prosdo.ru
добавить свой файл
1




Лекция 1
1. Философское понимание общества. Социальная философия изучает общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий. Выделяются два направления исследований социальной философии: ценностное – обсуждает желаемые формы общественного устройства, ищет смысл общества и истории; и аналитическое – исследует реальные общество и историю. Оба направления дополняют друг друга. Одна из главных проблем социальной философии – определение основы общественной жизни, субстанции общественной жизни. Существуют два основных взгляда на нее:

  1. социальный атомизм – общество есть сумма людей, объединившихся для удовлетворения общих интересов, и результатов их деятельности (отсюда делается вывод, что возможно построение более совершенного общества – следует только разумным путем определить более удачную социальную структуру и ввести ее);

  2. социальный холизм – общество есть единый организм, обладающий свойствами, отсутствующими у отдельных людей, а отдельный человек есть “клеточка” общества, обязанная подчинять ему свои интересы (отсюда делается вывод, что социальные закономерности превышают человеческие стремления, менять общество нельзя).

В отличие от других человеческих коллективов, общество обладает возможностью воспроизводить свои черты – как людей (в смене поколений), так и собственно социальной реальности (общественных институтов и культурных норм). Вряд ли возможно дать одно определение общества, в котором найдут отражение все аспекты его существования и развития. Вот одно из возможных определений. Общество – это исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей, самоорганизующаяся система их взаимоотношений друг с другом и с природой. Общество включает людей (не только ныне живущих, но и прошлые поколения), а также продукты и формы их совместной деятельности, созданные ими общественные отношения, социальные институты и духовные ценности.


Отношения между людьми можно разделить на межличностные и общественные. В межличностных отношениях люди взаимодействуют вне зависимости от того, к каким социальным группам принадлежат, в общественных отношениях они выступают как представители социальных групп. Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие между социальными группами и внутри них. Общественные отношения – объективная реальность, не зависимая от воли и желания отдельного человека, хотя они и порождены деятельностью людей и существуют через эту деятельность. Поколения людей могут сменять друг друга, а присущие обществу связи соединяют их в единое целое. Каждое новое поколение застает уже сложившуюся систему общественных отношений, которые зависят от достигнутого уровня развития производства, от природных условий, от культуры и психологии общества. Общественные отношения можно разделить на материальные и идеологические. Материальные отношения формируются в ходе практической деятельности человека, отражают ее и непосредственно организуют. Идеологические отношения формируются через сознание людей, отражают их взаимоотношения между собой и формируют их.

До начала философского исследования общества определяющей силой в его построении и изменении считалась воля Бога. Теперь основные концепции социальной философии, исследующей структуру и развитие общества, таковы:


  1. социальный волюнтаризм – утверждает, что причина всех общественных институтов и их изменения – желание людей, а значит, люди по своей воле могут конструировать или общественные институты;

  2. социальный идеализм – общество цементируют духовные ценности (культура, идеи, национальный характер), которые имеют объективную природу и не подчиняются воле отдельных людей, но подчиняют их себе;
  3. социальный материализм – утверждает, что обществом управляют объективные законы, основной источник его изменения – развитие производительных сил; хотя, кроме объективных условий, существуют и субъективные – воля и желания людей, но поскольку человек, прежде чем начинать изменять общество, сам им формируется, субъективные факторы подчинены объективным;


  4. географический детерминизм – за основу общественного развития принимается влияние окружающей среды: она определяет не только хозяйственные условия, но и характер людей, общественное устройство;

  5. биологический детерминизм – распространяет биологические законы на понимание общественной жизни, считая, что структура общества связана с расовыми признаками людей, а двигатель общественной жизни – борьба за существование и естественный отбор;

  6. технический детерминизм – автоматически выводит из уровня развития техники все остальные явления общественной жизни – и общественные отношения, и социальную структуру, и преобладающее мировоззрение;

  7. социальный эмпиризм – утверждает, что все социальные явления подчиняются объективным законам, которые могут быть описаны количественно, поэтому методы социального исследования могут быть столь же точными, как и методы естествознания; социальную философию нужно освободить от ценностных суждений.

Выделяются основные сферы жизни общества: материальная, социальная, политическая, духовная. Материальная сфера включает производство и распределение материальных благ. Социальная сфера – отражает структурное устройство общества, многочисленные способы его деления. Политическая сфера – совокупность учреждений и организаций, которые осуществляют руководство обществом. Духовная сфера выражается в создании духовных ценностей и их взаимообмене.

