prosdo.ru 1

16 пенсионная система

Пенсионная реформа – важнейший национальный проект современной России. Ее основной целью является обеспечение достойной пенсии у работающих ныне граждан, а также установление прямой зависимости между размером будущей пенсии и стажем, зарплатой работника, а также добровольными взносами в пользу его будущей пенсии – иначе говоря – его личным вкладом в пенсионную систему.

Старая, распределительная, система, полностью строилась на принципе солидарности – то есть работники содержали пенсионеров. В общих чертах это выглядело так: советские предприятия отчисляли на пенсионные цели определенный процент от фонда оплаты труда. Государство, добавив необходимую часть из бюджета, полностью расходовало эти средства на выплату текущих пенсий. Пенсии были примерно одинаковыми и относительно высокими, ведь, к примеру, в 1970 году на каждого советского пенсионера приходилось по 5 работников: в пенсионном возрасте находилось малочисленное военное поколение, тогда как в трудоспособный возраст вступило многочисленное поколение рожденных в послевоенное десятилетие, когда наблюдался всплеск рождаемости. К 1990 году это соотношение сократилось до 2,2 человек, а в 2002 году, когда стартовала реформа, на одного пенсионера приходилось лишь 1,7 работающих. Сегодня на каждого пенсионера приходится около 1,5 работника, а лет через 10 их количество сравняется. В таких условиях распределительная система оказывается неэффективной: распределять нечего.
график: сокращение количества работников относительно пенсионеров. Данные: Госкомстат, 2008.  

Ключевой идеей новой пенсионной системы является принцип накопления. Гражданину предоставлена возможность копить себе на пенсию в период активной трудовой деятельности. За счет средств работодателя каждый работник участвует в системе обязательного пенсионного страхования, формируя накопительную часть трудовой пенсии. С начала 2009 года у каждого гражданина появилась возможность существенно увеличить, совместно с государством, накопительную часть пенсии в рамках системы дополнительного пенсионного страхования (система государственного софинансирования или «1000 на 1000»).  Негосударственную пенсию он может накапливать, заключив договор негосударственного пенсионного обеспечения. Наконец, наиболее ответственные работодатели предлагают своим работникам участвовать в корпоративных пенсионных программах.


При всей кажущейся сложности современной пенсионной системы ее логика довольно проста.

В будущем государство гарантирует вам лишь минимальный размер пенсии. Все, что выше – личная ответственность каждого. Чем больше вы скопите к моменту достижения пенсионного возраста – тем лучше будете жить в преклонные годы.

Пенсионная система предоставляет каждому работнику несколько вариантов накопления пенсии. Каждый вариант необходимо изучить и избрать для себя собственную стратегию накопления, оптимальную с точки зрения размера и структуры ваших доходов.

И, наконец, каждый работник имеет возможность формирования каждого вида пенсии в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), что повышает эффективность накопления, защищает пенсию от инфляции и способствует ее приумножению. Такой институт, как НПФ – был специально создан в стране для формирования и защиты пенсионного капитала граждан.  

Итак. У двух работников с одинаковым стажем и уровнем заработной платы размер пенсии может существенно различаться. Все зависит от того, насколько сознательно подошел работник к формированию и накоплению своего пенсионного капитала, насколько своевременно и грамотно позаботился о сохранности и приумножении своих пенсионных накоплений. 

17 Обязательное пенсионное страхование


Современная пенсионная система основывается на принципе накопления. Накопительная часть пенсии формируется в период трудовой деятельности гражданина, причем накопительная пенсия начисляется полностью за счет работодателя. За каждого работника работодатель отчисляет определенный объем средств, часть которого расходуется на выплату пенсий, а вторая часть остается на индивидуальном счете граждан.

Ежемесячно выплачивая зарплату, работодатель в установленном законом порядке отчисляет в Пенсионный Фонд Российской Федерации страховой взнос в размере 22% от суммы заработной платы*. 16% из них отправляется в федеральный бюджет и расходуется на выплату текущих пенсий, являясь в будущем гарантией обязательств государства перед работником. 6% этой суммы - накопительная пенсия, которая сохраняется на лицевом счете гражданина. У граждан старше 1967 г.р. с 01.01.2005 г. страховые взносы используются только для формирования страховой части пенсии, накопительная часть пенсии не пополняется. Однако, накопительная пенсия этих граждан, сформированная в 2002-2004 гг., может быть использована ими по своему усмотрению.


 

Подробнее о системе паритетного софинансирования пенсий ("1000 на 1000") 
читайте в специальном разделе.

