prosdo.ru 1
Тема 1. Хозяйственные отношения в Древней Руси

1. Хозяйственная деятельность славян
Исторически особенная часть уголовного права возникла раньше общей части, т.к. сначала возникли конкретные виды общественно опасных деяний, влекущие уголовно-правовые запреты. У#M12291 841501667бийство#S и кража были самыми древними видами общественно-опасных деяний, на что указывают священные писания различных религий, которые являлись регуляторами поведения людей и мерилом нравственности (в частности, от совершения указанных преступлений предостерегала библия). Первые уголовно-правовые запреты возникли из древних обычаев #M12291 841501035кровной мести#S и были направлены на подчинение интересов индивида интересам общества. Самые первые правила человеческого поведения, прежде всего, были направлены на ограничения агрессивного поведения, сохранение человеческого рода.

Наиболее ранние известия о славянах восходят к концу 1-2 тыс. до н.э. и принадлежат римским и греческим авторам. Название венеды происходит от кельтского vindos, что означает "белый". Славяне делились на три группы: восточные, западные, южные. Хозяйственная деятельность славян включала в себя земледелие, собирательство, охоту, скотоводство, рыболовство, ремесло и торговлю. Ремесло и торговля были представлены кузнечным, ювелирным, камнерезным, столярным и др. промыслами. Развитие ремесла и торговли привело к появлению городов, подорвали устои первобытных отношений и способствовали возникновению и развитию раннефеодальных отношений.

Трудоемкие задачи в то время мог выполнять только большой коллектив. Невозможно было в одиночку заниматься, например, земледелием. Поэтому большую роль в жизни русской деревни приобрела община – мир, вервь (от слова веревка, которой измеряли землю при разделе). С усовершенствованием орудий труда на смену родовой пришла соседская, или территориальная община, в пределах которой возникает и укрепляется частная собственность. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья и т.п. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.


Состав отдельных семей, входивших в территориальные общины, был различным по причине разного уровня их благосостояния и накопленных богатств, неравенства угодий, захвата богатыми и многочисленными семьями прилежащих земель и угодий и т.п. Все это создавало условия для имущественного и социального расслоения сельской общины. Князья и дружинники собирали с сельского населения дань, которую превращали в товар и реализовывали на рынках Константинополя и других городов. Торговля разлагала общину, способствуя еще большему укреплению экономически могущественных семейств. Захватывая земли и угодья, накапливая ценности, создавая военную дружинную организацию, совершая походы для захвата военной добычи и пленников, превращаемых в рабов, собирая различные поборы, древнерусская знать отрывалась от племенных и общинных объединений. Господствующий класс превращался в силу, стоящую над обществом и подчиняя себе ранее свободных и равноправных общинников.

Славяне были нрава доброго и гостеприимны. Выходя из дому, не запирали дверь и на столе оставляли разную еду, на случай, если зайдет странник. У иных не считалось бесчестием, если хозяин за бедностью украдет что-нибудь для гостя. С пленными славяне обращались кротко и через несколько лет отпускали их на волю. Было и плохое: они любили напиваться без меры, ходили грязные, не мытые. Девушкам была большая воля, а замужним никакой: они были рабынями своих мужей и выполняли самые тяжелые работы.

2. Договор 912 г.
В 911 г. князь Олег отправил своих вельможей в Грецию для подтверждения купеческого договора к царям Льву и Александру. Полномасштабный мирный договор был подписан обеими сторонами в сентябре 912 г. и показал качественный скачек развития русской дипломатии.

Договор предусматривал ответственность за совершенные преступные деяния:

- если украдет что русский у христианина (Русь ещё не была крещена) или, напротив, христианин у русского, и пойман будет вор пострадавшим в то самое время, когда совершает кражу, либо если приготовится вор красть и будет убит, то не взыщется смерть его ни от христиан, ни от русских; но пусть пострадавший возьмет то свое, что потерял. Если же добровольно отдастся вор, то пусть будет взят тем, у кого он украл, и пусть будет связан, и отдаст то, что украл, в тройном размере;


- если кто из христиан или из русских посредством побоев покусится на грабеж и явно силою возьмет что-либо, принадлежащее другому, то пусть вернет в тройном размере;