2. Материальная сфера жизни общества. Материальная жизнь общества представляет собой производство материальных благ и услуг, их распределение, обмен и потребление. Материальное производство – процесс взаимодействия общества и природы, в ходе которого люди преобразуют природную среду для получения необходимых материальных благ. Наиболее известный анализ материальной сферы жизни общества принадлежит марксизму. Центральное понятие марксистской социологии – производительные силы: это – система элементов, необходимых для осуществления обмена веществ между обществом и природой. В производительные силы входят: человек, его знания и опыт – главная производительная сила; орудия труда – то, чем человек непосредственно влияет на природу; предметы труда – то, на что направлен труд человека; средства труда – все остальное, необходимое для процесса производства (транспорт, производственные здания). Также, согласно К.Марксу, в процессе общественного производства и движения общественного продукта между людьми складываются производственные отношения. Они включают отношения людей при производстве (включая организацию экономики), распределении, обмене и потреблении. Основа производственных отношений – это отношения собственности на средства производства и на произведенный продукт.

Ведущая сторона способа производства – производительные силы, которым соответствуют определенные производственные отношения. В то же время, производственные отношения могут оказывать влияние на производительные силы, ускоряя или тормозя их развитие. Производительные силы непрерывно развиваются, и, наконец, приходят в противоречие с сохранившимися производственными отношениями, которые превращаются в тормоз для их развития. Противоречие усиливается, и разрешается революцией – уничтожением устаревших производственных отношений и установлением новых. Общественная жизнь, согласно К.Марксу, имеет две стороны – объективную, или общественное бытие, и субъективную, или общественное сознание. Общественное бытие – это материальные условия жизни общества, материальные отношения людей друг к другу и к природе. Они объективны, то есть существуют независимо от сознания людей. К общественному бытию относятся: материально-техническая база общества – совокупность орудий и средств труда, технологий и приемов организации производства; географические условия – климат, полезные ископаемые, растения и животные т.п.; демографические характеристики – численность народонаселения, его плотность и т.п.; производственные отношения. Общественное сознание – это система чувств, взглядов, идей, теорий, характерных для общества в целом; осознание обществом самого себя и окружающей действительности. К.Маркс утверждал, что сознание не может быть чем-либо иным, чем осознанным бытием, т.е. осознанием реальной жизни: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»1. Из комплекса общественных отношений К.Маркс ведущими считал производственные, называя их базисом, «на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания»2. Базис – это совокупность производственных отношений, возникающих в процессе производства, распределения и обмена материальных благ. Надстройка включает остальные общественные отношения (правовые, политические, идеологические), связанные с ними формы общественного сознания (взгляды, теории, представления, отражающие психологию отдельных групп и общества в целом), а также закрепляющие их общественные организации (государство и т.п.). Все они формируются через сознание людей, а значит, выражают субъективную сторону общественной жизни (хотя для отдельного человека она объективна). С изменением базиса должна меняться надстройка. Основа согласования базиса и надстройки – человек. Он, занимая свое место в производстве, стремится закрепить его в политических и правовых отношениях, осмыслить формами культуры и т.п.


Современные философы, рассматривая материальную жизнь общества, изучают ее в более широком контексте общественного производства как совместной деятельности людей по воспроизводству общественной жизни. В него входят как материальное производство (присвоение и обработка предметов природы), так и духовное. Конечный результат общественного производства один – человек как член данного общества. По отношению к этой цели произведенный продукт – лишь материальное условие осуществления людьми своего общественного бытия. Но воспроизводство человека неотделимо от создания материальных и духовных обстоятельств жизнедеятельности людей. Поэтому исторические типы общества классифицируются по типу общественного производства: на собирательное, аграрное, индустриальное, информационное.

Например, в качестве фундаментальной основы развития человечества А.М.Ковалев рассматривает способ производства общественной жизни. Это понятие охватывает в комплексе способ воспроизводства человеческой жизни, духовное и материальное производство, а также воспроизводство географической среды3. Материальное и духовное производство, согласно А.М.Ковалеву, – две стороны человеческой деятельности: предмет труда для материального производства – окружающая среда, а для духовного – сами люди и отношения между ними. Их цели – соответственно создание упорядоченных материальных и духовных структур, производство вещей и производство идей. Материальное производство обеспечивает преобразование окружающего мира, а духовное – адаптацию человека к миру (продукт его деятельности – не только производство идей, но и воспроизводство собственной жизни). Поэтому возможны сложные взаимоотношения между ними: например, «недостаточное развитие орудий и средств производства в обществе компенсируется… мобилизацией усилий самих индивидов, повышением уровня их сплоченности и коллективизма… Наоборот, при повышении уровня орудий труда ослабляется роль коллективистских усилий и увеличивается степень свободы человеческой личности»4. Основным противоречием общественной жизни, согласно работам А.М.Ковалева, выступает противоречие между природой и искусственной средой5.


