prosdo.ru
добавить свой файл
1
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

1. Экономика как наука

2. Предмет и составные части экономической науки

3. Экономические законы и методы исследования

4. Свобода выбора. Собственность. Конкуренция

Контрольные задания

В Древней Греции под словом «экономика» понимали ведение домашнего хозяйства, которым руководит хозяин или нанятый им человек. В центре экономических процессов всегда были конкретные люди — собственники, производители, посредники. От успешного ведения хозяйства зависело благосостояние тысяч граждан.

Прошли столетия и эпохи. Слово «экономика» приобретало разное содержание, но суть его оставалась все той же, изменились лишь масштабы этого понятия. Теперь, говоря об экономике, мы имеем в виду не столько домашнее, сколько общественное, национальное и мировое хозяйство.

Несравненно более сложными стали процессы производства, усовершенствовались системы посредничества и торговли. Не изменилось одно — в центре всего, что происходит, находятся конкретные люди с их потребностями, которые и являются двигателями развития цивилизаций. Именно потребности во все времена заставляли людей одолевать огромные расстояния в поисках новых земель и рынков сбыта, осваивать неизведанные территории. Именно потребности были и остаются главным стимулом развития науки, техники и производства, способствуя тем самым расцвету культуры и образования и повышению уровня жизни.

Каждый из нас стремится жить как можно лучше. Однако сделать это не так уж легко. Издавна эту проблему люди решали по-разному. Одни ограничивались самыми необходимыми вещами, другие силой или обманом отбирали у своих ближних все, что можно было отнять, третьи совершенствовали средства производства, делали изобретения, находили новые источники прибыли, осваивали новые территории, новые промыслы.

Наука и технологии достигли очень высокого уровня развития, но даже его недостаточно для удовлетворения всех потребностей человечества. Поэтому такое большое значение приобретает изучение современной экономики, знания которой помогут значительно повысить уровень нашего благосостояния, к чему мы и стремимся.

1. Экономика как наука

Как и каждая наука, экономика имеет свои законы, принципы, правила, по которым развивается. Она рассматривает все сферы человеческого бытия, так или иначе отражает все процессы, происходящие в обществе, — от политических до бытовых, поэтому изучение ее предусматривает применение достижений практически всех предметов, которые изучаются в школе. Наиболее тесно экономика связана с такими науками, как математика, право, социология, география, история, политология, психология. Географические знания дают возможность выяснить роль природных условий, сырьевых ресурсов разных территорий в размещении производства товаров и услуг. Изучение истории поможет выявить закономерности становления и развития хозяйства и понять состояние мировой экономики. Знания политологии призваны объяснить и определить роль государства и отдельных общественных групп в функционировании экономики (рис. 1).
группа 28


Рис. 1. Схема взаимосвязей экономики с важнейшими сферами человеческих знаний.
Исследование экономики невозможно без знания законодательных актов, которые регулируют общественные взаимоотношения как внутри страны, так и на международном уровне, поэтому связи экономической науки с правоведением очень тесные. Знания психологии дают возможность выявлять особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях, выяснять мотивы, вынуждающие его действовать так или иначе. Экономика широко использует формулы, уравнения, графики для анализа и иллюстрации тех или иных процессов и явлений, поэтому она тесно связана с математикой и ее отраслями.

2. Предмет и составные части экономической науки

Экономическая наука разрабатывается и развивается экономистами разных течений и направлений, отсюда существуют различные определения ее предмета. Наиболее общим и коротким является следующее: экономика — это наука об основах хозяйствования.

Хозяйственная деятельность — деятельность людей, направленная на обеспечение материальных условий жизни. Для осуществления такой деятельности необходимо ответить хотя бы на несколько ключевых вопросов:

1. Что из товаров и услуг произвести и в каком количестве, чтобы потребности людей удовлетворить как можно полнее, а производство стало высокоэффективным?

2. Как производить товары и услуги, то есть какие ресурсы и какие технологии необходимо использовать, чтобы созданный продукт был более доступен потребителям?

3. Для кого производить, ведь у каждой социальной группы имеются свои потребности, а для их удовлетворения необходимы самые разные товары и услуги?