* В 2012 году ставка страховых взносов, отчисляемых работодателями на пенсионные цели, была снижена с 26% до 22%, из которых 16% - страховая часть пенсии, 6% - накопительная часть пенсии (Федеральный Закон №212–ФЗ от 24.07.2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»). С 1 января 2012 года страховые взносы работодателей на формирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии взимаются с фонда оплаты труда работника, не превышающего 512 тыс. рублей в год. На сумму сверх указанной предельной величины установлен тариф страхового взноса в размере 10%.

Накопительная часть пенсии имеет существенное отличие - денежные средства не расходуются на выплату текущих пенсий, а накапливаются на пенсионных счетах граждан. По сути, накопительная пенсия - это возможность за годы работы обеспечить себе не только достаточную сумму пенсии, но и приумножить ее.

С этой целью в стране создан институт негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Их задача – инвестирование средств пенсионных накоплений и начисление инвестиционного дохода с целью сохранения покупательской способности пенсионного капитала граждан. С 2004 года накопительная часть трудовой пенсии граждан, предварительно заключивших договор с НПФ, может передаваться в данный НПФ. В дальнейшем, при наступлении пенсионных оснований (пенсионного возраста) гражданин будет получать накопительную часть пенсии в этом НПФ. Задача НПФ - увеличение пенсии своих клиентов. Основная разница между НПФ и ПФР - в возможностях и доходности инвестирования средств: накопительная пенсия гораздо более выгодно инвестируется НПФ, нежели ПФР. ПФР инвестирует средства, в основном, в государственные ценные бумаги, тогда как НПФ – в акции и облигации ведущих российских компаний высшей категории надежности, банковские депозиты и некоторые другие финансовые инструменты, в соответствие с законодательством. Поэтому доходность НПФ в средне- и долгосрочной перспективе, безусловно, будет выше. В частности, среднегодовая доходность инвестирования средств пенсионных накоплений НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" в 2005–2010 гг. составила 11,06% годовых, в Государственной Управляющей компании за тот же период - 6,69%.

18 Субъекты обязательного пенсионного страхования


Субъектами обязательного пенсионного страхования являются: федеральные органы государственной власти, а также страхователи, которыми могут быть:

  1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

    • организации;

    • индивидуальные предприниматели;

    • физические лица;

  2. индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Страхователи подлежат обязательной регистрации, которая осуществляется в территориальных органах страховщика. Регистрации подвергают:

  • работодателей-организации, крестьянские (фермерские)хозяйства, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, в пятидневный срок с момента представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

  • частных нотариусов по месту их жительства на основании представляемого в срок не позднее 30 дней со дня получения лицензии на право нотариальной деятельности заявления о регистрации в качестве страхователя и представляемых одновременно с заявлением копий лицензии на право нотариальной деятельности, документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих его регистрацию по месту жительства, а также его постановку на учет в налоговом органе;
  • адвокатов по месту их жительства на основании представляемого в срок не позднее 30 дней со дня выдачи удостоверения адвоката заявления о регистрации в качестве страхователя и представляемых одновременно с заявлением копий удостоверения адвоката, документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих его регистрацию по месту жительства;


  • физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, а также выплачивающих по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, по месту жительства указанных физических лиц на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня заключения соответствующих договоров.

Страховщиками могут быть:

  • Пенсионный фонд РФ;

  • негосударственные пенсионные фонды.

Застрахованные лица – это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Ими являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

  • работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

  • самостоятельно обеспечивающие себя работой;

  • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

  • работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

  • являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

  • принадлежащие к иным категориям граждан.

19 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ
Статья 16. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации
1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

2. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.

При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.


Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.

3. В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц, и суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

(в ред. Федеральных законов от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 27.12.2009 N 378-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций - на счетах, открываемых в кредитных организациях, отбираемых на конкурсной основе Пенсионным фондом Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".


(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного пенсионного страхования не взимается.
Статья 17. Формирование бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
1. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:

страховых взносов;

средств федерального бюджета;

сумм пеней и иных финансовых санкций;

доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

2. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, осуществляемой в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на возмещение расходов Пенсионного фонда Российской Федерации по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, указанных в подпунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также в связи с преобразованием в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" с учетом финансового обеспечения организации доставки указанных пенсий, включаются в общий объем доходов и общий объем расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок выделения средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж указанных в абзаце первом настоящего пункта периодов и преобразованием пенсионных прав отдельных категорий граждан, а также порядок расчета объема этих средств определяются Федеральным законом "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" и Федеральным законом "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан".


(п. 2 в ред. Федерального закона от 03.06.2011 N 118-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Расходы, связанные с выполнением Пенсионным фондом Российской Федерации функций, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", осуществляются за счет средств федерального бюджета и учитываются в общем объеме расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в составе расходов на содержание органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

(п. 3 введен Федеральным законом от 30.04.2008 N 55-ФЗ)
Статья 18. Расходование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:

выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);

иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.


2. Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в части, превышающей средства от уплаты страховых взносов, в том числе по причине неуплаты страхователями начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за застрахованных лиц, компенсируются Пенсионному фонду Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований и учитываются в составе средств, предназначенных на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Резерв бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации создается резерв.

Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статья 20. Порядок формирования и индексации расчетного пенсионного капитала
Расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.


Индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Статья 21. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

21ПОНЯТИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО) УЧЕТА


Индивидуальный, т. е. персонифицированный, учет – это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ.

Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются:

1) создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

2) обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), которые определяют размер трудовой пенсии в процессе ее назначения;

3) создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства РФ, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;

4) развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

5) создание условий для контроля над уплатой страховых взносов застрахованными лицами в Пенсионный фонд РФ;

6) упрощение порядка иускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.

Органом, который осуществляет индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд РФ.

На территории РФ на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.


Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица хранится в Пенсионном фонде РФ в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти – в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел.

Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные.

Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, получает страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования непосредственно в органе Пенсионного фонда РФ по месту своей регистрации в качестве страхователя.

Страхователи представляют ворганы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь должен предоставлять сведения о каждом работающем унего застрахованном лице один раз в год, но не позднее 1 марта.

23 ИНВАЛИДНОСТИ ДЛЯ ГРАЖДАН И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И РАЗМЕР


Пенсии по инвалидности делятся на трудовые, которые назначаются застрахованным гражданам, и на пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которые назначаются военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии определяемого по медицинским показаниям ограничения способности к трудовой деятельности третьей, второй или первой степени.

Такая пенсия устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, и от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.


Трудовая пенсия по инвалидности может состоять из следующих частей:

1) базовой;

2) страховой;

3) накопительной.

Размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности устанавливается в следующих суммах:

1) при третьей степени – 3588 руб. в месяц;

2) при второй степени – 1794 руб. в месяц;

3) при первой степени – 897 руб. в месяц.

Страховая часть трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:

СЧ = ПК / (Т × К),

где СЧ – страховая часть трудовой пенсии;

ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается страховая часть трудовой пенсии. В связи с этим страховые взносы учитываются до даты установления инвалидности;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;

К – отношение нормативной продолжительности страхового стажа по состоянию на указанную дату к ста восьмидесяти месяцам.

Накопительная часть (НЧ) пенсии по инвалидности определяется по формуле:

НЧ = ПН / Т,

где ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.

Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.

Сам факт отсутствия связи увечья или заболевания сисполнением обязанностей военной службы определяют военно-врачебные комиссии.

2410 ПЕНСИЯ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА ДЛЯ СЕМЕЙ ГРАЖДАН И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ, РАЗМЕР

Под потерей кормильца понимается смерть или безвестное отсутствие кормильца, что подтверждается свидетельством о смерти, выдаваемым органом загса, или устанавливается судом.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке (ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была постоянным и основным источником средств к существованию.

Размер базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в следующих суммах:

1) детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери (круглым сиротам) – 1794 руб. в месяц (на каждого ребенка);

2) другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца – 897 руб. в месяц (на каждого члена семьи).

Размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи определяется по формуле:

СЧ = ПК / (Т × К) / КН,

где СЧ – страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

ПК – сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, учтенного по состоянию на день его смерти;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости;

К – отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к ста восьмидесяти месяцам;

КН – количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца.

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется по формуле:


П = БЧ + СЧ, где П – размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

БЧ – базовая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца; СЧ – страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца. В случае смерти военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца.

42 Государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет.

Федеральные государственные служащие при наличии стажа государственной службы не менее пятнадцати лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной службы по следующим основаниям:

1) по ликвидации федеральных и других органов государственной власти, образованных в соответствии с законами РФ, и по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти и их аппаратах;

2) по увольнению с должностей, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;

3) по достижении предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной государственной службы;

4) по обнаружившемуся несоответствию замещаемой должности федеральной государственной службы, препятствующему продолжению службы, вследствие состояния здоровья;

5) по увольнению по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и выплачивается одновременно с ней.

Федеральным государственным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее пятнадцати лет в размере 45 % среднемесячного заработка федерального государственного служащего, вычитая базовую и страховую части трудовой пенсии по старости (инвалидности).


За каждый полный год стажа государственной службы сверх пятнадцати лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного заработка. Общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости не может превышать 75 % среднемесячного заработка служащего.

Размер пенсии лицам, которые замещали должности федеральной службы, исчисляется по их выбору исходя из среднемесячного денежного содержания за последние двенадцать полных месяцев федеральной государственной службы, предшествовавших дню ее прекращения или дню достижения ими возраста, дающего право на пенсию по старости.