- если украден будет челядин русский, либо убежит, либо насильно будет продан и жаловаться станут русские, пусть докажут это о своем челядине и возьмут его на Русь, но и купцы, если потеряют челядина и обжалуют, пусть требуют судом и, когда найдут, - возьмут его;

Также договор уделял внимание наследственным вопросам: если кто умрет, не распорядившись своим имуществом, а своих (в Греции) у него не будет, то пусть возвратится имущество его на Русь ближайшим младшим родственникам. Если же сделает завещание, то возьмет завещанное ему тот, кому написал наследовать его имущество.
3. Русская Правда
Одним из древнейших памятников Руси является #M12291 841501179Русская Правда#S», содержащая нормы гражданского, уголовного и #M12291 841501971процессуального права#S. Этот документ, учитывая уже субъектную сторону преступления, именует преступление #M12291 841502677обидой#S, наказание за которую осуществлялось в соответствие с установленными правилами. При этом преследование обидчика предоставлялось на усмотрение #M12291 841500040потерпевшего#S или его близких родичей. #M12291 841501179Русская Правда#S предусматривала преступления, которые преследовались не потерпевшим, а #M12291 841502705общиной#S в целом. #M12291 841500372Смертная казнь#S применялась без #M12291 841500469суда#S в порядке расправы #M12291 841501418веча#S или князя над своими противниками.

Русская Правда разделена на три основных вида: 1) Краткая, 2) Пространная, 3) Сокращенная. По своему составу Краткая Правда явно делится на две части: Правду Ярослава и Правду Ярославичей. В период с 1068 г. по 1072 г. трое сыновей Ярослава Мудрого: Изяслав, Святослав и Всеволод – разработали новое законодательство. Это законодательство существенно дополнило Русскую Правду, которая уже не отвечала требованиям развития общества. Право кровной мести уже не упоминалось. Кровную месть заменили штрафы. Новая Правда карала за нарушение имущественных прав и личной безопасности жителей. В новом законе была сделана попытка сохранить внутренний порядок в стране, защитить собственность состоятельных людей.


Русская правда именует преступление обидой, под которой понимается всякое нарушение общественного мира, выражавшееся в причинении потерпевшему физического, материального или морального ущерба. Объектами преступного деяния являлись власть князя, а также личность, имущество, нравы. Различает преступления случайные и умышленные, знает соучастие.

Сравнение вариантов Русской Правды представлено в таблице.
Сравнительный анализ различных вариантов Русской Правды




Правда Ярослава

Правда Ярославичей

Пространная правда

Сокращенная правда

Предпосылки возникновения

- перерастание родовой общины в земледельческую (территориальную), появление социальных изгоев, увеличилось количество преступлений против личности;

- необходимость в письменном источнике для регулирования отношений в обществе;

- возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком;

- датируется 1016 г.;

- источником являются устные нормы

- старые источники не отвечали требованиям развития общества;

- восстание в Киевском государстве;

- датируется 1068-1072 гг.;

- источником является Правда Ярослава

- датируется второй половиной 11 века;

- источник – старые варианты Русской правды

- датируется 13-14 вв.;

- источником частично является Пространная правда, а частично другие нормы

Состав

- 18 статей уголовного права;

- отдельные статьи берут свое начало в языческой старине;

- посвящена семейно-брачным отношениям, преступлениям против семьи и нравственности


- 19-43 статьи

- включает 121 статью;

- содержит уголовное и наследственное право, определяет юридический статус категорий населения (свободных людей) и холопов (рабов), банкротский устав и др.;

- содержатся законы, ограничивающие ростовщичество

- содержит 50 статей как выдержки из Пространной правды;

- рассматривает гражданское, обязательственное, наследственное право и право собственности

Суть

- учитывает субъективную сторону преступления;

- наказание осуществлялось в соответствии с установленными правилами

- устанавливает высокие ставки за убийство княжеских людей;

- кровную месть заменили штрафы;

- предусматривала наказание за нарушение имущественных прав и личной безопасности жителей

- появление новой группы зависимых людей – закупов




Виды преступлений (в т.ч. экономические)