Определившись с ответами на данные вопросы, можно приступать к производству необходимых благ. Но это невозможно без глубоких знаний основных экономических механизмов.

Экономика – сложная система, имеющая несколько уровней. Хотя все уровни взаимосвязаны и взаимозависимы, принципы функционирования семейных хозяйств, предприятий и отраслей отличаются от законов развития экономики в целом. В этой связи экономическая теория исследует проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на разных уровнях.


  1. Микроэкономика исследует интересы субъектов хозяйствования, предпринимателей, бизнесменов, работников, их потребности и мотивы, рыночный спрос и поведение потребителей и т.д. Иначе говоря, микроэкономика имеет дело с законами функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике, изучает цены и объемы производства продукции на отдельных рынках, факторы спроса и предложения отдельных товаров, особенности поведения фирм в условиях разных типов рыночных структур.
  2. Макроэкономика исследует систему хозяйствования в национальной экономике в целом, рассматривает совокупные (агрегированные) показатели дохода, занятости, динамики цен, определяет направления экономической политики государства. Она оперирует такими категориями, как совокупный спрос и совокупное предложение, национальный доход, финансовая система, инфляция, государственный бюджет, макроэкономические пропорции и их регулирование.


  3. Мезоэкономика, или медиум-уровень (термин стал использоваться относительно недавно), предполагает исследование законов функционирования определенных подсистем национальной экономики в территориальном (регион, область, город, район и т.д.) или отраслевом (промышленность, аграрный сектор, военно-промышленный комплекс и т.п.) разрезе.

  4. Мегаэкономика (мировая экономика) – исследует важнейшие формы международных экономических отношений (непосредственно международное производство, миграция рабочей силы, миграция капитала, международные валютные отношения, международная торговля).

Человек есть социальное существо, подчиненное законам и обычаям того общества, к которому принадлежит. История знает немало фактов, когда своеобразность образа жизни, культурно-психологические, религиозные и другие обычаи предопределяли возникновение или исчезновение отдельных отраслей хозяйства. Исламские законы, например, запрещают, употреблять свинину, алкоголь и табак, поэтому в хозяйствах мусульманских стран отсутствуют собственные отрасли, вырабатывающие данную продукцию. В Индии корова считается священным животным: как следствие, производство говядины здесь практически ие ведется. Вместе с тем религиозные обычаи индусов предопределяют расходы на разнообразные обряды, благодаря чему здесь процветает производство обрядовых атрибутов. Подобных примеров множество, и это свидетельствует, что экономические знания нужны во всех сферах человеческой деятельности (рис. 2). Поэтому для экономиста важно также знать традиции, религии многих народов, их культуру, историю и другие общественные науки.

группа 18
Рис. 2. Необходимость знания экономики.
3. Экономические законы и методы исследования

Анализируя хозяйственную деятельность, экономисты выявляют и обобщают ее закономерности. Проверенные жизнью закономерности, которые можно успешно использовать для организации хозяйственной жизни, называют экономическими законами.


Один из основоположников экономической теории Альфред Маршалл в своей книге «Принципы экономической науки» (1890) писал, что закон — это обобщение, которое свидетельствует, что от участников определенной социальной группы при определенных условиях можно ожидать определенного способа действий.

На основе выявленных, обобщенных, проверенных и доказанных закономерностей ученые-экономисты создают теории — систему положений, объясняющих те или иные явления хозяйственной жизни.

Под ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЗАКОНОМ понимается устойчивая, повторяющаяся причинно-следственная связь между экономическими процессами, проявляющаяся как объективная необходимость.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ - это законы развития производственных отношений (или отношений собственности) в их взаимосвязи с развитием производительных сил.

Система экономических законов включает четыре их типа.

1. Это ОБЩИЕ экономические законы, т.е. законы, присущие всем общественным способам производства (закон роста производительности труда, закон экономии времени и т.д.)

2. ОСОБЫЕ - законы, которые действуют в нескольких общественно-экономических формациях ( закон стоимости, закон спроса и предложения).

3. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ экономические законы, которые действуют с условиях одного общественного способа производства. Важнейший из них - основной экономический закон, который выражает связи в процессе взаимодействия между производительными силами и отношениями собственности.