По ходу исторического развития изменяются соотношения между компонентами способа производства общественной жизни: в условиях первобытного строя структура общества определялась преимущественно способом производства собственной жизни, в традиционных обществах ведущую роль играло духовное производство, в индустриальном обществе – материальное, а сегодня будущее человечества зависит от нахождения способа воспроизводства окружающей среды6.

3. Социальная сфера жизни общества. Каждое общество имеет сложную структуру: оно представляет собой систему взаимосвязанных групп, различающихся своими социальными функциями. Элементами социальной структуры являются: национальные общности, классы и социальные слои, профессиональные группы, демографические, религиозные и т.п. Эта структура постоянно меняется. В современном обществе наиболее важны национальные и классовые общности.

Национальная общность – обладающая неповторимым своеобразием совокупность людей, объединяемых исторически сложившимися устойчивыми связями и отношениями. Она возникает независимо от воли и сознания людей, меняется по ходу истории и представлена в форме основных типов:

1. Род и племя – данные общности характерны на ранних стадиях развития, они невелики и обеспечивают совместное противостояние внешним природным силам. Род – первичная форма социальной организации, основанная на кровнородственной связи, носитель всей совокупности общественных отношений (производственных, бытовых, идеологических, религиозных и т.д.) Для рода характерны общий труд, общее имущество, уравнительное распределение. Несколько родов объединялись в племя, имевшее территорию и самоуправление, а также общность языка, религии, обычаев, самосознания.

2. Народность – исторически сложившаяся общность людей, имеющая единые территорию, язык, культуру, религию. Ни экономическая, ни политическая общность для народности не обязательны. Эта форма возникает в классовом обществе.


3. Нация – общность людей, характерная для современности. Ее признаки – общность экономической жизни (хозяйственная специализация различных районов и прочные торговые связи между ними), общность политическая, языковая, культурная, территориальная (включая свободу перемещения людей по территории) и единое национальное самосознание (основанное уже на национальной идее, а не на религии).

Для человеческого общества характерно разделение труда: постепенно определенные виды деятельности закреплялись за отдельными группами. Различное место в системе общественного производства и управления вело к различиям в жизни людей. Основные общественные разделения труда – отделение скотоводческих племен (кочевых) от земледельческих (оседлых), ремесла от сельского хозяйства, торговли от производства, умственного труда от физического. Возникновение частной собственности разделило людей по их отношению к средствам производства. Уже к концу первобытного строя внутри общины выделились социальные слоигруппы людей, объединяемых характером труда, размерами доходов и способами их получения, доступом к власти, социальным престижем.

По отношению к структуре общества, отражающей общественное разделение труда, имеются два основных подхода:


  1. классовый – общество делится на большие группы людей с антагонистическими интересами – общественные классы, между которыми постоянно идет борьба;

  2. стратификационный – общество состоит из многочисленных социальных групп, которые сотрудничают и дополняют друг друга, конфликты между ними временны.

Общественными классами называли «большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному законом) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и той доле общественного богатства, которой они располагают»7. По месту в системе производства классы делятся на эксплуататоров и эксплуатируемых. Противоречия между интересами классов порождают классовую борьбу. Современные социологи, не отрицая в прошлом существования классов, считают, что в настоящее время происходит сближение классов, размывание резкой границы между ними, замена классового деления профессиональным разделением труда (так называемые “теории среднего класса”). Поэтому, говоря о социальной структуре, используется термин “социальные группы”.


Социальные группы – сложившиеся в данном обществе относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности, области труда, нормы поведения.


1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т.13. – С.7.

2 Там же. – Т.13. – С.6-7.

3 Ковалев А.М. Человек – продукт природы и основа социума. – М., 2000. – С.418.

4 См.: Ковалев А.М. Способ духовного производства в структуре общества. – М., 2001. – С.140-149.

5 Ковалев А.М. Промышленная цивилизация и судьба России. – М., 2003. – С.8.

6 См.: Ковалев А.М. Законы истории и облик современного мира. – М., 2003. – С.25.

7 Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т.39. - С.15.