- кража, конокрадство, похищение человека, побег, убийство, побои, членовредительство, оскорбление словом и делом;

- воровство, хищение людей как имущества, неуплата долга, нарушение пашенных меж

- убийство княжеских людей, нанесение вреда княжескому имуществу, нарушение внутреннего порядка в стране;

- долговые преступления, нанесение вреда княжескому имуществу







Наказание

- кровная месть сосуществует со штрафами;


- поток – телесные наказания или продажа виновного в рабство (вместе с семьей);

- разграбление;

- смертная казнь применялась без суда князем либо вече


- кровная месть заменяется штрафами;

- вира – штраф за убийство свободных людей 40 гривен;

- двойная вира – за убийство привилегированных людей 80 гривен;

- полувирье – за убийство женщины и отсечение руки 20 гривен;

- дикая вира – оплата общиной по круговой поруке








Недостатки

- статьи взяты из римско-византийского права;

- отсутствует четкое разграничение между уголовным преступлением и гражданским правонарушением;

- бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (лишала рабов права собственности);

- текст написан сплошь без разделения на статьи;

- двойственные наказания – от князя и от епископа (светские и церковные)

- отсутствует нормативное регулирование крестьянской общины (вервь);

- не сдерживала ожесточенную классовую борьбу

- огромная книга;

- в Синодальном списке перепутано расположение статей второй части

- нет информации о понятии преступления и его видах;

- многие статьи пропущены либо сокращены

4. Псковская Судная Грамота

Основным источником права в Новгороде и Пскове первое время являлась Русская Правда, данная Новгороду Ярославом Мудрым и дополненная позже его потомками. Но Русская Правда, написанная еще в первой половине XI в., не могла удовлетворить всем требованиям новгородцев, живших уже в другом столетии. Поэтому Русская Правда постепенно подменялась судебной практикой новгородцев. Кроме судебной практики источниками права служили решения веча, договора с князьями, международные договоры. Все это рождало неразбериху в различных судебных делах, так как договор с князем мог прийти в противоречие с международным договором или с практикой суда. Псковская Судная Грамота была утверждена на вече в 1467 г. в Пскове и первоначально состояла из 108 статей, а позже была дополнена еще 12 статьями. Псковская Судная Грамота трудна для объяснения: в списке немало древнерусских терминов, не встречающихся в других правовых актах того времени, многие предусматриваемые законом случаи рассматриваются очень кратко, намеками. Много места уделяет судоустройству и судопроизводству, но при этом дает обильный запас норм и материального права, особенно гражданского. В Псковской Судной Грамоте встречаются обстоятельные постановления о договорах купли-продажи, найма и займа, о торговых и землевладельческих товариществах, о семейных отношениях по имуществу.


Правовой статус населения:

- крестьяне-общинники – упоминаются под именем сябров (ст. 106). Эта статья свидетельствует о проникновении имущественных отношений в среду общины;

- половник (исполовники) – люди, отдающие своему господину половину урожая (ст. 43). По профессиональному признаку делились на изорников (пахарей), кочетников (рыболовов) и огородников (ст. 42). Все они занимали одинаковое положение относительно феодала. Государь имел право отпускать их только в Филипов день (14 ноября);

- изорник – скорее всего, безземельный крестьянин, работающий на земле феодала и получающий от него подмогу. От арендатора изорника отличает покрута (снаряжение, необходимое для работы), которая делает его зависимым от господина (сильно затрудняет уход). Закуп (лицо, отрабатывающее ссуду, долг) в Русской Правде работает только на феодала, а изорник – и на себя (отдает лишь часть урожая). Закуп отвечает и личностью (в холопы), а изорник – только имуществом. Изорник зависел от господина, поскольку получал от него подмогу (покруту), которую феодал мог потребовал вернуть. Для взыскания покруты государь не должен был представлять письменный договор, а прибегал к закличу (объявление в людном месте о совершении преступления) (ст. 44). Если изорник отрицал покруту, господин должен был предъявить 4-5 свидетелей (ст. 51). Претензии же изорника к господину, основанные на доске (письменном документе) без специального оформления были недействительны (ст. 75). Господин не мог распоряжаться личностью и имуществом изорника. Государь мог получить покруту, обратив взыскание на имущество изорника (ст. 76). То же происходило в случае смерти изорника и отсутствии наследников (ст. 84). К жене и детям переходили долговые обязательства умершего изорника (ст. 85). Однако за изорником оставалось право ухода от господина (ст. 63) – за половину урожая. Нельзя назвать изорника нищим – он имеет свое имущество, о чем свидетельствует ст. 86. Изорничество – это новый этап закрепощения крестьян (но нельзя однозначно говорить об ухудшении или улучшении положения). Впервые была ограничена свобода передвижения – закуп может уйти в любой момент, отдав купу, а изорник – только в Филипов день;