4. ЧАСТНЫЕ - законы, которые действуют лишь на одной из стадий общественного способа производства. Напр., закон образования монополии концентрацией производства, который действует на высшей стадии развития капитализма, т.е. с начала 20-го столетия.

Экономика широко использует разнообразнейшие методы исследований. Так, выявление существенных признаков предмета или явления возможно с помощью методов научной абстракции. Изучение явления по его составным частям — это метод анализа. Обобщение и систематизация отдельных факторов, проявлений, черт, выяснение свойств предмета — метод синтеза. Построение моделей, отражающих основные экономические показатели, их изменения и связи, осуществляет метод моделирования. Использование схем, графиков, диаграмм, показывающих взаимозависимость экономических показателей, — это область графического метода.


Конечно, экономические модели намного беднее, схематичнее, чем реальная хозяйственная жизнь, поскольку для ее объяснения используются предположения. Предположения упрощают представления о хозяйственной деятельности, но дают возможность лучше понять сущность многих явлений и закономерностей, помогают очертить границы изучаемого явления, рассмотреть его в разных аспектах в разные промежутки времени.

4. Свобода выбора. Собственность. Конкуренция

Всем людям присуще стремление к свободе, в частности выбора способа или модели жизни. К сожалению, чрезвычайно много факторов эту свободу ограничивает. В демократическом обществе государством гарантируется безоговорочное соблюдение всех прав человека и гражданина при условии их законного использования. За гражданами остается выбор, как реализовать эти права.

Одно из основополагающих прав человека — право на частную собственность, существование которой и породило экономику как науку, ведь частная собственность служит основой личного благосостояния человека, его интересов и богатства. Она дает человеку возможность максимально реализовать себя в обществе для обеспечения собственных потребностей, но эта реализация невозможна без знания условий, ориентиров, способствующих достижению поставленных целей. Такие ориентиры дают экономические знания.

Суть экономики состоит в том, что все ее действующие лица — производитель, посредник, потребитель — сотрудничают между собой для достижения каждым своей выгоды, поэтому они заинтересованы друг в друге для максимального удовлетворения своих потребностей. Постоянное стремление человека улучшить свое благосостояние, то есть удовлетворить те или иные потребности как можно выгоднее, постепенно формирует у него определенные экономические интересы. Желание иметь не только то, что уже достигнуто, но и то, что хочется иметь от хозяйственной деятельности, порождает экономические интересы. Они проявляются в устойчивом сосредоточении внимания и желания на достижении определенных целей.


Наличие конкретных потребностей и интересов формирует спрос на те товары и услуги, которые производитель может поставлять на рынок в необходимом количестве, чтобы удовлетворить свои потребности и интересы. В свою очередь, потребитель выбирает на рынке именно те товары и услуги, которые его более всего удовлетворяют прежде всего в плане дешевизны и качества. Поэтому производитель должен заботиться, чтобы товары или услуги, которые он предлагает, были как можно более качественными и дешевле, чем у других производителей. Так возникает конкуренция — еще один фактор экономического прогресса.

Как видим, экономика изначально ставит в центр своего функционирования потребности человека, ради которого все происходит и вокруг которого оборачивается вся рыночная система. Выявляется главнейший принцип современного бытия: «Удовлетворение интересов и потребностей каждого человека — прежде всего».

Контрольные задания
1 уровень

Укажите, правильны ли такие утверждения?

1. Считается, что впервые термин «экономика» был употреблен в Древней Греции.

2. Задача экономической науки состоит в том, чтобы систематизировать и обобщать факты и явления хозяйственной деятельности людей, рационально организовывать и управлять ею.

3. Экономика исследует проблемы эффективного использования ресурсов для удовлетворения потребностей человека.
2 уровень

4. Назовите составные части экономической науки.

5. Дайте определение термина «экономика».

6. Назовите основные условия, способствующие развитию экономики любой страны, любого общества.
3 уровень.

7. Подберите из экономической литературы выражения известных экономистов о необходимости изучения экономики.

8. Объясните межпредметные связи экономической науки.

9. Приведите примеры, иллюстрирующие роль экономических знаний в жизни каждого человека и общества.