prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Предисловие


1. Цели и задачи освоения дисциплины

- Формирование целостного представления о развитии России как едином процессе, связанном с мировыми историческими тенденциями и действием общих закономерностей исторического процесса, с одной стороны, и отражающего специфику сложного переходного от Средневековья к Новой истории России периода XVII века и начала модернизационных процессов XVIII вв., когда постепенно новации во всех сферах жизнедеятельности российского общества приобретают необратимый характер.

-Воспитание патриотизма, гражданственности и культуры взаимоотношений в социуме полиэтничного макрорегиона, основанной на толерантности, знании исторического опыта социокультурного, политического и экономического взаимодействия различных локальных, этнических и других субъектов северо-кавказского макрорегиона в рассматриваемый период;

-Формирование способности к принятию различий и мультикультурности, к работе в поликультурной среде, тем самым обеспечение мобильности и конкурентоспособности студентов бакалавриата СГУ в условиях регионального рынка труда.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «История России нового времени (XVII-XVIII вв.)» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла.

Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных в результате освоения программы общеобразовательной школы по истории России, новой истории стран Европы и Востока, в ходе изучения дисциплин ООП подготовки бакалавра 1 курса: истории России IX-XVI вв.; дисциплин ГСЭ базовой части - «Философия. Социальная философия», вариативной - «Культурология»; параллельного изучения дисциплин ГСЭ вариативной части- «Социология».

Освоение дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин базовой части ООП:

- истории России нового времени. XIX- нач. XX вв., истории нового времени стран Европы, отечественной историографии,


дисциплин вариативной части ООП:

-истории южных и западных славян в новое и новейшее время, истории Востока в новое и новейшее время, истории народов Северного Кавказа,

дисциплины профиля «международжные отношения»:

- истории развития внешней политики России,

дисциплины ГСЭ вариативной части:

- истории культуры России,

а также курсов по выбору студентов, ориентированных на изучение исторических процессов и явлений традиционных обществ,

и для последующего прохождения педагогической практики,

подготовки к итоговой государственной аттестации.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

В результате освоения дисциплины (модуля) в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению формируются следующие компетенции.

общекультурные (ОК):

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1);

- способность логически верно, аргументировано и ясно, строить устную и письменную речь (ОК-2);

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, способность изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности и социально адаптироваться (ОК-6);

- осознание социальной значимости своей профессии (ОК-8);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям ( ОК-11)

профессиональные (ПК)


- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории (ПК-1);

- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3);


- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и методологии исторической науки (ПК-4);

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

- способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

- способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

- способность к работе в архивах и музеях, библиотеках, владение навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

- способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов по тематике проводимых исследований (ПК-10)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: теорию исторического процесса; основные события, понятия, процессы и этапы политического, экономического и социокультурного развития России в новое время; основные историографические концепции по узловым и дискуссионным проблемам российской истории XVII-XVIIIвв.

Уметь: применять полученные знания в процессе работы с источниками и научной литературой; составлять обзоры, аннотации, рефераты по тематике проводимого исследования; применять полученные знания для решения конкретных исторических ситуаций и профессиональных задач;

Владеть: навыками работы с источниками по изучаемому периоду истории России; основными методами исторического анализа (историко-сравнительный, историко-генетический, историко-системный, метод контекстного анализа).
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 68 часов.



п/п


Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу, и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)








1




Лекции

Практ.з.

скр




1

Введение. Общая характеристика XVII в.в российской истории. Территория и население.




1

1

-

-




2

Социально-экономическое развитие России в XVII в.: традиции и новации.




1-3

2

2

4

Групповая дискуссия

3

Эволюция политического строя России в XVII в. Церковь и государство.




3-5

2

2

4


Коллоквиум. Ролевая игра

4

Внешняя политика России в XVII в.




5-7

2

2




Проблемный семинар

5

Культура Российского государства в XVII веке.




7

1

-

4

Подготовка презентаций и рефератов по отдельным аспектам темы

6

Предпосылки, основные направления и особенности модернизации России первой четверти XVIII в.




8-11

4

4

8

Проблемный семинар. Тестирование.

7

Россия в середине XVIII в. Эпоха дворцовых переворотов.