- наймиты (ст. 39-41) – свободный человек, пользующийся гражданскими и политическими правами члена городской общины, но находящийся в социально-экономической зависимости от государя. Договор заключался устно на время или для выполнения определенной работы (ст. 39). Наймит мог расторгнуть договор, однако в то же время наймит-дворной годами живет у хозяина. Договор с наймитом плотником должен был быть оформлен путем записи. В Псковской Судной Грамоте отсутствуют положения о смердах, закупах или холопах.

Гражданское право. Право собственности знает деление вещей на недвижимые (отчина) и движимые (живот). К недвижимым относились земли, рыболовные участки, пчельники. Защита земельной собственности – одна из важнейших частей Псковской Судной Грамоты. Кроме наследственной вотчины, Псковская Судная Грамота регулирует и владение кормлями – землями, полученными от республики или от частных лиц в пожизненное (но не наследственное) владение. Кормли запрещалось продавать (ст. 72).

Обязательственное право. В Псковской Судной Грамоте обязательственному праву посвящено около трети статей памятника. Были известны договоры купли-продажи, дарения, залога, займа, мены, поклажи, найма помещений, личного найма и изорничества. Договор купли-продажи недвижимого имущества заключался только в письменной форме (статьи 10-13). Купля-продажа, заключенная в нетрезвом состоянии могла быть признана недействительной по требованию одной из сторон. Такое же правило действовало и во время обмена. В статье 101 утверждалось, что купленное нельзя вернуть продавцу и нельзя обращаться в суд по этому поводу. Но в статье 118 делалось исключение из общего правила – нельзя было продавать больной крупный рогатый скот. О договоре дарения говорит только одна статья Псковской Судной Грамоты – статья 100. В ней говорится, что дарение признавалось только в том случае, если оно было произведено перед священником или перед другими людьми. Договор дарения мог заключаться в письменной или устной форме. Псковская Судная Грамота проводит четкое разграничение между залогом недвижимого и движимого имущества (закладом). В ней имеется целый раздел (ст. 28-33), относящийся к взысканию денежных ссуд по закладу и доскам, то есть по распискам и частным актам. Без записи и заклада иски признавались на сумму до 1 рубля при условии предъявления досок. При ссудах свыше 1 рубля надо было составлять запись либо принимать заклад, зарегистрированный в особых закладных досках. Если человек сможет доказать при помощи досок и заклада, что он действительно давал имущество или деньги в долг, то он имеет право взять с ответчика ссуженные ему деньги, отдав при этом заклад. В делах подобного рода запрещалось присуждать судебный поединок (единоборство сторон). По Псковской Судной Грамоте разрешалось возбуждать уголовные дела о залоге без наличия досок или заклада на сумму не более 1 рубля. В статье 31 говорится о том, что должник может отказаться отдавать долг в том случае, если стоимость вещи, отданной в залог, равнозначна или больше ссуженной суммы. Заимодавцам предоставлялись льготы по сравнению с должниками. Например, если за должника поручится человек, а потом заимодавец начнет требовать деньги с поручителя, то долг считается выплаченным только в том случае, если в городском архиве есть об этом запись. К тому же запрещалась порука за должника, долг которого превышает 1 рубль. Подобным же образом решались дела о деньгах, отданных для торговых оборотов, если в городском архиве не было копии расписки, предъявленной суду. Для признания действительным договора займа на сумму больше 1 рубля необходимо было, чтобы он был заключен в письменной форме и обеспечивался записью и закладом. Псковской Судной Грамоте был известен институт поруки, но поручаться можно было только за ссуду не больше 1 рубля. В Псковской Судной Грамоте есть ряд постановлений, которые касаются процентов по займу и указывают