Государственным и муниципальным служащим дополнительно к окладу выплачиваются ежемесячные надбавки:

1) за квалификационный разряд;

2) за особые условия государственной службы;

3) по главным государственным должностям – в размере от 120 до 150 % должностного оклада;

4) по ведущим должностям – от 90 до 120 % оклада;

5) по старшим должностям – от 60 до 90 % оклада;

6) по младшим должностям – до 60 % оклада;

7) за выслугу лет.

44 Социальная пенсия устанавливается нетрудоспособным гражданам, которые по каким-то причинам не приобрели права на другой вид пенсии (п. 4 ст. 5 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Основания для назначения социальной пенсии различны: наступление инвалидности III, II, I степени, наступление инвалидности в детстве, смерть одного или обоих родителей ребенка в возрасте до восемнадцати лет, достижение преклонного возраста. Согласно ст. 5 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам.

Нетрудоспособные граждане (ст. 2 указанного ФЗ) – инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети до 18 лет (а также старше этого возраста, но не больше 23 лет), потерявшие одного или обоих родителей, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие 65 и 60 лет, не имеющие права на пенсию, предусмотренную ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».


Социальная пенсия устанавливается следующим образом:

1) 100 % размера базовой части трудовой пенсии по старости для достигших 60 и 55 лет и относящихся к следующим категориям граждан:

а) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет;

б) граждане, достигшие 65 и 60 лет, не имеющие права на трудовую пенсию;

в) инвалиды, имеющие ограниченные способности к трудовой деятельности второй степени (за исключением инвалидов с детства);

г) дети до 18 лет, потерявшие одного из родителей. Для последних двух категорий граждан размер социальной пенсии несколько увеличен и не может быть менее 470 руб. в месяц;

2) 100 % размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности для следующих категорий граждан:

а) инвалиды с детства, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени;

б) инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени;

в) дети-инвалиды;

г) дети в возрасте до 18 лет, потерявшие обоих родителей;

д) дети умершей одинокой матери;

3) 85 % размера базовой части трудовой пенсии по старости для достигших возраста 60 и 65 лет и относящихся к следующей категории граждан: инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности первой степени.

Гражданам, проживающим в районах и местностях, в которых к заработной плате установлены районные коэффициенты, социальная пенсия устанавливается с их учетом. При выезде их из этих районов на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента, никакие надбавки к социальным пенсиям не начисляются (п. 1, 2 ст. 18 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»).

30 ВЫПЛАТА ПЕНСИЙ ГРАЖДАНАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ (ВЫЕХАВШИМ) НА ПОСТОЯННОЕ ЖИТЕЛЬСТВО ЗА ПРЕДЕЛЫ РФ

Согласно ст. 1 ФЗ от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ» гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ и имеющим ко дню выезда право на получение государственных пенсий в соответствии с законодательством РФ, перед отъездом по их желанию выплачиваются суммы назначенных государственных пенсий в связи с трудовой и другой общественно полезной деятельностью или службой в российских рублях за шесть месяцев вперед.


Гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории РФ и имеющим (имевшим) ко дню выезда право на получение государственных пенсий на основании их письменных заявлений, суммы назначенных государственных пенсий в связи с трудовой и другой общественно полезной деятельностью или службой могут переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, устанавливаемому ЦБ РФ на день совершения операции. При этом перевод производится с месяца, следующего за месяцем отъезда гражданина за пределы РФ, но не ранее чем со дня, до которого выплачена государственная пенсия в связи с трудовой и другой общественно полезной деятельностью или службой в российских рублях (абз. 1, 2 ст. 2 рассматриваемого ФЗ).

Расходы на выплату государственных пенсий производятся из источников, за счет которых осуществлялась выплата государственных пенсий на территории РФ (абз. 3 ст. 2 рассматриваемого ФЗ).

При возвращении граждан на постоянное жительство в РФ суммы назначенных государственных пенсий в связи с трудовой и другой общественно полезной деятельностью или службой, право на получение которых имелось ко дню выезда за пределы территории РФ, которые не были получены за время постоянного проживания за пределами РФ, выплачиваются в порядке, установленном законодательством РФ для выплаты государственной пенсии, не полученной пенсионером своевременно (ст. 4 рассматриваемого ФЗ).

Гражданам, которые выезжают на постоянное место жительства за пределы РФ, пенсия может выплачиваться на территории РФ независимо от даты их выезда из РФ, переезда из одного государства в другое и места жительства. Заявление о выплате пенсии на территории РФ по требуемой форме и документы подаются в орган, осуществлявший пенсионное обеспечение гражданина на территории РФ.

Орган, который осуществляет пенсионное обеспечение гражданина на территории РФ, после получения всех необходимых документов проверяет правильность исчисления пенсии и возобновляет или восстанавливает выплату пенсии на территории РФ в соответствии с законодательством РФ.