к формированию новых представлений, у художников — зрительных), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными.

Следует отметить, что представления — это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается особенность к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер. Например, представьте ваш обеденный стол или чашку, которой вы обычно пользуетесь. Эти предметы вы видели не один раз и с разных сторон, но когда вам предложили их представить, то они возникли в вашем сознании не во множественном числе, а в каком-то обобщенном образе. Этот обобщенный образ характеризуется, прежде всего, тем, что в нем подчеркнуты и даны с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта, а с другой стороны, отсутствуют «ли представлены очень бледно признаки, характерные для отдельных, частных воспоминаний.


Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.

Необходимо также подчеркнуть следующую очень важную особенность представлений. С одной стороны, представления наглядны, и в этом они сходны с сенсорными и перцептивными образами. С другой стороны, общие представления одержат в себе значительную степень обобщения, и в этом отношении они сходны с понятиями. Таким образом, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет яд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под сиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

И. П. Павлов считал, что представления являются первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность. Он показал, что представления очень часто формируются по механизму условного рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализируют конкретные явления действительности. Когда вы в процессе своей жизни и деятельности сталкиваетесь с каким-то предметом или каким-либо явлением, то у вас формируются представления не только о том, как это выглядит, но и о свойствах иного явления или предмета. Именно эти знания впоследствии и выступают для человека в качестве первичного ориентировочного сигнала. Например, при виде апельсина возникает представление о нем как о съедобном и достаточно сочном предмете. Следовательно, апельсин в состоянии удовлетворить голод или жажду - Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функции состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.


Следующая функция представлений — настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает на стройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.

Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека

10. ПОНЯТИЕ О ЧУВСТВАХ И ЭМОЦИЯХ

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.

1. Чувственный, или эмоциональный, тон — это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важные воздействия и побуждающее субъекта к их устра­нению или сохранению. Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможно выразить вербально (например, «здесь чувствуешь себя как-то не так»). Чувственный тон осознается как эмоцио­нальная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т. п. (например, «прият­ный собеседник», «скучная книга»).

2. Собственно эмоции — психическое отражение в форме не­посредственного пристрастного переживания жизненно­го смысла явлений и ситуаций, обусловленного отноше­нием их объективных свойств к потребностям субъекта. Это предметные специфические психические процессы и состояния, возникающие в конкретной обстановке и имеющие узконаправленный характер. Эмоции возникают при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида.


Эмоции возникают вследствие того, что субъект не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию (ситуации, отли­чающиеся новизной, необычностью или внезапностью).

Традиционным считается деление эмоций на положительные и отрицательные. Однако такие эмоции, как гнев, страх, стыд, не могут быть безоговорочно отнесены к категории отрицательных, негативных. Гнев иногда прямо соотносим с приспособитель­ным поведением и еще чаще — с защитой и утверждением лич­ностной целостности. Страх также связан с выживанием и наря­ду со стыдом способствует регуляции разрешительной агрессив­ности и утверждению социального порядка.

Популярными являются классификация эмоций по отноше­нию к деятельности и соответственно их деление на стенические

(побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и асте­нические (тормозящие действие, угнетающие). Также известны классификации эмоций: по происхождению от групп потребно­стей — биологические, социальные и идеальные эмоции; по ха­рактеру действий, от которых зависит вероятность удовлетворе­ния потребности, — контактные и дистантные.

3. Аффект — стремительно и бурно протекающий эмоцио­нальный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте — это неожи­данно наступающее, резко испытываемое человеком по­трясение, характеризующееся изменением сознания, на­рушением волевого контроля за действиями. В аффекте резко изменяются параметры внимания: снижается его переключаемость, нарушаются концентрация, память — вплоть до частичной или полной амнезии. Аффект оказы­вает дезорганизующее влияние на деятельность, последо­вательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции — ступор или хаотичные нецеленаправ­ленные двигательные реакции. Различают нормальные и патологические аффекты. Главные признаки патологи­ческого аффекта: измененность сознания (дезориентация во времени и пространстве); неадекватность интенсив­ности реагирования раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектационной амнезии.


4. Страсть — интенсивное, обобщенное и продолжитель­ное переживание, доминирующее над другими побужде­ниями человека и приводящее к сосредоточению на пред­мете страсти. Причины, вызывающие страсть, могут быть различны — начиная от телесных влечений и до осознан­ных идейных убеждений. Страсть может быть принята, санкционирована личностью, а может переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соот­ветствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость, единство эмоциональных и волевых-момен-тов, своеобразное сочетание активности и пассивности.

5. Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивно­сти. Причины, вызывающие настроение, многочисленны — от органического самочувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений с окружающими. Настрое­ние имеет субъектную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознается не как свойство объекта, но как свойство субъекта (например, по поводу музыкального произведения эмоциональное сопровож­дение в форме чувственного фона будет звучать как «прекрасная музыка», а в форме настроения — «у меня пре­красное настроение» (от музыки)). Определенную роль играют индивидуально-личностные особенности (напри­мер, гипертимия — склонность к повышенному настрое­нию, дистимия — склонность к пониженному настроению). Многообразие проявлений эмоциональной жизни человека ста­вит психологию перед необходимостью их более четкой дифферен­циации. Существуют ли качественные различия эмоций и чувств? Согласно традиции отечественной психологии принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. Чувство переживается и обнаруживается в конкретных эмоциях. Однако в отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкрет­ными ситуациями, чувства выделяют в окружающей действитель­ности явления, имеющие стабильную потребностно-мотивационную значимость. В содержании доминирующих чувств человека выражаются его установки, идеалы, интересы и т. д.

Итак, чувства — это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.



<< предыдущая страница   следующая страница >>