на развитую систему ростовщических отношений. В статье 73 указывалось, что заимодавец имел право взять проценты с долга только после того, как представит суду расписку о ссуде денег. Заимодавцам запрещалось раньше срока брать проценты с ссуды, если это не было желанием должника. Если должник не смог или не захотел вовремя заплатить проценты по долгу, то все судебные издержки должен был выплачивать он. Псковской Судной Грамоте был известен договор поклажи – хранения имущества. Судебные разбирательства по этим статьям производились только в том случае, если претензии были подкреплены записями – юридически заверенными актами. При отдаче имущества на хранение по экстренным причинам – отъезде за границу, пожаре или разграблении дома, человек должен был не позже, чем через неделю после приезда из-за границы или пожара, подать иск в суд о возврате имущества. В Пскове, как в крупном торговом городе, был развит договор найма имущества – складских помещений, амбаров, квартир для приезжих купцов и прочего. Естественно, что все это должно было найти отражение в Псковской Судной Грамоте. Но из всех статей Псковской Судной Грамоты только одна напрямую относится к договору найма имущества. Найм имущества должен был обеспечиваться записью или закладом. В Псковской Судной Грамоте также есть статьи о личном найме, заключавшемся с различными работниками. Наем ремесленников в XIV-XV вв. получил широкое распространение. В Псковской Судной Грамоте есть несколько статей, регулирующих отношения между нанимателями и наймитами. В статье 39 говорится, что наймит обязательно должен получить плату за свою работу, а если он ее не получает, то имеет право получить ее через суд. Наймит имел право искать платы за свою работу даже в том случае, если он расторгнул договор с нанимателем, но в этом случае ему должны были заплатить меньшую сумму. Наймит терял это право, если не обращался в суд в течение года. Если наймит, разорвав договор с нанимателем раньше времени, заявит в суде, что он выполнил всю работу, на которую нанимался, то такое дело решалось рассмотрением договора о найме. Много статей в Псковской Судной Грамоте посвящено регулированию отношений между землевладельцами и аредаторами-изорниками. Например, аренду запрещено было прекращать в любой день года, кроме Филиппова заговенья. Если же землевладелец захочет прекратить аренду раньше или позже Филиппова заговенья, то он лишался на год половины арендной платы, а изорник мог еще год продолжать арендовать землю. Землевладелец даже после прекращения аренды имел право искать с арендатора своей ссуды, предварительно объявив об этом на рынке. При этом арендатор мог заявить, что он не получал ссуды от землевладельца. Если землевладелец мог при этом предоставить свидетелей, которые в суде заявили бы, что арендатор имел усадьбу или брал ссуду у землевладельца, то арендатор присуждался к выплате ссуды, в противном случае – иск землевладельца объявлялся недействительным. Арендаторам запрещалось судиться со своим землевладельцем о ссуде, взятой землевладельцем у арендатора. В случае бегства арендатора за границу, землевладелец имел право продать с торгов имущество арендатора и взять с полученных денег арендную плату и ссуды. Если же денег не хватало, то землевладелец имел право подать в суд на арендатора, когда тот вернется из-за границы.


Наследственное право. Псковская Судная Грамота знает два вида наследования имущества: наследование по завещанию и наследование по закону. Завещание признавалось действительным, если было написано и сдано в городской архив (ст. 14). В Псковской Судной Грамоте обозначен круг лиц-наследников по закону. К ним относятся: отец, мать, сын, брат, сестра (ст. 15). Но дети лишались права наследства по закону, если отделялись от родителей. Муж или жена, после кончины супруга, имели право пользоваться его имуществом до вступления во второй брак или до своей смерти.