12

2

-

4

Коллоквиум

8

Социально-экономическое и политическое развитие России во второй половине XVIII в. «Законная монархия» Екатерины II.




13-15

2

4

4

Групповая дискуссия.

9

Внешняя политика России во второй половине XVIII в.




16-17

2

2

2

Тестирование

10

Культура России в середине и второй половине XVIII в.




18







4

Подготовка презентаций и рефератов по отдельным аспектам темы






















Промежуточная аттестация: экзамен




Итого







18

16

34

68

Тема 1: Социально-экономическое развитие России в XVII в.: традиции и новации (4 часа)


Цель занятия: формирование умения использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории; развитие способности понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию

Форма контроля: Индивидуальное собеседование, тестирование.

Задания для СРС:


  1. Используя Главу XI «Соборного уложения» 1649 года выявите категории сельского населения в середине XVII века. Какие тенденции в их развитии наметило «Соборное уложение»?

  2. Ознакомьтесь с содержанием 30 и 31 статей Главы XI «Соборного Уложения». Какие цели преследовали власти запрещая переводить крестьян с поместных на вотчинные земли? О каком статусе крестьян свидетельствуют эти меры?

   30. А за которыми помещики и вотчинники крестьяне и бобыли в писцовых,  или  во отдельных или во отказных книгах,  и в выписях написаны на поместных их и на вотчинных  землях  порознь,  и  тем помещикам  и  вотчинником крестьян своих с поместных своих земель на вотчинныя свои земли не  сводити,  и  тем  своих  поместей  не пустошити.

     31. А  будет  которыя  помещики  и вотчинники крестьян своих учнут с поместных своих земель сводити на вотчинныя свои земли, а после того поместья их даны будут кому иным помещиком, и те новые помещики учнут государю бити челом о тех  крестьянех,  которыя  с поместных земель сведены на вотчинныя земли,  что бы тех крестьян с вотчинных земель отдати  на  поместныя  земли,  с  которых  они сведены, и тем новым помещиком тех крестьян с вотчинных земель на поместныя земли отдавати со всеми их крестьянскими  животы,  и  с хлебом стоячим и с молоченым.

  1. Ознакомьтесь с содержанием статей 57-58 Главы XVI «Соборного уложения». О каких новых явлениях в статусе поместья можно говорить?

57. А которых дворян и детей боярских не станет,  а после их останутся жены да дети сыновья первыя жены,  и тех  умерших  жены учнут  бити  челом государю ис поместей мужей своих на прожиток с мужня окладу, а мужьям их оклады были болшие, а поместные дачи за ними были малые,  а вотчин не было, или и были за ними выслуженные или родовые вотчины, да неболшие же, и толко женам их и с поместей их  дати  на  прожиток  со  окладов  болших,  и детем их поместья останется малая дача,  и с той малой дачи  детем  их  пропитатися будет и государевы службы служити несчего,  и после таких умерших поместья их и вотчины малыя дачи,  смешав вместе, разделити женам их  и  детем всем по жеребьям,  поровну,  сколко кому достанется, изверъстав живущее и пустое повытно,  по четверьтям.  А давати на прожиток  таким  вдовам ис поместей мужей их,  а не из вотчин.  А вотчины после таких умерших отдавати по жеребьям детем их,  а жен их пасынкам, чтобы такия вотчины из роду не выходили.


 58. А после которых умерших поместья их,  полныя дачи,  даны будут женам их вдовам з детьми вопче, и те вдовы учнут бити челом государю на детей своих,  что их дети их не кормят и не почитают, и з двора их збили;  и государь бы их пожаловал,  велел  им  дати поместья  на  прожиток  опричь  детей их.  И по тому их челобитью вдовам из мужних поместей давать на прожиток с окладу мужей их по указу,  от  детей их особно.  А будет таким вдовам после мужей их даны будут поместья з детьми вопче,  малые дачи, и з мужня окладу на  прожиток  вдове сполна дати будет неисчево,  и таким вдовам з детьми их такия малыя поместья розделити по жеребьям,  по скольку кому   достанется,   изверстав   живущее  и  пустое  повытно,  по четвертям.


