prosdo.ru
добавить свой файл
1
Тема 1. Теоретико- методологические основы конфликтологии


  1. История развития конфликтологии как науки: философия конфликта, социология конфликта, психология конфликта.

  2. Общая классификация конфликтов.

  3. Функции конфликта.

  4. Конфликтогенные факторы в отечественном образовании.

  5. Причины возникновения педагогических конфликтов

  6. Агрессивность ребенка как субъективная причина межличностных конфликтов.

  7. Обидчивость ребенка как субъективная причина межличностных конфликтов дошкольников.

  8. Застенчивость ребенка как субъективная причина межличностных конфликтов дошкольников.

  9. Демонстративность ребенка как субъективная причина межличностных конфликтов детей в группе.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Изучите учебные пособия по истории развития конфликтологии как науки, определив развитие идей в философии конфликта, социологии конфликта, психологии конфликта.

  2. Изучите и законспектируйте следующие статьи, раскрывающие причины возникновения конфликтов ДОУ:

    1. Рояк А.А. Психологическая характеристика трудностей в отношениях у детей дошкольников//Хрестоматия по курсу «Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе/ Сост. И.В. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности //Хрестоматия по курсу «Развития сотрудничества дошкольников в образовательном процессе / Сост. И.В. Маврина – М., 2004 С.79-87

    2. Александрова Е.А. Материал семинара воспитателей «детские конфликты»//

    3. Htt://festival.lseptember.ru/articies/579794/

    4. Htt://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=7558&catalogid=71

    5. Конфликтные ситуации в педагогическом коллективе ДОУ

    6. Предпосылки конфликтных ситуаций в ДОУ

    7. Причины конфликтов в детском саду

    8. Психологические особенности отношений работников ДОУ

Полученные данные внесите в таблицу:


1

Объективные причины конфликта




2

Организационно-управленческие причины




3

Социально психологические причины конфликта




4

Личностные причины






3. Выделите причины конфликта в представленных ситуациях, обоснуйте свой ответ.

А) На работу в ДОУ была принята на должность дополнительного образования по театральной деятельности специалист высокой квалификации, с большим опытам работы с детьми (женщина пенсионного возраста с высокими личными амбициями, трудолюбивая, успешно справляющаяся со своими обязанностями, фанат своего дела, по характеру достаточно властный человек). Ее приход был встречен достаточно дружелюбно со стороны всех сотрудников ДОУ и, в первую очередь, руководителя. Начиная с первых занятий, проводимых в группе, реализующей программу М.Монтессори, у педагога не сложилось отношения с воспитателем группы, которая также имела большой педагогический опыт работы с дошкольниками, ее профессиональные качества были оценены со стороны руководства и родителей, что способствовало формированию ее высокой самооценки.

Приступая на занятиях педагога дополнительного образования, которая занималась постановкой детской сказки, воспитатель постоянно вмешивалась в творческий процесс, брала на себя инициативу, распределяла роли и тем самым осложняла условия работы специалиста, стараясь всем своим видом унизить ее как личность. Перед педагогом дошкольного образования встал вопрос: что делать и не отказаться ли от проведения занятий в этой группе? Другие сотрудники ДОУ никак не реагировали на ситуацию.


Б) Дима (Д): Леша сегодня не хочет со мной играть. Он не хочет делать то, что делаю я.

Мама (М): Ты сердишься на Лешу?

Д.: Еще бы ! Не хочу больше с ним играть. Не буду и ним играть.

М.: ты так на него сердишься, что не хочешь больше его видеть?

Д.: Именно так, но если я перестану с ним дружить, с кем я буду играть во дворе?

М.: А тебе бы не хотелось остаться одному?

Д.: Конечно. Мне так и хочется на него наброситься с кулаками.

М.: Ты хочешь поладить с ним, но тебе трудно на него сердиться?

Д.: Он всегда охотно соглашался делать то, что я предлагал. А теперь он больше не хочет что бы я им командовал.

М.: Да, теперь тебе на него не так уж легко повлиять, как раньше

Д.: это точно

М.: Такой он тебе, наверное, больше нравиться?

Д.: мне трудно перестать им командовать – я так к этому привык. Может быть, мы с ним не будем ссориться, если я иногда соглашусь делать то, что он предлагает. Как ты думаешь?

М.: Ты думаешь, что время от времени ты будешь ему уступать, ваши отношения станут лучше?

Д.: Может быть. Я попробую.

М.: вот и молодец, попробуй.

Вопросы и задания


  1. Носят ли вопросы и суждения мамы поучительный характер?

  2. Какие высказывания вы бы убрали из диалога? Почему?

  3. Дайте характеристику диалога с точки зрения поиска средств, для разрешения конфликта. Какую позицию при этом выбрала мама? По каким признакам можно судить о ее ненавязчивой помощи сыну?