Уголовное право. В отличие от Русской Правды нет специального термина для обозначения преступления. Преступление – это все то, что запрещено уголовной нормой, независимо от того, причинен ли материальный ущерб конкретному лицу. Преступлениями считаются не только посягательства на личность и имущество, но и против государства, его органов (перевет – измена, переветник – изменник, перешедший на сторону). В Псковской Судной Грамоте известен новый род преступлений, которых не было в Русской Правде – государственная измена. За государственную измену полагалась высшая мера наказания – смертная казнь (ст. 7). Также предусматривает наказания за преступления против судебных органов. За вход в зал суда насильно или удар подверника полагался штраф: 1 рубль князю и 10 денег подвернику (статья 58). Запрещалось избивать истца или ответчика. Псковская Судная Грамота по сравнению с Русской Правдой устанавливает более развитую систему наказаний за имущественные преступления. Кража делилась на простую (кража из кладовой, с возу, лодки, скота) и квалифицированную (поджог, конокрадство, кража церковного имущества). За простую кражу полагался штраф в размере от 4 денег до 70 гривен (ст. 1). За квалифицированную кражу полагалась смертная казнь (ст. 7). Если вора трижды ловили за кражу, то его казнили (ст. 8). Если человек увидит у кого-нибудь свою краденную вещь, то он имел права потребовать возврата ее. Если ответчик присягал, что он купил ее на рынке, то истец получал часть краденного имущества, в случае же, если истец не верил присяге ответчика и не мог доказать, что ответчик украл эту вещь, то истец терял свое имущество (ст. 46). Если краденная вещь перешла по наследству к человеку, у которого ее обнаружили, то он имел право, выставив четырех свидетелей не присягать по требованию истца, а истец терял свой иск (ст. 55). Псковские чиновники, превысившие свои полномочия и силой отнявшие у осужденного имущество, судились как за грабеж (ст. 48). Показания вора не принимались к сведению, если он обвинял кого-нибудь в соучастии. У обговоренного человека на дому производился обыск, и только в том случае, если там что-нибудь находили, относящееся к делу, то этого человека обвиняли. К преступлениям против личности по Псковской Судной Грамоте относились убийство, нанесение побоев и оскорбления действием. В случае убийства с преступника взыскивался штраф в размере 1 рубля в пользу князя и особое вознаграждение семье убитого. Нанесение побоев (ст. 27) или вырывание бороды квалифицировалось как оскорбление действием. Нанесение побоев в общественном месте наказывалось штрафом в пользу князя, а за вырывание бороды полагался штраф в 2 рубля. Статья 58 наказывала избившего своего истца перед судом штрафом в размере 1 рубля в пользу князя.


Суд по Псковской Судной Грамоте разделялся на суд княжеский и суд церковный. Суд, когда и истец, и ответчик являлись духовными лицами, относился к компетенции церковного суда. Если же и истец, и ответчик являлись мирянами, то суд относился к компетенции мирского суда. Если один являлся мирянином, а второй – духовным лицом, то собиралась особая коллегия, состоявшая из князя, посадника и наместника архиепископа. Судебный процесс по Псковской Судной Грамоте носил состязательный характер, роль суда по сравнению с Русской Правдой была гораздо больше. Вызов ответчика производился самим судом по официальной повестке через судебного исполнителя. Уклонение от явки в суд влекло официальное наказания – от денежного штрафа до привлечения к ответственности как за убийство. Запрещалось пересматривать дела, рассмотренные ранее (статья 6).

Псковская Судная Грамота допускала судебные поединки между истцом и ответчиком, или между истцами. Так как не каждый мог выйти драться на поле, то грамота устанавливало возможность помощи таким людям – пособничество. В этой статье закреплена возможность найма бойца против послуха (свидетеля), при этом послух не имел возможности нанять себе бойца. Найм бойца разрешался только в том случае, если истец был из духовенства, инвалидом или слишком старым или молодым. Если же одной стороной был мужчина, а другой – женщина, и им был назначен судебной поединок, то согласно статье 58 женщина имела право нанять бойца. Отдельно оговаривалось в статье 36 право на найм бойца при делах, связанных с закладами и залогами. По сути, здесь оговаривалось право истца, если он являлся несовершеннолетним, лицом духовного сословия, женского пола или инвалидом, на найм бойца. Но в этой категории дел, в случае, если один истец пользуется наемным бойцом, то и другой имел право на найм бойца, тогда как в других делах этого не допускалось. Но бойцам-пособникам запрещалось в день биться сразу же на двух судебных разбирательствах (ст. 71).