  1. Проанализируйте статью 13 Главы XVI «Соборного уложения». О какой категории городского населения XVII века идет речь? Какие меры предписывались новым сводом законов в их отношении?

   13. А  которые  московские и городовые посадские тяглые люди сами,  или отцы их в прошлых годех живали на Москве,  и в городех на посадех и в слободах в тягле,  и тягло платили, а иные жили на посадех же и в слободах у тяглых людей в сиделцах и в наймитах, а ныне оне живут в заклатчиках за патриархом же и за митрополиты, и за архиепископы, и за епископом, и за монастыри, и за бояры, и за околничими,  и за думными,  и за ближними и за всяких чинов людми на Москве и в городех, на их дворех, и в вотчинах, и в поместьях, и  на церковных землях,  и тех всех сыскивати и свозити на старые их посадские места,  где кто живал напередь сего,  безлетно же  и бесповоротно.  И въпередь тем всем людем,  которые взяты будут за государя,  ни за ково в заклатчики  не  записыватися,  и  ничьими крестьяны  и  людми не называтися.  А будет они въпередь учнут за ково закладыватися и называтися чьими крестьяны,  или людми, и им за  то  чинити  жестокое  наказанье,  бити  их кнутом по торгом и ссылати их в Сибирь на житье на Лену.  Да и тем людем, которые их учнут  впередь за себя приимати в закладчики,  по тому же быти от государя в великой опале,  и земли,  где за  ними  те  закладчики впередь учнут жити, имати на государя.


  1. Проанализировав содержание нижеприведенного отрывка, определите источник и автора. Охарактеризуйте торговую политику государства, основные её цели.

56. А буде которые иноземцы похотят товары свои от города возить к Москве и в ыные городы, и им платить с тех заморских товаров у Архангельского города проезжих пошлин по гривне с рубля золотыми и ефимками для того, что руские люди и московские иноземцы пятину и десятину и всякие подати платят и службы .служат, а иноземцы ничего не платят.

60. А чтоб иноземцы приезжим торговым людем товаров своих не продавали, и у них ничего не покупали, а продавали б в тех городех купецким людем того города, в коих они станут торговать,и у них також товары всякие покупали, а не у приезжих, и подрядов и записей иноземцы с приезжими людьми никаких не чинили, и тем бы у тех московских и городцких купецких людей промыслов не отымали.

61. А московским купецким людям в порубежных во всех городех и на ярмонках торговать с иноземцы всякими товары вольно.

62. А будет иноземцы товары свои заморские мимо тех гражан приезжим людем иного города учнут продавать или у них какие покупать, хотя и свалом, и те товары имать на великого государя.

63. Учинить заказ крепкой, чтоб иноземец с иноземцом никакими товары не торговали и не продавали и не меняли, понеже великому государю в таможнех в зборех ево великого государя казне чинятся большие недоборы, а русским людем в торгах их помешка и изнищение чинитца. И будет иноземцы меж себя учнут торговать, а сыщетца про то допряма, и те товары взять на великого государя.

64. А что они, иноземцы, будучи на Москве и в городех, явленных своих товаров заморских всяких, кроме питей, продадут на деньги, или заменяют на товары, и с тех заморских товаров с продажи имать на них иноземцов пошлин по 2 алтына с рубля….

… И ис сех статей, которые выше писаны, выписано на перечень и отдано разных государств торговым иноземцом для ведома.


Устав торговле в царствующем граде Москве и во всей Великой Росии в порубежных городех, чтоб иноземцы за море, и хто 132 ж в свои городы о привозе Великие Росии в порубежные городы своих заморских товаров, также и к прииму руских товаров вскоре для раннего приходу караблей писали.

1. К городу Архангельскому придут карабли и пристанут, где есть обычай, и тое годовые службы московской гость с товарыщи спросит у корабельных хозяинов всему товару росписей, и то вскоре дано имеет быти до выгруживания ис карабля товаров. И учнут быть все заморские товары с росписьми и с записками, чтоб в прокраже ни у кого ничево не было. А с прямых и с непротаможенных товаров великого государя в казну пошлины имать золотыми и ефимками.

Доброй Угорской золотой по рублю, а ефимок Любской по полтине.

2. А будет которые иноземцы привезут из-за моря золотые и ефимки, и с того им пошлин не платить. И на те золотые и ефимки купят каково товару, и те товары вести им в свою землю безпошлинно.

3. А чтоб на Москве и в городех иноземцы никаких товаров врознь не продавали. А будет учнуть врознь продавать, и те товары имать на великого государя. А иноземцом с ыноземцы никакими товары не торговать и не менять, и русским приезжим людем не продавать и не менять же. А продавать товары в тех городех купецким людем того города, в коих они торговать станут, и у них також товары всякие покупать. И подрядов и записей иноземцом с

приезжими людьми никаких не чинить, понеже в таможнях великого государя казне чинятца недоборы большие, а руским людем в торгех помешки и изнищение и убытки от того.


  1. Заполнить таблицу:

Генезис капитализма относится к XVII в.

Исследователи:

Генезис капитализма относится к XVIII в.

Исследователи:


Сходство в историографических концепциях













Различия в историографических концепциях





















  1. На основании научной литературы аргументируйте, почему возникновение Казенного двора, Пушечного двора, Оружейной палаты большинство исследователей отказывается рассматривать в качестве примеров отечественной мануфактуры и доказательств в пользу концепции раннего зарождения капиталистических отношений в России.

Требования к выполнению и оформлению результатов СРС

В каждой из колонок таблицы отражены основные историографические подходы в решении проблемы генезиса капитализма в России. На основе лекционного материала и изучения монографической литературы необходимо вписать в колонки парные и непарные аргументы и контраргументы в пользу той или иной концепции. Кроме того следует четко представлять те положения, которые разделяют сторонники обеих противоположных теорий, отразив их также в таблице.

Для успешного выполнения данного задания необходимо обратить внимание

1) на причины возникновения названных выше учреждений и их специализацию.

2) на причины возникновения мануфактурного производства как признака развития капиталистического уклада в экономике.

Рекомендуемая литература:

Источники:
  1. Леонтьев Т.А. Практикум по истории России XVII в. М., 2006..


  2. Ногаев Л.С., Огнев В.Н. Практикум по истории СССР XVII-XVIII вв. М., 1986.

  3. Соборное Уложение 1649 г. Комментарии. Л., 1987.

  4. Хрестоматия по истории СССР XVI-XVII вв. / Под ред. А.А. Зимина. М., 1962.

Основная литература:

  1. Боханов А.Н., Сахаров А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник для вузов (под ред. Сахарова А.Н.). В 2 т., М.: Изд-во «Проспект, ТК Велби», 2009.

  2. Милов Л.В. История России с древнейших времен до конца ХVII века. М., ЭКСМО, 2009. Гриф УМО по классическому университетскому образованию

Дополнительная литература:

  1. Буганов В. И., Преображенский А. А., Тихонов Ю. А. Эволюция феодализма в России: социально - экономические проблемы. М., 1969.

  2. Дружинин Н. М. Генезис капитализма в России. М., 1955.

  3. Водарский Я.Е. Дворянское землевладение в России. М., 1988.

  4. Воробьев В.В., Дегтярев А.Я. Русское феодальное землевладение от «смутного времени» до кануна петровских реформ. Л. 1986.

  5. Лисейцев Д.В., Рогожин Н.М. Россия после Смуты - время выбора. //Отечественная история. 2008. № 5.

  6. Маньков А.Г. Развитие крепостного права в России во второй половине XVII в. М.-Л., 1962.

  7. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.

  8. Нечкина М. В. “О “восходящей” и “нисходящей” стадиях феодальной формации” //Вопросы истории. 1958. №7.

  9. Особенности российского исторического процесса. Памяти Л.В. Милова. М., 2009.

  10. Панеях В.Л. Холопство в первой половине XVII в. Л., 1984.

  11. Переход от феодализма к капитализму (материалы дискуссии 1969 г.). М., 1969.

Интернет-ресурсы
  1. http://by-chgu.ru - Электронная библиотека (раздел «История России»)


  2. http://dlib.eastview.com - электронные базы данных Вопросы истории», «Отечественная история»)

  3. http://www.hist.msu.ru – библиотека исторического факультета МГУ

  4. http://www.history-sssr.ru - очерки истории СССР с древнейших времен




следующая страница >>